Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:38, реферат

Описание работы

Монополии капиталистические - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли. Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе концентрации производства и капитала. Основные формы капиталистических монополий - картели, синдикаты, тресты, концерны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Модель чистой монополии………………………………………………..4

Виды монополии……………………………………………………………9

Поведение предприятия в условиях чистой монополии в краткосрочном периоде………………………………………………………………………12


Поведение предприятия в условиях чистой монополии в долгосрочном периоде………………………………………………………………………16

2. Ценовая дискриминации……………………………………………………19

3. Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть…………………………………………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………....28

Работа содержит 1 файл

максимизация прибыли в условиях монополии.docx

— 311.56 Кб (Скачать)

При наличии  или возможности установления юридических  барьеров монополист может реализовать  вариант поведения, получивший название «поиск ренты». Такой вариант поведения монополиста направлен на сохранение или принятие нормативных актов, препятствующих проникновению других предприятий в отрасль, путем лоббирования, то есть воздействия на процесс принятия решений органами власти.

 

 

 

 

 

  1. Ценовая дискриминация

 

Ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различие в ценах не обусловлены различиями в издержках  производства. Слово «дискриминация»  здесь означает не ущемление чьих- либо прав, а «разделение».

Осуществляя ценовую дискриминацию, монополист увеличивает свою общую экономическую  прибыль за счет дифференцированного  подхода к покупателям с целью  сохранения рынка сбыта. При этом доля предполагаемой прибыли перераспределяется от части покупателей с неэластичным спросом в пользу части покупателей  с эластичным спросом, для которой  устанавливается более низкая цена. В ряде случаев можно классифицировать потребителей по доходам, возрасту, характеру  работы, устанавливать скидки и т.д.

Для проведения ценовой дискриминации необходимо выполнение следующих условий:

    1. продавец должен являться монополистом;
    2. продавец должен уметь, а также иметь возможность сегментировать рынок (выделять группы покупателей с различной степенью ценовой эластичности);
    3. потребитель не должен перепродавать товар.

Проводя ценовую дискриминацию, фирма устанавливает  цену выше средних общих издержек (Р>АТС).

Смысл проведения политики ценовой дискриминации  состоит в стремлении монополиста  присвоить себе излишек потребителя  и тем самым максимизировать  свою прибыль. В зависимости от того, в какой степени это ему  удается, ценовая дискриминация  подразделяется на три вида: дискриминация  первой, второй и третей степени. Рассмотрим подробно каждый из этих видов.

При ценовой дискриминации первой степени или совершенной ценовой дискриминации монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополистом, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию (см. рисунок 12).

Р,С

 

  

   Р1

   Р2

   Р3

МС

D=MR

Q

E

0 Q1 Q2  Q3


 

Рисунок 1.2 – Совершенная ценовая дискриминация

 

Допустим, что предельные издержки являются неизменной величиной. На рисунке 12 показано, что  при проведении ценовой дискриминации  первой степени монополист продает первую единицу товара Q1 по ее резервированной цене Р1, тоже самое касается и второй (продается Q2 по цене Р2), и последующих единиц товара. Другими словами, из каждого покупателя «выжимается» максимум того, что он готов заплатить. Тогда кривая предельного дохода (MR) совпадет с кривой спроса (D), а объем продаж максимизирующий прибыль, соответствует точке Q3, так как именно в точке Е кривая предельных издержек (МС) пересекается с кривой спроса D (MR) дискриминирующего монополиста.

Следовательно, предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции в каждом случае будет равен ее цене, как и в  условиях совершенной конкуренции. В результате прибыль монополиста  возрастает на величину, равную излишку  потребителя (заштрихованная область).

Однако  такая ценовая политика весьма редко  встречается на практике, так как  для ее реализации монополист должен обладать удивительной проницательностью  и точно знать, какова максимальная цена, которую каждый покупатель готов  заплатить за каждую единицу данного  товара. Можно сказать, что совершенная  ценовая дискриминация достигается  крайне редко. Например, известный адвокат, хорошо зная платежеспособность своей  клиентуры, может назначить каждому  такую цену за его услуги, которая  соответствует максимальной сумме, которую готов заплатить клиент.

 

Ценовая дискриминация второй степени – это ценовая политика, суть которой заключается в установлении различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции. При покупке большего количества товаров потребителю устанавливают более низкую цену за каждую дополнительную единицу товара. Например, в Москве существуют различные тарифы на проезд в метро в зависимости от количества поездок. Можно сказать, что метрополитен осуществляет политику ценовой дискриминации второй степени. Очень часто проведение ценовой дискриминации второй степени выступает в виде различных ценовых скидок (дисконтов).

 

Ценовая дискриминация третьей  степени – это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. Здесь происходит не разделение цен спроса на отдельные экземпляры или объема товаров, а сегментация рынка, то есть разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности. Монополист создает, так называемые, «дорогой» и «дешевый» рынки.

На «дорогом»  рынке спрос низкоэластичен, что позволяет монополии увеличить выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» – высокоэластичен, что дает возможность увеличить общую выручку за счет продажи большего количества продукции по более низким ценам. Самая сложная проблема ценовой дискриминации третьей степени – надежно отделить один рынок от другого, то есть «дорогой» от «дешевого». Если этого не сделать, то идея максимизации прибыли не будет реализована. Ведь потребители «дешевого» рынка купят на нем продукцию по низким ценам и перепродадут ее на «дорогом» рынке. Пример достаточно надежного разделения рынка: в музее изобразительных искусств билеты для школьников и студентов всегда дешевле, чем для взрослых покупателей. Администрация музея продает дешевые билеты только по предъявлении соответствующего удостоверения и, визуально убедившись в возрасте покупателя. Поэтому перепродать свой билет взрослому человеку школьник не сможет.

Ценовая дискриминация третьей степени  проводится и при установлении различных  цен за гостиничные услуги иностранцам  и отечественным посетителям, различных  цен на блюда в ресторане в  дневное и вечернее время и  т.п.

 

 

P,R,C

P,R,C

 

P,R,C

 

Q

Q

 

Q

 

D1

D2

 

D

 

MR1

MR2

 

MR

 

MC

P1

P2

P0

Q1

Q2

 

Q0

 

a)

б)

 

в)

 

 

Рисунок 2.2 – Ценовая дискриминация третьей степени

 

На рисунке  2.2 показаны рынки, на которых действует дискриминирующий монополист (варианты (а) и (б)) и рынок простого монополиста (вариант (в)). Предположим, что предельные издержки МС одинаковы при продаже продукции по разным ценам. Пересечение кривых MR и МС определяет уровень цены. Поскольку ценовая эластичность на «дорогом» и «дешевом» рынках разная, постольку и цены на них окажутся различными. На «дорогом» рынке монополист установит цену Р1 и объем продаж составит Q1. На «дешевом» рынке цена будет на уровне Р2 и объем продаж Q2. На рынке простого монополиста цена составит Ро и объем продаж Q0. Валовой доход во всех случаях показан заштрихованными прямоугольниками. Сумма площадей прямоугольников в вариантах (а) и (б) больше, чем площадь, обозначающая валовой доход у монополиста, не проводящего ценовую дискриминацию (случай (в)). Кроме того, объем производства простого монополиста меньше, чем сумма объемов продаж на «дорогом» и «дешевом» рынках.

Таким образом, дискриминирующий монополист производит больший объем продукции и  получает больший доход.

 

3. Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть

Монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке  действует единственная фирма-продавец какого-либо товара. В силу того, что  фирма-монополист контролирует рынок  целиком, остаточный спрос на ее продукцию  относительно неэластичен. Монополист является ценополучателем - объем его продаж оказывает влияние на цену, по которой этот объем может быть продан. Рассмотрим проблему максимизации прибыли для монополиста. Чтобы максимизировать свою прибыль, монополист придерживается такого же рода двухшаговой процедуры, что и совершенно конкурентная фирма. На первом шаге фирмы обоих типов рассчитывают величину оптимального положительного выпуска, который позволяет максимизировать прибыль, при условии, что фирма производит что-либо вообще. Если совершенный конкурент в этих расчетах использует рыночную цену, монополист пользуется предельным доходом. На втором шаге фирмы обоих типов решают, производить ли им этот положительный выпуск или же останавливать производство и не производить ничего. Действия монополиста на втором шаге даже более сходны с аналогичными действиями совершенного конкурента. По мере роста выпуска растут (или по крайней мере неизменны) предельные издержки монополиста. Фирма будет расширять выпуск до тех пор, пока дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы товара превышает или, по крайней мере, не меньше дополнительных издержек, связанных с ее производством, поскольку когда издержки производства дополнительной единицы выпуска превышают дополнительную выручку, монополист терпит убытки.

Формализуем сказанное. Пусть π - прибыль монополиста ( π = TR-TC, где TR -совокупная выручка монополиста, ТС - его общие издержки). И выручка, и объем затрат зависят от количества произведенной и проданной продукции. Следовательно, прибыль является функцией количества π = f(Q). Условия максимизации прибыли:

Первое  условие: MR = MC, где MR – предельная выручка, MR = ΔTR/ΔQ и MC – предельные издержки, MC = ΔTC/ΔQ.

Второе  условие: ΔMR/ΔQ = ΔMC/ΔQ.

Рисунок 1.3 – Максимизация прибыли

Прибыль максимальна, если при равенстве  предельной выручки предельным издержкам  предельная выручка с увеличением  выпуска сокращается в большей  степени, чем предельные издержки. В  условиях максимизации прибыли монополистом предельные издержки, в отличие от модели рынка совершенной конкуренции, могут убывать. Монополист может, максимизируя прибыль, отказаться от повышения выпуска, даже если предельные и средние издержки производства снижаются. Это, как известно, служит одним из аргументов в пользу тезиса о производственной неэффективности монополии .Найдем цену, которую установит монополист, максимизирующий прибыль. Для этого покажем зависимость предельной выручки от цены:     MR = Q*(ΔP/ΔQ) + P   (1)

 Домножив первое слагаемое на Р/Р и Q/Q, поскольку ΔQ/ ΔP * P/Q = Ed, где Ed - ценовая эластичность спроса, полученное выражение можно переписать в виде:

MR = P (1+1/ Ed)

Из условия  максимума прибыли следует, что  цена монополиста и предельные издержки производства связаны зависимостью:

P = MC/(1+1/ Ed)   (2)

Поскольку Ed < -1 (спрос эластичен), цена монополиста всегда будет больше его предельных издержек. Процентное превышение цены над предельными издержками, как мы знаем, отражает уровень монопольной власти. Означает ли это, что монополист не может нести убытков? Будет ли монополист иметь прибыль или нести убытки, зависит от соотношения максимальной готовности покупателей платить и средних издержек производства при оптимальном объеме выпуска (когда выполняется условие MR = МС). Если средние издержки фирмы при выпуске Qm выше цены спроса, то, несмотря на то, что монополист выпускает оптимальный объем продукции и назначает цену выше предельных издержек, его прибыль отрицательна.

Рисунок 2.3 – Убытки в условиях монополии

QM – величина убытков

Основное  различие между рынком совершенной  конкуренции и рынком несовершенной  конкуренции состоит в том, что  на первом фирмы не обладают рыночной (монопольной) властью, а на втором –  обладают. Монопольная власть означает способность фирмы влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать  её по своему усмотрению. Фирмы, обладающие монопольной властью называются ценопроизводителями (в другом переводе – ценоискателями). Фирмы, работающие на совершенно конкурентном рынке, напротив, могут быть охарактеризованы как ценополучатели, так как они принимают рыночную цену как заданную извне, самим рынком, и находящуюся вне их контроля, следовательно, эти фирмы не обладают монопольной властью.

Такой рынок, как монополия – это рынок  с несовершенной конкуренцией, и, значит, фирмы, функционирующие на нем, имеют монопольную власть, хотя и  по разным причинам.

Итак, фирма  обладает рыночной властью, когда она  может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Последнее  означает, что кривая спроса на продукцию  такой фирмы не может быть горизонтальной линией, а должна иметь отрицательный  наклон. Как только цена становится функцией от количества продаваемой  продукции, предельная выручка будет  меньше цены при любом положительном  объёме выпуска. Поэтому условие  максимизации прибыли для любой  фирмы, будет точно таким же, как  и у чистого монополиста: максимизирующий прибыль объём выпуска достигается, когда предельная выручка равна предельным издержкам. Отсюда мы получаем чрезвычайно важный вывод: фирма обладает монопольной властью, если цена, по которой она продаёт оптимальное количество продукции, превышает предельные издержки производства этого количества продукции. Конечно, монопольная власть фирмы, работающей в условиях монополистической конкуренции или на рынке олигополии, меньше, чем рыночная власть чистого монополиста, но она всё же существует. В связи с этим возникают два вопроса. Во-первых, как мы можем измерить монопольную власть, чтобы можно было сравнить одну фирму с другой с этой точки зрения? Во-вторых, каковы источники монопольной власти и почему у одних фирм монопольная власть больше, чем у других? Вспомним важное различие между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, повышает предельные издержки оптимального объёма выпуска.

Информация о работе Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть