Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:38, реферат
Монополии капиталистические - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли. Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе концентрации производства и капитала. Основные формы капиталистических монополий - картели, синдикаты, тресты, концерны.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Модель чистой монополии………………………………………………..4
Виды монополии……………………………………………………………9
Поведение предприятия в условиях чистой монополии в краткосрочном периоде………………………………………………………………………12
Поведение предприятия в условиях чистой монополии в долгосрочном периоде………………………………………………………………………16
2. Ценовая дискриминации……………………………………………………19
3. Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть…………………………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………....28
При этом подходе также рассматриваются три варианта поведения предприятия:
1) максимизация прибыли;
2) минимизация убытков;
3) закрытие предприятия.
Максимизация прибыли возможна в том случае, когда существуют такие сочетания объемов производства и цены, при которых цена продукта (Р) больше средних общих издержек (ATC). Этот вариант представлен на рисунке 4.1.4.
P,R,C
P0
X
C0
У
0
Q0 MR
Рисунок 4.1.4– Вариант максимизации прибыли предприятием при подходе «предельный доход – предельные издержки»
На рисунке 4.1.4 оптимальная цена – Р0, оптимальный объем производства – Q0, средние общие издержки при оптимальном объеме производства – С0. При этом максимальная прибыль на единицу продукции – отрезок Р0С0, максимальная общая прибыль – площадь прямоугольника – С0Р0ХУ.
Минимизация убытков осуществляется тогда, когда, во-первых, при любом сочетании объемов производства и цены средние общие издержки (ATC) превышают цену (Р), и, во-вторых, существуют такие сочетания цены и объема производства, при которых цена продукта (Р) больше средних переменных издержек (AVC).
На рисунке 5.1.4 оптимальная цена – Р0, оптимальный объем производства – Q0, средние общие издержки при оптимальном объеме производства – С0, средние переменные издержки – С1. При этом минимальные убытки на единицу продукции – отрезок С0 Р0, минимальные общие убытки – площадь прямоугольника – С0Р0УХ.
P,R,C
С0 X
P0 У AVC
C1 - - - - - - -
Q0 MR Q
Рисунок 5.1.4 – Вариант минимизации убытков предприятием при подходе «предельный доход – предельные издержки»
Предприятие закрывается, когда при любом сочетании объемов производства и цены, цена меньше средних переменных издержек. В этом случае минимально возможные убытки – величина постоянных издержек при прекращении производства. Учитывая вышеизложенные варианты поведения, построим кривую предложения предприятия, функционирующего в условиях чистой монополии, в краткосрочном периоде. Все необходимые для этого кривые показаны на рисунке 6.1.4.
P,R,C
S
MC
P0
X
C0 У AVC
Q0 MR
Рисунок 6.1.4 – Предложение предприятия в условиях чистой монополии в краткосрочном периоде
Рассмотрим рисунок 6.1.4. Объем производства, соответствующий точке пересечения кривых предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС) является оптимальным объемом производства (Q0). Равновесная цена при этом равна высоте кривой спроса для данного объема выпуска продукции (P0). Таким образом, точка Х отражает оптимальный объем производства при цене P0, или, другими словами, величину предложения товара Q0 при цене P0. Изменяя спрос, а, следовательно, и предельный доход, при неизменных кривых издержек получим другие точки, отражающие величины предложения при различных ценах на товар. Соединив эти точки, получим краткосрочную кривую предложения S.
Кривая предложения S восходящая, что отражает необходимость роста цен при увеличении объемов производства. При этом она расположена выше кривой средних переменных издержек (AVC), так как, если цена товара окажется ниже средних переменных издержек, то предприятие вынуждено будет закрыться и объем производства, а, следовательно, и величина предложения станут равны 0.
Долгосрочный период – это интервал времени, достаточный для изменения (уменьшения или увеличения) предприятием всех занятых факторов производства, а, следовательно, и производственной мощности. В долгосрочном периоде отсутствуют постоянные издержки, и предприятие в любой момент может прекратить производство, не неся при этом убытки. Поэтому такой вариант поведения, как «минимизация убытков», предприятиями в этом периоде не используется. Если монополист не в состоянии компенсировать свои долгосрочные издержки, то он уйдет с рынка. В противном случае его поведение в долгосрочном периоде зависит от наличия барьеров, препятствующих вступлению на рынок других предприятий. При этом монополист, планируя свою деятельность, осуществляет выбор из следующих вариантов поведения:
1) максимизация прибыли;
2) лимитирующее ценообразование;
3) поиск ренты.
Монополист максимизирует прибыль в том случае, когда и в долгосрочном периоде барьеры для вступления в отрасль других предприятий остаются непреодолимыми и отсутствует угроза появления конкурентов. Поведение монополиста в этом случае аналогично максимизации прибыли в краткосрочном периоде.
Возможны два подхода
к определению поведения
1) «долгосрочный общий доход – долгосрочные общие издержки»;
2) «долгосрочный предельный
доход – долгосрочные
Согласно первому подходу необходимо сопоставить долгосрочные общие издержки (LTC) и долгосрочный общий доход (LTR) при различном сочетании объема производства и цены. То сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором разница между долгосрочным общим доходом и долгосрочными общими издержками максимальна, является оптимальным.
На рисунке 1.1.4, показанном ниже, максимальная прибыль (наибольшая разница по вертикали между кривыми общего дохода и общих издержек) – отрезок АВ, оптимальный объем производства – Q1.
R,C
А
В
Q1 Q
Рисунок 1.1.4 – Вариант максимизации прибыли
при подходе «LTR – LTC»
В соответствии с подходом «долгосрочный предельный доход – долгосрочные предельные издержки», оптимальным для предприятия будет такое сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором долгосрочный предельный доход (LMR) равен долгосрочным предельным издержкам (LMC).
P,R,C
P0
X
C0
У
LMR
Q0
Рисунок 2.1.4 – Вариант максимизации прибыли предприятием при подходе «предельный доход – предельные издержки»
На рисунке 2.1.4 оптимальная цена – Р0, оптимальный объем производства – Q0, долгосрочные средние общие издержки при оптимальном объеме производства – С0. При этом максимальная прибыль на единицу продукции – отрезок Р0С0, максимальная общая прибыль – площадь прямоугольника – С0Р0ХУ.
Как видно из рисунка 2.1.4 долгосрочные средние общие издержки при оптимальном объеме производства выше минимально возможных (соответствующих точке пересечения LMC и LATC). У монополиста из-за отсутствия конкуренции нет стимула для снижения издержек производства. Поэтому в долгосрочном периоде средние издержки не обязательно минимальные.
Ситуация, когда в долгосрочном периоде производство осуществляется со средними общими издержками, превышающими минимально возможные, получила название Х-неэффективность. Причиной возникновения Х-неэффективности является внутренняя неэффективность, которая возникает в случае уклонения от предпринимательского риска; принятия на работу неквалифицированных и некомпетентных друзей или знакомых; плохого стимулирования работников. Причиной высоких издержек монополиста так же являются высокие расходы, связанные с сохранением монопольного положения на рынке.
Используя суждения, аналогичные
тем, что были даны в предыдущей главе,
построим кривую предложения предприятия,
функционирующего в условиях чистой
монополии в долгосрочном периоде.
Основное отличие долгосрочной кривой
предложения от краткосрочной в
том, что она расположена выше
кривой долгосрочных средних общих
издержек, так как, если цена товара
окажется ниже долгосрочных средних
общих издержек, то предприятие вынуждено
будет закрыться и объем
P,R,C
P0
X
C0
У
Q0 LMR
Рисунок 3.1.4 – Предложение предприятия в условиях чистой монополии в долгосрочном периоде
В случае
возможного появления на рынке конкурентов
монополист, скорее всего, будет использовать
стратегию лимитирующего
Информация о работе Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть