Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:38, реферат
Монополии капиталистические - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли. Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе концентрации производства и капитала. Основные формы капиталистических монополий - картели, синдикаты, тресты, концерны.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Модель чистой монополии………………………………………………..4
Виды монополии……………………………………………………………9
Поведение предприятия в условиях чистой монополии в краткосрочном периоде………………………………………………………………………12
Поведение предприятия в условиях чистой монополии в долгосрочном периоде………………………………………………………………………16
2. Ценовая дискриминации……………………………………………………19
3. Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть…………………………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………....28
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.
Модель чистой монополии…………………
2. Ценовая
дискриминации……………………………………………
3. Условия максимизации
прибыли монополистом и монопольная власть………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение
Цель данного реферата - исследование процесса принятия фирмой решения об объемах производства и максимизации прибыли на монопольном рынке. Здесь станет понятным влияние условий рынка на решение фирмы о цене и объеме выпуска продукции согласно теории организации рынка.
Когда экономисты анализируют основные функции и прибыльность предпринимательских фирм, они допускают ряд упрощений по поводу целей фирм. Во-первых, предполагается, что фирма производит один продукт, а во-вторых, то, что единственной целью фирмы является максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде. Основная идея- идея максимизации прибыли- помогает объяснить законы поведения конкурентной фирмы.
Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако ее характер может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.
Монополия
есть исключительное право деятельности
в какой-либо сфере деятельности.
По владельцу этого права
Монополии
капиталистические - хозяйственные
объединения, осуществляющие контроль
над рынками посредством
1.1 Основные черты чистой
Фирма считается чистой (абсолютной) монополией тогда, когда она является единственным поставщиком однородного товара, так что границы фирмы расширяются до масштабов отрасли. Выпуск продукции монополистической фирмой необходимо поэтому сравнивать с выпуском продукции отрасли в условиях совершенной конкуренции. При этом кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста является рыночной кривой спроса на этот товар.
В известном смысле чистая монополия, как и совершенная конкуренция, существует скорее как научная модель, а не в реальной действительности (в масштабах страны практически не встречается). Но если взять небольшой городок, поселок, где есть, например, всего один хлебозавод, одна поликлиника, одна школа и т. д., то абсолютная монополия типична для любой страны. Даже в США с их либеральной экономикой, по некоторым данным, 5% ВВП создается в условиях, близких к чистой монополии.
Для чего необходим анализ чистой монополии, если она встречается редко? Так же как и в отношении совершенно конкурентной фирмы, нам надо знать, как может вести себя фирма в двух крайних случаях: при очень большом числе конкурентов и при полном их отсутствии. Реальные же рыночные структуры оказываются в промежуточном положении между этими двумя крайними ситуациями, находясь ближе либо к совершенной конкуренции, либо к чистой монополии.
Условия существования. Во-первых, чистая монополия возникает там, где существует только один продавец и отсутствуют реальные альтернативы: нет товаров-субститутов, а выпускаемый продукт однороден или уникален.
В этом случае фирма получает реальную впасть с точки зрения реализации продукции: в известной мере контролирует цену и влияет на нее, изменяя предложение.
Во-вторых, монополия появляется на рынке тогда, когда при вступлении в отрасль или выходе из нее существуют входные или выходные барьеры.
В широком
смысле слово "барьер" означает преграду,
препятствие на каком-то пути. Данное
слово применяется и в сфере
бизнеса для обозначения
Характер
барьеров может быть разным. Они
могут быть обусловлены высоким
уровнем капиталоемкости, вследствие
чего фирма экономит на масштабах
производства (автомобильная промышленность)
Входные барьеры воздвигаются и при получении авторских прав, выдаче государством патентов и лицензий.
Наконец, породить монополию могут определенные меры государственной политики. Так, введение импортных пошлин ограничивает конкуренцию со стороны иностранных фирм и способствует монополизации внутреннего рынка.
Входные барьеры препятствуют утверждению на рынке новых конкурентов. Смысл их состоит в том, чтобы сделать затраты, связанные с проникновением на рынок, настолько высокими, чтобы под угрозу была поставлена окупаемость инвестированных капиталов. Таким образом, входные барьеры существуют для того, чтобы с их помощью взимать "вступительный взнос" или увеличивать риск для новичков.
Выходные барьеры также обусловливают сохранение монополий, так как принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где низка рентабельность или отсутствуют доходы на вложенный капитал (судостроение, сталелитейная промышленность).
Причинами установления выходных барьеров могут служить:
• необходимость списания крупных инвестиций;
• нежелание утратить свой имидж;
• честолюбие менеджера;
• вмешательство правительства;
• большие затраты на ликвидацию предприятия;
• профсоюзная оппозиция;
• оппозиция поставщиков, клиентуры и дилеров.
Как видно, выходные барьеры могут иметь социально-политический, экономический и эмоциональный характер.
Следует
подчеркнуть, что силу монопольной
власти нельзя преувеличивать. Дело в
том, что монополия возникает
в условиях рыночной экономики и
действует по ее законам. Даже чистая
монополия вынуждена считаться
с потенциальными конкурентами, возможным
появлением товаров-субститутов. Надо
иметь в виду также то, что против
монопольной власти в большинстве
стран действуют жесткие
Вначале поговорим о спросе на продукцию монопольной фирмы. Как было установлено ранее, производитель, действующий в условиях совершенной конкуренции, продает все единицы блага по одной и той же цене, поэтому его предельный доход (MR) равен этой цене (рис. 1). Так, предельный доход MR от продажи четвертой единицы блага показан площадью заштрихованного прямоугольника А (рис. 1, а):
Рисунок 1 - Предельный доход в условиях совершенной конкуренции и в условиях монополии: а) конкурентная фирма; 6) монополия
Напротив, продажа на монополизированном рынке (рис. 1, б) требует снижения цены, поскольку в отрасли производит одна фирма и действует закон убывающей предельной полезности. Если производитель хочет продать четвертую единицу блага, то он должен снизить цену с 5 до4 единиц. Но теперь по этой цене будут продаваться не только последняя, но и все предыдущие единицы блага. В этом случае увеличение дохода продавца будет равно приращению дохода за счет продажи четвертой единицы (А) за вычетом того дохода, который будет утерян в результате снижения цены предыдущих трех единиц (В). Отсюда следует, что для фирмы-монополиста предельный доход MR оказывается меньше рыночной цены при каждой величине выпуска. На графике кривая предельного дохода (MR) имеет более крутой наклон, чем кривая спроса (D) (рис. 2).
Рисунок 2 - Объем выпуска и цена в условиях чистой монополии.
Перед монополистом встает специфическая задача, не возникавшая у совершенного конкурента: выбор уровня цены, который нужно не только назначить, но и удержать.
Решение этой задачи распадается на два этапа:
а) определить объем выпуска и сознательно ограничить его, поскольку с ростом продаж снижается цена;
б) разработать и реализовать ценовую стратегию.
Решая первую задачу, монополист исходит из стремления получить максимальную прибыль, что возможно лишь при определенном условии. Прибыль у монополиста, как и у совершенного конкурента, будет максимальной при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Значит, искомый объем ( QM ) — это объем, при котором MR = МС (точка М).
Вторая задача требует определить цену (монополист является "ценоискателем"). Какой ее уровень надо выбрать, чтобы реализовать целевую функцию? Такой ценой будет монопольная цена (Рм), которая соответствует цене спроса при данном объеме выпуска (QM) . Как видно из рис. 2, монопольная цена больше предельных издержек и предельного дохода (Рм > MR = МС). Иначе говоря, это такая цена, которая обеспечивает монопольной фирме сверхприбыль. Получение этой сверхприбыли — привилегия монополиста. У совершенного конкурента сверхприбыль мимолетна, у монополиста — стабильна. Но стабильна она до тех пор, пока: а) ему удается ограничивать вход в отрасль; б) существенно не изменится спрос (если спрос уменьшится, сверхприбыль также упадет).
На рис. 2 изображена модель чистой монополии. Рассмотрим особенности модели с точки зрения общества. Она показывает, что в условиях монополизации отрасли потребители получат меньше продукции (Qm), чем в условиях совершенной конкуренции (QE), а цена за единицу продукции возрастет с РЕ до Рм. Это означает, что и факторов производства будет вовлекаться в производство меньше, чем при производстве продукции конкурентными фирмами. Следовательно, общество понесет потери от неполного использования ресурсов. Эти потери графически иллюстрируются треугольником ММ'Е, который получил название потерь мертвого груза (deadweight loss).
Поскольку цена продажи повышается по сравнению с конкурентной ценой РЕ, то уменьшается и излишек потребителя (треугольник РМАМ'). При этом излишек производителя (фигура, расположенная между линией цены РММ', линией объема ММ', кривой МС и осью ординат) возрастает.
Кроме того,
у монополиста снижаются
Однако эти выводы нельзя считать абсолютными. Дело в том, что совершенно конкурентные фирмы в долгосрочном периоде, как было выяснено, имеют нулевые прибыли: полученная ими выручка от продажи продукции полностью идет на оплату факторов производства — труда, капитала, земли, услуг предпринимателя. А это значит, что у них не остается средств для развития. Прибыль, превышающую нормальную, получают только монопольные фирмы.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Административная
монополия возникает вследствие
действий государственных органов.
С одной стороны, это предоставление
отдельным фирмам исключительного
права на выполнение определенного
рода деятельности. С другой стороны,
это организационные структуры
для государственных
Информация о работе Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть