Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 06:29, курсовая работа
Актуальность проблемы управления инвестиционной привлекательностью на региональном уровне и недостаточная ее исследованность определили выбор данной темы, а также структуру работы.
Целью настоящего исследования является определение влияния управления инвестиционной привлекательности региона на привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику региона.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующий ряд задач:
Проанализировать понятие инвестиционной привлекательности региона и факторы ее формирования.
Рассмотреть инвестиционную привлекательность региона как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций.
Введение…………………………………………………………………………………………...
1. 1. Теоретико-методические основы управления инвестиционной привлекательности
2. региона……….……………………………………………………………………………….
1.1. Инвестиционная привлекательность региона: понятие и факторы ее формирования
1.2. Инвестиционная привлекательность региона как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций ...............................................................................................
1.3. Система показателей инвестиционной привлекательности региона для прямых
иностранных инвестиций как фактора инновационного развития регионов………..
2. Мировой опыт и российская практика управления инвестиционной
3. привлекательностью региона.…………………………….……………………………….…
2.1. Мировой опыт управления процессами повышения инвестиционной привлекательности регионов …………..……………………………………..............................
2.2. Формирование организационно-экономического механизма управления
инвестиционной привлекательностью региона в России…………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………...
Библиографический список………………………………………………………………………
Приложение 1. Классификация инвесторов по основным признакам………………………...
Приложение 2. Поступление иностранных инвестиций по типам…………………………….
Приложение 3. Поступление по типам иностранных инвестиций в субъекты
Российской Федерации в 2010 году……………………………………………
Приложение 4. Инвестиционные рейтинги регионов России…………………………………
Приложение 5. Тезисы……………………………………………………………………………
Придание
процессу привлечения инвесторов на
территорию системного характера требует
использования современных
Под инвестиционным комплексом в работе мы будем понимать совокупность организационных структур, нормативных документов, технологий, кадровых ресурсов, методик, механизмов и инструментов, применяемых в целях привлечения капиталов и реализации инвестиционных проектов и программ.
Организационные структуры представлены органами государственного управления на уровне субъектов Федерации, его функциональных подразделений, специально учреждённых и существующих дочерних, и зависимых предприятий и учреждений, а также сетью аккредитованных государственных и негосударственных юридических лиц – участников финансового, фондового и других рынков.
Весь этот набор хозяйственных и некоммерческих юридических лиц действует в инвестиционной системе в рамках нормативных документов, регламентирующих процесс заимствований и инвестирования, планируемый, направляемый и контролируемый организационными структурами инвестиционного комплекса.
Организационные структуры комплекса добиваются целей и решают задачи инвестиционной системы, используя в своей работе технологии различных отраслей деятельности – финансовые, рынка ценных бумаг, правовые, управленческие, информационные, маркетинговые, логистические, торговые, оценочные, научные и другие.
Весь процесс инвестиционной деятельности осуществляется обученными и практически владеющими применяемыми технологиями комплекса кадровыми ресурсами. Инвестиционная система, как сложный комплекс отраслей представляет собой интеллектуально трудоёмкую сферу экономики региона, потребляющую высокоразвитые продукты научно-исследовательской деятельности – методики управления источниками привлечения капиталов, процессами и объектами их вложений.
Финансирование
проектов не понимается организационными
структурами инвестиционного
Организационная модель функционирования инвестиционного комплекса базируется на порядке и процедурах отбора, финансирования и контроля за реализацией инвестиционных проектов.
Анализ научных публикаций по проблеме формирования инвестиционной политики позволяет сформулировать ряд основных направлений ее реализации на региональном уровне70:
Немаловажное значение при этом имеет проведение инвестиционной политики с учетом специфических условий, а также стремление регионов использовать свои сравнительные преимущества для привлечения как отечественных, так и иностранных инвесторов.
Использование вышеназванных инструментов, на наш взгляд, позволит не только сформировать благоприятный инвестиционный климат, но и реализовать инвестиционную политику, которая должна быть направлена на привлечение наиболее эффективных источников финансирования.
Привлечение дополнительных инвестиций в отдельные отрасли промышленности или виды экономической деятельности не может быть эффективным (результативным), если не будут предприняты адекватные меры по повышению инвестиционной активности участников общественного производства. В данном случае инвестиционная активность выступает своеобразным катализатором экономического и социального развития региона. Для того чтобы инвестиционная деятельность осуществлялась интенсивно и в нужном направлении, необходимо иметь в наличии определенный набор инструментов (способов, методов, мер и пр.), посредством которых можно было бы обеспечивать управляемость указанными процессами. В результате инвестиционная активность будет оказывать самое непосредственное воздействие на инвестиционную привлекательность региона, а инвестиционная привлекательность будет побуждать к активизации инвестиционных процессов в регионе. Собственно инвестиционную активность в регионе можно представить как скорость (интенсивность) протекания инвестиционных процессов, где последняя может быть измерена: во-первых, изменением соотношения инвестиций к валовому региональному продукту или валовой добавленной стоимости (посредством которого определяется региональный уровень эффективности); во-вторых, изменением динамики сдвигов (цепных темпов роста) структуры капитальных инвестиций (инвестиций в основные средства) (посредством которой определяются изменения структуры экономики региона); и, в-третьих, изменением соотношения инвестиций в основной капитал к среднесписочной численности работников, занятых в общественном производстве.
Реально на сегодняшний день в каждом регионе сложилась и функционирует своя региональная инвестиционная система, состоящая из общих для всех регионов элементов: органов управления инвестиционными процессами, и субъектов инвестиционной деятельности и объектов инвестирования. Именно региональная инвестиционная система обслуживает реальный сектор экономики в регионе, обеспечивает организацию и направленность инвестиционной деятельности, ускоряет или притормаживает инвестиционные процессы. От того, в каком состоянии пребывает региональная инвестиционная система, зависят возможности активизации или замедления инвестиционной деятельности. Однако в данной системе отсутствует один элемент, без которого инвестиционная система остается простой абстракцией, не способной оказать действенного влияния на практическую деятельность. Речь идет об особом механизме, назначение которого – в полной мере осуществлять комплексное управление инвестиционными процессами в регионе.
Проблема инвестиционной привлекательности отдельных регионов актуализировалась в свете становления открытой для внешнего мира экономической системы государства. Через отсутствие собственных финансовых ресурсов у отдельных субъектов хозяйствования из-за недостаточной развитости финансово-кредитной системы появились возможности заимствования их извне. В связи с этим обострилась конкурентная борьба между отдельными территориями за привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов. Как раз решающим обстоятельством такого привлечения и становится инвестиционная привлекательность отдельной территории.
Одной из составляющих инвестиционного потенциала региона выступает инвестиционная активность, определяемая, во-первых, как отношение инвестиций в основной капитал к среднесписочному составу работников, и, во-вторых, как годовой темп изменения объемов инвестиций в основной капитал71.
Если сопоставить первую и вторую составляющие инвестиционной активности, то окажется, что, во-первых, они не всегда совпадают между собой по характеру изменений (в одном случае темпы этих изменений будут более высокими, а, в другом, более низкими), во-вторых, удельная их характеристика будет более взвешенной оценкой, нежели простое сравнение темпов изменения, и, в-третьих, представляется весьма сложной процедура сравнения этих показателей для достижения других целей, таких, например, как определение уровня эффективности использования инвестиционного потенциала. В этой связи очевидно, что обостряется проблема управления инвестиционными процессами на региональном уровне.
Реальный механизм управления инвестиционной деятельностью всегда конкретен, поскольку своими действиями направлен на достижение конкретных целей. Достигается это путем воздействия на отдельные факторы или условия, определяющие возможности достижения поставленной цели с использованием для этого конкретных ресурсов или отдельных потенциалов (производственного, трудового, организационного и др.). Но очень часто действующая модель не обеспечивает в должной мере достижение поставленных целей (из-за присутствия неучтенных факторов внешней и внутренней среды), в виду чего возникает необходимость разработки такой модели, которая бы описывала данный механизм таковым, каким он должен быть. Поэтому в данном случае можно говорить о нормативной модели, описывающей комплексный механизм управления инвестиционными процессами в регионе, призванной повысить инвестиционную активность в регионе, а вместе с ней и инвестиционную привлекательность. В таком механизме будет обеспечиваться согласование интересов и ресурсов управления со всеми участниками инвестиционной деятельности в регионе.
Комплексный механизм управления инвес