Управление инвестиционной привлекательностью региона с целью привлечения прямых иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы управления инвестиционной привлекательностью на региональном уровне и недостаточная ее исследованность определили выбор данной темы, а также структуру работы.
Целью настоящего исследования является определение влияния управления инвестиционной привлекательности региона на привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику региона.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующий ряд задач:
Проанализировать понятие инвестиционной привлекательности региона и факторы ее формирования.
Рассмотреть инвестиционную привлекательность региона как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...
1. 1. Теоретико-методические основы управления инвестиционной привлекательности
2. региона……….……………………………………………………………………………….
1.1. Инвестиционная привлекательность региона: понятие и факторы ее формирования
1.2. Инвестиционная привлекательность региона как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций ...............................................................................................
1.3. Система показателей инвестиционной привлекательности региона для прямых
иностранных инвестиций как фактора инновационного развития регионов………..
2. Мировой опыт и российская практика управления инвестиционной
3. привлекательностью региона.…………………………….……………………………….…
2.1. Мировой опыт управления процессами повышения инвестиционной привлекательности регионов …………..……………………………………..............................
2.2. Формирование организационно-экономического механизма управления
инвестиционной привлекательностью региона в России…………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………...
Библиографический список………………………………………………………………………
Приложение 1. Классификация инвесторов по основным признакам………………………...
Приложение 2. Поступление иностранных инвестиций по типам…………………………….
Приложение 3. Поступление по типам иностранных инвестиций в субъекты
Российской Федерации в 2010 году……………………………………………
Приложение 4. Инвестиционные рейтинги регионов России…………………………………
Приложение 5. Тезисы……………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Kursovaya-chistovik_ot_02_05_2012.doc

— 759.00 Кб (Скачать)

Решающее значение в условиях меж территориальной  конкуренции за инвестиции будет  иметь наличие у региона стратегических программ, ориентированных на управление процессом их привлечения. Потенциальная эффективность этих программ основывается на четком понимании их предмета. Таким предметом, на наш взгляд, выступает инвестиционная привлекательность региона.

Как показывает анализ понятие «инвестиционная  привлекательность» является многогранным и сложным и требует использования различных показателей для ее измерения и оценки. Многомерность и многоуровневость этой категории заключаются в том, что в российской научной литературе не сложилось однозначного подхода к трактованию понятия «инвестиционная привлекательность», которое варьируется от отождествления его с понятием «инвестиционный климат»25 до сведения его к понятию «платежеспособный спрос региона на инвестиции».

Однако, несмотря на разночтения в подходах к определению  термина «инвестиционная привлекательность региона», смысл всех вариантов его трактовки отражает одно из важнейших свойств рынка – конкурентность. Это означает, что при неизменных качественных характеристиках объекта инвестирования – региона – его привлекательность может изменяться с течением времени, реагируя на изменение различных факторов.

Инвестиционная  привлекательность возникает в  процессе взаимодействия субъекта инвестирования – инвестора и объекта инвестирования – государства или региона. Из этого следует, что инвестиционная привлекательность любой территории и региона в частности определяется совокупностью свойств, которые представляют интерес для инвестора и обеспечивают удовлетворение его потребностей, а прочие характеристики региона, выходящие за рамки этих потребностей, не влияют на уровень привлеченных инвестиций26.

Ученые О.С. Виханский  и А.И. Наумов определили управление «как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления. Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе... информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления...»27.

При управлении инвестиционной привлекательностью региона субъектом управления можно считать региональные власти, а объектом управления – процесс привлечения регионом инвестиций.

В качестве импульсов  воздействия выступают «целенаправленное  воздействие региональных властей  на условия, повышающие надежность и  эффективность инвестиций, обеспечение  прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к  эффективным лидерам». К этому определению, данному В.И. Макшиновым, необходимо добавить процесс коммуникации региональных властей с инвестиционным сообществом с целью донесения до него информации о регионе как потенциально привлекательной территории для инвестирования. В российской научной литературе инвестиционный климат региона как уникальная характеристика объекта инвестирования рассмотрен достаточно подробно, однако субъект инвестирования – инвестор – изучен недостаточно, хотя именно субъект выступает тем агентом, который, субъективно оценивая различные характеристики региона, активно участвует в формировании его инвестиционной привлекательности. Другими словами, инвестиционная привлекательность является субъективной категорией, и каждый инвестор дает ей свою субъективную оценку в зависимости от своих нужд и предпочтений.

Инвестор, согласно определению толкового словаря  «Лонгман», – это физическое лицо или организация, которые осуществляют инвестиции с целью приобретения выгод28. Многообразие форм и видов осуществляемых инвесторами инвестиций определяет различие стратегий инвестирования, выбираемых ими.

Причем для  того чтобы инвестору сделать  выбор среди «разумных» инвестиционных стратегий, ему, по мнению нобелевского лауреата У. Шарпа, необходимо увидеть  их соответствие его нуждам и желаниям29.

В связи с  этим существующие составляющие инвестиционной привлекательности региона будут  неодинаково важны для различных  категорий инвесторов. То, что предпочтут одни инвесторы, не покажется привлекательным  другим. Например, инвестора, заинтересованного в развитии туризма, будет привлекать наличие туристических достопримечательностей, аэропортов, отелей и т.д., инвестора, заинтересованного в добыче натуральных ресурсов, – величина и качество этих ресурсов, наличие транспортных путей, квалифицированных рабочих и т.д.

По мнению И. Вдовина, председателя правления Российского  национального агентства прямых инвестиций, регион – это продукт, который необходимо продать потенциальному инвестору30. Для этого регион должен обладать рядом характеристик, интересных конкретному инвестору. Следовательно, для успешной «продажи» требуется выявить, кто является потенциальным инвестором для определенного региона.

Решение задачи поиска для конкретного региона  целевой группы инвесторов, чьи нужды  и желания будут максимально совпадать с объективными характеристиками региона и, следовательно, формировать его высокую инвестиционную привлекательность в их глазах, может облегчить предлагаемая нами классификация инвесторов.

По признаку региональной принадлежности можно выделить местных, отечественных (национальных, внутренних) и иностранных инвесторов. Местные инвесторы осуществляют инвестиции в пределах региона, где они расположены. Отечественные (национальные, внутренние) инвесторы – это резиденты данной страны, вкладывающие капитал в регион. Иностранные инвесторы – это нерезиденты данной страны, вкладывающие капитал в регион.

По признаку цели инвестирования выделяют стратегических и портфельных инвесторов31. Стратегический инвестор – это субъект инвестиционной деятельности, заинтересованный в реальном управлении предприятием в соответствии с собственной концепцией его стратегического развития.

По признаку направленности основной хозяйственной  деятельности инвесторов можно разделить  на венчурных капиталистов, институциональных инвесторов, стратегических инвесторов и государственные структуры.

Венчурный капиталист – это инвестор, который вкладывает капитал в новое предприятие, ожидая получить высокий уровень  доходов за относительно короткий период.

Институциональный инвестор – это финансовый институт (банк, страховая компания, пенсионный фонд и т.д.), который аккумулирует средства индивидуальных инвесторов и вкладывает их в различные виды инвестиций. Институциональные инвесторы обычно заинтересованы в росте стоимости при минимизации риска.

Стратегический  инвестор – это компания или корпорация, которая вкладывает капитал в  проект или предприятие с целю решения своих стратегических задач, таких как расширение рынков сбыта, установление контроля над технологической  цепочкой и т.д.

Государственные структуры выступают в роли инвесторов с целью решения социальных и  экологических проблем.

Дополнительно группу стратегических инвесторов можно  классифицировать по движущему ими  мотиву инвестирования. Центр прямых иностранных инвестиций MIGA предлагает следующую классификацию стратегических инвестиций32.

Ресурсно-ориентированные  инвестиции – инвестиции в природные  ресурсы при условии наличия  дешевой специализированной рабочей  силы. В России в качестве примеров таких инвестиций можно назвать инвестиции в разработку газовых месторождений на шельфе о. Сахалин или иностранные вложения в научный центр высоких информационных технологий в Нижнем Новгороде с целью получить доступ к дешевому труду российских инженеров и ученых.

Рыночно-ориентированные инвестиции – инвестиции в захват рынков, ранее обслуживаемых экспортными поставками или закрытых, защищенных импортными тарифами; следование компанией-поставщиком за своим клиентом на зарубежный рынок; адаптацию товаров к местным рынкам и особенностям; использование местных ресурсов. В России это явление наблюдается сейчас в автомобильной отрасли: ведущие мировые автомобильные концерны строят свои заводы на территории Ленинградской области.

Затратно-ориентированные  инвестиции направлены на оптимизацию или интеграцию деятельности, ведущие к созданию трансграничных производств или специализации на производственных процессах.

Стратегически-ориентированные  инвестиции направлены на слияния и  поглощения компаний для достижения долгосрочных корпоративных целей.

Любой процесс  инвестирования непосредственно связан с риском. У. Шарп отмечает, что инвестиции – это риск и ожидаемая доходность. Исходя из этого инвесторов можно  классифицировать по признаку их отношения  к риску: на избегающих риска, равнодушных  к риску и ищущих риск33.

Инвесторы, избегающие риска, считают, что рост уровня риска  проекта должен быть компенсирован  ростом доходности; инвесторы, равнодушные  к риску, – что рост уровня риска  не обязан приводить к росту доходности. Инвесторы, ищущие риск (азартные инвесторы), считают, что рост уровня риска иногда может соотноситься с падением доходности проекта.

По признаку вовлеченности инвестора в управление инвестиционным проектом выделяют следующие  роли инвестора: активная, пассивная  и смешанная.

Активная роль инвестора означает его постоянное участие в операционных процессах проекта и осуществлении оперативного управления. Пассивная роль инвестора характеризуется его отстраненностью от какого-либо управления объектом инвестирования. Смешанная роль инвестора означает отсутствие оперативного управления объектом инвестирования, при этом подразумевается наличие стратегического управления.

Представляется  возможным классифицировать предпочитаемые инвесторами формы осуществления  инвестиционных вложений: прямые инвестиции, заемные средства или комбинированная форма. Д. Глэдстоун и Л. Глэдстоун в своей книге о венчурных инвестициях выделяют следующие виды инвестиций34:

1. Прямые инвестиции – получение инвестиций в обмен на часть прав в собственности:

- инвестиции в виде вложений в обычные акции;

- инвестиции в виде вложений в привилегированные акции;

- инвестиции в виде кредита, конвертируемого впоследствии в обычные акции;

- инвестиции в виде кредитов с опционом на покупку обычных акций.

2. Заемные средства – инвестиции в обмен на обязательство вернуть их в определенной сумме и в определенный момент времени:

- инвестиции в виде кредитов под гарантии третьих лиц;

- инвестиции в виде вложений в облигации.

3. Смешанные формы, сочетающие в себе признаки прямых инвестиций и заемных средств:

- инвестиции в виде кредита, конвертируемого впоследствии в обычные акции;

- инвестиции в виде кредита с опционом на покупку обычных акций.

По признаку предпочтения формы осуществляемых инвестиций могут быть выделены инвесторы, предпочитающие инвестиции в виде денежных средств и их эквивалентов, в виде имущества, в виде имущественных прав либо в комбинированном виде.

Инвестиции  в виде денежных средств и их эквивалентов – это прямое вложение инвестором финансовых ресурсов в проект. Инвестиции в виде имущества – это предоставление инвестором зданий, сооружений, машин, инструментов, сырья и т.д. Инвестиции в виде имущественных прав – это предоставпение инвестором лицензий, патентов, товарных знаков, сертификатов и т.д. Также можно выделить как особый вид инвестирования предоставление инвестором своих экспертных знаний, связей в деловых кругах и т.д.

По признаку срочности инвестиционных вложений можно выделить инвесторов, предпочитающих краткосрочные, долгосрочные или среднесрочные  инвестиции. Краткосрочные инвестиции характеризуются вложением капитала на срок до года, среднесрочные – вложением капитала на срок около 5-8 лет, долгосрочные – вложением капитала на срок свыше 10 лет. Обобщающая классификация инвесторов по различным признакам приведена на рисунке П.1.1.

Говоря о  структуре иностранных инвестиций в экономику России, то стоит отметить, что по состоянию на конец 2011 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 347,2 млрд. долларов США, что на 15,7% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 57,1% (на конец 2010г. - 58,3%), доля прямых инвестиций составила 40,1% (38,7%), портфельных - 2,8% (3,0%). В 2011г. в экономику России поступило 190,6 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 66,1% больше, чем в 2010 году. Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2011г. 165,2 млрд. долларов, или на 36,7% больше, чем в 2010 году (см. табл. П.2.1.)35.

Среди субъектов  Российской Федерации наибольшая доля накопленных иностранных инвестиций на конец 2010 г. приходилась на Москву (42,6%), Сахалинскую область (11,1%), Липецкую область (7,2%), Московскую область (6,6%), Санкт-Петербург (5,3%); наименьшая доля - на Карачаево-Черкесскую Республику (0,0%), Республику Калмыкия (0,002%), Республику Алтай (0,002%), Кабардино-Балкарскую Республику (0,003%), Магаданскую область (0,004%), Республику Бурятия (0,005%), Еврейскую автономную область (0,01%), Чукотский автономный округ (0,02%)36.

В 2010 г. иностранные инвестиции поступили в 77 субъектов Российской Федерации. Поступление по субъектам Российской Федерации происходило неравномерно, так на 13 из них приходилось 87,0% общего объема поступления, в том числе на Москву - 57,7%.

В 2010 г. по сравнению с 2009 г. наибольший рост доли поступления иностранных инвестиций в общем их объеме наблюдался в Вологодской области - с 0,1% до 0,9%, Республике Хакасия - с 0,0% до 0,5%, Республике Татарстан - с 2,7% до 3,6%, Москве - с 50,4% до 57,7%; значительное ее снижение имело место в Сахалинской области - с 7,0% до 4,4%, Санкт-Петербурге - с 6,8% до 4,5%, Ленинградской области - с 1,5% до 0,6%, Чукотском автономном округе - с 0,6% до 0,0%.

В 2-3 раза выросли объемы поступления иностранных инвестиций в Республику Адыгея, Липецкую область, Республику Башкортостан, Красноярский край, Ульяновскую область; в 5 раз - Еврейскую автономную область, Тамбовскую область; Курскую - в 7,1 раза; Вологодскую область - в 15,6 раза; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - в 18,2 раза; Республику Хакасия - в 19,4 раза; Орловскую область - в 24,9 раза (Приложение 11).

Информация о работе Управление инвестиционной привлекательностью региона с целью привлечения прямых иностранных инвестиций