Управление инвестиционной привлекательностью региона с целью привлечения прямых иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы управления инвестиционной привлекательностью на региональном уровне и недостаточная ее исследованность определили выбор данной темы, а также структуру работы.
Целью настоящего исследования является определение влияния управления инвестиционной привлекательности региона на привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику региона.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующий ряд задач:
Проанализировать понятие инвестиционной привлекательности региона и факторы ее формирования.
Рассмотреть инвестиционную привлекательность региона как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...
1. 1. Теоретико-методические основы управления инвестиционной привлекательности
2. региона……….……………………………………………………………………………….
1.1. Инвестиционная привлекательность региона: понятие и факторы ее формирования
1.2. Инвестиционная привлекательность региона как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций ...............................................................................................
1.3. Система показателей инвестиционной привлекательности региона для прямых
иностранных инвестиций как фактора инновационного развития регионов………..
2. Мировой опыт и российская практика управления инвестиционной
3. привлекательностью региона.…………………………….……………………………….…
2.1. Мировой опыт управления процессами повышения инвестиционной привлекательности регионов …………..……………………………………..............................
2.2. Формирование организационно-экономического механизма управления
инвестиционной привлекательностью региона в России…………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………...
Библиографический список………………………………………………………………………
Приложение 1. Классификация инвесторов по основным признакам………………………...
Приложение 2. Поступление иностранных инвестиций по типам…………………………….
Приложение 3. Поступление по типам иностранных инвестиций в субъекты
Российской Федерации в 2010 году……………………………………………
Приложение 4. Инвестиционные рейтинги регионов России…………………………………
Приложение 5. Тезисы……………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Kursovaya-chistovik_ot_02_05_2012.doc

— 759.00 Кб (Скачать)

Технологические партнерства используются для освоения технологий в промышленности. Их участниками выступают фирмы, как правило, не конкурирующие друг с другом и представляющие весь инновационный цикл создания и освоения новых технологий58.

К продуктивным формам государственно-частного партнерства  следует также отнести кооперационные исследовательские центры промышленности и университетов штатов. Целями их образования являются: активизация кооперационных исследований промышленности и университетов, укрепление связей между исследованиями и технологическим развитием, упрощение процедур передачи и коммерциализации технологий путем объединения ресурсов промышленности, университетов и штатов.

2. Многообразие  направлений деятельности региональных  и местных органов власти, ориентированной  на улучшение инвестиционного  климата. В качестве направлений  выделяются такие, как: создание интеллектуального капитала в университетах; формирование промышленных кластеров; создание благоприятной налоговой среды; совершенствование системы обучения предпринимателей59.

3. Стимулирование  иностранных инвестиций. В 1980-е  годы в рамках деятельности по стимулированию экономического развития органы власти 25-штатов создали около 1300 так называемых предпринимательских зон, в которых иностранные инвесторы пользуются широкими льготами. В составе инструментов, с помощью которых правительства штатов влияют на создание благоприятного инвестиционного климата, можно выделить предоставление прямых ссуд, грантов, займов, кредитов, льгот по налогообложению60.

Расширение  источников инвестиций региональных власти США связывают также с выпуском муниципальных облигаций. Такие облигации выпускает правительство штатов, местные (городские и сельские) власти, а также их агентства и департаменты (промышленного развития, управления скоростными шоссе, аэропортами и др.). Привлекательность облигаций для инвесторов состоит в том, что доход по ним, как правило, не облагается федеральным налогом. Более того, для резидентов (жителей штатов) облигации, выпущенные властями штатов или муниципалитетами внутри них, освобождаются также от штатных и местных налогов61.

В числе основных приоритетов государственной экономической политики Канады, обеспечивающей повышение инвестиционной привлекательности, - развитие инновационного и образовательного потенциалов. Правительство заявило о своих намерениях добиваться, чтобы к 2015 году Канада попала в число пяти наиболее развитых в научно-техническом отношении стран мире. Федеральные власти обязуются за 8-10 лет, как минимум удвоить общий объем инвестиций в НИОКР62.

Специальный грант  выделен создаваемым в пяти регионах страны центрам генетических исследований и развития биотехнологии. Активизирована деятельность федерального Фонда технологических партнерств (ФПГ) - основного института финансирования инновационной деятельности в частнопредпринимательском секторе. Созданный в 1997 г. ФТП предоставляет частным компаниям гранты на НИОКР и внедрение новейших технологий в размере около 30 % от их собственных затрат на эти цели. Важно отметить, что «партнерский взнос» государства должен быть со временем возвращен на счета ФТЦ63.

В последние  годы деятельность правительства сосредоточена на предоставлении льгот компаниям, проводящим научные исследования: и разработки. Программа налоговых льгот для научных исследований и экспериментальных разработок предоставляет компаниям прямое и полное списывание большинства издержек, а также налоговые кредиты в размере 20-35 %.

Финансовое  стимулирование включает также гранты, ссуды, кредитные поручительства, субсидии для выплаты заработной платы, субсидирование арендной платы, вложения венчурного капитала.

Канадская система предоставляет местным корпорациям значительное стоимостное преимущество в затратах перед аналогичными компаниями США, если научно-исследовательские работы выполняются в Канаде. Канадским корпорациям устанавливается более быстрая амортизация, упрощенная форма списывания научно-исследовательских расходов64.

В новой стратегии  устойчивого развития Великобритании определены основные направления деятельности государства, обеспечивающие улучшение  инвестиционного климата. В их числе: содействие инвестициям в разработку новых технологий, наукоемких производств, материалов и продукции; усиление коммерциализации научно-исследовательских разработок университетов; поддержка установления более тесного сотрудничества компаний с местными властями в рамках программ региональных агентств развития.

В стратегии  подчеркивается необходимость роста  «социального инвестирования», особенно капиталовложений в развитие науки  и повышение профессионального  образования рабочей силы. Особое значение, как отмечают специалисты, придается инвестированию не в производство как таковое, а в разработку новых технологий, и соответственно вложению капитана в ночные разработки65.

Продуктивным  моментом современной политики территориального развития в Великобритании стало  выдвижение в качестве ее ключевого  направления расширение форм взаимодействия бизнеса и высшего образования. Практическим результатом этого  явился рост научных парков и агентств по передаче технологий, в которых активное участие принимают национальные и региональные государственные инвесторы66.

Успешным проектом по налаживанию сотрудничества науки  и бизнеса являются Сообщества Фарадея - это сообщества различных организаций и институтов, включающих исследователе кие и технологические организации, университеты, профессиональные, институты, торговые ассоциации и фирмы.

Цель таких  сообществ состоит в организации  взаимодействия между научной и  технологической сферой и бизнесом, в организации трансферта технологий для повышения конкурентоспособности промышленности Великобритании. Правительственными спонсорами Сообществ Фарадея является целый ряд организаций67.

Важную роль в расширении масштабов и повышении  эффективности инвестиционной деятельности в регионе в Великобритании, также как и в других странах, играют государственные корпорации, подчиненные министерству торговли и промышленности. Они имеют сеть районных организаций, которые распределяют между частными фирмами - участниками регионального проекта земельные участки. Они занимаются подготовкой территорий под строительство и создание инженерных коммуникаций68.

В Шотландии  активизация инвестиционной деятельности связывается с развитием процессов  кластеризации экономического пространства. Создание интегрированных предприятий и подготовка для них специалистов осуществляются через создание сетей местных компаний (the Local Enterprise Companies LECs), которые координируют формирование экономической инфраструктуры территории, включая административную, бухгалтерскую помощь, услуги по предоставлению недвижимости, маркетинг, разработке инвестиционных программ, защите земель и др. Согласно отчету совета развития промышленности за 2010 г. продукция электроники заняла заметную долю в экспорте этой страны. В работе кластера участвуют компании с мировым именем. Кластер реализует три ключевые программы: повышение мастерства, связь промышленности с университетами, повышение конкурентоспособности малых предприятий.

Проведенный анализ современного зарубежного опыта управления процессам повышения инвестиционной привлекательности территорий позволяет осуществить селекцию его продуктивных компонентов, пригодных для использования в российской практике. В их числе:

1. Институционализация  государственно-частного партнерства, призванного содействовать развитию инвестиционного и инновационного потенциалов территорий.

2. Дифференциация  инструментов государственного  регулирования в зависимости  от фазы жизненного цикла объектов  инвестирования.

3. Комплексное стимулирование инвестиций, включающее финансовую поддержку (гранты, субсидии, налоговые льготы и др.), инфраструктурное, информационное обеспечение.

4. Высокий уровень разнообразия форм взаимодействия государства, бизнеса и высшего образования (научные парки, кооперационные соглашения, инновационно-технологические партнерства и др.).

5. Создание в регионах специализированных государственных механизмов организаций непосредственно участвующих в обосновании механизмов развития территорий, связанных, в том числе, с улучшением их инвестиционного климата.

6. Мониторинг результатов управленческой деятельности государства по улучшению инвестиционного климата, расширению масштабов и повышению эффективности инвестиционной деятельности.

 

2.2. Формирование организационно-экономического механизма управления инвестиционной привлекательностью региона в России

 

Одним из решающих условий преодоления кризиса  российской экономики является рост инвестиций в различных отраслях народного хозяйства. Активизация  инвестиционной деятельности способствует подъёму и дальнейшему развитию экономики, с помощью инвестиций создаются новые предприятия и, соответственно, дополнительные рабочие места, расширяются действующие производства, обеспечивается освоение и выход на рынок новых видов товаров и услуг. Выигрывает и государство, получающее дополнительные налоговые поступления.

Ключевой проблемой  инвестиционной политики практически  для всех регионов стал поиск источников финансирования. Теоретически существует довольно много потенциальных вариантов привлечения капитала в региональные инвестиционные проекты. Однако в настоящее время заметную роль в инвестиционном процессе способны сыграть лишь некоторые. Несмотря на то, что в большинстве субъектов Российской Федерации бюджетная ситуация остается весьма напряженной, пожалуй, одним из наиболее реальных источников финансирования являются собственные средства региональных бюджетов69. Опыт последних лет показал, что рассчитывать на финансовую поддержку региональных инвестиционных проектов со стороны федерального бюджета не приходится. Ряд регионов активно инвестировал собственные денежные средства в развитие регионального хозяйства. Необходимо оговориться, что речь идет, прежде всего, о крупных финансовых центрах, а также о территориях, где промышленность имеет ярко выраженную экспортную ориентацию. Это города Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (Якутия) и другие.

Если говорить о крупномасштабных источниках финансирования капитальных вложений в регионах, то в первую очередь можно назвать прямые и частные иностранные инвестиции. Однако надо отметить, что приток иностранных инвестиций в региональную экономику в последние годы нестабилен. Это обусловлено рядом причин. Несовершенство экономического законодательства, высокий уровень налогообложения, большие политические риски, отсутствие системы гарантирования и страхования иностранных инвестиций, слабая защищенность личности и собственности инвесторов - таков не полный перечень причин нежелания иностранных инвесторов вкладывать свои финансовые средства в развитие российской экономики и региональную экономику в частности.

Любое, даже самое  незначительное, повышение инвестиционной привлекательности - это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг  к выходу из кризиса. Однако после инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью - ключевой вопрос текущего момента.

Для привлечения  инвестиций необходимы как объективные, так и субъективные условия и  предпосылки.

К объективным предпосылкам относятся те реальные экономико-географические и иные факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов. Это инвестиционные ресурсы, совокупность которых составляет инвестиционный потенциал территории. К субъективным факторам относится собственно деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала или муниципальный маркетинг.

Инвестиционный  потенциал территории могут составлять:

– выгодное географическое положение;

– транспортная доступность;

– наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов: сырьевых, топливно-энергетических, водных, лесных и др.;

– состояние  окружающей природной среды;

– уровень развития производственной и социальной инфраструктуры;

– "цена" рабочей  силы;

– наличие квалифицированных кадров, научно-техническая, проектная, образовательная база;

– уровень и  качество жизни населения, емкость  потребительского рынка;

– деловой климат: уровень деловой активности, уровень  местного налогообложения, политика местной  власти по отношению к бизнесу и другие факторы.

Инвесторы всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, но прежде всего  его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в  каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т.е. иметь стратегический план развития, который может быть продемонстрирован инвесторам.

Подход к  поиску и привлечению инвесторов на территорию в настоящее время  существенно отличается от советского периода, когда такие решения принимались на уровне Госплана. Сейчас же этот процесс носит стихийный характер и его результат во многом зависит от случайных факторов. Здесь происходит то же, что и на товарном рынке: выигрывает тот, кто предложит лучший товар за меньшую цену.

Информация о работе Управление инвестиционной привлекательностью региона с целью привлечения прямых иностранных инвестиций