Управление инвестиционной привлекательностью региона с целью привлечения прямых иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы управления инвестиционной привлекательностью на региональном уровне и недостаточная ее исследованность определили выбор данной темы, а также структуру работы.
Целью настоящего исследования является определение влияния управления инвестиционной привлекательности региона на привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику региона.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующий ряд задач:
Проанализировать понятие инвестиционной привлекательности региона и факторы ее формирования.
Рассмотреть инвестиционную привлекательность региона как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...
1. 1. Теоретико-методические основы управления инвестиционной привлекательности
2. региона……….……………………………………………………………………………….
1.1. Инвестиционная привлекательность региона: понятие и факторы ее формирования
1.2. Инвестиционная привлекательность региона как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций ...............................................................................................
1.3. Система показателей инвестиционной привлекательности региона для прямых
иностранных инвестиций как фактора инновационного развития регионов………..
2. Мировой опыт и российская практика управления инвестиционной
3. привлекательностью региона.…………………………….……………………………….…
2.1. Мировой опыт управления процессами повышения инвестиционной привлекательности регионов …………..……………………………………..............................
2.2. Формирование организационно-экономического механизма управления
инвестиционной привлекательностью региона в России…………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………...
Библиографический список………………………………………………………………………
Приложение 1. Классификация инвесторов по основным признакам………………………...
Приложение 2. Поступление иностранных инвестиций по типам…………………………….
Приложение 3. Поступление по типам иностранных инвестиций в субъекты
Российской Федерации в 2010 году……………………………………………
Приложение 4. Инвестиционные рейтинги регионов России…………………………………
Приложение 5. Тезисы……………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Kursovaya-chistovik_ot_02_05_2012.doc

— 759.00 Кб (Скачать)

Третий из потенциалов, входящих в состав инвестиционного  потенциала (трудовой потенциал) имеет  в своем составе два показателя.

  1. Численность населения в трудоспособном возрасте (в % от общей численности населения), которая представляет собой совокупность всех жителей региона, в т.ч. и временно отсутствующих, находящихся в определенном возрасте. При этом трудоспособным считается возраст: для мужчин – 16-59 лет, для женщин – 16-54 года.
  2. Удельный вес лиц, имеющих высшее образование, в численности занятых в экономике. При этом к лицам, имеющим высшее образование, относят лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Значение показателей  данного потенциала заключается  в том, что они комплексно характеризуют  наличие рабочей силы и уровень  ее квалификации. Большая доля квалифицированных  работников является важным фактором в пользу региона-реципиента в том случае, если объект прямого иностранного инвестирования требует наличия квалифицированных кадров, а это во многих случаях так, поскольку в случае прямого иностранного инвестирования, как правило, происходит внедрение передовых импортных техники и технологии.

Еще одним потенциалом, входящим в состав инвестиционного  потенциала, является инфраструктурный потенциал. Значение показателей данного  потенциала определяется возможностями  оценки издержек на транспортно-логистические  расходы, а также получения дополнительных конкурентных преимуществ за счет более оперативной доставки товаров и предоставления услуг потенциальным клиентам. Данный потенциал, также как и трудовой потенциал, может быть представлен двумя показателями.

1. Удельный вес  автомобильных дорог общего пользования  с твердым покрытием в общей  протяженности автодорог общего  пользования. При этом под автомобильной  дорогой понимается объект транспортной  инфраструктуры, предназначенный для  движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и т.д.) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог44. Протяженность автомобильной дороги исчисляется от начального до конечного населенного пункта путем суммирования длин отдельных участков, образующих дорожную сеть.

2. Число зарегистрированных  абонентских терминалов сотовой  связи. Данный показатель характеризует  возможности региона по предоставлению  информационных услуг, что крайне  важно в условиях высокой динамики  современной экономической среды.

Вторым компонентом  инвестиционной привлекательности  является уровень регионального  инвестиционного риска. Данный фактор является одним из ключевых при принятии решения о вложении прямых иностранных  инвестиций, поскольку оказывает  существенное влияние не только на возможность получения прибыли, но и на сохранение инвестированного капитала. Важнейшими условиями снижения инвестиционного риска являются политическая и экономическая стабильность.

Кроме того, существенным элементом снижения инвестиционного риска региона является степень способности органов государственной власти и управления регионального уровня в максимальной степени оказывать помощь и поддержку иностранным инвесторам при осуществлении прямых вложений финансовых средств по всем необходимым вопросам. Данный интегральный показатель состоит из двух потенциалов:

  • потенциал социальной безопасности, объединяющий в своем составе показатели социально-экономического, экологического и криминального риска (объективная составляющая уровня инвестиционного риска);
  • потенциал системной безопасности, который находит свое отражение в уровне инвестиционной активности иностранных инвесторов, осуществляющих прямое инвестирование в экономические объекты на территории региона (объективное отражение субъективной составляющей инвестиционного риска).

Потенциал социальной безопасности может быть описан пятью  показателями.

1. Численность  населения с доходами ниже  прожиточного минимума (в % от  общей численности населения)  определяется на основе данных  о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и их соизмерения с величиной прожиточного минимума45. При этом величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» №134-ФЗ представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности и устанавливается Федеральным законом – в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации – в субъектах Российской Федерации.

Стоимостная оценка потребительской корзины в целом по Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 31 марта 2006 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» №44-ФЗ (за 2000-2005 гг. она определялась на основании Федерального закона от 20 ноября 1999 г. №201-ФЗ) и данных Росстата об уровне потребительских цен.

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально  в среднем на душу населения, а  также для трех социально-демографических  групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и устанавливается Правительством Российской Федерации – в целом по Российской Федерации, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, – в субъектах Российской Федерации

Данный показатель характеризует общую численность  населения региона, потенциально наиболее склонную к протестным выступлениям различного характера. Значительная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и устойчивые тенденции к ее увеличению свидетельствуют о высокой вероятности событий, отрицательно воздействующих на осуществление хозяйственной деятельности экономических субъектов с потенциальным прямым участием иностранного капитала.

2. Число зарегистрированных  преступлений на 100 000 чел. населения.  Включение данного показателя  объясняется тем, что он характеризует общий уровень преступности в данном регионе, что является важным элементом для иностранных инвесторов, крайне щепетильно относящихся к своей безопасности и безопасности своего бизнеса.

3. Число зарегистрированных  убийств и покушений на убийство. Данные показатель характеризует общее количество наиболее резонансных преступлений, находящих широкий общественный отклик и в значительной степени формирующих имидж того или иного региона с точки зрения возможности ведения в нем долговременного бизнеса с участием иностранного капитала.

4. Выбросы загрязняющих  веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников  – поступление в атмосферный  воздух загрязняющих веществ  (оказывающих неблагоприятное воздействие  на здоровье населения и окружающую среду), отходящих от стационарных источников выбросов. При этом учитываются все загрязнители, поступающие в атмосферный воздух как после прохождения пылегазоочистных установок (в результате неполного улавливания и очистки) на организованных источниках загрязнения, так и без очистки от организованных и неорганизованных источников загрязнения. Учет выбросов загрязняющих атмосферу веществ ведется как по их агрегатному состоянию (твердые, газообразные, жидкие), так и по отдельным веществам (ингредиентам).

5. Сброс загрязненных  сточных вод в поверхностные  водные объекты. При этом загрязненными  сточными водами являются производственные  и бытовые (коммунальные) стоки,  сброшенные в поверхностные водные  объекты без очистки (или после  недостаточной очистки) и содержащие загрязняющие вещества в количествах, превышающих утвержденный предельно допустимый сброс. В состав загрязненных сточных вод не включаются коллекторно-дренажные воды, отводимые с орошаемых земель после полива.

Оба вышеназванных  показателя также являются весьма важными с точки зрения иностранного инвестора, планирующего осуществить прямое инвестирование в экономику региона, поскольку в развитых странах природоохранное законодательство является весьма жестким, и его несоблюдение влечет за собой достаточно значительные санкции финансового и административного характера. Поэтому общая оценка уровня затрат на сохранение окружающей природной среды является важным элементом в общей системе показателей инвестиционной привлекательности экономики региона.

Инвестиционная  активность характеризует фактическое  присутствие прямых иностранных  инвесторов в определенном регионе. Так, исследования Дж. Даннинга показывают, что если в указанном регионе  уже действуют прямые иностранные  инвесторы, то это является весьма важным сигналом иностранным инвесторам о возможности, безопасности и прибыльности прямого инвестирования в хозяйствующие субъекты, находящиеся на его территории46. Системный потенциал риска, проявлением которого является инвестиционная деятельность, может быть представлен двумя показателями: 1) общим объемом прямых иностранных инвестиций в экономику региона; 2) объемом прямых иностранных инвестиций в экономику региона на душу населения.

С одной стороны, указанные факторы должны рассматриваться  комплексно, с другой – роль и значение каждого фактора существенно зависит от индивидуальных особенностей инвестора. Так, например, если основной целью инвесторов является снижение издержек производства, то возрастает значимость такого фактора как затраты на ведение бизнеса, в этом случае потенциальными инвесторами более пристально исследуются такие показатели как средний уровень оплаты труда, социальные отчисления, прямые и косвенные налоги, цены на услуги и ресурсы (электроэнергия, вода, газ, канализация и очистные сооружения и др.), транспортные расходы и т.д. В том случае, если прямые иностранные инвестиции преследуют цель вытеснения конкурентов с уже сформированных или завоевания новых рынков увеличивается значимость емкости рынка, при этом большее значение приобретают такие показатели как размер рынка и доходы на душу населения, перспективы роста рынка, доступ к внутреннему и глобальному рынку, специфичные для страны предпочтения покупателей и т.д.47 Учет индивидуальных особенностей каждого конкретного иностранного инвестора находит свое отражение через систему весовых коэффициентов, задаваемых каждому из вышеназванных показателей.

Итак, в совокупности понятий, формирующих состояние инвестиционной политики, системообразующей категорией является инвестиционная привлекательность, зависящая от частных факториальных признаков – инвестиционного потенциала и отраслевых инвестиционных рисков.

Инвестиционное  сообщество обладает довольно сложной  структурой предпочтений и мотивов  инвестирования, которые зависят  и от вида инвестора, что нужно учитывать при управлении инвестиционной привлекательностью региона. Для эффективного управления инвестиционной привлекательностью региона необходимо обозначить целевую группу инвесторов, которая будет обладать какими-то свойственными только ей характеристиками.

Разовые акции, проводимые руководством региона, являются всего лишь шагами, после которых инвестиционная привлекательность несколько повышается, но остается достаточно статичной величиной. Привлечение же в регион большого объема инвестиций возможно лишь через управление его инвестиционной привлекательностью, которое превратит ее в динамическую величину.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА УправлениЯ инвестиционной привлекательностью региона

 

2.1. Мировой опыт управления процессами повышения инвестиционной привлекательности регионов

 

Потребность в  активизации государственного воздействия  на процессы повышения инвестиционной привлекательности регионов обусловила растущий интерес отечественных исследователей к обоснованию его эффективных форм, методов и инструментов.

Определенную  роль в решении такой задачи способен сыграть анализ современного зарубежного  опыта. Цель его проведения - выявление  продуктивных компонентов, которые  могут быть использованы в практике российских регионов.

В выборе стран  следует учитывать достигнутые ими успехи в стимулировании национальных компаний к расширению масштабов инвестиционной деятельности, ориентированной на инновационное развитие, в создании условий, привлекательных для зарубежных инвестиций.

Обратимся к  Китаю, учитывая его достижения по созданию привлекательного инвестиционного  климата, о чем свидетельствует  превращение страны в начале XXI века в мирового лидера по фактическому использованию прямых иностранных  инвестиций.

В характеристике управленческой деятельности государства, ориентированной на повышение инвестиционной привлекательности страны, ее отдельных территорий заслуживают внимания следующие моменты.

1. Реализация  комплексного подхода к развитию  инновационного потенциала. Такой  подход предусматривает, во-первых, установление государством приоритетных направлений развития науки и высоких технологий, в качестве которых определены: микроэлектроника и информатика, аэрокосмическая оптико-волоконная связь, биотехнологии и генная инженерия, энергосберегающие технологии, производство оборудования для охраны и улучшения окружающей среды, медицинской техники. Во-вторых, выбор продуктивных форм институционализации экономического пространства, обеспечивающих концентрацию инвестиций (технопарки, предприятия с иностранным капиталом, свободные экономические зоны). В-третьих, подбор разнообразного инструментария, учитывающего интересы инвесторов.

Информация о работе Управление инвестиционной привлекательностью региона с целью привлечения прямых иностранных инвестиций