Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 06:29, курсовая работа
Актуальность проблемы управления инвестиционной привлекательностью на региональном уровне и недостаточная ее исследованность определили выбор данной темы, а также структуру работы.
Целью настоящего исследования является определение влияния управления инвестиционной привлекательности региона на привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику региона.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующий ряд задач:
Проанализировать понятие инвестиционной привлекательности региона и факторы ее формирования.
Рассмотреть инвестиционную привлекательность региона как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций.
Введение…………………………………………………………………………………………...
1. 1. Теоретико-методические основы управления инвестиционной привлекательности
2. региона……….……………………………………………………………………………….
1.1. Инвестиционная привлекательность региона: понятие и факторы ее формирования
1.2. Инвестиционная привлекательность региона как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций ...............................................................................................
1.3. Система показателей инвестиционной привлекательности региона для прямых
иностранных инвестиций как фактора инновационного развития регионов………..
2. Мировой опыт и российская практика управления инвестиционной
3. привлекательностью региона.…………………………….……………………………….…
2.1. Мировой опыт управления процессами повышения инвестиционной привлекательности регионов …………..……………………………………..............................
2.2. Формирование организационно-экономического механизма управления
инвестиционной привлекательностью региона в России…………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………...
Библиографический список………………………………………………………………………
Приложение 1. Классификация инвесторов по основным признакам………………………...
Приложение 2. Поступление иностранных инвестиций по типам…………………………….
Приложение 3. Поступление по типам иностранных инвестиций в субъекты
Российской Федерации в 2010 году……………………………………………
Приложение 4. Инвестиционные рейтинги регионов России…………………………………
Приложение 5. Тезисы……………………………………………………………………………
В то же время в ряде территорий наблюдается значительное сокращение поступления иностранных инвестиций. Так, в Республике Марий Эл поступление иностранного капитала составило 8,1% от уровня 2009г., Республике Дагестан - 6,5%, Магаданской области - 6,2%, Чукотском автономном округе - 5,4% (Приложение 11).
По типам
поступлений иностранных
Значительное увеличение поступления прямых иностранных инвестиций наблюдалось в Чукотском автономном округе - с 52 тыс. до 24467 тыс.долларов США (в 470,5 раза), Орловской области - с 2576 тыс. до 65131 тыс.долларов США (в 25,3 раза), Курской области - с 2478 тыс. до 17167 тыс.долларов США (в 6,9 раза), Ульяновской области - с 7682 тыс. до 44478 тыс.долларов США (в 5,8 раза), Еврейской автономной области - с 2941 тыс. до 16161 тыс.долларов США (в 5,5 раза), Липецкой области - с 58458 тыс. до 177679 тыс.долларов США (в 3,0 раза), Воронежской области - с 11424 тыс. до 30663 тыс.долларов США (в 2,7 раза), Свердловской области - с 88018 тыс. до 204212 тыс.долларов США (в 2,3 раза).
Вместе с тем, поступление прямых иностранных инвестиций в 2010г. в Смоленскую область составило 19,3% от уровня предыдущего года, Иркутскую область - 14,7%, Саратовскую область - 9,1%, Республику Бурятия - 7,3%, Республику Дагестан - 6,5%, Магаданскую область - 0,0%.
Сопоставляя инвестиционные рейтинги регионов России с объемами иностранных инвестиций в данный регион стоит согласиться с мнением В.И. Макшина, который считает, что любое, даже самое незначительное повышение инвестиционной привлекательности – это дополнительные средства (инвестиции)37. Так, анализируя данные таблиц П.3.1. и П.4.1. нетрудно заметить прямую зависимость показателей.
Таким образом, сообщество инвесторов, которые выступают «продавцами» инвестиций, является по своей структуре неоднородным, и сведение характеристик инвестора только к его предпочтениям в области риска и доходности инвестиций не отражает реальную картину инвестиционного предложения.
Инвестиционное сообщество обладает довольно сложной структурой предпочтений и мотивов инвестирования, которые зависят и от вида инвестора, что нужно учитывать при управлении инвестиционной привлекательностью региона. Очевидно, что если регион сделает ставку на привлечение прямых инвестиций, не обладая при этом ликвидным рынком обращения акций, то в глазах инвестора его привлекательность будет невысока, хотя, возможно, при сдвиге фокуса на привлечение заемных средств инвестиционная привлекательность региона возрастет.
Для эффективного управления инвестиционной привлекательностью региона необходимо обозначить целевую группу инвесторов, которая будет обладать какими-то свойственными только ей характеристиками. Например, может быть выявлено, что региону нужен венчурный капиталист, осуществляющий среднесрочные вложения в виде прямых инвестиций, равнодушный к государственной поддержке своих вложений и предпочитающий осуществлять их в имущественной форме. Это позволит определить присущие именно ему предпочтения и движущие мотивы, а, следовательно, целенаправленно развивать и улучшать те объективные характеристики региона, которые будут совпадать с ключевыми моментами для данной целевой группы инвесторов; создаст адресность коммуникаций региона с инвестиционным сообществом и, в конечном счете, обеспечит региону инвестиционную привлекательность, реализуемую в увеличении объема привлеченных на территорию инвестиций.
Разовые акции, проводимые руководством региона, являются всего лишь шагами, после которых инвестиционная привлекательность несколько повышается, но остается достаточно статичной величиной. Привлечение же в регион большого объема инвестиций возможно лишь через управление его инвестиционной привлекательностью, которое превратит ее в динамическую величину.
1.3. Система показателей инвестиционной привлекательности региона для прямых иностранных инвестиций как фактора инновационного развития регионов
Модернизация российской экономики предполагает создание новой, более совершенной технической и технологической базы производства, внедрение ресурсосберегающих технологий, повышение производительности труда, организацию выпуска высококачественной, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках продукции, совершенствование управления как территориальными экономическими системами, так и отдельными хозяйствующими субъектами. Достижение данной цели объективно требует весьма значительных по объему прямых инвестиций, в том числе и иностранных, мобилизация которых становится ключевым условием перехода страны на инновационный путь развития. В этой связи важной задачей является привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику регионов России.
Необходимым условием
эффективного развития экономики является
высокая инвестиционная активность.
Она достигается посредством
роста объемов реализуемых
Проблема создания благоприятного инвестиционного климата для привлечения прямых инвестиций в российскую экономику, разработка новых механизмов привлечения иностранных инвестиций в последние годы приобретает особую остроту.
На сегодняшний
день, несмотря на глубокую проработку
многих теоретических аспектов развития
инвестиционной деятельности и оценки
инвестиционной привлекательности, влияние
инвестиционной политики на разработку
эффективной стратегии и
Статистические методы позволяют выявить не только важнейшие факторы, влияющие на характер развития инвестиционных процессов в России и ее регионах, но и количественно оценить их взаимосвязь. Это позволит вовлечь в реальный экономический процесс те резервы инвестиционного предпринимательства, которые могут во многом способствовать более эффективному инновационному развитию России.
Ключевым моментом оценки инвестиционной привлекательности региона является формирование и обоснование системы показателей для оценки инвестиционной привлекательности региона.
В настоящее время разработано достаточно большое количество методик оценки инвестиционной привлекательности экономики регионов и используемых при этом показателей. Наиболее известными западными методиками стали методики Гарвардской школы бизнеса, Тейна-Уотера, Котлера-Хейзлера, индексы БЕРИ, комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности стран, определенные ведущими экономическими журналами мира (Euromoney, Fortune, The Economist и некоторые другие), кредитные рейтинги стран, на разработке которых специализируются наиболее известные экспертные агентства (Moody's, Standart&Poor's, и др.), рейтинг конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума, методика Банка Австрии и ряд других. В отечественной науке и практике широкое распространение получили методики Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН, рейтингового агентства «Эксперт», Московского государственного университета, а также ряда отдельных исследователей. Вместе с тем анализ содержания этих методик показывает, что, несмотря на значительное разнообразие, их можно разделить на две большие группы.
Первую группу составляют методики, в которых получение исходной информации для проведения анализа в значительной мере базируется на методах экспертного опроса. Вторая группа представлена методиками, ориентированными в первую очередь на использование в качестве базовой информации статистического характера.
Разработанные
методики могут быть положены в основу
статистической оценки инвестиционной
привлекательности экономики
Инвестиционная
привлекательность экономики
Каждый из вышеперечисленных
потенциалов характеризуется
Потенциал емкости рынка как интегральный показатель 2-го уровня включает в свой состав следующие пять частных показателей.
1. Валовой региональный продукт (ВРП) – это обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг для конечного использования. ВРП рассчитывается в текущих основных ценах (номинальный объем ВРП), а также в сопоставимых ценах (реальный объем ВРП). Валовой региональный продукт (ВРП) представляет собой валовую добавленную стоимость товаров и услуг, созданную резидентами региона, и определяется как разница между выпуском и промежуточным потреблением. Показатель ВРП является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта (ВВП). Однако следует отметить, что между показателями ВВП (на федеральном уровне) и ВРП (на региональном уровне) есть существенная разница.
Рис. 1.1. Инвестиционная привлекательность региона для прямых иностранных инвестиций, как комплексный показатель
Источник: Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. 4-е изд. М.: ГУ–ВШЭ, 2004. – 135 с.
Сумма валовых региональных продуктов по России неравнозначна ВВП, поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и т.д.), оказываемым государственными учреждениями обществу в целом. Необходимость включения данного показателя в состав общей системы показателей инвестиционной привлекательности экономики региона объясняется тем, что он комплексно характеризует емкость регионального рынка, т.е. возможности сбыта производимых на предприятии с участием иностранного капитала товаров и услуг, что является весьма существенным фактором при принятии решения о прямом иностранном инвестировании. Естественно, что более высокий объем валового регионального продукта рассматривается как преимущество региона-реципиента при осуществлении прямых вложений иностранными инвесторами39.
2. Общая численность
населения региона, которая
3. Индекс физического
объема валового регионального
продукта – относительный
4. Объем инвестиций
в основной капитал
5. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал – относительный показатель, характеризующий изменение объема инвестиций в основной капитал в текущем периоде по сравнению с базисным. Данный показатель рассчитывается в сопоставимых ценах. Данный показатель свидетельствует о динамике изменений объема инвестиций в основной капитал, что также является весьма важным для иностранного инвестора, предполагающего вложить свои ресурсы в экономику региона.
Второй из интегральных показателей 2-го уровня – финансовый потенциал – включает в свой состав три показателя.