Управление инвестиционной привлекательностью региона с целью привлечения прямых иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы управления инвестиционной привлекательностью на региональном уровне и недостаточная ее исследованность определили выбор данной темы, а также структуру работы.
Целью настоящего исследования является определение влияния управления инвестиционной привлекательности региона на привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику региона.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующий ряд задач:
Проанализировать понятие инвестиционной привлекательности региона и факторы ее формирования.
Рассмотреть инвестиционную привлекательность региона как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...
1. 1. Теоретико-методические основы управления инвестиционной привлекательности
2. региона……….……………………………………………………………………………….
1.1. Инвестиционная привлекательность региона: понятие и факторы ее формирования
1.2. Инвестиционная привлекательность региона как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций ...............................................................................................
1.3. Система показателей инвестиционной привлекательности региона для прямых
иностранных инвестиций как фактора инновационного развития регионов………..
2. Мировой опыт и российская практика управления инвестиционной
3. привлекательностью региона.…………………………….……………………………….…
2.1. Мировой опыт управления процессами повышения инвестиционной привлекательности регионов …………..……………………………………..............................
2.2. Формирование организационно-экономического механизма управления
инвестиционной привлекательностью региона в России…………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………...
Библиографический список………………………………………………………………………
Приложение 1. Классификация инвесторов по основным признакам………………………...
Приложение 2. Поступление иностранных инвестиций по типам…………………………….
Приложение 3. Поступление по типам иностранных инвестиций в субъекты
Российской Федерации в 2010 году……………………………………………
Приложение 4. Инвестиционные рейтинги регионов России…………………………………
Приложение 5. Тезисы……………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Kursovaya-chistovik_ot_02_05_2012.doc

— 759.00 Кб (Скачать)

В конце 90-х годов XX века в стране существовало свыше 120 технопарков, для которых был  установлен льготный налоговый режим: предприятия, начиная с даты аккредитации на три года полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость, еще три года уплачивают его с 50-ти процентной скидкой; предприятиям, экспортирующим свыше половины продукции, подоходный налог сокращен до 10 %. С начала 2000 г. введен новый пакет мер, направленных на развитие высоких технологий. Они включают; налоговые льготы, облегченный доступ к кредитам в таких отраслях, как информатика, биомедицина, производство новых материалов с высокой добавленной стоимостью. От уплаты НДС полностью освобождены экспортеры высоких технологий.

Для предприятий  с иностранным капиталом, работающих в сфере высоких технологий и  на экспорт, действуют налоговые  льготы по перечислению и реинвестированию полученных доходов, им также предоставляются скидки на плату за пользование землей.

2. Реализация  итерационной технологии доступа  иностранных инвесторов в регионы  страны, новые отрасли. Известно, что политика «открытых дверей»  начиналась с экспериментирования  в восточных регионах, первые открытые экономические зоны ОЭЗ были созданы в провинциях Гуандун и Фуцзянь.

В 90-е годы власти перешли к более широким экономическим  преобразованиям, прямые иностранные  инвестиции начали поступать в центральные  и западные регионы страны. Создание новой зоны развития Пудун отразило усиление внимания китайского руководства к вопросам расширения привлечения прямых зарубежных капиталовложений, прежде всего в сфере технологического и научно-технического сотрудничества.

В ряде отличительных особенностей этой зоны можно выделить активный допуск иностранного капитала в финансовую и банковскую сферу, страхование, фондовый рынок, современные средства коммуникаций, а также передачу земли иностранным партнерам в длительную аренду и организацию рынка недвижимости48.

3. Фокусирование внимания руководства страны к планированию и контролю результатов инвестиционной деятельности на территориях, пользующихся государственными преференциями. Так, например, административное управление экономическими зонами осуществляется Канцелярией Госсовета КНР по делам свободных экономических зон (СЭЗ). Она контролирует реализацию политики и координирует работу ведомств в отношении СЭЗ Центр устанавливает для них несколько директивных показателей: годовой финансовый доход, объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, стабильные на несколько лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитования СП, объем инвестиций в основные фонды49.

4. Дифференциация инструментов государственного регулирования в зависимости от фазы жизненного цикла объектов инвестирования. Так, реализуемый, начиная с 90-х годов XX века новый подход китайского руководства к СЭЗ заключается в том, чтобы зоны, сохраняя благоприятные условия для привлечения иностранного капитала, переходили на самофинансирование и вносили свой вклад в доходы государства. Дальнейшее формирование их инфраструктуры должно опираться на собственные ресурсы, а также банковские кредиты, зарубежные инвестиции. Более целенаправленной должна стать инвестиционная политика, сориентированная на наиболее эффективные технико- и наукоемкие проекты в приоритетных отраслях (электронной, энергетической, легкой и пищевой промышленности и др.)50.

Обратимся к  Ирландии, чьи экономические результаты в последние десятилетия обусловливают повышенный интерес мирового сообщества к ее опыту. Сфокусируем внимание на ее достижениях в области развития инвестиционной деятельности и факторах успеха.

Всего за десять лет (1903-2003 гг.) в этой стране осуществлена коренная реструктуризация экономики, что проявилось в увеличении удельного веса обрабатывающей промышленности и сферы услуг. В настоящее время доля промышленности в ВВП - 46 %, услуг - 49 %51. О роли индустриального сектора свидетельствует его доля в экспорте (80 %). За этот же период ей удалось привлечь 15 % всех прямых европейских промышленных инвестиций, добиться удвоения своего участия в глобальной торговле, увеличить экспорт продукции информационно-технологических отраслей до 40 % ВВП. Ирландия - одна из немногих стран, в течение десятилетия демонстрирующих средние темпы роста реального ВВП около 8 % в год. Объем ее экспорта с конца 90-х годов и по настоящее время устойчиво превышает импорт. Важно отметить, что 40 % экспорта составляет электроника и программное обеспечение52.

Ирландия - один из признанных лидеров оффшорного программирования, являющегося частью рынка IT-аутсорсинга, о перспективах которого свидетельствуют  данные о том, что его среднегодовой  темп роста превышает 11 %, а в будущем  будет возрастать примерно на 20 % в год. К 2000 г. многие ирландские компании превратились в признанных мировых лидеров в области интернет-технологий: Iona Technologies Corba (программное обеспечение), Smartforce (компьютерное обучение), Norkom Technologies (сбор данных и управление отношениями с заказчиками), Silicon&Software Systems (проектирование микросхем), Nua (информационные услуги), Baltimore Technologies (информационная безопасность), Trintech (банковские системы перевода денежных средств)53.

Отражением  коренных изменений в экономике Ирландии стало первое место страны в рейтинге индекса глобализации, разработанном в 2001 г. для 62 стран консалтинговой ТНК «ЭйТи Кирни» и журналом «Форэйн Полней». Показатель глобализации выводился на основе таких параметров, как участие в экономической интеграции, международные обязательства, темпы развития информационных технологий54.

Заметим, что  Ирландия имеет самое высокое  значение коэффициента международного разделения труда (МРТ) среди малых  стран Западной и Северной Европы. В 2010 г. этот показатель составлял 4,14. Для сравнения: у Финляндии - 1,64, Швейцарии -221, Швеции - 1,95 46.

Согласно исследованию, проведенному в 2009 г. Международным  институтом развития управления, Ирландия занимала 10-е место среди 47 стран  по показателю «конкурентоспособность экономики»55. Как известно, сводный индекс (161 показатель) конкурентоспособности включает оценку таких компонентов, как: «открытость государства», «инфраструктура», «технология», «управление», «институты», «труд» и др.

К наиболее значимым факторам, обусловившим такой результат, следует, на наш взгляд, отнести эффективную государственную экономическую политику. В содержательной характеристике ее компонентой, значимых для активизации инвестиционной деятельности, обратим внимание на следующее:

1. Выбор сектора информационно-телекоммуникационных технологий (ИТК) в качестве ключевого объекта инвестирования, повышение привлекательности которого государство обеспечивает посредством комплекса взаимосвязанных действий. Так, для формирования необходимого кадрового ресурса сектора ИТК государство выделило значительные вложения в образование по соответствующим специальностям, а также в создание инфраструктуры, необходимой информационным компаниям (прежде всего современных систем связи).

Объявленная в  конце XX века правительством страны программа превращения Ирландии в центр электронной торговли в Европе и мире сконцентрирована на следующих направлениях:

- развитие сети  телекоммуникаций и снижение  стоимости этих услуг;

- поддержка  образования в сфере информационных технологий и телекоммуникаций;

- повышение  квалификации уже занятых работников;

- поддержка  исследований и разработок56.

Отдельным направлением государственной политики Ирландии в области высоких технологий является поддержка инновационной  и исследовательской активности, первоклассных исследовательских центров в сфере информационных технологий.

Принципиальное значение имеет создание технопарков, кластеризация  экономического пространства.

Региональные кластеры основываются на отраслях, как традиционной специализации Ирландии, так и новейшей отрасли - инновационно-телекоммуникационных технологий. Важно отмстить, что кластеры новой специализации созданы на базе иностранных ТНК57.

2. Использование пакета  условий, благоприятных для иностранного  инвестирования. Его основными компонентами являются инфраструктурная и финансовая поддержка. Специально созданное правительством страны Управление индустриального развития (The Industrial Development Authority или IDA) имеет в своем распоряжении ряд промышленных парков, где расположены готовые здания промышленного назначения для тех инвесторов, которые не планируют строить собственные объекты. Также IDA Ireland предоставляет инвесторам земельные участки для строительства промышленных помещений по их собственным проектам.

Финансовая поддержка  осуществляется в форме грантов  и налоговых льгот. Доступность, условия получения и размер грантов  зависят от географии инвестиционного  проекта. Самые крупные гранты предоставляются  в пограничных, внутренних и западных районах страны, самые маленькие - в окрестностях Дублина. Также существует дифференциация по сектору экономики, в котором будет реализовываться проект, по уровню квалификации, который потребуется от работников предприятия. ГОА выдает гранты иностранным инвесторам, вкладывающим капитал в промышленное производство и сектор услуг, предназначенных для мирового рынка. Также предоставляются гранты на реализацию проектов в области НИОКР и профессиональной подготовки.

Для покрытия расходов на приобретение земельных участков, зданий и технологического оборудование предусмотрено предоставление капитальных субсидий.

Ирландское законодательство предусматривает две схемы субсидирования НИОКР, проводимых инвесторами, имеющими коммерческие предприятия в стране. Первая схема направлена на финансирование модернизации или создания материальной базы для проведения НИОКР; вторая - на субсидирование НИОКР высокой сложности и НИОКР с высокой степенью риска, проводимых компаниями, активно работающих в исследовательской области. Субсидируемые проекты должны быть связаны с разработкой принципиально нового вида продукции или нового технологического процесса; текущие разработки новых моделей товаров не субсидируются.

Налоговые льготы составляют важную часть общего пакета стимулирующих  мер, доступных иностранным, компаниям, создающим филиалы в Ирландии. Стандартная ставка налога на прибыль - 28% - понижается до 10%. Льгота по налогу на прибыль предоставляется и не резидентским компаниям, т.е. компания не обязательно-должна быть зарегистрирована в Ирландии как налоговый резидент. Иностранная компания, осуществляющая свое присутствие на рынке Ирландии через свой филиал, может претендовать на льготу. Прибыль, получаемая зарубежными филиалами резидентов Ирландии, освобождается от налога на прибыль и налога на доход от капитала в Ирландии при условии, что компания будет создавать новые рабочие места в Ирландии и новые долгосрочные вложения в Ирландии.

Примечателен  состав видов деятельности, облагаемых по льготной ставке налогообложения  и для национальных инвесторов: международные финансовые услуги, предоставляемые Центром международных финансовых услуг в Дублине; некоторыее компьютерные услуги (разработка программного обеспечения; обработка информации и связанные с этим технические и консультационные услуги), которые финансировались за счет субсидий; услуги проектирования и планирования в связи с выполнением специальных инжиниринговых работ за пределами ЕС и др.

3. Использование  института государственно-частного  партнерства для развития инфраструктуры  инвестиционного процесса. В 1998 г.  в рамках Департамента финансов учрежден Центральный отдел по государственно-частному партнерству (ГЧП) с целью инициирования, управления и координации использования ГЧП.

В оценке опыта  США, характеризующего деятельность государства, связанную с поддержкой процессов  повышения инвестиционной привлекательности, следует обратить внимание на ряд принципиальных моментов.

1. Институционализация  государственно-частного партнерства,  призванного содействовать развитию  инновационного потенциала территорий. Успешно апробируются его разнообразные формы. Среди них следует выделить Инновационное партнерство США, в рамках которого штаты и федеральные ведомства, университеты и промышленность сотрудничают в области устранения барьеров для применения новых технологий в таких областях, как телемедицина, экологические технологии, а также в реализации программы стимулировании технологической конкурентоспособности регионов, традиционно получающих меньшее государственное финансирование.

Широко применяемой  формой кооперации исследовательских  структур университетов, федеральных ведомств, федеральных лабораторий, властей штатов и территорий, частного сектора промышленности, а также кредитно-финансовых учреждений служат государственно-частные кооперационные соглашения в области исследований и разработок (СКИР) и инновационно-технологические партнерства.

СКИР инициированы правительством США для стимулирования передачи технологий из 700 федеральных  лабораторий в основном частным  компаниям. При заключении такого рода соглашений государственная научная  организация предоставляет в общее пользование свои исследовательские ресурсы (кадры, системы обслуживания, материальную базу) и интеллектуальную собственность, в том числе, в виде патентов. Конкретная цель кооперационных соглашений – передача технологии из государственного научного сектора в частнопредпринимательский производственный сектор и государственное содействие повышению технологического уровня последнего.

Информация о работе Управление инвестиционной привлекательностью региона с целью привлечения прямых иностранных инвестиций