Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 06:29, курсовая работа
Актуальность проблемы управления инвестиционной привлекательностью на региональном уровне и недостаточная ее исследованность определили выбор данной темы, а также структуру работы.
Целью настоящего исследования является определение влияния управления инвестиционной привлекательности региона на привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику региона.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующий ряд задач:
Проанализировать понятие инвестиционной привлекательности региона и факторы ее формирования.
Рассмотреть инвестиционную привлекательность региона как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций.
Введение…………………………………………………………………………………………...
1. 1. Теоретико-методические основы управления инвестиционной привлекательности
2. региона……….……………………………………………………………………………….
1.1. Инвестиционная привлекательность региона: понятие и факторы ее формирования
1.2. Инвестиционная привлекательность региона как фактор привлечения прямых иностранных инвестиций ...............................................................................................
1.3. Система показателей инвестиционной привлекательности региона для прямых
иностранных инвестиций как фактора инновационного развития регионов………..
2. Мировой опыт и российская практика управления инвестиционной
3. привлекательностью региона.…………………………….……………………………….…
2.1. Мировой опыт управления процессами повышения инвестиционной привлекательности регионов …………..……………………………………..............................
2.2. Формирование организационно-экономического механизма управления
инвестиционной привлекательностью региона в России…………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………...
Библиографический список………………………………………………………………………
Приложение 1. Классификация инвесторов по основным признакам………………………...
Приложение 2. Поступление иностранных инвестиций по типам…………………………….
Приложение 3. Поступление по типам иностранных инвестиций в субъекты
Российской Федерации в 2010 году……………………………………………
Приложение 4. Инвестиционные рейтинги регионов России…………………………………
Приложение 5. Тезисы……………………………………………………………………………
В конце 90-х годов XX века в стране существовало свыше 120 технопарков, для которых был установлен льготный налоговый режим: предприятия, начиная с даты аккредитации на три года полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость, еще три года уплачивают его с 50-ти процентной скидкой; предприятиям, экспортирующим свыше половины продукции, подоходный налог сокращен до 10 %. С начала 2000 г. введен новый пакет мер, направленных на развитие высоких технологий. Они включают; налоговые льготы, облегченный доступ к кредитам в таких отраслях, как информатика, биомедицина, производство новых материалов с высокой добавленной стоимостью. От уплаты НДС полностью освобождены экспортеры высоких технологий.
Для предприятий с иностранным капиталом, работающих в сфере высоких технологий и на экспорт, действуют налоговые льготы по перечислению и реинвестированию полученных доходов, им также предоставляются скидки на плату за пользование землей.
2. Реализация
итерационной технологии
В 90-е годы власти
перешли к более широким
В ряде отличительных особенностей этой зоны можно выделить активный допуск иностранного капитала в финансовую и банковскую сферу, страхование, фондовый рынок, современные средства коммуникаций, а также передачу земли иностранным партнерам в длительную аренду и организацию рынка недвижимости48.
3. Фокусирование внимания руководства страны к планированию и контролю результатов инвестиционной деятельности на территориях, пользующихся государственными преференциями. Так, например, административное управление экономическими зонами осуществляется Канцелярией Госсовета КНР по делам свободных экономических зон (СЭЗ). Она контролирует реализацию политики и координирует работу ведомств в отношении СЭЗ Центр устанавливает для них несколько директивных показателей: годовой финансовый доход, объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, стабильные на несколько лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитования СП, объем инвестиций в основные фонды49.
4. Дифференциация инструментов государственного регулирования в зависимости от фазы жизненного цикла объектов инвестирования. Так, реализуемый, начиная с 90-х годов XX века новый подход китайского руководства к СЭЗ заключается в том, чтобы зоны, сохраняя благоприятные условия для привлечения иностранного капитала, переходили на самофинансирование и вносили свой вклад в доходы государства. Дальнейшее формирование их инфраструктуры должно опираться на собственные ресурсы, а также банковские кредиты, зарубежные инвестиции. Более целенаправленной должна стать инвестиционная политика, сориентированная на наиболее эффективные технико- и наукоемкие проекты в приоритетных отраслях (электронной, энергетической, легкой и пищевой промышленности и др.)50.
Обратимся к Ирландии, чьи экономические результаты в последние десятилетия обусловливают повышенный интерес мирового сообщества к ее опыту. Сфокусируем внимание на ее достижениях в области развития инвестиционной деятельности и факторах успеха.
Всего за десять лет (1903-2003 гг.) в этой стране осуществлена коренная реструктуризация экономики, что проявилось в увеличении удельного веса обрабатывающей промышленности и сферы услуг. В настоящее время доля промышленности в ВВП - 46 %, услуг - 49 %51. О роли индустриального сектора свидетельствует его доля в экспорте (80 %). За этот же период ей удалось привлечь 15 % всех прямых европейских промышленных инвестиций, добиться удвоения своего участия в глобальной торговле, увеличить экспорт продукции информационно-технологических отраслей до 40 % ВВП. Ирландия - одна из немногих стран, в течение десятилетия демонстрирующих средние темпы роста реального ВВП около 8 % в год. Объем ее экспорта с конца 90-х годов и по настоящее время устойчиво превышает импорт. Важно отметить, что 40 % экспорта составляет электроника и программное обеспечение52.
Ирландия - один из признанных лидеров оффшорного программирования, являющегося частью рынка IT-аутсорсинга, о перспективах которого свидетельствуют данные о том, что его среднегодовой темп роста превышает 11 %, а в будущем будет возрастать примерно на 20 % в год. К 2000 г. многие ирландские компании превратились в признанных мировых лидеров в области интернет-технологий: Iona Technologies Corba (программное обеспечение), Smartforce (компьютерное обучение), Norkom Technologies (сбор данных и управление отношениями с заказчиками), Silicon&Software Systems (проектирование микросхем), Nua (информационные услуги), Baltimore Technologies (информационная безопасность), Trintech (банковские системы перевода денежных средств)53.
Отражением коренных изменений в экономике Ирландии стало первое место страны в рейтинге индекса глобализации, разработанном в 2001 г. для 62 стран консалтинговой ТНК «ЭйТи Кирни» и журналом «Форэйн Полней». Показатель глобализации выводился на основе таких параметров, как участие в экономической интеграции, международные обязательства, темпы развития информационных технологий54.
Заметим, что Ирландия имеет самое высокое значение коэффициента международного разделения труда (МРТ) среди малых стран Западной и Северной Европы. В 2010 г. этот показатель составлял 4,14. Для сравнения: у Финляндии - 1,64, Швейцарии -221, Швеции - 1,95 46.
Согласно исследованию, проведенному в 2009 г. Международным институтом развития управления, Ирландия занимала 10-е место среди 47 стран по показателю «конкурентоспособность экономики»55. Как известно, сводный индекс (161 показатель) конкурентоспособности включает оценку таких компонентов, как: «открытость государства», «инфраструктура», «технология», «управление», «институты», «труд» и др.
К наиболее значимым факторам, обусловившим такой результат, следует, на наш взгляд, отнести эффективную государственную экономическую политику. В содержательной характеристике ее компонентой, значимых для активизации инвестиционной деятельности, обратим внимание на следующее:
1. Выбор сектора
информационно-
Объявленная в конце XX века правительством страны программа превращения Ирландии в центр электронной торговли в Европе и мире сконцентрирована на следующих направлениях:
- развитие сети телекоммуникаций и снижение стоимости этих услуг;
- поддержка
образования в сфере информацио
- повышение
квалификации уже занятых
- поддержка исследований и разработок56.
Отдельным направлением государственной политики Ирландии в области высоких технологий является поддержка инновационной и исследовательской активности, первоклассных исследовательских центров в сфере информационных технологий.
Принципиальное значение имеет создание технопарков, кластеризация экономического пространства.
Региональные кластеры основываются
на отраслях, как традиционной специализации
Ирландии, так и новейшей отрасли - инновационно-
2. Использование пакета
условий, благоприятных для
Финансовая поддержка осуществляется в форме грантов и налоговых льгот. Доступность, условия получения и размер грантов зависят от географии инвестиционного проекта. Самые крупные гранты предоставляются в пограничных, внутренних и западных районах страны, самые маленькие - в окрестностях Дублина. Также существует дифференциация по сектору экономики, в котором будет реализовываться проект, по уровню квалификации, который потребуется от работников предприятия. ГОА выдает гранты иностранным инвесторам, вкладывающим капитал в промышленное производство и сектор услуг, предназначенных для мирового рынка. Также предоставляются гранты на реализацию проектов в области НИОКР и профессиональной подготовки.
Для покрытия расходов на приобретение земельных участков, зданий и технологического оборудование предусмотрено предоставление капитальных субсидий.
Ирландское законодательство
предусматривает две схемы
Налоговые льготы составляют важную часть общего пакета стимулирующих мер, доступных иностранным, компаниям, создающим филиалы в Ирландии. Стандартная ставка налога на прибыль - 28% - понижается до 10%. Льгота по налогу на прибыль предоставляется и не резидентским компаниям, т.е. компания не обязательно-должна быть зарегистрирована в Ирландии как налоговый резидент. Иностранная компания, осуществляющая свое присутствие на рынке Ирландии через свой филиал, может претендовать на льготу. Прибыль, получаемая зарубежными филиалами резидентов Ирландии, освобождается от налога на прибыль и налога на доход от капитала в Ирландии при условии, что компания будет создавать новые рабочие места в Ирландии и новые долгосрочные вложения в Ирландии.
Примечателен состав видов деятельности, облагаемых по льготной ставке налогообложения и для национальных инвесторов: международные финансовые услуги, предоставляемые Центром международных финансовых услуг в Дублине; некоторыее компьютерные услуги (разработка программного обеспечения; обработка информации и связанные с этим технические и консультационные услуги), которые финансировались за счет субсидий; услуги проектирования и планирования в связи с выполнением специальных инжиниринговых работ за пределами ЕС и др.
3. Использование
института государственно-
В оценке опыта США, характеризующего деятельность государства, связанную с поддержкой процессов повышения инвестиционной привлекательности, следует обратить внимание на ряд принципиальных моментов.
1. Институционализация
государственно-частного
Широко применяемой формой кооперации исследовательских структур университетов, федеральных ведомств, федеральных лабораторий, властей штатов и территорий, частного сектора промышленности, а также кредитно-финансовых учреждений служат государственно-частные кооперационные соглашения в области исследований и разработок (СКИР) и инновационно-технологические партнерства.
СКИР инициированы правительством США для стимулирования передачи технологий из 700 федеральных лабораторий в основном частным компаниям. При заключении такого рода соглашений государственная научная организация предоставляет в общее пользование свои исследовательские ресурсы (кадры, системы обслуживания, материальную базу) и интеллектуальную собственность, в том числе, в виде патентов. Конкретная цель кооперационных соглашений – передача технологии из государственного научного сектора в частнопредпринимательский производственный сектор и государственное содействие повышению технологического уровня последнего.