Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение рыночных механизмов деятельности предприятия, анализ динамики и выполнения плана объема производства и реализации продукции предприятия.
Для достижения данных целей были решены следующие задачи:
- рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием объема производства;
- рассмотреть теоретические аспекты прибыли, ее видов;
- дать понятие безубыточного объема производства, методы определения точки безубыточности;
- проанализировать динамику и выполнение плана объема производства и реализации продукции;
- определить цели максимизации прибыли и как она достигается;
Анализ продажи товаров проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.
Пример
схемы анализа продаж товаров
приведен в таблице 3.
Таблица 3 - Анализ соотношения планового и фактического объема производства и продаж товаров в сопоставимых ценах 2010г.
Вид
товара |
Объем производства, тыс.руб. | Объем продаж, тыс.руб. | ||||||
план | факт | отклонение
(+, -) |
в %
к плану |
план | факт | отклонение
(+, -) |
в %
к плану | |
Стол раздвижной (береза) | 335218 | 432600 | 97382 | 129,05 | 400211 | 434817 | 34606 | 108,65 |
Кровать двуспальная №24 | 113984 | 131394 | 17410 | 115,27 | 122331 | 132211 | 9880 | 108,08 |
Комод с 4-мя ящиками | 59184 | 73362 | 14178 | 123,96 | 63538 | 64599 | 1061 | 101,67 |
Табурет Денни | 39195 | 51325 | 12130 | 130,95 | 40921 | 42797 | 1876 | 104,58 |
Стол круглый | 17297 | 22609 | 5312 | 130,71 | 20233 | 22102 | 1869 | 109,24 |
Комод с 4-мя ящиками №11 | 5853 | 5246 | -607 | 89,63 | 5000 | 5879 | 879 | 117,58 |
Итого: | 570731 | 716536 | 145805 | 119,93 | 652234 | 702405 | 50171 | 108,30 |
Вывод: организация успешно справляется с планами производства и продаж, кроме отклонения от плана производства товара Комод с 4-мя ящиками №11 в сторону снижения на 607 тыс.руб. Перевыполнение плана производства на 19,93% не подкрепляется соответствующим перевыполнением плана по продажам, которое составляет лишь 8,30%. Руководству предприятия следует обратить внимание на повышение обоснованности планирования производства и продаж.
Пример анализа выполнения плана по производству продукции приведен в таблице 4, где представлены показатели по каждому виду товара.
Таблица 4 - Анализ выполнения плана по производству продукции в сопоставимых ценах 2009 года.
Вид
товара |
Объем производства товаров, тыс. руб. | Изменение плана производства отчетного года относительно плана прошлого года | Изменение фактического объема производства в отчетном году | |||||||
прошлый год | отчетный год | относительно плана | относительно прошлого года | |||||||
план | факт | план | факт | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Стол раздвижной береза | 261230 | 276463 | 337218 | 433600 | 75988 | 129,09 | 96382 | 128,58 | 157137 | 156,84 |
Кровать двуспальная №24 | 97520 | 101356 | 114834 | 131384 | 15414 | 117,55 | 17440 | 115,31 | 30018 | 129,62 |
Комод с 4-мя ящиками | 36570 | 40097 | 59184 | 73362 | 22614 | 161,84 | 14178 | 123,96 | 33265 | 182,96 |
Табурет Денни | 14520 | 15991 | 17297 | 22609 | 2777 | 119,13 | 5312 | 130,71 | 6618 | 141,39 |
Стол круглый | 21220 | 24228 | 39184 | 51375 | 17975 | 187,51 | 12130 | 132,75 | 27097 | 211,84 |
Комод с 4-мя ящиками №11 | 3600 | 3820 | 5833 | 5146 | 2233 | 162,03 | -725 | 89,52 | 1326 | 134,71 |
Итого: | 434660 | 461955 | 572661 | 717416 | 137001 | 131,45 | 144754 | 124,38 | 255461 | 155,30 |
Анализ
выполнения плана производства и
продаж товаров проводится как в
целях оценки качества планирования,
так и для контроля плановой дисциплины,
т.е. способности организации
Для определения объема валовой продукции i-го периода в ценах базисного периода, нужно его величину разделить на произведение индексов цен за n предыдущих периодов.
Динамику продукции характеризуют следующие показатели: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста и абсолютный размер 1 % прироста.
На
основе полученных данных можно рассчитать
по среднегеометрической среднегодовые
темпы роста (Тр
) и прироста (Тпр
):
Тр=n-1√ nП Трi
i=1
Тпр
= Тр −1
Выполнение
плана по производству и реализации
продукции характеризуют
Производственные факторы: численность работников и их квалификация, производительность труда, обеспеченность средствами труда, предметами труда, использование оборудования, сырья и материалов, организация производства, внедрение новой техники.
Для
анализа выполнения плана по объему
реализации продукции составляется баланс
товарной продукции по себестоимости
и по отпускным ценам. Балансовое уравнение
имеет вид:
РП
= ГПзап.I + ВП - ГПзап.II ,
где РП - объем реализованной продукции;
ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода;
ВП
- объем выпуска продукции за период.
Анализ реализации продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия несет уменьшение прибыли, штрафные санкции, оно может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
При
анализе определяется выполнение плана
поставок за месяц и с нарастающим
итогом по предприятию, по отдельным
потребителям и видам продукции,
анализируются причины
Таблица 5 - Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за декабрь 2010 года, млн. руб.
Изделие | Потребитель | План поставки по договору | Фактически отгружено | Недопоставка продукции | Зачетный объем в пределах плана |
Стул для офиса черный | ЧУП КриАнТорг | 1800 | 1850 | 1800 | |
Стул для офиса черный | ЧУП ЯнТрансВест | 1800 | 1150 | -650 | 1150 |
Стул для офиса черный | ЧУП ЮКА | 1600 | 1700 | 1600 | |
Стол офисный черный | ЧУП КриАнТорг | 1600 | 2150 | 1600 | |
Стол офисный черный | ЧУП ЯнТрансВест | 1200 | 1050 | -150 | 1050 |
Итого: | 8000 | 7900 | -800 | 7200 |
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам ( ) и его недовыполнением ( ) на плановый объем ( ):
Из таблицы 5 видно, что за декабрь месяц 2010 года недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом за год - на 5 %.
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
Анализ ассортимента и структуры продукции
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать спрос на данные виды продукции и эффективное использование различных ресурсов, имеющихся в его распоряжении.
Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
Увеличение
объема производства по одним видам
и сокращение по другим видам продукции
приводит к изменению ее структуры. Выполнить
план по структуре — значит сохранить
в фактическом выпуске продукции соотношения
отдельных ее видов запланированные. При
увеличении удельного веса более дорогой
продукции объем ее выпуска в стоимостном
выражении возрастает, и наоборот. Расчет
влияния структуры производства на уровень
перечисленных показателей можно произвести
способом цепной подстановки (таблица
6):
где V ф.общ.-объем выпуска;
УД
–удельный вес.