Точка безубыточности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение рыночных механизмов деятельности предприятия, анализ динамики и выполнения плана объема производства и реализации продукции предприятия.
Для достижения данных целей были решены следующие задачи:
- рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием объема производства;
- рассмотреть теоретические аспекты прибыли, ее видов;
- дать понятие безубыточного объема производства, методы определения точки безубыточности;
- проанализировать динамику и выполнение плана объема производства и реализации продукции;
- определить цели максимизации прибыли и как она достигается;

Работа содержит 1 файл

Новая курсовая.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

     Анализ  продажи товаров проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

     Пример  схемы анализа продаж товаров  приведен в таблице 3.  

     Таблица 3 - Анализ соотношения планового и фактического объема производства и продаж товаров в сопоставимых ценах 2010г.

Вид

товара

Объем производства, тыс.руб. Объем продаж, тыс.руб.
план факт отклонение

(+, -)

в %

к плану

план факт отклонение

(+, -)

в %

к плану

Стол раздвижной (береза) 335218 432600 97382 129,05 400211 434817 34606 108,65
Кровать двуспальная №24 113984 131394 17410 115,27 122331 132211 9880 108,08
Комод с 4-мя ящиками 59184 73362 14178 123,96 63538 64599 1061 101,67
Табурет Денни 39195 51325 12130 130,95 40921 42797 1876 104,58
Стол  круглый 17297 22609 5312 130,71 20233 22102 1869 109,24
Комод с 4-мя ящиками №11 5853 5246 -607 89,63 5000 5879 879 117,58
Итого: 570731 716536 145805 119,93 652234 702405 50171 108,30
 

     Вывод: организация успешно справляется с планами производства и продаж, кроме отклонения от плана производства товара Комод с 4-мя ящиками №11 в сторону снижения на 607 тыс.руб. Перевыполнение плана производства на 19,93% не подкрепляется соответствующим перевыполнением плана по продажам, которое составляет лишь 8,30%. Руководству предприятия следует обратить внимание на повышение обоснованности планирования производства и продаж.

     Пример  анализа выполнения плана по производству продукции приведен в таблице 4, где  представлены показатели по каждому виду товара.

     Таблица 4 - Анализ выполнения плана по производству продукции в сопоставимых ценах 2009 года.

Вид

товара

Объем производства товаров, тыс. руб. Изменение плана производства отчетного года относительно плана прошлого года Изменение фактического объема производства в  отчетном году
прошлый год отчетный  год относительно  плана относительно  прошлого года
план факт план факт тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Стол  раздвижной береза 261230 276463 337218 433600 75988 129,09 96382 128,58 157137 156,84
Кровать двуспальная №24 97520 101356 114834 131384 15414 117,55 17440 115,31 30018 129,62
Комод с 4-мя ящиками 36570 40097 59184 73362 22614 161,84 14178 123,96 33265 182,96
Табурет Денни 14520 15991 17297 22609 2777 119,13 5312 130,71 6618 141,39
Стол  круглый 21220 24228 39184 51375 17975 187,51 12130 132,75 27097 211,84
Комод с 4-мя ящиками №11 3600 3820 5833 5146 2233 162,03 -725 89,52 1326 134,71
Итого: 434660 461955 572661 717416 137001 131,45 144754 124,38 255461 155,30
 

     Анализ  выполнения плана производства и  продаж товаров проводится как в  целях оценки качества планирования, так и для контроля плановой дисциплины, т.е. способности организации выполнять  плановые показатели. Из данных предыдущей таблицы следует, что организация наращивает объем производства всех видов товаров. Наблюдается значительное отклонение планов производства отчетного и предыдущего года от 117,55% до 187,51% для разных видов товаров. Выявлено существенное отличие фактического объема производства от планового как в предыдущем году, так и отчетном. Отклонения фактического объема производства от планового в отчетном году изменяются от 132,75% до 89,52%. Отклонение итогового показателя составляет 124,38%. Выводы: присутствуют ошибки планирования в сторону занижения планов производства и нарушение плановой дисциплины. По товару Е в предыдущем году план был перевыполнен, и в отчетном году был запланирован объем производства, составляющий 162,03% от плана предыдущего года. Этот показатель является завышенным, и план был недовыполнен в отчетном году на 725 тыс.руб., т.е. на 13,54%.

     Для определения объема валовой продукции i-го периода в ценах  базисного периода, нужно его величину разделить на произведение индексов цен за n предыдущих периодов.

     Динамику  продукции характеризуют  следующие показатели: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста и абсолютный размер 1 % прироста.

     На  основе полученных данных можно рассчитать по среднегеометрической среднегодовые  темпы роста (Тр ) и прироста (Тпр ): 

     Тр=n-1 nП Трi

     i=1

     Тпр = Тр −1 

     Выполнение  плана по производству и реализации продукции характеризуют абсолютное отклонение от плана и % его выполнения. На величину выпуска продукции влияет ряд факторов.  

     Производственные  факторы: численность работников и их квалификация, производительность труда, обеспеченность средствами труда, предметами труда, использование оборудования, сырья и материалов, организация производства, внедрение новой техники.

     Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое уравнение имеет вид:  

     РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II , 

     где РП - объем реализованной продукции;

     ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода;

     ВП - объем выпуска продукции за период. 

     Анализ  реализации продукции связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия  несет уменьшение прибыли, штрафные санкции, оно может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

     При анализе определяется выполнение плана  поставок за месяц и с нарастающим  итогом по предприятию, по отдельным  потребителям и видам продукции, анализируются причины недовыполнения плана и производится оценка деятельности по выполнению договорных обязательств (Таблица 5). 
 

     Таблица 5 - Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за декабрь 2010 года, млн. руб.

Изделие Потребитель План поставки по договору Фактически  отгружено Недопоставка  продукции Зачетный объем  в пределах плана
Стул  для офиса черный ЧУП КриАнТорг 1800 1850   1800
Стул  для офиса черный ЧУП ЯнТрансВест 1800 1150 -650 1150
Стул  для офиса черный ЧУП ЮКА 1600 1700   1600
Стол  офисный черный ЧУП КриАнТорг 1600 2150   1600
Стол  офисный черный ЧУП ЯнТрансВест 1200 1050 -150 1050
Итого:   8000 7900 -800 7200
 

     Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам ( ) и его недовыполнением ( ) на плановый объем ( ):

     

 или 90%

     Из  таблицы 5 видно, что за декабрь месяц 2010 года недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом за год - на 5 %.

     Анализ  выполнения договорных обязательств ведется  работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе  отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

     Анализ  ассортимента и структуры  продукции

     При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать спрос на данные виды продукции и эффективное  использование различных ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

     Система формирования ассортимента включает в себя следующие  основные моменты:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции;
  • изучение жизненного цикла изделий и внедрению новых совершенных видов продукции и изъятие морально устаревших изделий;
  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

     Увеличение  объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции соотношения отдельных ее видов запланированные. При увеличении удельного веса более дорогой продукции объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (таблица 6): 

     

     

     

 

     где V ф.общ.-объем выпуска;

     УД –удельный вес. 

Информация о работе Точка безубыточности