Оценка порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности на примере ООО «Камелия»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических и методических основ определения безубыточности производства.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
– рассмотреть теоретические и методические основы определения безубыточности производства;
– определить порог рентабельности и запас финансовой прочности на конкретном предприятии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...………3
Глава 1. Теоретические и методические основы определения безубыточности производства……………………………………………………...…………………….4
1.1. Понятие выручки от реализации продукции…………………………………….4
1.2. Постоянные и переменные затраты предприятия……………………………….6
1.3. Эффект операционного рычага (левериджа)…………………………………...10
1.4. Методика расчета порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности предприятия………………………………….......................14
Глава 2. Оценка порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности на примере ООО «Камелия»………………………………21
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия……………....21
2.2. Расчет порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности для ООО "Камелия"……………………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам организаций 2010 год.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение………………………………………………………………………...………3

Глава 1. Теоретические и методические основы определения безубыточности производства……………………………………………………...…………………….4

1.1. Понятие  выручки от реализации продукции…………………………………….4

1.2. Постоянные  и переменные затраты предприятия……………………………….6

1.3. Эффект  операционного рычага (левериджа)…………………………………...10

1.4. Методика  расчета порога рентабельности (точки  безубыточности) и запаса финансовой  прочности предприятия………………………………….......................14

Глава 2. Оценка порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности на примере ООО «Камелия»………………………………21

2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия……………....21

2.2. Расчет  порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности  для ООО "Камелия"……………………………………………………...24

Заключение…………………………………………………………………………….28

Список  использованной литературы………………………………………………...29

Приложение……………………………………………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Расчет  точки безубыточности, порога рентабельности, запаса финансовой прочности необходим для планирования дальнейшей деятельности предприятия и принятия управленческих решений.

     Актуальность  темы исследования заключается в  том, что анализ точки безубыточности, порога рентабельности, и запаса финансовой прочности позволяет сделать достаточно уверенные и обоснованные выводы о положении дел на предприятии и эффективности его деятельности. Это особенно важно в случае, если у предприятия большое количество конкурентов, а отрасль экономики, в которой функционирует субъект хозяйствования – нестабильна.

     Целью работы является изучение теоретических  и методических основ определения  безубыточности производства.

     В соответствии с поставленной целью  предусматривается решение следующих задач:

     – рассмотреть теоретические и  методические основы определения безубыточности производства;

     – определить порог рентабельности и  запас финансовой прочности на конкретном предприятии.

     Предметом исследования является безубыточность производства.

     Объектом исследования является ООО "Камелия". Сферой деятельности данного хозяйствующего субъекта является розничная торговля предметами одежды и обувью.

     Рассматриваемое предприятие имеет свою долю на рынке  и постоянно стремится к расширению сети своих магазинов и наиболее полному удовлетворению спроса покупателей. 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические  и методические основы определения безубыточности производства 

    1. Понятие выручки от реализации продукции
 

          Реализация готовой продукции,  выполнение работ, оказание услуг позволяет определить финансовый результат деятельности предприятия.

      Выручкой  от реализации продукции (работ, услуг) называются денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за реализованную покупателю продукцию. Выручка является основным регулярным источником для предприятия по удельному весу среди всех возможных поступлений средств. Именно реализацией продукции и поступлением выручки заканчивается процесс кругооборота средств предприятия, что означает восстановление затраченных на производство финансовых ресурсов и создание условий для возобновления кругооборота средств.[4, 52с.]

      Существуют  два метода отражения выручки  от реализации (работ, услуг):

        – по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению контрагенту расчетных документов – метод начислений.

        – по мере оплаты, т.е. по фактическому поступлению средств на денежные счета предприятия. Это кассовый метод отражения выручки.

      Выручка, поступившая на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ основных фондов, формируется прибыль предприятия.[13, 28с.] 

      Направления использования выручки показаны на рис. 1.1.1. 
 

 

      

 

 

 

 

     

     

      Рис.1.1.1. Направления использования выручки. 

      На  величину выручки от реализации продукции (работ, услуг) влияют следующие факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия:

    –  в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства;

    –  в сфере обращения: уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов.

    1. Постоянные и переменные затраты предприятия
 

          Все затраты предприятия могут  быть подразделены на две части:  переменные расходы (производственные), изменяющиеся пропорционально объему  производства, и постоянные расходы (периодические), которые, как правило, остаются стабильными при изменении объема выпуска. Выручка от реализации продукции за вычетом себестоимости в объеме производственных переменных расходов составляет маржинальный доход, являющийся важным параметром в оценке управленческих решений.[5, 116с.]

          К переменным (производственным) расходам  относятся прямые материальные  затраты, заработная плата производственного  персонала с соответствующими  отчислениями, а также расходы  по содержанию и эксплуатации оборудования и ряд других общепроизводственных расходов.

          К постоянным затратам относятся  административные и управленческие  расходы, амортизационные отчисления, расходы по сбыту и реализации  продукции, расходы по исследованию  рынка, другие общие управленческие, коммерческие и общехозяйственные расходы.

         Одним из основных практических  результатов использования классификации  расходов предприятия по принципу  зависимости от объема производства  является возможность прогнозирования прибыли, исходя из предполагаемого состояния расходов, а также определение для каждой конкретной ситуации объема реализации, обеспечивающего безубыточную деятельность. Величину выручки от реализации, при которой предприятие будет в состоянии покрыть свои расходы без получения прибыли, принято называть критическим объемом производства ("мертвой точкой"). [15, 116с.] Для его определения может использоваться следующая формула:

 
     

где  V –  объем реализации в стоимостном выражении;

        v – переменные расходы;

        C – постоянные расходы;

        P – прибыль.

       Поскольку переменные расходы  (v) по самому принципу их определения  находятся в непосредственной  зависимости от объема реализации, можем записать, что V=aV, где a – коэффициент пропорциональности.

Тогда:

 
    

       Поскольку по определению критическим  считают объем, при котором  выручка равна полным затратам (без прибыли), то формула определения  критического объема  примет вид:

 
    
      

      Соотношение выручки и полных  издержек графически можно   представить на рисунке 1.2.1. 

 

Рис.1.2.1. Соотношение выручки и полных издержек. 

      Зависимость общих (совокупных) затрат предприятия от объема производства и реализации продукции графически можно представить на рисунке 1.2.2. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 1.2.2. Зависимость затрат предприятия  от объема производства и реализации продукции.

      Точка пересечения прямой выручки и прямой общих затрат соответствует точке безубыточности.

          На величину критического объема  влияет изменение переменных  затрат на единицу продукции,  величина постоянных расходов, а  также изменение продажной цены  изделия. Если объем реализации представить как qS, где q - объем реализации в натуральном выражении, S - продажная цена, то получим:

     

    

          Влияние изменения величины постоянных  расходов на критический объем  может быть определено по формуле:

 

  

где – постоянные расходы, соответственно, предполагаемые и текущие ( ).

         Как видно из этой формулы,  любое увеличение суммы постоянных  расходов приведет к росту  критического объема и наоборот. Иначе говоря, возникнет необходимость в дополнительной продаже определенного количества изделий с тем, чтобы выручка от реализации покрыла новые, возросшие издержки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Эффект  операционного рычага (левериджа)
 

     Операционный  рычаг или производственный леверидж (leverage в дословном переводе – рычаг) – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.[6, 139с.]

     Необходимым условием применения механизма операционного  рычага является использование маржинального  метода, основанного на подразделении  затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

     Как уже говорилось, на предприятии существуют два вида затрат: переменные и постоянные. Их структура в целом, а в частности уровень постоянных затрат, в общей выручке предприятия или в выручке от единицы продукции могут значительно влиять на тенденцию изменения прибыли или издержек. Это происходит из-за того, что каждая дополнительная единица продукции приносит некоторую дополнительную контрибуцию, которая идет на покрытие постоянных затрат, и в зависимости от соотношения постоянных и переменных затрат в структуре издержек компании, общий прирост контрибуции от дополнительной единицы товара может выразиться в значительном скачкообразном изменении прибыли. Как только достигается уровень безубыточности, появляется прибыль, которая начинает расти быстрее, чем объем продаж. Операционный рычаг является инструментом для определения и анализа данной зависимости. Другими словами он предназначен для установления влияния прибыли на изменение объема продаж.[11, 128с.]

Информация о работе Оценка порога рентабельности (точки безубыточности) и запаса финансовой прочности на примере ООО «Камелия»