Точка безубыточности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение рыночных механизмов деятельности предприятия, анализ динамики и выполнения плана объема производства и реализации продукции предприятия.
Для достижения данных целей были решены следующие задачи:
- рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием объема производства;
- рассмотреть теоретические аспекты прибыли, ее видов;
- дать понятие безубыточного объема производства, методы определения точки безубыточности;
- проанализировать динамику и выполнение плана объема производства и реализации продукции;
- определить цели максимизации прибыли и как она достигается;

Работа содержит 1 файл

Новая курсовая.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

        Любому предприятию необходимо  постоянно планировать выпуск  новых товаров (продукции), так  как любая продукция устаревает, теряет привлекательность для  покупателей. 

        Внедрение новых товаров позволяет  предприятию решить следующие  задачи:

     - расширить объём и увеличить прибыль;

     - уменьшить зависимость предприятия  от хода реализации какого-либо  одного товара;

     - эффективнее использовать существующую  систему товародвижения;

     - повысить степень утилизации  отходов существующего производства.

        Однако практика показывает, что уровень неудач нового товара на рынке иногда составляет 40%. Провал товара на рынке имеет место, когда предприятие неспособно компенсировать свои расходы на производство и маркетинг и несёт финансовые потери. Неудача продукта происходит и в тех случаях, когда предприятие получает прибыль от продукции, но в масштабах, меньше запланированных.

       К наиболее значимым факторам, которые приводят к абсолютным  и относительным неудачам относятся: 

     - недостаточное отличительное преимущество нового товара;

     - плохое планирование;

     - неудачный выбор момента выхода  с новым товаром на рынок;

     - чрезмерный энтузиазм сторонников  новой продукции.

        За последние десять лет радикально  изменилась среда, в которой  функционируют белорусские предприятия. Произошел переход от административно-командной хозяйственной системы к рыночной экономике. Данный переход означает коренную трансформацию хозяйственной системы, которая характеризуется глубокими преобразованиями системы социально-экономических отношений, изменением форм и методов хозяйствования, отношений собственности.

     Основной  задачей предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения  высококачественной продукцией. Темпы  роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

     Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие  деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.

     По  своему экономическому содержанию объем  реализованной продукции характеризует  конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

        При административно-командной хозяйственной  системе не существовало и  понятия о самостоятельном определении  оптимального объема производства и реализации продукции предприятия, т. к. и объем выпуска продукции и цена спускались сверху. Белорусским производителям приходилось начинать с нуля и строить рыночные отношения, не имея ни выработанных и проверенных временем традиций предпринимательства, ни длительного опыта работы в условиях рынка. Отчасти плохое экономическое положение предприятий определялось отсутствием у директорского состава опыта работы по определению оптимального объема производства и реализации продукции.

        Данная тема является одной из самых важных для эффективного функционирования предприятия, влияние которой невозможно оспаривать. Недостаточно просто производить и реализовывать некоторое количество продукции. Необходимо также найти оптимальное соотношение объема продукции и цены, которое обеспечит предприятию наибольшую прибыль и эффективность.

        Конечно, на практике существует  множество других факторов, влияющих  на получение предприятием прибыли,  но если учесть, что именно  цена выпускаемого товара и  объем его производства и реализации, как правило, оказывают наибольшее влияние на экономику предприятия, то использование методов определения оптимального объема производства и реализации продукции в значительной мере повышает вероятность достижения эффективности.

        Эта тема всегда актуальна, т.к. предприятие вынуждено постоянно контролировать и в случае необходимости пересматривать запланированный выпуск продукции. Для успешной работы предприятие должно учитывать все изменения рынка и изыскивать новые способы оптимизации выпуска продукции и получения максимальной прибыли.

     Целью курсовой работы является изучение рыночных механизмов деятельности предприятия, анализ динамики и выполнения плана объема производства и реализации продукции предприятия.

     Для достижения данных целей были решены следующие задачи:

     - рассмотреть основные теоретические  аспекты, связанные с понятием объема производства;

     - рассмотреть теоретические аспекты прибыли, ее видов;

     - дать понятие безубыточного объема  производства, методы определения точки безубыточности;

     - проанализировать динамику и выполнение плана объема производства и реализации продукции;

     - определить цели максимизации  прибыли и как она достигается;

     При выполнении курсовой работы предполагается изучить специальную литературу из отечественной и зарубежной печати.

     Статистической  базой исследования послужил практический материал ООО «Комфорт».

     1 ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА. ПОНЯТИЕ БЕЗУБЫТОЧНОГО ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

     1.1Понятие объема производства.

     Объем производства  - результат деятельности предприятия по производству какой-либо продукции и представленных производственных услуг.

     Для предприятий важной характеристикой их производственной деятельности служит прежде всего объем производства конкретного вида экономического продукта в натуральном выражении (в физических единицах измерения) в течение определенного периода (года, квартала, месяца, недели, суток). Соответствующие показатели именуют годовым, квартальным, месячным, недельным, суточным выпуском продукции.

     Более универсален показатель валового дохода предприятия, представляющий собой суммарную стоимость конечной продукции, произведенной предприятием за определенный период, выраженную в реальных рыночных ценах. Отметим, что используя понятие “валовой доход” в указанном смысле, мы считаем его идентичным понятию “валовой продукт”, полагая, что произведенный для получения дохода продукт реализуется по рыночной цене и приносит доход в денежной форме.

     В советской экономической практике применялось несколько объемных показателей производственной деятельности предприятия. Общий объем производства, выраженный в денежном выражении, включая незавершенное производство, получил название валовой продукции. Завершенную в производстве и отгруженную потребителю продукцию называли товарной, а оплаченную продукцию – реализованной.

     Целью анализа производства и реализации продукции является выявление неиспользованных внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

     В связи с этим можно выделить следующие  задачи анализа:

     - оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

     - изучение ассортимента и структуры продукции;

     - оценка качества произведенной продукции;

     - определение ритмичности работы предприятия;

     - определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

     1.2.Понятие безубыточного объема производства. Методы определения точки безубыточности. Определение CVP-анализа.

     Безубыточность  – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

     Безубыточный  объем производства – такой объем производства, при котором доход от производства продукции равен расходам .

     Разность  между фактическим количеством  произведенной продукции и безубыточным объемом производства продукции – зона безопасности (зона прибыли). Она показывает, на сколько процентов фактический объем производства выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

     Чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем производства и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

     Одним из современных подходов к учету затрат является система "директ-костинг". Основой данной системы является подразделение затрат на производство и реализацию продукции на постоянные и переменные, планирование и учет себестоимости продукции только в части переменных затрат.

     Дифференциация  затрат при данной системе позволяет  определять зависимость между объемом производства, себестоимостью и прибылью.

     Анализ  данной взаимосвязи получил название анализа безубыточности или "затраты  – объем – прибыль" (Cost – Volume – Profit; CVP-анализ).

     Данный  метод является эффективным средством  планирования и прогнозирования деятельности предприятия. С его помощью можно найти оптимальные соотношения между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, дать объективную оценку финансовых результатов деятельности предприятия и наметить пути и мероприятия по улучшению работы предприятия.

     CVP-анализ  позволяет определить:

     - безубыточный объем продаж (точку безубыточности, порог рентабельности), при котором выручка от реализации продукции равна совокупным затратам, т.е. предприятие не получает ни прибыли, ни убытка;

     - запас финансовой прочности – размер возможного снижения объема реализации продукции, который позволит осуществлять прибыльную деятельность;

     - необходимый объем реализации продукции для получения заданной величины прибыли;

     - критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

     - критический уровень цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

     С помощью CVP-анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

     Основной  целью CVP-анализа  является определение точки безубыточности – такой точки объема продаж, при которой предприятие имеет затраты равные выручке от реализации всей продукции, т.е. точки, при которой нет ни прибыли, ни убытков.

     Точка безубыточности является критерием  эффективности организации. Предприятие, не достигающее точки безубыточности, действует неэффективно.

     Для определения точки  безубыточности могут  применяться следующие  методы:

     1.Графический метод;

     2.Математический метод (метод уравнения);

     3.Метод маржинального дохода.

Информация о работе Точка безубыточности