Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение рыночных механизмов деятельности предприятия, анализ динамики и выполнения плана объема производства и реализации продукции предприятия.
Для достижения данных целей были решены следующие задачи:
- рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием объема производства;
- рассмотреть теоретические аспекты прибыли, ее видов;
- дать понятие безубыточного объема производства, методы определения точки безубыточности;
- проанализировать динамику и выполнение плана объема производства и реализации продукции;
- определить цели максимизации прибыли и как она достигается;
Графический метод
Данный метод основан на построении комплексного графика "затраты – объем – прибыль".
Строится система координат, в которой по горизонтали показывается объем реализации продукции в натуральных единицах (для одного вида продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
Затем
в заданной системе координат
строится 3 линии, отражающие поведение
постоянных затрат, совокупных затрат
и выручки (Рис 1).
Рис.1 – График точки безубыточности.
Точка безубыточности – это точка пересечения линии выручки и линии общих (совокупных) затрат. Она показывает тот объем производства, при котором величина выручки от реализации равна полной себестоимости продукции.
Данная модель анализа безубыточности получила название бухгалтерской. Ее особенностью является допущение неизменности переменных затрат и цены продукции, в результате чего зависимость выручки и общих затрат от объема производства и реализации имеет линейный характер.
Существует также экономическая модель. Она предполагает, что предприятие может увеличивать объем продаж только при снижении цены реализации единицы продукции. При этом линия выручки постепенно замедляет подъем и опускается вниз. Снижение связано с тем, что в определенный момент положительный эффект от увеличения объема продаж оказывается ниже отрицательного влияния снижения цен (Рис 2).
Рис.2 – Экономическая модель точки безубыточности.
Линия выручки от реализации пересекает линию общих затрат в двух точках, т.е. в экономической модели существует два уровня безубыточности выпуска и реализации продукции, при которых выручка равна величине общих затрат.
Математический метод.
Данный метод основан на уравнении:
Прибыль = Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты
Представим некоторые показатели в виде произведения.
Уравнение примет вид:
Прибыль = (Цена за единицу * Количество единиц) – (Переменные затраты на единицу *Количество единиц) – Постоянные затраты
Данное
равенство можно представить
в математической форме:
П = Р*х - (b*х + a) или П = (Р - b)*х – а,
где П – прибыль за анализируемый период;
Р – цена реализации единицы продукции;
х – объем производства (реализации) продукции;
b
– переменные затраты на
а – сумма постоянных затрат.
Данное уравнение легко преобразовать в формулу для нахождения объема выпуска продукции, при котором достигается точка безубыточности при условии, что прибыль = 0:
х = а / (Р - b)
Для
определения точки
Метод
уравнений можно использовать также
при анализе влияния
Метод маржинального дохода.
Метод маржинального дохода является разновидностью метода уравнений.
Маржинальный доход – это доход, который получает предприятие от производства и реализации одного изделия. Он может быть найден двумя способами:
1.МД = Выручка – Переменные затраты
2.МД
= Прибыль + Постоянные затраты
Когда предприятие получает маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка безубыточности:
х =
Коэффициент маржинального дохода – это отношение величины маржинального дохода к объему реализации продукции (для определения критического объема продаж в натуральном выражении) или к выручке от реализации (для определения критической величины выручки).
Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Цена продукции при безубыточном объеме реализации может быть определена как отношение критической величины выручки к объему произведенной продукции в натуральном выражении.
Часто
бывает необходимо рассчитать безубыточный
объем производства продукции при
известном уровне запланированной
прибыли от реализации продукции. В
данном случае используется формула:
х
= (Постоянные затраты + Прибыль) / Маржинальный
доход на единицу
Для
определения степени
Запас финансовой прочности отражает величину, на которую предприятие может сократить объем реализации продукции, прежде чем понесет убытки, и определяется по формуле:
ЗФП
= Выручка – х (в денежном выражении)
ЗФП = Выручка – х / Выручка (в процентах)
Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.
Применение
метода маржинального дохода позволяет
также определять эффект
производственного
левериджа – механизм управления прибылью
предприятия, основанный на оптимизации
соотношения постоянных и переменных
затрат. С его помощью можно прогнозировать
изменение прибыли предприятия в зависимости
от изменения объема продаж, а также определить
точку безубыточной деятельности.
1.3.Сущность и виды прибыли предприятия.
Прибыль – основной источник финансовых результатов предприятия. Она является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой организации. Прибыль как экономическая категория свидетельствует о конечном результате деятельности субъекта хозяйствования и превышении доходов предприятия над текущими расходами. Прибыль также, как и доходы, может быть получена в процессе производства продукции, работ и услуг, а также при условии передачи имущества третьим лицам с целью получения экономической выгоды.
Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия, после продажи продукции доход получает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Функции прибыли:
Виды прибыли:
Ппр=
П реал + П одр + Пвдр,
где П реал - прибыль от реализации;
П одр - прибыль от операционных доходов и расходов;
П вдр - прибыль от внереализационных доходов и расходов.
К внереализационным доходам относятся:
доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; проценты и дивиденды по ценным бумагам, принадлежащих предприятию; доходы от сдачи в аренду имущества; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственных договоров; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; положительные курсовые разницы и доходы от других операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.
В состав внереализационных расходов включаются:
затраты по аннулированным
П
реал = ВРП – Н(о) – Сп,
где ВРП - выручка от реализации продукции
Н (о)- налоги и отчисления;
Сп - себестоимость полная.