Теоретические основы понятия человеческого капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия человеческого капитала.
1.1. Понятие человеческого капитала. Виды капитала и его характеристики.
1.2.Теория человеческого капитала.
1.3. Воспроизводство человеческого капитала.
Глава 2. Исследование человеческого капитала.
2.1. Структура, тип и методы оценки человеческого капитала в России.
2.2. Современное состояние человеческого капитала.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Нормальная курсовая all 1.docx

— 59.34 Кб (Скачать)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы понятия человеческого капитала.

1.1. Понятие человеческого капитала. Виды капитала и его характеристики.

1.2.Теория человеческого капитала.

1.3. Воспроизводство человеческого капитала.

Глава 2. Исследование человеческого капитала.

2.1.  Структура, тип и методы оценки человеческого капитала в России.

2.2.  Современное состояние человеческого капитала.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      ВВЕДЕНИЕ:

Перспективы мировой экономики  в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное  механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут  превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая  эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых  знаний, технологий и методов управления.

Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и  передачи знаний, собственно, сам человек - его интеллектуальный потенциал.

Поэтому все большая часть  исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального  общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное  богатство. Уже сейчас во всех странах  человеческий (интеллектуальный) капитал  предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес  общества к системе образования  как основе производства этого капитала.

Несмотря на безусловную  востребованность теории человеческого  капитала, разрабатывается она в  основном американскими и английскими  учеными.

Парадокс сегодняшней  ситуации заключается также в  том, что наблюдается явное несоответствие между возможностями экономического роста (огромным природно-ресурсным потенциалом России, высоким интеллектом общества, уникальным геополитическим положением) и реальным состоянием ее национальной экономики.

Теория человеческого  капитала имеет очень старые теоретические  и методологические корни, тем не менее, она является одним из современных  и очень актуальных направлений развития неоклассической теории. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.

Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы понятия человеческого капитала.

 

  1.1. Понятие человеческого капитала. Виды капитала и его характеристики.

 

Понятие человеческого капитала появилось в публикациях второй половины XX века в работах американских ученых-экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера (1992 г.). За создание основ теории человеческого капитала им были присуждены Нобелевские премии по экономике — Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. Вложил существенный вклад в создание теории человеческого капитала и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике за 1971 г.

Основоположники теории человеческого  капитала дали его узкое определение, которое со временем расширялось  и продолжает расширяться, включая  все новые составляющие человеческого  капитала.

В настоящее время на базе теории и практики человеческий капитал формируется и совершенствуется успешная парадигма развития США и ведущих европейских стран.

Все это имело место  не потому, что теория и практика человеческого капитала  реализовала  в себе некую волшебную палочку, а потому, что стала ответом  экономической теории и практики на вызовы времени, на вызовы нарождающейся  во второй половине XX века инновационной  экономики (экономики знаний) и венчурного научно-технического бизнеса.

Развитие науки, формирование информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развития — человеческого капитала — выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих специалистов, определяющих креативность и инновационность национальных экономик.

В условиях глобализации мировой  экономики, в условиях свободного перелива любого капитала, включая человеческий капитал, из страны в страну, из региона  в регион, из города в город в  условиях острой международной конкуренции, ускоренного развития высоких технологий.

И огромные преимущества в  создании стабильных условий для  роста качества жизни, создания и  развития экономики знаний, информационного  общества, развития гражданского общества имеют страны с накопленным качественным человеческим капиталом. То есть страны с образованным, здоровым и оптимистичным  населением, конкурентоспособными профессионалами  мирового уровня во всех видах экономической  деятельности, в образовании, науке, в управлении и других сферах.

Ядром человеческого капитала, конечно, был и остается человек, но ныне — человек образованный, созидательный и инициативный, обладающий высоким уровнем профессионализма. Сам же человеческий капитал определяет в современной экономике основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций. В то же время доля неквалифицированного труда в ВВП развитых и развивающихся стран, включая Россию, становится все меньше, а в технологически передовых странах она уже мала.

Поэтому разделение труда  на неквалифицированный труд, требующий  образования, особых навыков и знаний, постепенно теряет свой изначальный  смысл и экономическое содержание при определении человеческого  капитала. Понятие человеческого  капитала как экономической категории  постоянно расширяется вместе с  развитием мирового информационного  сообщества и экономики знаний.

Человеческий капитал  в широком определении — это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.

Человеческий капитал  в узком определении — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.

Различают физический капитал, финансовый капитал, природный капитал, интеллектуальный капитал и человеческий капитал, а также некоторые другие виды капитала. Национальное богатство включает физический, человеческий, финансовый и природный капиталы.

Человеческий капитал  формируется за счет инвестиций в  повышение уровня и качества жизни  населения, в интеллектуальную деятельность. В том числе — в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формируется человеческий капитал и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его оттока, что и наблюдается пока в России.

Человеческий капитал  является сложным и распределенным интенсивным фактором развития. Он, словно кровеносные сосуды в живом  организме, пронизывает всю экономику  и общество. И обеспечивает их функционирование и развитие. Или, напротив, угнетает при низком его качестве. Поэтому  существуют объективные методологические трудности с оценкой его отдельной  экономической эффективности, его  отдельной производительности, его  отдельного вклада в рост ВВП и  в повышение качества жизни.

Человеческий капитал  вносит свой вклад в повышение  качества и производительности труда  во всех видах жизнедеятельности  и жизнеобеспечения. Во всех видах  экономической деятельности, управления образованные профессионалы определяют производительность и эффективность  труда. А знания, качественный труд, квалификация специалистов играют решающую роль в эффективности функционирования и работы институтов и организации всех форм и видов.

Основными драйверами развития человеческого капитала являются конкуренция, инвестиции, инновация.

Инновационный сектор экономики, креативная часть элиты, общества, государства  являются источниками накопления высококачественного  человеческого капитала, который  и определяет направление и темпы  развития страны, региона, МО, организаций. С другой стороны, накопленный качественный человеческий капитал лежит в  основе инновационной системы и  экономики (ИЭ).

Чем же отличается человеческий капитал от человеческого потенциала? Индекс человеческого потенциала страны или региона рассчитывается по трем показателям: ВВП, продолжительности  жизни и грамотности населения. То есть это более узкое понятие, чем человеческий капитал. Последний  показатель поглощает понятие человеческого  потенциала как свою укрупненную  составляющую.

Чем отличается человеческий капитал от трудовых ресурсов? Трудовые ресурсы — это непосредственно люди, образованные и необразованные, определяющие квалифицированный и неквалифицированный труд.    

Человеческий капитал — понятие гораздо более широкое и включает помимо трудовых ресурсов накопленные инвестиции (с учетом их амортизации) в образование, науку, здоровье, безопасность, в качество жизни, в инструментарий интеллектуального труда и в среду, обеспечивающую эффективное функционирование человеческого капитала.

Особенности человеческого  капитала:

- в современных  условиях человеческий капитал  является главной ценностью общества  и главным фактором экономического  роста;

- формирование человеческого капитала  требует от самого человека  и всего общества значительных  затрат;

- человеческий капитал в виде  навыков и способностей является  определенным запасом, т.е. может  быть накапливаемым;

- человеческий капитал может  физически изнашиваться, экономически  изменять свою стоимость и  амортизироваться;

- человеческий капитал отличается  от физического капитала по  степени ликвидности;

- человеческий капитал неотделим  от его носителя – живой  человеческой личности;

- независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование  человеческого капитала и получение  прямых доходов контролируется  самим человеком.

В экономической литературе существует несколько подходов к классификации  видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в  человеческий капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал  образования, капитал здоровья и  капитал культуры.

С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и  производительный человеческий капитал. 
          Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способ их удовлетворения 
          Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств  производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Следующим критерием классификации  видов человеческого капитала является различие между формами, в которых  он воплощается:

1.    Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.

2. Неживой капитал создается,  когда знания воплощаются в  физических, материальных формах.

3. Институциональный капитал состоит  из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг,  удовлетворяющих коллективные нужды  общества. Он включает в себя  все правительственные и неправительственные  институты, которые содействуют  эффективному использованию двух  типов капитала (образовательные  и финансовые учреждения).

По форме обучения сотрудников  на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал  и общий человеческий капитал. Специальный  человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где  они были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.

Экономисты при определении  понятия «человеческий капитал» учитывают следующие особенности:

1. Человеческий капитал  является главной ценностью современного  общества, а также основополагающим  фактором экономического роста.

2. Формирование человеческого  капитала требует значительных  затрат как от самого индивидуума  так и от общества в целом.

3. Человеческий капитал  может быть накоплен, а именно  индивидуум может приобретать  определённые навыки, способности,  может увеличить своё здоровье.

Информация о работе Теоретические основы понятия человеческого капитала