Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 15:23, реферат
Национальное богатство и человеческий капитал: основные понятия
ВВЕДЕНИЕ
Основной
задачей России в среднесрочной
перспективе является выход на траекторию
устойчивого развития за счет машиностроения
и других высокотехнологичных отраслей.
Другими словами, перед страной
остро встала проблема производства
конкурентоспособной
Для
решения этих проблем и задач
необходимо осуществить диверсификацию
промышленности, организовать и обеспечить
материально и институционально
стабильный рост и приток в Россию
качественного человеческого
Термин
«инвестиционно-инновационная
К
перечисленным инструментам реализации
программы развития человеческого
капитала необходимо добавить государственные
и частные инвестиции в систему
воспитания детей и школьников, в
образование, в переподготовку специалистов,
в науку, в обеспечение безопасности
граждан, в здоровье, в обеспечение
доступности информации, в информатизацию
образования, науки, производства и
населения. Эти направления развития
человеческого капитала в той
или иной мере отражены в частных
стратегиях и программах развития РФ,
но, к сожалению, пока не объединены
в одной целостной и системной
стратегии развития российского
человеческого капитала. В то же
время в Программе
РАЗДЕЛ 1. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Национальное
богатство – это совокупность
накопленных физического и
Человеческий
капитал формируется за счет инвестиций
в повышение уровня и качества
жизни населения, в том числе
в воспитание, образование, здоровье,
знания, предпринимательскую
Человеческий капитал как запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться в процессе инвестирования, но и материально и морально изнашиваться.
Доходность от инвестиций в человеческий капитал возрастает со временем. На него не распространяется закон убывающей отдачи при верно выбранной стратегии развития человеческого капитала.
Взаимосвязь развития человеческого капитала и экономики и уровня развития страны представлена на рис. 1.
Методы оценки стоимости ЧК как составляющей национального богатства
Методы оценки стоимости ЧК формируются в настоящее время. Существуют различные методические подходы к расчетам стоимости ЧК. В работах2 приведен обзор работ по национальному богатству и методам оценки стоимости человеческого капитала.
Дж.
Кендрик (американский экономист) предложил
затратный метод расчета
Метод Кендрика позволил оценить накопления ЧК по его полной «восстановительной стоимости». Но не давал возможности расчета «чистой стоимости» ЧК (за минусом его «износа»). Этот метод не содержал методики выделения из общей суммы затрат части затрат, используемой на воспроизводство ЧК и реальное его накопление.
В работе Дж. Минсера4 выполнена оценка вклада образования и длительности трудовой деятельности в ЧК. На базе статистики США 1980 годов Минсер получил зависимости эффективности ЧК от числа лет общего образования , профессиональной подготовки и возраста работника.
Значительный
вклад в разработку расширительной
концепции национального
На рис. 2 изображены источники накопления элементов ЧК. Источники выбраны по группировкам затрат на соответствующие направления, приведенным в «Российском статистическом ежегоднике» и других российских источниках. Это наука, образование, культура и искусство, здравоохранение и информационное обеспечение и т.д.
Результаты расчетов ЧК России и стран СНГ на базе затратного метода с использованием алгоритма специалистов Всемирного банка и схемы, представленной на рис. 2, приведены в табл. 1. Использовались оценки составляющих ЧК по затратам государства, семей, предпринимателей и разных фондов. Они позволяют определить текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство российского ЧК. Для оценки величины реального накопления авторами работы использовался расчет показателя «истинное сбережение» по методике специалистов Всемирного банка.
ЧК, как следует из таблицы 1, в большинстве стран превышает половину накопленного национального богатства (исключение страны ОПЕК). Это отражает высокий уровень развития данных стран. На процентную долю ЧК существенно влияет стоимость природных ресурсов. В частности, для России доля стоимости природных ресурсов велика.
Оценки авторов этой работы мирового богатства, национальных богатств некоторых стран и групп стран, а также стоимости его структурных составляющих приведены в таблице 2.
Следует отметить, что изложенная выше методика оценки ЧК оценки ЧК по затратам достаточно корректна для развитых стран с эффективными государственными системами и эффективными экономиками, однако дает значительную погрешность для развивающихся стран и стран с переходными экономиками. Существуют определенные трудности при сравнительной оценке стоимости ЧК разных стран. ЧК слаборазвитой страны и развитой страны имеет весьма разную производительность на единицу капитала, весьма разный уровень и качество.
В
последние десятилетия
Подталкивает к этому нарастающий разрыв доходов людей с высшим образованием мирового уровня и без него. По данным за 1990 г., у американцев с начальным образованием совокупный полученный в течение всей жизни доход составлял 756 тыс. долл., с высшим образованием – 1720 тыс. долл., т.е. американцы с высшим образованием имели средний доход на 1 млн долл. Больше. Высокая оплата квалифицированного и интеллектуального труда является одним из главных стимулов получения знаний в развитых странах и главным фактором их развития.
В
свою очередь, высокий имидж
Роль человеческого капитала в историческом развитии цивилизаций и стран мира
Исследования развития цивилизаций и стран в прошлых веках показывают, что ЧК и тогда был одним из основных факторов развития, предопределивших успехи одних стран и неудачи других.
Западная цивилизация на определенном историческом этапе выиграла глобальное историческое соревнование с более древними цивилизациями именно за счет более быстрого роста ЧК, включая и образование, в средние века. В конце XVII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай и Индию по душевому ВВП и вдвое – по показателю грамотности населения. Последнее обстоятельство, помноженное на экономическую свободу, а затем и демократию, стало главным фактором экономических успехов европейцев, а также США и других англосаксонских стран.
Особенно показательно влияние ЧК на рост экономики на примере Японии. В стане Восходящего Солнца, придерживающейся веками изоляционистской политики, всегда был высок уровень ЧК, включая образование и продолжительность жизни. В 1913 году среднее число лет обучения взрослого населения в Японии составляло 5,4 года, в Италии 4,8, в США 8,3 года, а средняя продолжительность жизни 51 год (примерно, как и в Европе и США). В России эти показатели были равны: 1 – 1,2 года и 33-35 лет. Поэтому Япония по уровню стартового ЧК оказалась готовой в XX столетии совершить технологический рынок и войти в число передовых стран мира.
ЧК является самостоятельным экономическим ресурсом, иными словами, фундаментом роста ВВП в сочетании с НТП в современных условиях. Отличие этого ресурса от природных ресурсов, классического труда и обычного капитала состоит в необходимости постоянных повышенных инвестиций в него неществование значительного временного лага в отдаче от этих инвестиционных вложений. В развитых странах мира в конце 1990 годов в ЧК вкладывалось около 70% всех средств, а в физический капитал – только около 30% (табл. 4). Причем основную долю инвестиций в ЧК в передовых странах мира осуществляет государство. И именно в этом состоит одна из его важнейших функций в части государственного регулирования экономики.
Таблица 4
Изменение структуры совокупного капитала в странах Запада и Японии
Год | 1800 г. | 1860 г. | 1913 г. | 1950 г. | 1973 г. | 1997-1998 г. | Начало XXIвека |
Физический капитал | 78-80 | 77-79 | 67-69 | 52-53 | 43-44 | 31-33 | 20 |
Человеческий капитал | 20-22 | 21-23 | 31-33 | 47-48 | 56-57 | 67-69 | 80 |