Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.
Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия человеческого капитала.
1.1. Понятие человеческого капитала. Виды капитала и его характеристики.
1.2.Теория человеческого капитала.
1.3. Воспроизводство человеческого капитала.
Глава 2. Исследование человеческого капитала.
2.1. Структура, тип и методы оценки человеческого капитала в России.
2.2. Современное состояние человеческого капитала.
Заключение.
Список литературы.
Положительный человеческий капитал определяется как накопленный человеческий капитал, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в него в процессы развития и роста. В частности, от инвестиций в повышение и поддержание качества жизни населения, в рост инновационного потенциала и институционального потенциала. В развитие системы образования, рост знаний, развитие науки, улучшение здоровья населения. В повышение качества и доступности информации. Человеческий капитал является инерционным производительным фактором. Инвестиции в него дают отдачу только через некоторое время. Величина и качество человеческого капитала зависят, прежде всего, от менталитета, образования, знаний и здоровья населения. В исторически короткие сроки можно получить существенную отдачу от инвестиций в образование, знания, здоровье, но не в менталитет, который формируется веками. В то же время менталитет населения может существенно снижать коэффициенты трансформации инвестиций в человеческом капитале и даже делать полностью неэффективными инвестиции в нем.
То обстоятельство, что человеческий капитал невозможно изменить в короткие сроки, особенно при значительном объёме отрицательного накопленного человеческого капитала, в сущности, является главной проблемой развития экономики России с точки зрения теории развития человеческого капитала.
Важнейшей составляющей человеческого капиатала является труд, его качество и производительность. Качество труда в свою очередь определяется ментальностью населения и качеством жизни. Труд в России, к сожалению, был и остается традиционно низкого качества (то есть продукция российских предприятий, за исключением сырья и первичных продуктов из него, неконкурентоспособна на мировых рынках, производительность и интенсивность труда низки). Энергопотребление российской продукции вдвое — втрое в зависимости отрасли выше, чем в странах с эффективными производствами. А производительность труда в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Низкопроизводительный и некачественный труд существенно снижает накопленный российский человеческий капитал, снижает его качество.
Методы оценки стоимости человеческого капитала:
Существуют различные
методические подходы к расчетам
стоимости человеческого
В работе Дж. Минсера выполнена
оценка вклада образования и длительности
трудовой деятельности в человеческий
капитал. На базе статистики США 1995 году
Минсер получил зависимости
Методология ФРАСКАТ основана на детальной информации в США о затратах на науку, начиная. В методике учитывался временной лаг между периодом осуществления НИОКР и периодом их воплощения в накопленном человеческом капитале как приросте запаса знаний и опыта. Средний срок службы этого вида капитала был принят равным 18 лет. Результаты расчетов оказались близки к результатам других исследователей. Алгоритм расчетов был следующим:
1. Суммарные текущие расходы на науку (на фундаментальные исследования, прикладные исследования, ОКР).
2. Накопление за период.
3. Изменения в запасах.
4. Потребление за текущий период.
5. Валовое накопление.
6. Чистое накопление. Международные
экономические и финансовые
Значительный вклад в разработку расширительной концепции национального богатства (с учетом вклада ЧК) внесли аналитики Всемирного банка, которые опубликовали серию работ, обосновавших эту концепцию. В методологии Всемирного банка обобщены результаты и методы оценки человеческого капитала других школ и авторов. В методике Всемирного банка, в частности, учитываются накопленные знания и другие составляющие человеческого капитала.
Источники человеческого
капитала выбраны по группировкам затрат
на соответствующие направления. Это
наука, образование, культура и искусство,
здравоохранение и
Данные источники необходимо дополнить сдудующими:
1. инвестиции в безопасность населения и предпринимателей — обеспечивают накопление всех других составляющих человеческого капитала, обеспечивают реализацию творческого и профессионального потенциала человека, обеспечивают поддержание и рост качества жизни;
2. инвестиции в подготовку элиты общества;
3.инвестиции в предпринимательскую способность и предпринимательский климат — государственные и частные инвестиции в малый бизнес и венчурный бизнес. Инвестиции в создание условий для поддержания и развития предпринимательской способности обеспечивают его реализацию как экономического производительного ресурса страны; инвестиции в воспитание детей;
4.инвестиции в изменение менталитета населения в положительную сторону — это инвестиции в культуру населения, которая определяет эффективность человеческого капитала;
5.инвестиции в институциональное обслуживание население — институты страны должны способствовать раскрытию и реализации творческих и профессиональных способностей населения, повышать качество жизни населения, особенно в части снижения бюрократического давления на него;
6.инвестиции в знания, связанные с приглашением специалистов, творческих людей и других талантливых и высокопрофессиональных людей из других стран, которые существенно увеличивают человеческий капитал;
7.инвестиции в развитие экономической свободы, включая свободу миграции труда.
Человеческий капитал в большинстве стран превышает половину накопленного национального богатства (исключение — страны ОПЕК). Это отражает высокий уровень развития данных стран. На процентную долю человеческого капитала существенно влияет стоимость природных ресурсов. В частности, для России доля стоимости природных ресурсов велика. Следует отметить, что изложенная выше методика оценки человеческого капитала по затратам, достаточно корректная для развитых стран с эффективными государственными системами и эффективными экономиками дает значительную погрешность для развивающихся стран и стран с переходными экономиками. Существуют определенные трудности при сравнительной оценке стоимости человеческого капитала разных стран. Человеческий капитал слаборазвитой страны и развитой страны имеет весьма разную производительность на единицу капитала, весьма разный уровень и качество.
Аналитики Всемирного банка
предложили и иной, дисконтный метод
оценки стоимости человеческого
капитала. При заданной норме доходности
совокупного национального
2.2.
Современное состояние
В современном мире важнейшим
компонентом национального
По данным ООН, доля человеческого
капитала в конце XX в. составляла более
двух третей общего объема мирового богатства,
в то время как природные ресурсы
и вся производственно-
Любой капитал возникает и прирастает,
если кто-то делает соответствующие вложения.
Иначе говоря – каковы вложения, таков
и капитал. Опыт таких стран, как Гонконг,
Сингапур, Южная Корея, подтверждает, что
ставка на инвестиции в образование и
здравоохранение, в создание конкурентоспособного
человеческого капитала является наиболее
эффективной стратегией экономического
развития государства.
А что в России? К счастью затраты на здравоохранение
растут с каждым годом. Но эффективность
этих затрат на сегодня, к сожалению, невелика.
В рейтинге ВОЗ Россия занимает лишь 130-е
место. Изменения в доступности бесплатной
медицинской помощи и ее качестве мало
ощутимы. В последние два года стала сокращаться
смертность населения, но ее общий уровень
в полтора раза выше, чем в европейских
странах. Не менее проблематичная картина
сложилась сегодня в сфере образования.
Коммерциализация образования в России
сопровождается обострением диспропорций
на рынке труда и, самое главное, снижением
качества массового образования на всех
ступенях – от начальной школы до вуза.
В условиях избыточного предложения выпускников
вузов на рынке труда работодатели повышают
формальные требования к принимаемым
на работу молодым людям
Ухудшение таких составляющих
человеческого капитала, как здоровье
и образование в значительной
степени снижают эффективность
и продолжительность «
Новый мирохозяйственный
порядок требует ”нового
Идеей модернизации (прежде
всего – образования) должно стать
присущее русской культуре отношение
к человеку как самоценности, устремленной
в своем развитии к некоторому
высшему идеалу. В противном случае,
неуклонно теряя это важнейшее
конкурентное преимущество, Россия рискует
превратиться в стандартную составную
часть глобализирующегося
Богатство образовательного, научного,
творческого достояния России дает нам
видимые преимущества для создания конкурентоспособной,
основанной на интеллекте и знаниях экономики,
такой экономики, где основным двигателем
являются не темпы освоения природных
ресурсов, а именно идеи, изобретения и
умение быстрее других внедрять их в повседневную
жизнь.
Характерной особенностью мировой
тенденции современного экономического
развития является растущее влияние
информационного и
Выявление же новых качеств процесса формирования человеческого капитала основано на использовании соответствующих статистических показателей, характеризующих не только количественные параметры развития сфер образования, здравоохранения, но и качественные индикаторы результативности накопленных знаний, соответствующих потребностям рынка. Иными словами, для выявления особенностей накопления человеческого капитала и определения его роли в расширенном воспроизводстве страны требуется совершенствование методологических подходов учета его основных системообразующих элементов.
Однако современная
Информация о работе Теоретические основы понятия человеческого капитала