Теоретические основы понятия человеческого капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия человеческого капитала.
1.1. Понятие человеческого капитала. Виды капитала и его характеристики.
1.2.Теория человеческого капитала.
1.3. Воспроизводство человеческого капитала.
Глава 2. Исследование человеческого капитала.
2.1. Структура, тип и методы оценки человеческого капитала в России.
2.2. Современное состояние человеческого капитала.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Нормальная курсовая all 1.docx

— 59.34 Кб (Скачать)

Положительный человеческий капитал определяется как накопленный  человеческий капитал, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в него в процессы развития и роста. В  частности, от инвестиций в повышение  и поддержание качества жизни  населения, в рост инновационного потенциала и институционального потенциала. В  развитие системы образования, рост знаний, развитие науки, улучшение здоровья населения. В повышение качества и доступности информации. Человеческий капитал является инерционным производительным фактором. Инвестиции в него дают отдачу только через некоторое время. Величина и качество человеческого капитала зависят, прежде всего, от менталитета, образования, знаний и здоровья населения. В исторически короткие сроки  можно получить существенную отдачу от инвестиций в образование, знания, здоровье, но не в менталитет, который  формируется веками. В то же время  менталитет населения может существенно  снижать коэффициенты трансформации  инвестиций в человеческом капитале и даже делать полностью неэффективными инвестиции в нем.

То обстоятельство, что  человеческий капитал невозможно изменить в короткие сроки, особенно при значительном объёме отрицательного накопленного человеческого  капитала, в сущности, является главной  проблемой развития экономики России с точки зрения теории развития человеческого капитала.

Важнейшей составляющей человеческого  капиатала является труд, его качество и производительность. Качество труда  в свою очередь определяется ментальностью  населения и качеством жизни. Труд в России, к сожалению, был  и остается традиционно низкого  качества (то есть продукция российских предприятий, за исключением сырья  и первичных продуктов из него, неконкурентоспособна на мировых рынках, производительность и интенсивность  труда низки). Энергопотребление  российской продукции вдвое — втрое в зависимости отрасли выше, чем в странах с эффективными производствами. А производительность труда в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Низкопроизводительный и некачественный труд существенно снижает накопленный российский человеческий капитал, снижает его качество.

 

          Методы оценки стоимости человеческого капитала:

 

Существуют различные  методические подходы к расчетам стоимости человеческого капитала. Дж. Кендрик предложил затратный  метод расчета стоимости человеческого  капитала — на основе статистических данных рассчитывать накопление инвестиций в человек. Эта методика оказалась удобной для США, где имеются обширные и достоверные статистические данные. Дж. Кендрик включил в инвестиции в человеческий капитал затраты семьи и общества на воспитание детей до достижения ими трудоспособного возраста и получения определенной специальности, на переподготовку, повышение квалификации, здравоохранение, на миграцию рабочей силы и др. В накопления он также включил вложения в жилищное хозяйство, бытовые товары длительного пользования, запасы товаров в семьях, затраты на научные исследования и разработки. В результате расчетов он получил, что человеческий капитал в 1990-х годах составлял более половины в накопленном национальном богатстве США (без учета государственных инвестиций). Метод Кедрика позволил оценить накопления человеческого капитала по его полной «восстановительной стоимости». Но не давал возможности расчета «чистой стоимости» человеческого капитала (за минусом его «износа»). Этот метод не содержал методики выделения из общей суммы затрат части затрат, используемой на воспроизводство человеческого капитала, на реальное его накопление.

В работе Дж. Минсера выполнена  оценка вклада образования и длительности трудовой деятельности в человеческий капитал. На базе статистики США 1995 году Минсер получил зависимости эффективности  человеческого капитала от числа  лет общего образования, профессиональной подготовки и возраста работника.

Методология ФРАСКАТ основана на детальной информации в США  о затратах на науку, начиная. В методике учитывался временной лаг между  периодом осуществления НИОКР и  периодом их воплощения в накопленном  человеческом капитале как приросте запаса знаний и опыта. Средний срок службы этого вида капитала был принят равным 18 лет. Результаты расчетов оказались  близки к результатам других исследователей. Алгоритм расчетов был следующим:

1. Суммарные текущие расходы  на науку (на фундаментальные  исследования, прикладные исследования, ОКР).

2. Накопление за период.

3. Изменения в запасах.

4. Потребление за текущий  период.

5. Валовое накопление.

6. Чистое накопление. Международные  экономические и финансовые институты  проявляют постоянный интерес  к проблеме человеческого капитала. Экономический и социальный совет  ООН (ЭКОСОС) ещё в 1970-х гг. подготовил  документ по стратегии дальнейшего развития человечества, где была поставлена проблема роли и значения человеческого фактора в глобальном экономическом развитии. В этом исследовании были созданы методики расчетов некоторых составляющих человеческого капитала: средней продолжительности жизни одного поколения, длительности активного трудового периода, чистого баланса рабочей силы, цикла семейной жизни и др. В стоимость человеческого капитала включались:  стоимость воспитания, обучения и подготовки новых работников, стоимость повышения квалификации, затраты на удлинение периода трудовой деятельности, на потери в связи с болезнями, смертность и пр.

Значительный вклад в  разработку расширительной концепции  национального богатства (с учетом вклада ЧК) внесли аналитики Всемирного банка, которые опубликовали серию работ, обосновавших эту концепцию. В методологии Всемирного банка обобщены результаты и методы оценки человеческого капитала других школ и авторов. В методике Всемирного банка, в частности, учитываются накопленные знания и другие составляющие человеческого капитала.

Источники человеческого  капитала выбраны по группировкам затрат на соответствующие направления. Это  наука, образование, культура и искусство, здравоохранение и информационное обеспечение.

 

Данные источники необходимо дополнить сдудующими:

 

1. инвестиции в безопасность населения и предпринимателей — обеспечивают накопление всех других составляющих человеческого капитала, обеспечивают реализацию творческого и профессионального потенциала человека, обеспечивают поддержание и рост качества жизни;

2. инвестиции в подготовку элиты общества;

3.инвестиции в предпринимательскую способность и предпринимательский климат — государственные и частные инвестиции в малый бизнес и венчурный бизнес. Инвестиции в создание условий для поддержания и развития предпринимательской способности обеспечивают его реализацию как экономического производительного ресурса страны; инвестиции в воспитание детей;

4.инвестиции в изменение менталитета населения в положительную сторону — это инвестиции в культуру населения, которая определяет эффективность человеческого капитала;

 5.инвестиции в институциональное обслуживание население — институты страны должны способствовать раскрытию и реализации творческих и профессиональных способностей населения, повышать качество жизни населения, особенно в части снижения бюрократического давления на него;

6.инвестиции в знания, связанные с приглашением специалистов, творческих людей и других талантливых и высокопрофессиональных людей из других стран, которые существенно увеличивают человеческий капитал;

 7.инвестиции в развитие экономической свободы, включая свободу миграции труда.

Человеческий  капитал в большинстве стран  превышает половину накопленного национального  богатства (исключение — страны ОПЕК). Это отражает высокий уровень развития данных стран. На процентную долю человеческого капитала существенно влияет стоимость природных ресурсов. В частности, для России доля стоимости природных ресурсов велика. Следует отметить, что изложенная выше методика оценки человеческого капитала по затратам, достаточно корректная для развитых стран с эффективными государственными системами и эффективными экономиками дает значительную погрешность для развивающихся стран и стран с переходными экономиками. Существуют определенные трудности при сравнительной оценке стоимости человеческого капитала разных стран. Человеческий капитал слаборазвитой страны и развитой страны имеет весьма разную производительность на единицу капитала, весьма разный уровень и качество.

Аналитики Всемирного банка  предложили и иной, дисконтный метод  оценки стоимости человеческого  капитала. При заданной норме доходности совокупного национального богатства  вычисляется его стоимость. Затем  из полученной величины вычитается стоимость  земли, полезных ископаемых, лесных и  морских ресурсов, производственный капитал и другие активы. В результате остается стоимость человеческого  капитала. Рассчитанная по этой методике стоимость человеческого капитала составляет даже в бедных странах  около половины национального богатства, а в развитых странах — около ¾. Причем на национальном уровне возникают сильные синергетические эффекты.

      

2.2. Современное состояние человеческого  капитала и проблемы оценки.

 

В современном мире важнейшим  компонентом национального богатства  является человеческий капитал. Известный  экономист С. Фишер дает такое  определение этой категории: «Человеческий  капитал есть мера воплощенной в  человеке способности приносить  доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную  квалификацию». В рамках данного  подхода обосновывается, что основными  источниками воспроизводства человеческого  капитала являются инвестиции, т.е. расходы, связанные с образованием, здравоохранением, профессиональной подготовкой, миграцией, рождением и воспитанием детей.

По данным ООН, доля человеческого  капитала в конце XX в. составляла более  двух третей общего объема мирового богатства, в то время как природные ресурсы  и вся производственно-технологическая  инфраструктура в совокупности не превышали  одной трети. От того, как используются людские ресурсы в той или  иной стране зависят сегодня все ее достижения в области социально-экономического развития, уровень жизни населения.  
Любой капитал возникает и прирастает, если кто-то делает соответствующие вложения. Иначе говоря – каковы вложения, таков и капитал. Опыт таких стран, как Гонконг, Сингапур, Южная Корея, подтверждает, что ставка на инвестиции в образование и здравоохранение, в создание конкурентоспособного человеческого капитала является наиболее эффективной стратегией экономического развития государства.  
А что в России? К счастью затраты на здравоохранение растут с каждым годом. Но эффективность этих затрат на сегодня, к сожалению, невелика. В рейтинге ВОЗ Россия занимает лишь 130-е место. Изменения в доступности бесплатной медицинской помощи и ее качестве мало ощутимы. В последние два года стала сокращаться смертность населения, но ее общий уровень в полтора раза выше, чем в европейских странах. Не менее проблематичная картина сложилась сегодня в сфере образования. Коммерциализация образования в России сопровождается обострением диспропорций на рынке труда и, самое главное, снижением качества массового образования на всех ступенях – от начальной школы до вуза. В условиях избыточного предложения выпускников вузов на рынке труда работодатели повышают формальные требования к принимаемым на работу молодым людям

Ухудшение таких составляющих человеческого капитала, как здоровье и образование в значительной степени снижают эффективность  и продолжительность «функционирования» человеческого капитала в России. Совершенно очевидно, что без значимых инвестиций в эти области о  сохранении и приумножении человеческого  капитала говорить не приходится. Повышение  качества человеческого капитала невозможно без укрепления культурно-нравственного  здоровья нации, усиления потенциала ее духовности, который интенсивно размывается  под натиском «вестернизации».

Новый мирохозяйственный  порядок требует ”нового человека”. И я считаю, что в нашей стране есть все предпосылки для создания такого «нового человека». Поэтому  необходимо наполнить процесс формирования ”конкурентоспособного человеческого  капитала” российским содержанием.

Идеей модернизации (прежде всего – образования) должно стать  присущее русской культуре отношение  к человеку как самоценности, устремленной в своем развитии к некоторому высшему идеалу. В противном случае, неуклонно теряя это важнейшее  конкурентное преимущество, Россия рискует  превратиться в стандартную составную  часть глобализирующегося  
   Богатство образовательного, научного, творческого достояния России дает нам видимые преимущества для создания конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях экономики, такой экономики, где основным двигателем являются не темпы освоения природных ресурсов, а именно идеи, изобретения и умение быстрее других внедрять их в повседневную жизнь.

Характерной особенностью мировой  тенденции современного экономического развития является растущее влияние  информационного и технологического прогресса на экономический рост. Поэтому большую популярность в  настоящее время приобретает теория «новой экономики», основу которой составляет человеческий капитал. Именно эта форма капитала активно вовлечена в развитие таких отраслей, как экономика, образование, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций и интеллектуальные услуги. Экономическое развитие теперь связывается не столько с накоплением основного капитала, воспроизводимых человеком материальных активов, сколько с формированием и развитием человеческого капитала. Иными словами, происходящая смена приоритетов характеризует переход к качественно иному типу экономического развития, базирующемуся на создании и воспроизводстве человече-

Выявление же новых качеств  процесса формирования человеческого  капитала основано на использовании  соответствующих статистических показателей, характеризующих не только количественные параметры развития сфер образования,  здравоохранения, но и качественные индикаторы результативности накопленных знаний, соответствующих потребностям рынка. Иными словами, для выявления особенностей накопления человеческого капитала и определения его роли в расширенном воспроизводстве страны требуется совершенствование методологических подходов учета его основных системообразующих элементов.

Однако современная официальная  статистика пока, к сожалению, не ориентирована на отражение качества получаемых услуг (образовательных, медицинских и т. д ), в ней не создана соответствующая система показателей. Процесс формирования человеческого капитала сложен и объединяет как свойства воспроизводимого капитала (знания и здоровье людей являются итогом вложения материальных и духовных средств), так и природного капитала (процессы его воспроизводства происходят по естественным законам природы).

Информация о работе Теоретические основы понятия человеческого капитала