Теоретические основы понятия человеческого капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия человеческого капитала.
1.1. Понятие человеческого капитала. Виды капитала и его характеристики.
1.2.Теория человеческого капитала.
1.3. Воспроизводство человеческого капитала.
Глава 2. Исследование человеческого капитала.
2.1. Структура, тип и методы оценки человеческого капитала в России.
2.2. Современное состояние человеческого капитала.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Нормальная курсовая all 1.docx

— 59.34 Кб (Скачать)

4. Человеческий капитал  на протяжении своей жизни  не только приобретает знания, но и изнашивается, как физически,  так и морально. Устаревают знания  индивидуума, т.е. экономически  изменяется стоимость человеческого  капитала в процессе бытия,  человеческий капитал амортизируется.

5. Инвестиции в человеческий  капитал дают своему обладателю, как правило, в будущем более  высокий доход. Для общества  вложения дают более длительный (по времени) и интегральный (по  характеру) экономический и социальный  эффект.

6. Инвестиции в человеческий  капитал носят довольно длительный  характер. И если инвестиции в  человеческий капитал образования  имеют период 12 – 20 лет, то в  капитал здоровья человек производит  вложения в течение всего периода  времени.

7. Человеческий капитал  отличается от физического капитала  по степени ликвидности. Человеческий капитал не отделим от его носителя – живой человеческой личности.

8. Прямые доходы, получаемые  человеком, контролируются им  самим независимо от источника  инвестиций.

9. От решения человека, от его волеизъявления зависит  функционирование человеческого  капитала. Степень отдачи от применения  человеческого капитала зависит  от индивидуальных интересов  человека, от его предпочтений, его  материальной и моральной заинтересованности, мировоззрений, от общего уровня  его культуры.

Человеческий капитал  оценивается количественно: общее  количество людей, количество активного  населения, количество студентов и  т.д. Качественные характеристики: мастерство, образование и также то, что  влияет на работоспособность человека и способствует увеличению производительности труда.

 

 

1.2. Теория человеческого капитала.

 

Теория человеческого  капитала накопила достаточный научный  инструментарий для четкого определения  сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория  стал одним из общеэкономических  стержневых понятий, позволяющих описать  и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические  процессы. Состав производительных сил  и капитала, образование и распределение  доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение  в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».

Можно сказать, что последние  полтора - два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: “инновации” и “человеческие  ресурсы”. Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной  среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции  на мировых рынках. Все это потребовало  поиска скрытых резервов и новых  путей повышения эффективности. Из всех организационных ресурсов именно «человеческий ресурс» или «человеческий  потенциал» стал ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения  эффективности функционирования современной  организации. “Человеческий фактор”  стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть может, и  более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п.

Хотя основной вклад в  популяризацию идеи человеческого  капитала был внесен Т. Шульцем, классикой  современной экономической мысли  стал одноименный трактат Г. Беккера. В своем анализе он исходил  из представлений о человеческом поведении как рациональном и  целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т. п., к самым разнообразным  аспектам человеческой жизни, включая  и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала  основной для всех последующих исследований в этой области.

Человеческий капитал - это  имеющийся у каждого запас  знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск  информации. Первоначальные интересы исследователя заключались в  оценке экономической отдачи от образования.

Беккер первым осуществил статистически корректный подсчет  экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных  заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки  тех, кто не пошел дальше средней  школы. Издержки обучения, наряду с  прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат “упущенные заработки”, т. е. доход, недополученный учащимися  за годы учебы. По существу, потерянные заработки измеряют ценность времени  учащихся, затраченного на обучение, и  являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложений в учебу как отношение  доходов к издержкам, Беккер получил  цифру в 12-14% годовой прибыли.

Теория человеческого  капитала  изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:

1) выделение «капитальных»,  инвестиционных аспектов в поведении  агентов на рынке труда; 

2) переход от текущих  показателей к показателям, охватывающим  весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки);

3) признание человеческого  времени в качестве ключевого  экономического ресурса. 

Классикой  современной экономической мысли стал одноименный трактат Г. Беккера. В своем анализе он исходил из представлений о человеческом поведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т. п., к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социальных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала основной для всех последующих исследований в этой области.

Важный вывод состоял  в том, что общепринятые оценки экономического неравенства, основанные на измерении  текущих, а не пожизненных доходов, являются преувеличенными. Аналогию между  человеческим и "обычным" капиталом  нельзя считать полной. Во-первых, в  современном обществе человек - в  отличие от станка или пакета акций - не может быть предметом купли-продажи (такое возможно лишь в рабовладельческой  экономике). Как следствие, на рынке  устанавливаются только цены за "аренду" человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют. Это серьезно усложняет анализ. Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность  деятельности как в рыночном, так  и внерыночном секторе и доход  от него может принимать как денежную, так и не денежную форму. В результате потребительские аспекты вложений в человека оказываются не менее  важны, чем производственные. Тем  неменее в главном человеческий капитал подобен физическому: он представляет собой благо длительного пользования; требует расходов по ремонту и содержанию; может устаревать еще до того, как произойдет его физический износ.

Центральное место в теории человеческого капитала принадлежит  понятию внутренних норм отдачи. Они  строятся по аналогии с нормами прибыли  на капитал и позволяют оценивать  эффективность человеческих инвестиций, прежде всего - в образование и  производственную подготовку. Нормы  отдачи выступают, следовательно, как  регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной  экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие - о переинвестировании. Различают  частные и социальные нормы отдачи. Первые измеряют эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые - с точки зрения всего  общества.

Существует два основных подхода к расчету норм отдачи. Первый основан на прямом измерении  выгод и издержек. Например, доход  от высшего образования можно  представить как разность в пожизненных  заработках тех, кто окончили колледж, и тех, кто не пошли дальше средней  школы. В состав издержек помимо прямых расходов включаются потерянные заработки, то есть доход, недополученный учащимися  за годы учебы.  На потерянные заработки  приходится до двух третей суммарных  издержек обучения. Внутренняя норма  отдачи будет представлять собой  такую ставку дисконта, при которой  приведенные величины выгод и  издержек образования окажутся равны. Второй подход исходит из оценки параметров так называемой «производственной  функции заработков», которая описывает  зависимость заработков человека  от уровня его образования, трудового  стажа, продолжительности отработанного  времени и других факторов. Разработка этого класса функций связана  с именем Дж.Минцера, доказавшего, что  в рамках подобной модели коэффициент  перед образовательной переменной будет эквивалентен показателю внутренней нормы отдачи. Это существенно упростило оценку эффективности вложений в образование.

Производственная подготовка в понимании теоретиков человеческого  капитала охватывает как формальное обучение внутри фирм, так и накопление опыта непосредственно по ходу трудовой деятельности. Огромное теоретическое  значение имело введенное Г.Беккером различение между специальными и  общими инвестициями в человека (позднее  разграничение между общими и  специфическими ресурсами легло  в основу трансакционной теории фирмы). Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими  интерес лишь для той фирмы, где  они были получены. В ходе общей  подготовки работник приобретает знания и навыки, которые могут найти  применение и на множестве других фирм. Общая подготовка косвенным  образом оплачивается самими работниками, когда стремясь к повышению квалификации, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату; им же достается и доход от общих  инвестиций. Напротив, специальная  подготовка финансируется по большей  части самими фирмами, которым поступает  и основной доход от нее. Понятие  специального человеческого капитала помогло объяснить, почему среди  работников с продолжительным стажем работы на одном и том же месте  текучесть ниже и почему заполнение вакансий в фирмах происходит в основном за счет внутренних продвижений по службе, а не за счет наймов с внешнего рынка.

Глубокий анализ проблем  производственной подготовки был дан  в работах Дж.Минцера. Согласно его  оценкам, объем инвестиций в подготовку на производстве сопоставим с объемом  инвестиций в формальное образование. Нормы ее отдачи также не уступают нормам отдачи формального образования.

Предложенная Г.Беккером модель объясняет неравенство доходов  не только от труда (фактически - от человеческого  капитала), но и от собственности (от полученных в дар или по наследству иных активов). Отдача от вложений в  человека в среднем выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в случае человеческого капитала она убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в случае иных активов (недвижимость, ценные бумаги и т. п.) уменьшается мало или вообще не меняется. Поэтому стратегия рациональных семей такова: инвестировать сначала в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него сравнительно больше, а затем, когда по мере убывания она сравнивается с нормой доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, чтобы впоследствии передать эти активы детям. Отсюда Беккер сделал вывод, что семьи, оставляющие наследства, производят инвестиции в человеческий капитал детей в оптимальном размере, тогда как семьи, не оставляющие наследства, чаще всего недоинвестируют в их образование.

Вывод: Теория человеческого  капитала – теория, предполагающая, что умение работника или группы работников добиться лучшего результата приводит к повышению их заработной платы.

 

1.3.  Воспроизводство человеческого капитала.

 

Согласно теории человеческого  капитала, качество рабочей силы является одним из основных факторов экономического роста.

В свою очередь, качество рабочей  силы определяется уровнем человеческого  капитала, который включает в себя способности, знания, умения, компетенцию, присущие индивидам. Важнейшими формами  его являются формальное образование, повышение квалификации и трудовая миграция.

Следовательно, состояние  современной системы образования  во многом предопределяет развитие страны на ближайшие десятилетия. Поэтому  важное значение приобретает выявление  того, что препятствует или, напротив, стимулирует воспроизводство человеческого  капитала.

За рамками анализа  остаются социальные отношения в  образовательной сфере, в которые  вовлечены индивиды и которые  детерминируют их действия и поступки  в не  меньшей степени, чем то или иное положение в социальной иерархии.

Таким образом, современный  анализ проблемы воспроизводства человеческого  капитала в российской науке ограничен, поскольку (в основном) исследует  только влияние, оказываемое, преимущественно, двумя факторами: уровнем доходов  родителей и их социального статуса, оставляя без внимания “социальную  укорененность” процесса получения  образования, то есть такие факторы, как влияние семьи, сверстников  и ближайшего окружения.

Следовательно, цель данного  исследования состоит в том, чтобы выявить другие возможные факторы воспроизводства человеческого капитала в современной России. Изучение влияния этих факторов составляет предмет исследования.

Задачи исследования состоят  в том, чтобы на основе вторичного анализа проведённых в различное  время российских и зарубежных эмпирических исследований: определить перечень основных факторов воспроизводства человеческого  капитала, степень и масштабы их влияния применительно к зарубежным и российским условиям. Кроме того, интерес представляет изучение вопроса  взаимодействия этих факторов между  собой и последствия такого взаимодействия для воспроизводства человеческого  капитала.

 

Факторы воспроизводства  человеческого капитала:

 

Финансовый капитал.

 

Рассматривая теорию человеческого  капитала, мы уже обращали внимание на то, что объем инвестиций в  образование у Беккера зависит  от способностей индивида, с одной стороны, и его возможностей, с другой. Последние определяются через классовую принадлежность индивида, которую Беккер предлагал измерять материальным благосостоянием родителей.

Информация о работе Теоретические основы понятия человеческого капитала