Сущность рынка труда и особенности его развития в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:23, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование сущности регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты рынка труда и его регулирования.
2. Изучить состояние рынка труда в Казахстане
3. Дать обзор законодательной базы регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1 РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………….


8
1.1Сущность рынка труда и его особенности в современных условиях………………………………………………………………………..

8
1.2Структура рынка труда и механизм его функционирования……………………………………………………………

16
1.3 Состояние рынков труда зарубежных стран……………………………..
22
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..

34
2.1 Особенности рынка труда в Республике Казахстан……………………
34
2.2Состояние рынка труда и индикаторы в Республики Казахстан……………………………………………………………………….

41
2.3Факторы и причины дисбаланса на рынке труда в Казахстане..........................................................................................................

55
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..


62
3.1 Основные направления государственного регулирования занятости в современных условиях………………………………………………………..

62
3.2Формирование системного подхода к проблеме управления трудовыми ресурсами………………………………………………………………………

73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Готовый диплом.docx

— 569.52 Кб (Скачать)


Система управления трудовыми ресурсами достаточно многогранна и эффективность  ее функционирования зависит от многих факторов. Условно систему управления трудом можно разделить на три  иерархических уровня, исходя из основных элементов управления трудом в выделенных подсистемах. (рисунок № 10)

 Рисунок № 10 Система управления трудовыми ресурсами

 

 

Системный подход к управлению трудовыми ресурсами  предполагает четкое разграничение  содержания деятельности, прав, обязанностей и ответственности между органами управления разных уровней и подразделений  каждого звена управления. Разумеется, вся система управления трудовыми  ресурсами строится на основе познания и использования требований объективных  экономических законов, действующих  в нашем обществе в условиях рыночной экономики.

Система управления трудовыми ресурсами должна постоянно  развиваться и совершенствоваться. Функции, методы и организация управления изменяются в соответствии с ростом производительных сил, масштабов экономики, целей. Решение вновь возникающих  задач постоянно требует внесения тех или иных коррективов в  отдельные элементы системы управления.

Уровни управления трудовыми ресурсами - республиканский, отраслевой, региональный, уровень  предприятия. Конечно, управление трудовыми  ресурсами в масштабе национального  хозяйства, отрасли, города или предприятия  имеет свои особенности, которые  находят выражение в объекте  и методах управления. Одно дело управлять трудовыми ресурсами  на уровне отрасли и территории, другое - на уровне объединения и  предприятия. (рисунок № 11)

 

 

 

Рисунок № 11 - Иерархия управления трудовыми ресурсами.

 


Таким образом, общая цель всей системы управления трудовыми ресурсами состоит  не только в эффективном потреблении  рабочей силы, но также в эффективной  ее подготовке, распределений и перераспределении  между отраслями народного хозяйства  на территории страны, в их единстве и взаимообусловленности, направленных на достижение удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и  каждого его члена при наименьших затратах живого труда

Заключение

 

Становление Республики Казахстан как независимого суверенного государства и вхождение  ее в международное сообщество требуют, с одной стороны, выработки стратегии  занятости не автономно, а в контексте  глобализации экономики, а с другой, разработки концепции и политики занятости, выбора ее приоритетов с  учетом региональных особенностей социально-экономического и демографического развития республики.

С точки зрения конкретных функций правительства, в рамках сегодняшнего законодательства, зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, а вот  формально занятые, но лишенные постоянного  источника трудовых доходов люди оказываются за рамками социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.

Регулирование рынка рабочей силы в целом  включает следующие основные направления:

анализ и  прогнозирование состояния рынка  труда;

разработку  программ занятости населения;

профориентацию  населения;

информационное  обеспечение;

профессиональную  подготовку незанятого населения;

трудоустройство;

социальную  защиту населения.

Анализ рынка  труда предполагает на основе учета  свободных рабочих мест и безработных, а также других категорий граждан, нуждающихся в оплачиваемой работе, анализ и прогноз спроса и предложения  на рынке рабочей силы, существующей и перспективной структуры занятости  населения, уровня занятости женщин, молодежи и других групп населения, нуждающихся в социальной защите.

Разработка  и реализация специальных мер  сохранения рабочих мест и содействия занятости в рамках Дорожной карты  позволили сохранить высокий  уровень занятости и в годы временных экономических трудностей, связанных с влиянием мирового финансово-экономического кризиса (2008 – 2010 годы).

Осуществляемый  в настоящее время переход  к форсированному индустриально-инновационному развитию, с одной стороны, расширяет  возможности дальнейшего роста  занятости, а с другой – требует  разработки и реализации новых подходов к вовлечению на рынок труда внутренних резервов рабочей силы, повышению  качества и экономической активности трудовых ресурсов.

Программа «Дорожная карта бизнеса 2020» разработана  по реализации послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана» и Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года. Программа является одним из механизмов реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы .

Трудовые  ресурсы в нашей стране служат объектом социального управления, т.е. целенаправленного воздействия  и регулирования со стороны общества. Трудовые ресурсы как объект управления отличаются большим своеобразием в  связи с тем, что они выступают  как производители и потребители  материальных и духовных благ, а  их роль в экономическом и социальном прогрессе растет. По мере углубления общественного разделения труда  усложняются функции управления трудовыми ресурсами, увеличиваются  их количественные и качественные признаки, многообразие структурных взаимосвязей, число факторов, подлежащих анализу  и учету.

Особенность управления трудовыми ресурсами  состоит в необходимости всестороннего  учета интересов личности и общества. Рассматривая управление трудовыми  ресурсами как систему и как  составную часть управления социально-экономическим  развитием общества, следует иметь  в виду, что она относится к  классу больших и сложных систем, основными признаками которых является наличие значительного количества взаимосвязанных и взаимодействующих  подсистем и элементов, подчиненных  единой цели. В самом укрупненном  виде система управления трудовыми  ресурсами включает в себя три  подсистемы: первая - формирование трудовых ресурсов с целью удовлетворения потребности национального хозяйства  в квалифицированных кадрах рабочих  и специалистов и возмещения физических и духовных способностей рабочей  силы; вторая - распределение и перераспределение  рабочей силы - с целью обеспечения  полной (или максимальной) занятости  трудоспособного населения, оптимального распределения и перераспределения  рабочей силы; третья - использование  трудовых ресурсов с целью эффективного потребления рабочей силы для  производства необходимых материальных и духовных благ.

На ближайшие  годы есть уверенная перспектива  существенного перелома в динамике производства и его эффективности, структурного прогресса, санации убыточных  предприятий преодоление негативных явлений для народного хозяйства  вообще и для занятости в частности  последствий развития внешнеэкономических  связей, расширение ресурсной баз  для активной социальной политик.

Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных  средств - стимулирования экономического роста, сокращение рабочей недели, создание эффективной системы переподготовки кадров. Один из существующих способов регулирования рынка труда - биржа  труда, которая является индикатором  ситуации на рынке труда. Она осуществляет посреднические функции на рынке  рабочей силы. В региональном смысле этими индикаторами являются территориальные  центры занятости населения, областные департаменты социальной защиты и занятости населения.

Но изменения  нынешней ситуации на рынке труда  нельзя добиться без поддержки народа Республики Казахстан. Как сказал президент Н.А. Назарбаев на презентации своей новой стратегии вывода страны из кризиса «Казахстан-2030» - «… мы (правительство) не сможем осуществить все эти реформы без должной поддержки народа республики, так как именно народ Казахстана единственный кто может поднять страну из кризиса. Нельзя постоянно надеяться на то, что придет заграничный бизнесмен, проинвестирует в страну миллионы долларов и жить станет лучше. Такого не будет».

Таким образом, особенностью рынка труда является, то, что он является связующим звеном между спросом на средства производства, рабочую силу, рабочих мест и регулятором распределения и перераспределения работников;

Преимуществом рынка труда является экономизация производства занятости в государственном  секторе. У населения появилась  возможность найти себе работу подходящую себе по профессии;

Модель  регулирования рынка труда в  Казахстане не должна копировать одну из моделей получивших распространение  в других странах. Конечно, она не может воспринимать общие принципы организации рынка труда, свойственные рыночной экономике, но она должна быть казахстанской моделью.

Рынок труда  должен формироваться в пределах системы ограничений и амортизаторов  социальных, политических, экономических, культурных и региональных.

Формирование  рынка труда должно осуществляться поэтапно в соответствии с внутренней логикой его развития.

Моделью рынка труда должна исходить из многовариантности  форм и методов в регулировании  ситуаций в сфере занятости с  учетом специфичности интересов  отдельных территориальных образований  и общих интересов.

В этой работе были даны определения рынку труда, особенности его функционирования, определены субъекты регулирования  рынка труда в Казахстане, освещено состояние рынка труда в Республике Казахстан на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Закон Республики Казахстан "0 занятости".
  2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 11, 04.97. №539 «О программе занятости населения».
  3. Закон Республики Казахстан "Об индивидуальном предпринимательстве".
  4. Постановление Правительства РК от 04.06.97. № 927 "Об утверждении положения о порядке поддержки создания новых рабочих мест и развития индивидуального предпринимательства из средств государственного фата содействия занятости".
  5. Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030, Процветание, безопасность и улучшение благосостояние всех казахстанцев. - Алматы, 1997.
  6. Прорамма занятости 2020, Республика Казахстан 2011
  7. Отчет о назначении и выплате государственной адресной социальной помощи за январь-декабрь 2010 года, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Астана, 2011 год
  8. Отчет о Целях развития тысячелетия в Казахстане за 2010 год, Астана, 2010 год
  9. Сайт Агентства Республики Казахстан по статистике //www.stat.kz
  10. Сборник «Уровень жизни населения в Казахстане», Агентство Республики Казахстан по статистике, Астана, 2011 год
  11. Сборник «Оплата труда в Казахстане», Агентство Республики Казахстан по статистике, Астана, 2011 год
  12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент./Учебник. - М.: Гардарики,2010.
  13. Войтов. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - М., 2010.
  14. Жанайдаров У.А., Байгелова А.Н. Рынок труда и занятость в переходное время // Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 2008, № 2.
  15. Индикативный план социально-экономического развития Республики Казахстан. - Астана, 2009.
  16. Камаев В.Д. Экономическая теория./Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС. 2009.
  17. Нурмаганбетов А.М. Рынок труда: правовые проблемы и перспективы. - Алматы: Баспа, 2009;
  18. Сайт Агентства Республики Казахстан по занятости //www.enbek.gov.kz
  19. Сайт Агентства Республики Казахстан по государственному бюджету //www.bujet.kz
  20. Никифорова А. А. Рынок труда, занятость и безработица. - М., 2010.
  21. Байсенов С. Рынок труда // Казахстан: экономика и жизнь, 2006, №6.
  22. Мурзаханова С.А. Современное состояние рынка труда и способы его регулирования.// Труды Университета. Выпуск 2 .; Караганда 2009.
  23. Рынок труда. Учебник. Под-ред. Проф. В.С. Буланова.-М.;"Экзамен", 2009.
  24. Жатканбаев Е.Б., Мухтарова К.С. "Безработицы как фактор снижения уровня жизни населения" Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 2010, № 1.
  25. О ситуации на рынке труда в 2007 году. Департамент занятости при Министерстве труда РК. Алматы, 2008.
  26. Каратай Турысов «Казахстан: становление рыночной экономики», Астана: Елорда, 2007г. –544с.
  27. Труд в Казахстане: Проблемы, Факты, Комментарии, Аналитический журнал №10, 2007.
  28. Бекхожаева А.К. Факторы формирования трудового потенциала.// Экономика и статистика 2/2008 с 11-12.
  29. Джакишева Л.К., Жакыпова Ф.Н. "Современные аспекты развития рынка труда в Республике Казахстан" Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 2008, № 10.
  30. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 г. №149-II «О занятости населения»
  31. Данные отчета Комитета по статистике и анализу РК 2010. Алматы, 2011.
  32. Конституция Республики Казахстан.
  33. Бектурсынов И., Журнал "Аль Пари", статья "Безработица в РК" с 12-17, от 25 сентября 2010г.
  34. Послание Президента народу Казахстана от 28.02.07. «Новый Казахстан в новом мире».
  35. Законов Республики Казахстан «О миграции населения» от 13 декабря 1997 года № 204-I
  36. Магун В.С. Стратегия адаптации рабочих на рынке труда // Социс, 1993, №9.
  37. Статистическое обозрение Казахстана // Нацстатагентство, 2008, №1, с. 2-11.
  38. Статистическое обозрение Казахстана № 3/2008 с. 67-68.
  39. Бейсенов С. Инфраструктура рынка труда // Человек и труд, 2010 г., №1, стр. 25-30.
  40. Жанайдаров У.А., Байгелова А.Н. Рынок труда и занятость в переходное время // Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 2008, № 2.

 

 


Информация о работе Сущность рынка труда и особенности его развития в Республике Казахстан