Сущность рынка труда и особенности его развития в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:23, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование сущности регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты рынка труда и его регулирования.
2. Изучить состояние рынка труда в Казахстане
3. Дать обзор законодательной базы регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1 РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………….


8
1.1Сущность рынка труда и его особенности в современных условиях………………………………………………………………………..

8
1.2Структура рынка труда и механизм его функционирования……………………………………………………………

16
1.3 Состояние рынков труда зарубежных стран……………………………..
22
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..

34
2.1 Особенности рынка труда в Республике Казахстан……………………
34
2.2Состояние рынка труда и индикаторы в Республики Казахстан……………………………………………………………………….

41
2.3Факторы и причины дисбаланса на рынке труда в Казахстане..........................................................................................................

55
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..


62
3.1 Основные направления государственного регулирования занятости в современных условиях………………………………………………………..

62
3.2Формирование системного подхода к проблеме управления трудовыми ресурсами………………………………………………………………………

73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Готовый диплом.docx

— 569.52 Кб (Скачать)

На 2008 – 2010 годы был разработан и утвержден  постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 ноября 2007 года № 1114 План мероприятий по совершенствованию  системы занятости населения  Республики Казахстан, направленный на предупреждение роста безработицы, содействие росту продуктивной занятости, повышение качества рабочей силы и  защиту национального рынка  труда.

Однако с  осени 2008 года под воздействием мирового финансово-экономического кризиса  в Республике Казахстан началось снижение темпов производства, наблюдался рост инфляции, произошло снижение занятости и, соответственно, уменьшение доходов населения. Полностью или  частично приостановили производство 264 предприятия. Более сорока тысяч  работников были переведены на режим  частичной занятости, либо отправлены в отпуска без содержания. Численность  безработного населения составила 559,3 тыс. человек (или 6,6 % от экономически активного населения). [4]

Прогнозировался рост безработицы, дальнейшее высвобождение  работников, особенно в экспортоориентированных  отраслях производства. Риски сокращения рабочих мест ожидались также  в сферах строительства, торговли, транспорта и связи.

В такой ситуации Правительство Республики Казахстан  по поручению Главы государства  разработало специальную Стратегию  занятости и переподготовки кадров (Дорожная карта), направленную на обеспечение  занятости, недопущение существенного  роста безработицы, сохранение и  создание новых рабочих мест.

Широкое применение в рамках Дорожной карты активных форм содействия занятости (социальные рабочие места, молодежная практика, переподготовка и повышение квалификации) способствовало активизации граждан  из целевых групп населения, а  уровень молодежной безработицы               (4,7 %) впервые был зафиксирован на отметке ниже общего уровня безработицы  в стране.

Основными результатами Дорожной карты стали: реализация почти                9 тыс. проектов; создание 392 тыс. рабочих  мест; направление на подготовку и  переподготовку около 150 тыс. человек, из которых около половины трудоустроены; трудоустройство более 192 тыс. человек  на социальные рабочие места и  рабочие места в рамках молодежной практики.

Реализованная в условиях кризиса стратегия  краткосрочной занятости населения  – Дорожная карта, позволила не только не допустить роста безработицы, но и добиться снижения ее уровня с 6,9 % во втором квартале 2009 года до 5,5 % в  декабре 2010 года.

Рост занятости  обусловил увеличение доходов населения  и снижение уровня бедности. Доля населения, имеющего доходы ниже уровня прожиточного минимума, снизилась с 46,7 % в 2001 году до 18,2 % – в 2006 и 6,9 % – в 2010 году.

Однако, несмотря на позитивные изменения, национальный рынок труда не сбалансирован. При  наличии безработных, сохраняются  незаполненные вакансии, отсутствует  объективный прогноз потребностей отраслей экономики в специалистах. Отмечается дефицит рабочей силы, в первую очередь, квалифицированных  кадров, работников технического и  обслуживающего труда, связанный с  низким качеством трудовых ресурсов и отсутствием реальной связи  производства и обучения. Примерно треть занятого населения не имеет  профессионального образования.

В структуре  занятого населения велика доля самостоятельной  занятости – 33,3 % или более 2,7 млн. человек. Основная часть самозанятых проживает в сельской местности и занята на личном подворье, доходы от которого зачастую находятся на уровне выживания. В подавляющем большинстве самозанятые не охвачены системой социальной защиты и поддержки.

Особую  тревогу вызывает положение сельской молодежи, которая в силу ограниченного  доступа к получению профессионального  образования практически неконкурентоспособна на формальном рынке труда.

Прямым  следствием такого состояния рынка  труда является сохранение бедности, по состоянию на 1 октября 2010 года более 1,1 млн. человек имели доходы ниже прожиточного минимума.

В социальной поддержке малообеспеченного населения  недостаточно используются активные меры содействия занятости и получению  трудовых доходов.

Проведенные в конце 90-х годов прошлого столетия институциональные преобразования службы занятости снизили эффективность  регулирования рынка труда.

Сложившаяся, таким образом, ситуация не только замедляет  темпы снижения бедности, но и означает недоиспользование имеющихся в  стране трудовых ресурсов вопреки растущему  спросу на рабочую силу в условиях перехода к новому витку экономического роста.

В мировой  практике для решения такого рода проблем используются активные программы  на рынке труда (далее – АПРТ). АПРТ осуществляются через развитие трудовых ресурсов (профессиональная подготовка и переподготовка), увеличение спроса на рабочую силу (субсидирование заработной платы/занятости, общественные работы), совершенствование регулирования  рынка труда (создание служб занятости, информационное сопровождение), сочетание  активизации трудовых усилий с системой социальной поддержки осуществляемой государством (стратегии «прав и  обязанностей» или «взаимных  обязательств», когда государство  обязуется оказывать высококачественные услуги по обеспечению занятости  и обучению, а  участник АПРТ обязуется  осуществлять интенсивный поиск  работы).

В экономическом  плане АПРТ предполагают увеличение вероятности продуктивной занятости, рост производительности труда и заработной платы, в социальном – снижение безработицы, рост трудовой активности и развитие человеческого потенциала.

Первоначально такие программы использовались во время экономической депрессии  и высокого уровня безработицы, в  настоящее время – применяются  для смягчения негативного влияния  промышленной реструктуризации в странах  с переходной экономикой и интеграции уязвимых слоев населения, наиболее отдаленных от рынков труда.

Достигаемые на этой основе позитивные результаты делают актуальным разработку и применение АПРТ и на казахстанском рынке  труда.

Наши возможности  в этом плане усиливает накопленный  в ходе реализации Дорожной карты  опыт управления рисками, возникающими на рынке труда.

Целевые индикаторы Программы

К 2016 году:

Программой  занятости 2020 (далее – Программа) будут охвачены до             1,5 млн. человек;

Уровень бедности снизится с 8,2% до 6 %;

Уровень безработицы  не будет превышать 5,5 %;

Доля самостоятельно занятых в составе занятого населения  снизится с 33,3% до 26 %;

Дополнительный  рост производительности труда за счет реализации Программы составит 20%.

Количественные  индикаторы до 2020 года будут определены по мере завершения первого этапа  Программы с возможным внесением  в нее соответствующих  изменений.

Задачи  Программы

Вовлечение  самозанятых, безработных и малообеспеченного  населения  в активные программы  занятости.

Развитие  кадрового потенциала для реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы (ГПФИИР).

Совершенствование системы оказания адресной социальной помощи.

Реализация  Программы в первую очередь направлена на обучение, трудоустройство, содействие в открытии и расширении собственного дела по месту жительства, а в  случае отсутствия таких возможностей, содействие добровольному переезду из населенных пунктов с низким экономическим  потенциалом в населенные пункты с высоким экономическим потенциалом  и центры экономического роста с целью расширения доступности продуктивной занятости.

В этой связи, реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:

Обучение  и содействие в трудоустройстве  самозанятого, безработного и малообеспеченного населения.

Содействие  развитию предпринимательства на селе.

Повышение мобильности трудовых ресурсов.

Для реализации Программы будут:

1) приняты  меры по совершенствованию нормативной  правовой базы;

2) сформирована  общенациональная база данных  текущих вакансий и прогнозируемых  рабочих мест в разрезе отдельных  специальностей (далее – База  данных). База данных будет формироваться  за счет проектов карты индустриализации, «Дорожной карты бизнеса 2020»  и других инициатив частного  сектора.

Центральные и местные государственные органы и организации, ответственные за реализацию проектов в рамках карты  индустриализации, Программы «Дорожная  карта бизнеса 2020», развитие предпринимательства  на периодической основе, по установленной  форме, будут направлять Оператору  Программы сведения по имеющейся  и прогнозируемой потребности в  работниках в разрезе регионов и  отдельных специальностей.

В целях  финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных Программой, в зависимости  от численности самозанятого, безработного населения будут определены лимиты финансирования для каждой из областей, города республиканского значения, столицы.

Для обеспечения  целевого использования представленных по лимиту средств и достижения предусмотренных  Программой результатов (целевые индикаторы) между администраторами республиканских  бюджетных программ  и местными исполнительными органами будут  заключаться соглашения о результатах  по следующим основным параметрам:

количество  и состав участников Программы, охваченных обучением;

количество  и состав участников Программы, трудоустроенных  на

количество  и состав участников Программы, переселяемых в центры экономического роста;

сокращение  численности самостоятельно занятых  работников;

снижение  уровня безработицы;

сокращение  численности населения, проживающего ниже уровня прожиточного минимума;

другие  показатели.

Управление  реализацией Программы будет  осуществляться:

на уровне республики: 

Межведомственной  комиссией по реализации Программы  занятости 2020 при Правительстве  Республики Казахстан (МВК).

Государственным органом ответственным за реализацию и оператором Программы будет  являться Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (Оператор Программы);

на областном (столичном, города республиканского значения)                       уровне – региональной комиссией  по реализации Программы (далее –  региональные комиссии) и уполномоченными  органами по вопросам занятости;

на районном (городском) уровне – районной (городской) комиссией по реализации Программы (далее – районные (городские) комиссии) (создаются по усмотрению местных  исполнительных органов областного значения) и местными органами занятости;

на уровне сел и аулов – местными исполнительными  органами.

Одним из важнейших инструментов организации  исполнения Программы явятся социальные контракты между местными органами занятости и непосредственными  участниками Программы.

Социальный  контракт – соглашение между местными органами занятости и участниками  Программы, предусматривающие взаимные обязательства сторон по предоставлению (местные органы власти) и использованию  социальных услуг (участники Программы).

Типовые положения региональной, районной (городской) комиссии, форма социального контракта  будет разработана Оператором Программы.

В 2011 году Программа испытана в пилотном режиме с участием почти 60-ти тысяч человек. [4]

Вся подготовительная работа, работа по законодательной  базе завершена.

Речь  также идет об обеспечении микрокредитами тех, кто работает на селе. Тех, кто  желает работать в городе, за счет государства  надо обучать и трудоустраивать. К концу программы, к 2020 году, должно трудоустроиться на качественную работу 1,5 миллиона человек.

Послание  Президента народу Казахстана – это  програмный документ, который представляет собой реалистичный и тщательно  выверенный план по достижению благополучия всего народа, каждой семьи, каждого  человека. Поэтому к его реализации должно подключиться все население  страны и быть сопричастными к  процветанию Казахстана.

В Послании Президент  подвел итоги социально-экономического развития Казахстана за 2011 год, обозначил  главные приоритеты социально-экономического развития страны на 2012 год, стратегию  развития на ближайшие годы, свое видение решения этих задач. Он отметил, что Новый этап Казахстанского пути – это новые задачи укрепления экономики, повышения благосостояния народа. Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. В современном мире это коренной вопрос социально-экономической модернизации. Это главный вектор развития Казахстана в ближайшем десятилетии. Первое направление из десяти было посвящено занятости казахстанцев по поручению Главы государства Правительство утвердило принципиально новую Программу обеспечения занятости.

В ней поставлены три важные задачи.

Во-первых, создание эффективной системы обучения и  содействия в трудоустройстве.

Во-вторых, содействие развитию предпринимательства на селе.

В-третьих, повышение  мобильности трудовых ресурсов, приоритетное трудоустройство в центрах экономической  активности Казахстана.

Незанятость граждан может быть добровольной, поскольку Конституция Республики Казахстан закрепляет право на свободу  труда и запрещает принудительный труд и вынужденный, т.е. такой, когда  гражданин не может по независящим  от него причинам устроиться на работу.

Информация о работе Сущность рынка труда и особенности его развития в Республике Казахстан