Сущность рынка труда и особенности его развития в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:23, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование сущности регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты рынка труда и его регулирования.
2. Изучить состояние рынка труда в Казахстане
3. Дать обзор законодательной базы регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1 РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………….


8
1.1Сущность рынка труда и его особенности в современных условиях………………………………………………………………………..

8
1.2Структура рынка труда и механизм его функционирования……………………………………………………………

16
1.3 Состояние рынков труда зарубежных стран……………………………..
22
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..

34
2.1 Особенности рынка труда в Республике Казахстан……………………
34
2.2Состояние рынка труда и индикаторы в Республики Казахстан……………………………………………………………………….

41
2.3Факторы и причины дисбаланса на рынке труда в Казахстане..........................................................................................................

55
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..


62
3.1 Основные направления государственного регулирования занятости в современных условиях………………………………………………………..

62
3.2Формирование системного подхода к проблеме управления трудовыми ресурсами………………………………………………………………………

73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Готовый диплом.docx

— 569.52 Кб (Скачать)

Ежегодно  в течение последних пяти лет  в стране создается более двухсот  тысяч рабочих мест, более половины из которых - в сельской местности. Из почти пятисот восьмидесяти трех тысяч граждан, обратившихся в 2009 году  в органы занятости в поисках работы, трудоустроено 81,6 %; на профессиональное обучение и переподготовку направлено 65,0 тыс. безработных.

В целях социальной защиты безработных с 2005 года внедрена система обязательного социального  страхования, которая включает выплату  на случай потери работы и предоставление адресной социальной помощи.

В результате предпринятых мер численность занятого населения в 2009 году увеличилась  до 7,9 млн. человек (с 7,8 млн. в 2008 г.), а уровень безработицы снизился с 6,6 %  до 6,3% (по итогам IVквартала 2009 года).

В 2009 году на казахстанских предприятиях и в  организациях использовался труд порядка 30 тыс. иностранных специалистов. В  целях защиты внутреннего рынка  труда и интересов местного персонала, минимизации ущерба занятости и  заработкам граждан Республики Казахстан  Правительство Республики Казахстан  устанавливает и контролирует соблюдение квоты на ввоз иностранной рабочей  силы, проводит политику замены иностранных  специалистов местными кадрами.

Вместе с  тем, ситуация на казахстанском рынке  труда сопряжена с рядом  проблем, важнейшими из которых на формальном рынке труда являются: низкое качество рабочей силы и наличие неэффективной занятости (высокий удельный вес занятых в трудоемких отраслях экономики). Значительным остается число самостоятельно занятого населения (в т.ч. более  одного млн. чел. занятых на личном подворье), сохраняется теневая занятость, безработица. Уровень женской безработицы составляет 6,9%, что на 1,2 процентных пункта превышает уровень мужской безработицы.

На перспективу (с 2012 по 2020 гг.) прогнозируется дефицит  рабочей силы, связанный с неблагоприятной  демографической ситуацией 1990-х  годов. По экспертным оценкам, потребность  в иностранной рабочей силе к 2015 году составит порядка 1,2 млн. человек. «Прозрачность» границ, безвизовый въезд граждан соседних стран, уровень дохода которых в несколько раз ниже уровня доходов населения в Казахстане, а также наличие неформального рынка труда объясняет весьма значительный объем неурегулированной трудовой миграции в Республике Казахстан.

В течение 2009 года Министерством труда и социальной защиты Республики Казахстан, Международной  Организацией Труда, другими международными организациями совместно с социальными  партнерами разработан проект нового закона «О миграции населения», проведены  международные конференции и  консультации, выработаны и приняты  рекомендации, направленные на  более эффективное урегулирование потока трудовых мигрантов. Данная деятельность, и особенно деятельность по реализации принятых рекомендаций, будет продолжена в предстоящий период.[3]

Стабильная  занятость и выполнение работодателями обязательств по оплате труда остаются основным условием роста доходов населения. За 1998-2009 годы минимальная заработная плата увеличилась в 5,7 раза, составив в 2009 году 13 470 тенге, а с 1 июля 2009 года данный показатель увеличен до 13 717 тенге. Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника – более чем в 6,3 раза, достигнув 65 802 тенге.

Совершенствуется  и повышается уровень оплаты труда  работников бюджетной сферы. Со времени  начала реформирования (2002 г.) заработная плата работников бюджетной сферы увеличилась в 2,6 раза.

Среднедушевые номинальные денежные доходы населения  в октябре 2009 года, по данным Агентства  по статистике, составили 34 794 тенге, что  на 9,2 % выше, чем в октябре 2008 года, реальные денежные доходы за указанный  период выросли на 3,2 %. 

В целях совершенствования трудового законодательства в Республике Казахстан принят Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года (введен в действие с 1 июня 2007 года). Основной его задачей является закрепление правового регулирования трудовых отношений в целях дальнейшего развития демократических, правовых и социальных механизмов, направленных на обеспечение общественного согласия и экономического развития, обеспечение законодательной поддержки достойному труду. Трудовой кодекс ориентирован на стимулирование  экономической активности членов общества, повышение производительности труда и эффективности производства, поступательное развитие экономики в целом через повышение экономических и социальных гарантий работников и улучшение условий их труда.

Новая модель правового регулирования трудовых отношений содействует обеспечению  устойчивого баланса интересов  работников, работодателей и государства. Опыт стран, сумевших создать и обеспечить эффективное функционирование институтов социального партнерства, наглядно показывает, что диалог и сотрудничество между работниками, работодателями и государством отвечают интересам  всех субъектов этого диалога, дают возможность на договорной основе выработать взаимоприемлемые решения, обеспечить стабильность в обществе.

В регулировании  трудовых отношений и защите трудовых прав граждан принимаются меры по развитию системы социального диалога  и усилению государственного контроля за соблюдением трудового законодательства, в том числе рассмотрения заявлений, жалоб и других обращений  граждан в целях разрешения конкретных вопросов, связанных с соблюдением их трудовых прав.  

Значительное  внимание уделяется улучшению условий труда, внедрению на предприятиях международных стандартов безопасности и охраны труда.

За 2009г. количество пострадавших на производстве составило 2102 человек, что меньше прошлого года на 15 % (в том числе со смертельным  исходом 346 чел., против 404 чел. в 2008 году).

Обеспечивается  контроль за соблюдением трудового  законодательства. По состоянию на 1 января 2010 года госинспекторами труда  осуществлено 22,1 тыс. проверок, в ходе которых выявлено более 100,6 тыс. нарушений  трудового и социального законодательства. Удельный вес предприятий, охваченных проверками ГИТ от общей численности  действующих предприятий (245583) составил 9,0%. По результатам выявленных нарушений  в отношении юридических и  должностных лиц организаций  госинспекторами труда наложено более 10,7 тыс. штрафов на общую сумму 310,5 млн. тенге.

С целью совершенствования  администрирования труда и повышения  эффективности государственного контроля министерством предложены новые  подходы, направленные на снижение административного  прессинга в отношении работодателей. Разработана система оценки рисков, которая, начиная с 2010 года, будет  являться основным критерием при  определении периодичности проведении проверки субъектов частного предпринимательства.

Министерством будет продолжена работа по осуществлению  контроля и усилению требований за соблюдением законодательства о  безопасности и охране труда.

Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС), который является региональным объединением национальных органов по стандартизации государств, входящих в состав СНГ, принят межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система управления охраной труда. Общие требования». Республика Казахстан проголосовала  за его принятие. Настоящий стандарт идентичен документу МОТ-СУОТ 2001 (Руководство по системам управления охраной труда).

В подпункте 11  статьи  306  Трудового кодекса РК указано, что государственная политика в сфере охраны и безопасности труда направлена на распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению условий и охраны труда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 317 Трудового кодекса  РК на работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность  по обеспечению безопасных условий  труда и охраны здоровья работников в организации. Применение системы  управления охраной труда  способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому настоящий стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности  и охране труда.

Министерством труда и социальной защиты населенияпроводится  целенаправленная работа по внедрению  на предприятиях и организациях МОТ-СУОТ-2001 и межгосударственного стандарта  ГОСТ 12.0.230-2007 «Система управления охраной труда. Общие требования». Работа направлена на приведение системы управления охраной труда  в соответствие с международными стандартами. Необходимо предпринять дополнительные меры по улучшению и повышению эффективности работы специалистов в области безопасности и охраны труда, включая государственных и общественных инспекторов труда, по дальнейшему совершенствованию системы обучения, внедрение системного подхода к безопасности и охране труда на малых предприятиях. Особое внимание уделяется искоренению наихудших форм детского труда, вопросам ВИЧ/СПИДа в сфере труда и трудовой миграции. 

В соответствии с  Концепцией социальной защиты населения (2001 год) и Программой  дальнейшего углубления социальных реформ на 2005-2007 годы, с 2005 года система пенсионного обеспечения стала многоуровневой. Пенсионная реформа, начатая в 1997 году с принятия  Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в РК, имела особое значение в реформировании социальной сферы в целом. Основная цель реформы - построение финансово устойчивой и справедливой системы, учитывающей экономический рост, соразмеряющей трудовой вклад с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов.

Введение  трехуровневой структуры социального  обеспечения коснулось не только системы пенсионного обеспечения, но и системы социальной защиты населения  при наступлении социальной рисков.

На сегодняшний  день в республике действует система  социальной защиты состоящая из:

базовых социальных выплат, гарантированных государством

обязательного социального страхования

добровольных (частных) взносов для осуществления  социальных выплат, получателей которых  определяет сам вкладчик.

В случае утраты трудоспособности или потери кормильца  базовой социальной выплатой  являются государственные социальные пособия по инвалидности и потере кормильца, которые  предоставляется соответствующим категориям граждан независимо от трудового стажа и заработка.

Обязательное  социальное страхование относится  ко второму уровню социальной защиты и направлено на создание системы  дополнительной защиты работников формального  сектора при наступлении социальных рисков.        

В соответствии с законодательством обязательным социальным страхованием охвачено пять видов социальных рисков (потеря трудоспособности, потеря кормильца,  потеря работы, потеря дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) и потеря дохода в связи с  уходом за ребенком по достижению им возраста одного года).

Основной  целью внедрения системы обязательного  социального страхования является возмещение части дохода, утраченного  в результате возникновения социальных рисков. [2]

Из этого  можно сделать вывод что, на сегодняшний день основными сторонами социального партнерства являются государственные органы, профсоюзы, объединения работодателей. Трудовым кодексом РК за ними закреплены равные возможности и права по налаживанию социально-трудовых отношений и конструктивного диалога. Вместе с тем каждая из сторон имеет свои цели и задачи в области социального диалога.

 

2.2 Состояние рынка труда и  индикаторы Республики Казахстан 

На республиканском  уровне стороной социального партнерства  от государственных органов является Правительство Республики Казахстан, а его рабочим органом - Министерство труда и социальной защиты населения  Республики Казахстан (МТСЗН). Оно занимается разработкой и совершенствованием нормативной базы по социальному  партнерству, проводит всю организационно - техническую работу по этому вопросу  и осуществляет мониторинг социального  партнерства по республике. Кроме  того, при решении проблем социального  партнерства Правительство призвано содействовать поиску консенсуса между  сторонами и обеспечивать соблюдение законности в переговорном процессе.

Представление интересов работодателей на национальном уровне осуществляют республиканские  объединения работодателей. На республиканском  уровне таких организаций несколько: Конфедерация работодателей Республики Казахстан, Евразийская промышленная ассоциация, Союз товаропроизводителей и экспортеров Казахстана и Общенациональный союз предпринимателей и работодателей  Казахстана «Атамекен».

Интересы  работников представляют три организации  профсоюзов: Федерация профсоюзов Республики Казахстан, Конфедерация труда Казахстана, Конфедерация свободных профсоюзов РК.

12 декабря  2008 года было подписано Генеральное  соглашение между Правительством  Республики Казахстан, республиканскими  объединениями работников и  республиканскими объединениями работодателей на 2009-2011 годы. Этот документ определяет и согласовывает позиции и обязательства по основным принципам регулирования социальных и трудовых отношений на уровне республики между участниками Республиканской трехсторонней комиссии – Правительством, профсоюзами и работодателями.

В Генеральном  соглашении на 2009-2011 годы отражен весь спектр вопросов социально-трудовой, сферы:

развитие  рынка труда и трудовых отношений;

повышение занятости  населения, улучшения профессиональной подготовки кадров;

развитие  социальной политики;

обеспечение социальных гарантий, охраны труда  и  здоровья. 

Одной из проблем  социального диалога является его  слабость на отраслевом уровне. Необходимо решать эту проблему, с которой  сталкиваются социальные партнеры, с  целью дальнейшего укрепления институционального потенциала организаций работодателей  и работников, в том числе и  на отраслевом уровне. 

В стране получила широкое развитие одна из главнейших форм социального партнерства –социальная ответственность бизнеса.

В целях внедрения  принципов Глобального договора ООН по социальной ответственности  бизнеса, формирования социального  партнерства и эффективной благотворительной  практики, как у международных, так  и у отечественных компаний, поднятия престижа значимости социальных проектов в двух Генеральных соглашениях между Правительством, республиканскими объединениями профсоюзов и работодателей на 2007-2008 и 2009-2011 годы включены разделы по социальной ответственности бизнеса, что послужит основой для переговоров социальных партнеров на уровне отраслей и регионов республики.

В январе 2008 года в г. Жезказган проведен Республиканский  форум по социальной ответственности  бизнеса, на котором подписано Соглашение между Министерством труда и  социальной защиты населения и социально-ориентированными бизнес-структурами Казахстана по продвижению  принципов Глобального договора ООН в сфере социально-трудовых отношений. 

Информация о работе Сущность рынка труда и особенности его развития в Республике Казахстан