Сущность рынка труда и особенности его развития в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:23, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование сущности регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты рынка труда и его регулирования.
2. Изучить состояние рынка труда в Казахстане
3. Дать обзор законодательной базы регулирования рынка труда и трудовых отношений в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1 РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН……………………………………………….


8
1.1Сущность рынка труда и его особенности в современных условиях………………………………………………………………………..

8
1.2Структура рынка труда и механизм его функционирования……………………………………………………………

16
1.3 Состояние рынков труда зарубежных стран……………………………..
22
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..

34
2.1 Особенности рынка труда в Республике Казахстан……………………
34
2.2Состояние рынка труда и индикаторы в Республики Казахстан……………………………………………………………………….

41
2.3Факторы и причины дисбаланса на рынке труда в Казахстане..........................................................................................................

55
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ………………………………………………………………..


62
3.1 Основные направления государственного регулирования занятости в современных условиях………………………………………………………..

62
3.2Формирование системного подхода к проблеме управления трудовыми ресурсами………………………………………………………………………

73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Готовый диплом.docx

— 569.52 Кб (Скачать)

Фактически  такая стабильная безработица может  быть названа скорее застойной, нежели циклической.

Застойная безработица наиболее характерная  для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что  традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности. Такая безработица включает работников, потерявших надежду найти работу, а подчас и не ищущих ее.

Добровольная  безработица вызвана тем, что  в любом обществе существует прослойка  людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят  работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному  устройству так называемых “бомжей” не привели к переориентации этой категории населения.

Сезонная  безработица связана с неодинаковыми  объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные  периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается  безработица), в другие уменьшается (а безработица возрастает). К  отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (а значит, и занятости), относятся  прежде всего сельское хозяйство  и строительство.

Наконец, скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя назвать безработными, однако фактически они являются таковыми. Следовательно, скрытая безработица является скорее даже не безработицей, а неэффективной занятостью.

Таким образом, безработица является характерной  чертой рыночной экономики. Поэтому  полная занятость - нонсенс, не совместимый  с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие “полная занятость” не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.

Полный, или естественный, уровень безработицы  возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда  количество ищущих работу равно числу  свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное  явление. Ведь «фрикционным» безработным  нужно время, чтобы найти соответствующие  вакантные места. «Структурным»  безработным тоже нужно время, чтобы  приобрести квалификацию или переехать  в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число  ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается «нехватка» рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ждущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Необычайно «напряженная» ситуация на рынках рабочей силы связана с инфляцией.

В настоящее  время ситуация на рынке труда  стабилизировалась , безработица не стала такой острой проблемой  экономики , как это было всего  несколько лет назад . Наблюдаемые  сегодня тенденции на рынке труда  говорят о том, что и работодатели и кандидаты более или менее  адаптировались к ситуации кризиса  и вновь проявляют друг к другу  взаимный интерес. Для работодателей  по-прежнему является актуальной и  перспективной замена уже работающего  персонала на более опытных, но дешевых  работников. Практически во всех компаниях  идет пересмотр штатного расписания в сторону повышения эффективности  персонала. Это достигается за счет совмещения одним работником нескольких ранее существовавших должностей. Сегодня  работодателю нужен работник, который  будет работать за троих, получать же зарплату он будет за одного. Сегодня  работодателям больше не требуются  просто энтузиасты, люди со "связями" или с "пробивными" способностями. Им требуются профессионалы. В связи  с этим характерно повсеместное ужесточение  требований к кандидатам, прежде всего  к их практическому опыту работы и профессиональным навыкам, и, одновременно, продолжающееся снижение уровня зарплаты в долларовом выражении. [20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления совершенствования государственной политики занятости населения в Казахстане

 

3.1 Основные направления государственного регулирования занятости в современных условиях

Становление Республики Казахстан как независимого суверенного государства и вхождение  ее в международное сообщество требуют, с одной стороны, выработки стратегии  занятости не автономно, а в контексте  глобализации экономики, а с другой, разработки концепции и политики занятости, выбора ее приоритетов с  учетом региональных особенностей социально-экономического и демографического развития республики.

С точки зрения конкретных функций правительства, в рамках сегодняшнего законодательства, зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, а вот  формально занятые, но лишенные постоянного  источника трудовых доходов люди оказываются за рамками социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.

Регулирование рынка рабочей силы в целом  включает следующие основные направления:

анализ и  прогнозирование состояния рынка  труда;

разработку  программ занятости населения;

профориентацию  населения;

информационное  обеспечение;

профессиональную  подготовку незанятого населения;

трудоустройство;

социальную  защиту населения.

Анализ рынка  труда предполагает на основе учета  свободных рабочих мест и безработных, а также других категорий граждан, нуждающихся в оплачиваемой работе, анализ и прогноз спроса и предложения  на рынке рабочей силы, существующей и перспективной структуры занятости  населения, уровня занятости женщин, молодежи и других групп населения, нуждающихся в социальной защите.

Разработка  программ занятости населения осуществляется на различных уровнях управления рынком рабочей силы. В зависимости  от уровня, программы подразделяются на местные, региональные и государственные. В каждом регионе разрабатываемая  программа занятости зависит  от сложившейся ситуации на рынке  труда, местных особенностей социально-экономического и демографического развития, реальных возможностей осуществления первоочередных задач на средне - и долгосрочную перспективу. Каждая разрабатываемая программа занятости содержит в себе такие разделы как:

прогноз на длительную перспективу структуры занятости  с учетом внедрения в производство достижений НТП, улучшения условий  труда, перехода к многообразию форм собственности;

меры, стимулирующие  создание новых рабочих мест в  перспективных отраслях экономики, переподготовку и направление на эти места высвобождаемых работников;

направление на улучшение системы воспроизводства  рабочей силы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, профориентации трудоспособного населения;

меры обеспечения  социальной защиты населения от безработицы  и пути организации занятости  слабо защищенных групп населения.

Для реализации программы занятости уполномоченный орган устанавливает связь с  предприятиями и организациями, высвобождающими работников в связи  с перестройкой производства и предъявляющими спрос на дополнительную рабочую  силу определенного профессионально-квалификационного  состава. Все предприятия обязаны  предоставлять в уполномоченный орган по вопросам занятости сведения о наличии свободных рабочих  мест, о всех высвобождаемых, принятых и уволенных работниках.

Профориентация, подготовка и переподготовка незанятого населения предполагает персональное консультирование, профотбор и направление  в систему профессионального  образования и переподготовки кадров граждан, обращающихся к услугам  уполномоченного органа по вопросам занятости.

При трудоустройстве  граждан уполномоченный орган обеспечивает приоритетное трудоустройство определенных категорий населения, проводит поиск  свободных рабочих мест, предлагает работу населению, обращающемуся за содействием в трудоустройстве.

В области  социальной защиты населения уполномоченный орган определяет квоты (доли) рабочих  мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, подготавливает предложения  в местные органы власти по налоговым  льготам предприятиям за прием на работу лиц нуждающихся в социальной защите, сверх установленных квот.

Проведение  активной политики занятости относится  к одному из основных социальных приоритетов  деятельности Правительства Республики Казахстан. Обеспечение достойной  занятости – основа социальной защиты населения, важнейшее условие развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, главное средство роста  общественного богатства и повышения  качества жизни.

Разработка  Программы обусловлена необходимостью обеспечения эффективной занятости  населения, достижения сбалансированности рынка труда. Программа будет  способствовать приведению системы  подготовки кадров в соответствие с  потребностями экономики, повышению  роли работодателей в содействии занятости населения, обеспечению  эффективности общественных работ, снижению безработицы.

Главными  задачами Программы являются:

осуществление активной политики на рынке труда, направленной на содействие эффективной занятости  населения области, стимулирование экономического роста предприятий  и организаций области, повышение  уровня жизни и снижение уровня безработицы;

осуществление мониторинга и прогнозирования  рынка труда, влияния экономических, демографических, миграционных, социально-психологических  и других факторов на рынок труда;

повышение качества профессионального образования;

развитие  профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;

приведение  системы подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики, развитие системы внутрипроизводственного  обучения;

содействие  безработным гражданам в выборе профессии и трудоустройстве;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации молодежи и безработных граждан;

организация молодежной практики;

организация социальных рабочих мест для безработных  из целевых групп населения;

организация временной занятости и общественных работ;

опережающая подготовка кадров для создаваемых  новых рабочих мест;

развитие  системы микрокредитования, которая  позволит обеспечить работой многие семьи с низкими доходами и  уменьшить в будущем число  малоимущих семей; осуществление постоянного  мониторинга основных индикаторов  рынка труда, а также оценки работы местных исполнительных органов  с точки зрения решения проблемы безработицы;

обеспечение мобильности рабочей силы путем  регулирования трудовой миграции;

активизация социального партнерства на рынке  труда в целях реализации активных программ по содействию занятости населения  области.

В рамках Программы  рассматриваются основные проблемы рынка труда области, необходимость  принятия комплекса мер, направленных на создание гибкой системы подготовки кадров в организациях образования, максимально удовлетворяющей потребность  производственно-хозяйственного комплекса  области в квалифицированных  рабочих и специалистах, формирования системы профессиональной ориентации, трудоустройства выпускников учебных  заведений и безработной молодежи, развития системы эффективной занятости  населения, создания условий для  снижения уровня безработицы, социальной поддержки безработных. [4]

В ежегодном  Послании Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее  вместе!» от 28 января 2011 года были поставлена задача по повышению эффективности  рынка труда, вовлечению малообеспеченного, безработного и самостоятельно занятого населения в активные программы содействия продуктивной занятости.

В ходе социально-экономических преобразований  в стране создан динамично развивающийся рынок труда, устойчиво повышается  экономическая активность и уровень занятости населения. За последние 10 лет численность занятого населения увеличилась с 7479,1 тыс. человек до                8610,7 тыс. человек, а уровень безработицы снизился с 10,4 % в 2001 году до 5,8 % на конец 2010 года.

Разработка  и реализация специальных мер  сохранения рабочих мест и содействия занятости в рамках Дорожной карты  позволили сохранить высокий  уровень занятости и в годы временных экономических трудностей, связанных с влиянием мирового финансово-экономического кризиса (2008 – 2010 годы).

Осуществляемый  в настоящее время переход  к форсированному индустриально-инновационному развитию, с одной стороны, расширяет  возможности дальнейшего роста  занятости, а с другой – требует  разработки и реализации новых подходов к вовлечению на рынок труда внутренних резервов рабочей силы, повышению  качества и экономической активности трудовых ресурсов.

Регулирование рынка труда и сферы занятости  в Республике Казахстан, начиная  с 1991 года, осуществлялось преимущественно  в формате специальных программ занятости населения: Программа  по борьбе с бедностью и безработицей на 2000 – 2002 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан  от 3 июня 2000 года № 833, Программа по снижению бедности в Республики Казахстан  на 2003 – 2005 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан  от                   26 марта 2003 года № 296 и Программа  занятости населения Республики Казахстан на 2005 – 2007 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 января 2005 года № 68.

Информация о работе Сущность рынка труда и особенности его развития в Республике Казахстан