Стратегическое управление на ОАО "Автоваз"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Главная задача стратегического планирования — это разработка стратегий, обеспечивающих реализацию миссии и целей развития бизнеса в пределах возможностей предприятия с допустимым уровнем риска. На практике не существует бизнеса без риска.

Работа содержит 1 файл

Стратегическое управление курсовая(практическая часть).docx

— 141.79 Кб (Скачать)

    Следует ожидать, что эти четыре фактора  станут главными определяющими конкурентного соперничества. Во-первых, если темп роста отрасли высокий, для всех вовлеченных участников существуют возможности неожиданного получения прибылей.

    Во-вторых, постоянные издержки почти всегда имеют  психологическое воздействие на путь управления бизнесом. Когда фирма  имеет высокие постоянные издержки, точка самоокупаемости достигает значительной доли полной загрузки мощностей. Если этот уровень еще не достигнут, наиболее часто встречающаяся мера - это предложить потребителям очень выгодные для них условия, чтобы поднять спрос на свою продукцию, забывая, что такие действия может предпринять и вся отрасль.

    В-третьих, товарная дифференциация является наиболее решающим фактором в определении конкурентного соперничества. Нет ничего более разрушающего для прибыльности отрасли, чем «товарный синдром». Товар можно определить как продукт или услугу, которые не могут быть дифференцированы. Это означает, что никто из участников в отрасли не может сказать, что тот товар, который он предлагает покупателям лучше, чем тот же самый товар у конкурентов. Если это так, то на решение покупателей будут влиять только ценовые факторы; а это означает начало ценовой войны. Если особенности продукта таковы, что его характеристики приспосабливаются к характеристикам товара - главная стратегическая задача - это избежать эту конкурентную ловушку, это означает, что все усилия должны быть направлены на дифференциацию продукции, но уже опираясь на другие ее свойства, нежели внутренне присущие черты данной продукции. Творческое мышление должно изобрести возможности для создания конкурентного преимущества на основе обслуживания, финансовых условий, максимально короткого времени доставки, имиджа, маркетингового опыта, приверженности потребителей определенной марке, одним словом на основе всею того, что рассматривается потребителем как уникальность той или иной фирмы.

    И в заключении, рассмотрим такие понятия  как концентрация и равновесие. Гораздо более желательно действовать в отрасли с лишь четырьмя главными конкурентами, контролирующих 85 процентов рынка, с одинаковым конкурентным мышлением (даже, если мы не являемся доминирующей фирмой), чем в отрасли с сотнями игроков, с одинаковыми возможностями и совершенно различными конкурентными перспективами.

    Причина такого выбора ясна. Прежде всего, мы не склонны ожидать неожиданных действий от наших конкурентов. Ведь правила игры явно или неявно определены. Мы бы могли существовать на рынке, называющемся мягкой олигополией, где ни один участник не предпринимает никаких действий, если они могут привести к враждебным действиям со стороны других участников в долгосрочной перспективе, даже если он получил бы огромную прибыль от своих маневров в краткосрочном периоде. Такая форма вынужденного поведения была бы бессмысленна, если бы число игроков было бы большим.

    Проведем  анализ внешней микросреды при помощи пяти конкурентных сил по Майлу Потреру и сведем его в таблицу 2.

    Таблица 2 Анализ внешней микросреды

    Конкурентные силы возникающие вследствие угрозы появления новых конкурентов     Конкурентные силы возникающие вследствие экономических возможностей и торговых способностей поставщиков     Конкурентные силы возникающие вследствие экономических возможностей и торговых способностей покупателей     Конкурентные силы возникающие в следствие угрозы со стороны производителей товаров заменителей     Каждая  фирма следует собственной конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции и выгод от конкурентного преимущества
    Продукция ОАО «АВТОВАЗ» имеет очень сильных и весьма разнообразных конкурентов. Новым отечественным автомобилям в конкурентной борьбе противостоят во-первых, новые иностранные автомобили, во-вторых, подержанные иностранные автомобили. У каждой из этих групп есть определенное преимущество перед новыми отечественными автомобилями – они гораздо более качественнее, чем отечественные автомобили и при этом являются относительно дешевыми.     Это ООО "Дайдо Металл Русь" (г. Заволжье), ООО "Аутомотив Лайтинг" (г. Рязань), ООО "Восток-амфибия" (г. Чистополь), ОАО "Счетмаш" (г.Курск), ОАО ПАО "Инкар" (г. Пермь), ООО "Термоформ" ( г. Тольятти), ОАО "Автоагрегат" (г. Ливны), ЗАО "Мотор-супер" (г. Тольятти), ЗАО "Тольятти комплект авто" (г. Тольятти) и ЗАО "ПЭС/СКК" (г. Самара)/ ЗАО НПП "Тэкникал-консалтинг" (г. Тольятти), ОАО "Лада-фарм" (г. Тольятти), ЗАО "Мегапласт" ( г. Тольятти), ЗАО "Завод защитных покрытий и пластмасс "Полимер-авто" (г. Тольятти), ООО "БВЦ-М" (п. Агинское), ЗАО "Кинельагропласт" (г. Кинель), ОАО "Норма" (г. Таллинн), ЗАО "Уралэластотехника" (г. Екатеринбург) и ООО "Самараавтожгут" (г. Самара).

    ООО "Дайдо Металл Русь" ООО "Аутомотив  Лайтинг" ООО "Восток-амфибия" производит автомобильные часы, моторедукторы заслонки отопителя, пробки топливного бака, пробки расширительного бачка, счётчики времени наработки.

    
    Потребители продукции данного предприятия – это автомобилисты, которые в будущем захотят приобрести данный автомобиль. Для того чтобы новинка имела успех, необходимо, чтобы она максимально соответствовала их потребностям. Весьма значительна группа потребителей, обозначенная как городские жители с уровнем дохода, равном среднему и выше среднего. они могут оказаться очень требовательными потребителями, которые к тому же имеют возможность выбора, либо купить новый автомобиль ВАЗ, или купить новый автомобиль этого же класса, но иностранного производства. Поэтому ОАО «АВТОВАЗ» следует очень внимательно отнестись к потребностям этой группы потребителей.           Разработка новых автомобилей. Ремонт и техническое обслуживание отечественной продукции обходятся гораздо дешевле, чем аналогичной иностранного производства, что связано в первую очередь с необходимостью доставки запасных узлов и частей для импортных автомобилей из-за рубежа, обложении их таможенными пошлинами, необходимости для работы специального инструмента и специально обученного персонала. Рекламные цели ОАО «АВТОВАЗ» имеют свою специфику, которая связана с особенностями сбытовой системы этого предприятия: один крупный, очень известный производитель и огромное количество дилеров, по несколько в каждом регионе, а то и по несколько в каждом крупном городе региона.

 

    Вывод: проанализировав условия внешней среды, можно сделать вывод, что конкуренция на рынке автомобилей остается очень велика. В основном конкурентами являются иностранные автомобили такой же категории, но самыми крупными конкурентами являются подержанные иностранные автомобили. Но АВТОВАЗ пытается улучшить выпускаемые автомобили, используя новое оборудование для сборки, совершенствуя конструкцию, безопасность, динамические качества автомобиля, чтобы быть более конкурентоспособными на рынке. И превосходят по качеству некоторые модели иностранного производителя. Весомым преимуществом отечественного автомобиля является эксплуатационное обслуживание, которое на много дешевле обслуживания иностранного автомобиля.

    2.3 Анализ внутренней среды

 

    Внутренняя  среда организации – это ситуационные факторы внутри организации. Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.

      Внутренние переменные – это  ситуационные факторы внутри  организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Управленческий механизм ориентирован на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения намеченных целей. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

    Цели - конкретные, конечные состояния или  желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Гражданский кодекс РФ зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Цели разрабатываются руководством фирмы и доводятся до сведения управляющих всех уровней, которые в процессе координации совместной деятельности используют разнообразные средства и методы для их достижения.

    Структура организации представляет собой  логическое взаимоотношение уровней  управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления.

    Задачи - определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее определенные сроки. Задачи непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и др.

    Все многообразие внутренней среды предприятия  можно свести к следующим укрупненным сферам:

    - производство;

     - маркетинг и материально-техническое  снабжение (МТС);

     - НИОКР;

     - финансовое управление, бухучет  и отчетность;

     - общее управление.

    Такое деление на сферы деятельности носит  условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационной структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятием.

    Глубокий  и тщательный анализ внутренней среды  является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Экономическая информация – это конкретное выражение происходящих внутри фирмы процессов. Без такой информации и ее анализа невозможно эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности фирмы.

    Проведем  анализ внутренней среды нашего предприятия  с помощью цепочки ценностей. Цепочка ценностей - понятие, введенное М. Портером и рассматриваемое в рамках системы стоимости. В контексте конкуренции М. Портер определяет стоимость как сумму, которую покупатель согласен уплатить за то, что ему поставляют. Цепочка ценностей показана на двух диаграммах, приведенных ниже. Она иллюстрирует добавление стоимости к продукту, начиная с приобретения сырья и кончая производством готового изделия. Исследуя процесс шаг за шагом, можно установить, где фирма конкурентоспособна, а где уязвима.

    Анализ  представим в таблице № 3.

    Таблица 3 Цепочка ценностей по Майклу Портеру

    Развитая  инфраструктура технического обслуживания, обширная дилерская сеть. Создание для клиентов качественных автомобилей по доступным ценам, приносящих стабильную прибыль акционерам, улучшая благосостояние сотрудников и повышая ценность бизнеса во благо Отечества.     Чистая  прибыль АВТОВАЗа по РСБУ за 9 месяцев 2011г. выросла более чем в 5,5 раза и достигла 2,51 млрд руб.. Годом ранее этот показатель составлял всего 456 млн руб.  При этом выручка крупнейшего в России автоконцерна увеличилась на 37%, составив по итогам января-сентября 130,4 млрд руб. Рост показателей был обусловлен увеличением продаж автомобилей благодаря повышению спроса на фоне программы утилизации подержанных автомобилей и программы автокредитования.

    Валовая прибыль выросла почти в 2 раза - до 18,3 млрд руб. Прибыль от продаж составила 5,9 млрд руб. (рост почти в 3 раза)

    
    Акционерное общество представляет собой коллектив  рабочих, служащих и менеджеров, в котором все работают над решением общей задачи - эффективность и прибыльность бизнеса по производству современного, качественного и максимально безопасного автомобиля. Сейчас численность работников "АвтоВАЗа" составляет около 77 тысяч человек. На данный момент снизили численность персонала "АвтоВАЗа" благодаря созданию дополнительных рабочих мест в дочерних структурах на 24 тысячи человек, при том что планируется достичь целевой численности около 72 тысяч человек, то есть перевести 30 тысяч человек.
    Основными задачами технического развития ОАО  «АВТОВАЗ» являются:

    • Создание новых, более современных  и привлекательных для потребителя автомобилей.

    • Значительное повышение качества продукции  за счет освоения и внедрения системы управления качеством на основе стандартов ISO в ОАО «АВТОВАЗ» и на предприятиях- поставщиках.

    • Закрепление лидирующих позиций  в отрасли и консолидация легкового автомобилестроения России, используя научно-технический и промышленный потенциал Научно-технического центра (НТЦ).

    • Использование новейших технологий и оборудования для производства качественных автомобилей.

    Развиваем долгосрочные производственные связи с поставщиками на принципах сотрудничества, уважения, справедливости и взаимной выгоды. Предполагается создание линейки системных поставщиков первого уровня и переход на модульную сборку, отказ от работы с компаниями, продающими брак, и привлечение иностранных производителей автокомпонентов такой подход должен привести к сокращению количества поставщиков до 40-50 предприятий.
    В настоящее время в базе АвтоВАЗа, по данным пресс-службы завода, около 300 поставщиков (с учетом субпоставщиков). Из них ключевыми считают 98 поставщиков из разных регионов России. Предполагается создание линейки системных поставщиков первого уровня и переход на модульную сборку, отказ от работы с компаниями, продающими брак, и привлечение иностранных производителей автокомпонентов такой подход должен привести к сокращению количества поставщиков до 40-50 предприятий.     Производство отечественных ававтомобилей, а так же комплектующих и запасных частей для этих автомобилей. Так же профессиональное обслуживание.     Несмотря  на относительную локализацию основного рынка сбыта «АВТОВАЗа», автомобили его производства можно встретить в любом, даже самом удалённом уголке земли, даже в самых развитых странах. Например, в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Германии.     Рекламные цели ОАО «АВТОВАЗ» имеют свою специфику, которая связана с особенностями сбытовой системы этого предприятия: один крупный, очень известный производитель и огромное количество дилеров, по несколько в каждом регионе, а то и по несколько в каждом крупном городе региона. Упор делается на дешевизну запасных частей и быстроту их получения. Так же гарантийное обслуживание. И наличие государственных программ.     Гарантийное обслуживание купленного автомобиля. Всегда наличие запасных частей по не высоким ценам вследствие отсутствия таможенных пошлин. Наличие большого количества дилеров по всей стране.

 
 

    Вывод: исходя из анализа приведенного в таблице можно сделать вывод, что АвтоВаз это крупное предприятие. Для производства качественной продукции, которое использует новейшие технологии и оборудование. продукция постоянно обновляется. Много мероприятий для удобства клиентов. Имеет налаженные отношения с большим количеством поставщиков. Все это положительным образом влияет на прибыль предприятия и способствует ее росту. 

    Проведем  оценку каждого вида деятельности по пятибалльной шкале. Результаты сведем в таблицы 4 и 5.

    Таблица 4 Основные виды деятельности

    Вид деятельности     Оценка
    Внутренняя  логистика     5
    Производство     5
    Внешняя логистика     5
    Маркетинг     4
    Обслуживание     4
    Среднее значение     4,6

    Вывод: среднее значение по основным видам деятельности составляет 4,6 баллов. Наибольше влияние оказывают внутренняя логистика, производство и внешняя логистика.

    Таблица 5 Вспомогательные виды деятельности

    Вид деятельности     Оценка
    Инфраструктура     3
    Управление  человеческими ресурсами     4
    Технологическое развитие     5
    Материально-техническое  снабжение     5
    Среднее значение     4,25

    Вывод: среднее значение по вспомогательным видам деятельности составляет 4,25 баллов. Наибольшее влияние из всех оказывает технологическое развитие и материально-техническое снабжения.

Информация о работе Стратегическое управление на ОАО "Автоваз"