Стратегическое управление на ОАО "Автоваз"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Главная задача стратегического планирования — это разработка стратегий, обеспечивающих реализацию миссии и целей развития бизнеса в пределах возможностей предприятия с допустимым уровнем риска. На практике не существует бизнеса без риска.

Работа содержит 1 файл

Стратегическое управление курсовая(практическая часть).docx

— 141.79 Кб (Скачать)

    Управление  на основе метода локализации  рисков предполагает формирование на предприятии специальных и хозяйственных структур, осуществляющих реализацию рисковых проектов, а также участие в стратегических альянсах для снижения степени риска.

    Управление  на основе метода диссинации рисков предусматривает осуществление диверсификации видов деятельности на предприятии, распределение рисков во времени и распределение ответственности между участниками.

    Управление  на основе метода компенсации  рисков подразумевает разработку стратегий развития предприятий, минимизирующих риск, создание системы резервов, а также системы активного маркетинга.

    Процесс управления рисками предприятий  должен быть непрерывным и осуществляется на всех стадиях жизненного цикла  предприятия.

 

    Глава 2. Разработка стратегии развития предприятия ОАО «АВТОВАЗ»

    2.1 Характеристика обследуемого предприятия

 

    ОАО «АВТОВАЗ» было создано на основе ПО «АВТОВАЗ» в 1993 году Государственным  комитетом по управлению государственным имуществом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества». Оно является правопреемником ПО «АВТОВАЗ», предприятий в составе «АВТОВАЗ», акционерных обществ открытого типа «Головной центр запасных частей Волжского автомобильного завода» и «Научно-технический центр АВТОВАЗа». Общество создано без ограничения срока его действия.

    Общество  имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование и местонахождение на русском языке, оно также имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и товарный знак, зарегистрированные в установленном порядке.

    Общество  является акционерным и его уставный капитал равен 16 062 482 000 рублей. Он разделен на 32 124 964 акции одинаковой номинальной  стоимости следующих категорий:

    - привилегированные акции – 4 930 340 акций, что составляет 15,35% уставного капитала предприятия;

    - обыкновенные акции – 27 194 624 акции,  что составляет 84,65% уставного капитала. Номинальная цена каждой акции равна 500 рублям, все акции являются именными бездокументарными.

    Органами  управления организацией являются:

    1) общее собрание акционеров;

    2) совет директоров;

    3) президент – генеральный директор;

    4) правление. 

    Совет директоров избирается общим собранием  акционеров, совет директоров выбирает генерального директора и правление.

    Целью общества является извлечение прибыли.

    ОАО «АВТОВАЗ» занимается следующими видами деятельности: производство автомобилей, запасных частей, товаров народного потребления и оказание услуг населению, проектная научно-техническая деятельность, проведение технических, технико-экономических экспертиз и консультаций, торговая, транспортировка товаров, торгово-посредническая, закупочная, сбытовая деятельность, организация и проведения выставок, выставок-продаж, ярмарок, аукционов, торгов, как в Российской Федерации, так и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах и другие виды деятельности.

    Рынок автомобилей в нашей стране –  один из наиболее динамично развивающихся рынков. Если взять рынок легковых автомобилей, то его можно классифицировать различными способами – это и рынок новых\подержанных автомобилей, рынок отечественных\иностранных автомобилей, рынок малолитражных\крупнолитражных\иных автомобилей. К малолитржным автомобилям относятся такие автомобили, как «Ока», Deawoo Matiz, Deawoo Tico, к крупнолитражным – различные модели внедорожников. К иным же автомобилям относятся автомобили иных групп, классов. В частности к ним относятся практически все модели автомобилей ВАЗ. Эти автомобили настолько похожи друг на друга, что внешне, не зная ее технических характеристик, довольно тяжело определить, к какому классу относится тот или иной автомобиль. Поэтому условно можно отнести эти автомобили к одной группе (по признаку размеров, расхода топлива, скорости движения и категории транспортного средства по классификации ГИБДД «В»).

    Все автомобили выделенной группы можно  разделить на 2 подруппы, имеющие  принципиальное отличие. Это отличие  заключается в стране-производителе: есть автомобили, изготовленный автомобильными заводами России, есть автомобили, изготовленные  автомобильными заводами западных государств. Среди иностранных автомобилей существует большое количество моделей разных типов, отличающихся ценой, установленным оборудованием, качеством изготовления – рынок иностранных автомобилей является сильно диверсифицированным. Отечественные автопроизводители выпускают несколько видов автомобилей каждый, причем большая часть этих моделей были разработаны еще во время существования Советского Союза и в настоящий момент являются морально устаревшими. Кроме этого принципиальными отличиями между отечественными и зарубежными автомобилями являются качество и цена – российские автомобили стоят гораздо дешевле (иногда в 2-3 раза), чем иностранные, причем это касается только новых автомобилей. Подержанные автомобили имеют более значительную разницу в цене при одинаковом возрасте – достаточно сказать, что некоторые отечественные автомобили можно купить чуть ли не за 10-15 тысяч рублей. Что же касается качества, то иностранные автомобили считаются гораздо более качественными, чем отечественные, и эта разница значительна. В настоящее время нет официальных источников, которые бы указывали на то, что качество отечественных автомобилей является низким, и раскрывали бы причины этого, однако из неофициальных источников можно узнать, что отечественные автомобилестроители экономят на качестве комплектующих, не соблюдают технологии сборки и установки узлов и агрегатов, используют некондиционные технические жидкости и поставляют нарынок бракованные запасные части для автомобилей.

    В последние несколько лет были приняты на правительственном уровне ряд мер для исправления сложившегося положения. 30 ноября 2001 года было принято решение об увеличении налогообложения ввоза на территорию России подержанных иностранных автомобилей, которые являлись основными конкурентами у отечественных новых автомобилей. Являясь более качественными, по сравнению с продукцией отечественного автопрома, они в то же время могли конкурировать с ней по цене. В настоящее время из-за поднятия импортных пошлин на эти автомобили, их цены значительно возросли. В то же время правительство поставило перед отечественной автомобильной промышленностью задачу – сделать отрасль конкурентоспособной, причем как на внутреннем, так и на внешнем рынках, и срок был поставлен до 2010 года. Результаты не замедлили появиться – вскоре на улицах российских городов появились новые «Волги», «Ижи» с оцинковкой, новые ВАЗы десятого семейства. Однако при этом не произошло каких-либо принципиальных изменений, лишь модифицировались старые модели.

    Значительное  воздействие на рынок автомобилей  оказал финансовый кризис 1998 года. Докризисный уровень продаж восстановился только во втором квартале 2002 года.

    Современный автомобильный рынок имеет тенденцию  к изменению предпочтений потребителей. Рассматриваемый мной автомобиль «Лада Калина» относится, по западно-европейской классификации к классу «В» – малогабаритный автомобиль особо малого класса с кузовом длиной до 4 метров. Согласно статистическим данным, в западно-европейских государствах в настоящее время становятся очень популярными автомобили именно этого класса, обладающие небольшими габаритами, маневренными, хорошо подходящими к современным условиям городской езды и в то же время не настолько маленькие, чтобы доставлять значительные неудобства в загородной поездке, когда необходимо взять с собой багаж. К автомобилям этого класса относятся такие как Opel Corsa Swing, Toyota Starlet, Fiat Bravo. Автомобили этого класса занимают сейчас 30 % совокупного спроса на легковые автомобили в Западной Европе. Автомобили класса «С» занимают около 32% совокупного спроса в западноевропейских государствах, и есть тенденция к снижению спроса на автомобили класса «С» и повышению спроса на автомобили класса «В».

    В России около 70% продаж новых автомобилей  приходится на класс «С». Рост обеспеченности граждан привел к наличию потенциального спроса в ценовом сегменте до $10 000 на автомобили класса "В". При этом в России практически не производятся автомобили данного класса – единственное предприятие, которое занимается их производством – это «Автофрамос» в городе Москве, который производит автомобили модели Renault Symbol. В связи с этим предприятием «АВТОВАЗ» было принято решение о создании семейства автомобилей «Лада Калина» ВАЗ-1118, которые бы соответствовали бы этому классу. В результате 18 ноября 2004 года эти автомобили начали сходить с конвейера.

    Целевой потребительской группой для  автомобилей Лада Калина являются мужчины и женщины возрастом от 25 до 35 лет, начинающие водители, городские жители с доходом на уровне среднего и выше среднего. Общий же потребительский сегмент гораздо шире.

    Маркетинговые исследования по потребительской оценке автомобилей «Лада Калина», проведённые  на московских автосалонах в 2003 и 2004 годах, подтвердили наличие спроса на эти автомобили. Порядка 25% целевой  группы потребителей готовы выбрать эту модель в качестве своего следующего автомобиля. Более трети всех потенциальных покупателей считают, что Лада Калина сопоставим по своим характеристикам с новыми иномарками.

    Потребители продукции данного предприятия  – это автомобилисты, которые в будущем захотят приобрести данный автомобиль. Для того чтобы новинка имела успех, необходимо, чтобы она максимально соответствовала их потребностям. Один из ведущих теоретиков по проблемам управления", Петер Друккер, говорит об этом так: "Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами".

    Любой автомобилист при выборе автомобиля руководствуется желанием получить качественный, недорогой в обслуживании автомобиль при сохранении максимально возможного количества денежных средств. Самый главный фактор, который влияет на выбор покупателя – это цена автомобиля.

    Второй  фактор, от которого зависит выбор  автомобиля потребителем – это расход топлива и вид топлива, на который  он рассчитан. Или, иначе это можно  назвать эксплуатационными расходами. Расход топлива у автомобилей класса «В» несколько ниже, чем у класса «С», что объясняется некоторым снижением размера и веса у автомобилей класса «В». Однако следует подчеркнуть, что эксплуатационные расходы отечественных автомобилей возникаю гораздо чаще эксплуатационных расходов иностранных автомобилей, что объясняется низким качеством отечественной продукции, и соответственно, частым их ремонтом. В то же время существует проблема с обеспечением запасными частями иностранных автомобилей – большая часть автозапчастей к ним, кроме расходных материалов, отсутствует на складах в магазинах, в результате автовладельцам приходится иногда длительное время ждать выполнения заказа на доставку детали. К тому же стоимости таких деталей значительно выше, чем аналогичных запчастей отечественных автомобилей.

    Также на выбор потребителя влияют такие  факторы, как имидж марки. Многие автовладельцы даже не задумываясь, приобретают автомобиль ВАЗ, несмотря на то, что в качестве альтернативы может выступать автомобиль ИЖ.

    Также в определенной степени на выбор  потребителя может повлиять фактор развития средств пассивной безопасности автомобиля. К этим средствам относятся ремни безопасности, подушки безопасности, травмобезопасные панели и руль в автомобиле. Также на пассивную безопасность влияют прочность кузова и направление смещения элементов автомобиля при ударе.

    Внешний вид, комфорт и удобство эксплуатации оказывают значительное влияние на выбор модели будущего автомобиля.

    Значительная  современная группа потребителей –  это молодежь, которая желает современный  автомобиль, обладающий хорошей динамикой, неприхотливостью, хорошим дизайном, удобством. Она является одной из выделенных специалистами по маркетингу АВТОВАЗа целевых групп. Поэтому новый автомобиль должен удовлетворять эту группу по своим потребительским качествам.

    Весьма  значительна группа потребителей, обозначенная как городские жители с уровнем дохода, равном среднему и выше среднего. В современной России именно городские жители имеют уровень дохода выше среднего, по сравнению с сельскими жителями, поэтому они могут оказаться очень требовательными потребителями, которые к тому же имеют возможность выбора, либо купить новый автомобиль ВАЗ, или купить новый автомобиль этого же класса, но иностранного производства. Поэтому ОАО «АВТОВАЗ» следует очень внимательно отнестись к потребностям этой группы потребителей.

    С 18 ноября 2004 года предприятие начинает выпуск принципиально новой продукции – легкового автомобиля класса «В» - «Лада Калина». Она является во многом новым для отечественного автомобилестроения моделью. Во-первых, она – первый отечественный автомобиль «В»-класса, ранее такие автомобили никогда не выпускались в России, если не считать выпуска московским предприятием «Автофрамос» автомобилей Renault Symbol. Во-вторых, практически весь автомобиль был подвержен полной переработке с точки зрения потребительских свойств и с точки зрения технологических процессов изготовления.

    С технологической точки зрения автомобиль производится на абсолютно новом  оборудовании, которое практически  еще никогда не применялось в  России для столь массового выпуска. Для сборки автомобилей семейства «Калина» было выделено отдельно производство с отдельными корпусами, которые включают в себя 3 цеха – сварки кузовов, их окраски и сборки автомобилей. В новом производстве смонтированы сотни единиц оборудования, не имеющего аналогов в отечественной автомобильной промышленности. В цехе сварки АВТОВАЗ реализовал идею "сада роботов" - технологии, широко применяемой сегодня в мировом автомобилестроении. Созданные специалистами высокоавтоматизированные линии сварки позволяют изготавливать кузова для легковых автомобилей различных классов и любой сложности. Подобный комплекс дает предприятию возможность вести перспективные разработки новых моделей в широком диапазоне. В цехе окраски производства «Лада Калина» размещено оборудование, созданное на основе последних достижений науки и техники. В технологии применяется двухкомпонентный грунт с коррозионной стойкостью на уровне современных мировых стандартов. В процессе обработки кузова перед окраской и во время нее достигается более тщательная и полная обработка скрытых сечений. Новое оборудование обеспечивает быструю смену эмалей, что позволяет использовать в окраске широкую цветовую гамму.

Информация о работе Стратегическое управление на ОАО "Автоваз"