Стандарты аудиторской деятельности

Автор: Katia Novik, 04 Октября 2010 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Стандарты аудита — это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутри фирм, кроме того, могут использоваться для защиты аудитора в судебном процессе.
Различают четыре группы стандартов:
1)международные аудиторские стандарты, разработанные Международным комитетом по аудиторской практике. Они фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;
2)национальные стандарты; их имеют развитые страны.

Работа содержит 1 файл

Аудиторские стандарты.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

  с финансовой (бухгалтерской) отчетностью за текущий  период

  и не являющейся составной частью финансовой (бухгалтерской)

  отчетности  за текущий период.

  Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 27 «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность», разработан-ное с учетом МСА, устанавливает единые требования, касающие¬ся рассмотрения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором прочей информации, по которой аудитор может не. со-ставлять аудиторское заключение, но которая включена в докумен-ты, содержащие проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Это федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности применяется в отношении годового отчета, но оно может применяться и в отношении других документов, например используемых при размещении ценных бумаг.

  Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 28 «Использование результатов работы другого аудитора», раз¬работанное с учетом МСА, устанавливает единые требования для случаев, когда аудиторская организация или индивидуальный аудитор при подготовке аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица использует результа¬ты работы другого аудитора, который проверяет финансовую ин¬формацию, предоставленную одним или несколькими подразде¬лениями и включенную в финансовую (бухгалтерскую) отчет¬ность аудируемого лица.

  Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 29 «Рассмотрение работы внутреннего  аудита», разработанное с учетом МСА, устанавливает единые требования для внешних аудиторов при рассмотрении работы службы внутреннего аудита. Это федеральное правило не применяется, если служба внутрен¬него аудита аудируемого лица оказывает помощь внешнему ауди¬тору при выполнении процедур внешнего аудита. Процедуры, предусмотренные в данном федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности, должны применяться к сфере внут¬реннего аудита в той части, которая имеет отношение к аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности.

  Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финан¬совой информации», разработанное с учетом международных  стандартов сопутствующих услуг, устанавливает  единые требова¬ния к оказанию сопутствующей аудиту услуги — выполнению со¬гласованных процедур в отношении финансовой и нефинансо¬вой информации.

  Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 31 «Компиляция финансовой информации», разработанное с учетом международных стандартов сопутствующих услуг, уста-навливает единые требования к оказанию сопутствующей аудиту услуги — компиляции финансовой информации, т.е. сбору, классификации и обобщению финансовой информации, а также возможной ее трансформации.

  Целью компиляции финансовой информации для аудитора является использование экспертных знаний в области бухгалтерского учета, а не экспертных знаний в области аудита, для сбора, классификации и обобщения финансовой информации. Обычно это предполагает приведение подробных сведений в удобную для понимания и управления форму без проверки предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, лежащих в основе этой информации. Выполняемые процедуры не предназначены для выражения мнения и не позволяют аудитору выразить мнение о достоверности финансовой информации. Однако пользователи компилированной финансовой информации получают некоторые преимущества от привлечения аудитора, поскольку услуги предоставляются с профессиональной компетентностью и добросовестностью.

  Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 32. «Использование аудитором результатов работы эксперта», разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к использованию результатов работы эксперта в качестве аудиторских доказательств.

  При изучении деятельности аудируемого  лица аудитор должен рассмотреть  необходимость и целесообразность привлечения экс-перта к обсуждению членами аудиторской группы вопроса  под-верженности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица риску существенного искажения информации.

  При определении необходимости использования  результатов работы эксперта аудитор  учитывает:

  а) знания и предыдущий опыт членов аудиторской группы

  в данной сфере;

  б) риск существенного искажения информации исходя из ха

  рактера, сложности и существенности обстоятельств, подлежа

  щих исследованию;

  в) ожидаемое количество и качество других аудиторских дока

  зательств, которые предполагается получить.

  Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности», разработанное с учетом международных стандартов сопутствующих услуг, устанавливает единые требования к оказанию сопутствующей аудиту услуги — обзорной проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности. Цель обзорной проверки установлена пунктом 15 федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности № 24.

  Обзорная  проверка представляет собой совокупность обзорных процедур, проведение которых  целесообразно при данных обстоятельствах  для достижения цели.

  Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 34 «Контроль качества услуг в  аудиторских организациях», разработанное  с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к системе контроля качества услуг  в аудиторской организации.

  Аудиторская организация должна установить систему  контро¬ля качества услуг (заданий), обеспечивающую разумную уверен¬ность в том, что данная аудиторская  организация и ее работники проводят аудит и оказывают сопутствующие  аудиту услуги в соот¬ветствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральными правила¬ми (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними пра¬вилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также в том, что заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организа¬цией, соответствуют условиям конкретных заданий.

  Система контроля качества услуг основана на принципах, обеспечивающих достижение целей аудита и включает в себя процедуры, необходимые для внедрения  и соблюдения этих принципов и контроля за их соблюдением.

  7.4. Внедрение  международных стандартов аудита  в российскую практику

  В нашей  стране пока еще не сложилась стройная система кон-троля качества аудита. Российские аудиторы плохо представляют себе, что понимается под международными стандартами аудита, хотя они опубликованы на русском языке и не раз комментирова-лись специалистами. Это одна из проблем, связанных с внедре¬нием МСА в российскую практику.

  На  основе действующих в настоящее  время международных стандартов разработан ряд отечественных аналогов. В целом стандарты можно подразделить на несколько групп:

  • международные стандарты аудита, близкие к российским стандартам аудита (далее — PC А);

  • международные стандарты аудита, отличающиеся от рос-сийских аналогов;

   • документы МСА, не имеющие аналогов среди российских 
правил (стандартов), а также правила (стандарты) аудиторской 
деятельности, не имеющие аналогов в системе МСА.

  Международными  стандартами аудита, близкими к российским, являются:

  • МСА № 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности» (РСА № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»);
  • МСА № 210 «Условия договоренностей об аудите» (РСА «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита», РСА «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг»);
  • МСА № 220 «Контроль качества аудиторской работы» (РСА№ 7 «Внутренний контроль качества аудита»);
  • МСА № 230 «Документация» (РСА № 2 «Документирование аудита»);
  • МСА № 250 «Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности» (РСА «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»);
  • МСА № 300 «Планирование аудита» (РСА № 3 «Планирование аудита»);
  • МСА № 310 «Знание бизнеса» (РСА «Понимание деятельности экономического субъекта»);
  • МСА № 320 «Существенность в аудите» (РСА № 4 «Существенность в аудите»);
  • МСА № 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля» (РСА № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»);
  • МСА № 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем» (РСА «Аудит в условиях компьютерной обработки данных»);
  • МСА № 510 «Первая аудиторская проверка — начальные сальдо», МСА № 710 «Сопоставления» (РСА «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности»);
  • МСА № 520 «Аналитические процедуры» (РСА «Аналитические процедуры»);
  • МСА № 540 «Аудит оценочных значений» (РСА «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете»);
  • МСА № 550 «Связанные стороны» (РСА № 9 «Связанные стороны»);
  • MCA № 560 «Последующие события» (РСА № 10 «События после отчетной даты»);
  • МСА № 570 «Допущение о непрерывности деятельности предприятия» (РСА № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»);
  • МСА № 580 «Заявления руководства» (РСА «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта»);
  • МСА № 600 «Использование результатов работы другого аудитора» (РСА Использование работы другой аудиторской организации»);
  • МСА № 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» (РСА «Изучение и использование работы внутреннего аудита»);
  • МСА № 620 «Использование работы эксперта» (РСА «Использование работы эксперта»);
  • МСА № 720 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность» (РСА «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность»);
  • МСА № 810 «Проверка прогнозной финансовой информации» (РСА «Проверка прогнозной финансовой информации»);
  • ПМАП № 1007 «Контакты с руководством клиента» (РСА «Общение с руководством экономического субъекта»);
  • ПМАП № 1008 «Оценка рисков и система внутреннего кон-троля — характеристики КИС и связанные с ним вопросы» (РСА «Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем»);
  • ПМАП № 1009 «Методы аудита с использованием компьютеров» (РСА «Проведение аудита с помощью компьютеров»).

  Международными  стандартами аудита, отличающимися от российских аналогов, являются:

  • МСА № 110 «Глоссарий» (РСА «Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности»);
  • МСА № 240 «Мошенничество и ошибки» (РСА «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», Федеральное правило (стандарт) № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»);
  • МСА № 500 «Аудиторские доказательства» (РСА № 5 «Аудиторские доказательства»);
  • MCA № 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочной проверки» (РСА «Аудиторская выборка»);
  • МСА № 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» (РСА № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»);
  • МСА № 800 «Отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию» (РСА «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям»);
  • МСА № 920 «Задания по выполнению согласованных процедур» (РСА «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним»);
  • ПМАП № 1005 «Особенности аудита малых предприятий» (РСА «Особенности аудита малых экономических субъектов»).

  Документами МСА, не имеющими аналогов среди российских правил (стандартов), являются:

  • МСА № 100 «Предисловие к международным стандартам аудита и сопутствующих услуг»;
  • МСА № 120 «Концептуальная основа международных стандартов»;
  • МСА № 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»;
  • МСА № 501 «Аудиторские доказательства — дополнительное рассмотрение особых статей»;
  • МСА № 910 «Задания по обзору финансовой информации»;
  • МСА № 930 «Задания по подготовке финансовой информации»;
  • ПМАП № 1000 «Процедуры межбанковского подтверждения»;
  • ПМАП № 1001 «Среда КИС — автономные микрокомпьютеры»;
  • ПМАП № 1002 «Среда КИС — интерактивные компьютерные системы»;
  • ПМАП № 1003 «Среда КИС — системы баз данных»;
  • ПМАП № 1004 «Взаимодействие инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов»;
  • ПМАП № 1006 «Аудит международных коммерческих банков»;
  • ПМАП № 1010 «Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности».

  Сближение российских правил проведения аудита с международными аналогами является важнейшей задачей повышения качества аудита.

      7.5. Стандарты внутреннего аудита

  Стандарты профессиональной практики внутреннего  аудита касаются независимости внутренних аудиторов, их профессионального мастерства, масштаба и процесса проведения работы, руководства отделами внутреннего аудита. Стандарты несколько отличаются по своей философии от стандартов для внешних аудиторов тем, что первые представляют практику внутреннего аудита такой, какой она должна быть, а постановления по аудиторским стандартам во многом представляют точку зрения Совета по аудиторским стандартам относительно консенсуса между практикой и тем, что «общепринято». Однако это различие не следует преувеличивать.

  Для повышения качества аудиторской  проверки целесообразно вводить стандарты проведения конкретных проверок, что позволит более объективно проверять экономические субъекты, не допуская противоречивого подхода к перечню вопросов, подлежащих включению в план работы. В международной практике аудита существует система аудиторских стандартов и норм. В условиях России данный процесс только набирает силу. В настоящее время разработаны и приняты основные правила (стандарты) аудиторской деятельности. При отсутствии общего стандарта, одобренного органами управления аудитом, стандарт вводит аудиторская фирма или составляет сам аудитор. Под стандартом в теории и практике аудита понимают основные правила или основополагающие принципы аудиторских процедур. Стандарты должны выполняться независимо от условий, в которых проводится аудит.

  Основные  требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций, определены в одноименном стандарте, одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г. (протокол № 6).

  Стандарт  унифицирует принципы и подходы  аудиторских фирм и аудиторов к разработке внутренних стандартов, а также требований к порядку и организации внутреннего контроля за их применением.

  В соответствии с Законом об аудиторской деятельности аудиторские организации обязаны разрабатывать и практически применять внутренние стандарты, если общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности содержат прямые указания на необходимость раскрытия основных принципов, приемов и методов работы аудиторской организации.

  Правила (стандарты) аудиторской деятельности, прямо не указывающие на необходимость дальнейшей детализации содержащихся в них положений, используются аудиторской организацией непосредственно.

Информация о работе Стандарты аудиторской деятельности