Автор: Katia Novik, 04 Октября 2010 в 12:25, контрольная работа
Стандарты аудита — это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутри фирм, кроме того, могут использоваться для защиты аудитора в судебном процессе.
Различают четыре группы стандартов:
1)международные аудиторские стандарты, разработанные Международным комитетом по аудиторской практике. Они фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;
2)национальные стандарты; их имеют развитые страны.
Контрольная работа
По дисциплине «Международные стандарты аудита»
Тема: «Стандарты
аудиторской деятельности»
Выполнил: студент 5 курса специальности
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Юрьев А.А.
Проверил: Преподаватель
Егупова О.А.
г. Ивантеевка
2010
Стандарты аудита — это единые базовые принципы, которым должны следовать аудиторы в процессе профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты необходимы для обучения аудиторов внутри фирм, кроме того, могут использоваться для защиты аудитора в судебном процессе.
Различают четыре группы стандартов:
1)международные аудиторские
стандарты, разработанные
2)национальные стандарты;
их имеют развитые страны. В
настоящее время в России
3)внутренние правила
(стандарты) аудиторской
4) внутрифирменные стандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь на национальных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнению различных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются. Если аудиторское заключение дается по международным стандартам, то внутрифирменные стандарты не должны противоречить международным стандартам.
7.2. Основные международные аудиторские стандарты
Аудиторские стандарты формулируют единые международные основополагающие предписания, определяющие нормативы качества и надежности аудита и обеспечивающие определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.
Международный комитет по аудиторской практике издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.
Наиболее значимые из международных стандартов аудита касаются следующих проблем:
Общие
положения аудиторской
Юридический статус международных стандартов аудита (далее — МСА) и порядок их принятия Комитетом по международной аудиторской практике (далее — КМАП) (International Auditing Practices Committee — IAPC) определяет МСА № 100 «Статус международных стандартов аудита», в котором отмечается, что миссия Международной федерации бухгалтеров (далее — МФБ) заключается во всемерном развитии и усилении позиций бухгалтерской профессии. Указывается, что для работы над осуществлением данной миссии Совет МФБ основал КМАП, чья функция состоит в разработке и опубликовании стандартов и положений в отношении аудита и сопутствующих услуг от имени Совета. КМАП является постоянным комитетом Совета МФБ, а его члены назначаются организациями — членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ.
В Предисловии к международным стандартам аудита и сопутствующих услуг определено, что они применяются при аудите финансовой отчетности и выполнении сопутствующих аудиту услуг. При этом аудитору разрешается отходить от требований МСА, обязательно аргументируя причины такого отхода. Указано, что данный стандарт аудита следует применять только к вопросам, имеющим существенное значение. Здесь же отмечено, что наряду со стандартами КМАП выпускает и положения по международной аудиторской практике (далее — ПМАП). Эти документы имеют менее обязательный для применения характер и детализируют положения МСА. Однако для обозначения совокупности собственно международных стандартов аудита и соответствующих ПМАП, образующих единую систему, обычно употребляется выражение «система документов МСА».
Более 100 терминов, применяемых в международных стандартах, нашли отражение в МСА № ПО «Глоссарий терминов».
Базовым международным стандартом, описывающим концептуальную основу международных стандартов аудита в области услуг, которые могут предоставляться аудиторами, является МСА № 120 «Концептуальные основы международных стандартов аудита». В этом стандарте отражены предназначение, порядок составления и представления финансовой отчетности экономических субъектов. В нем проводится разграничение между аудитом и сопутствующими услугами, а также отмечается, что к сопутствующим услугам относятся обзор, согласованные процедуры и подготовка информации, по которым не предусматривается, что аудитор должен будет выразить уверенность. Согласно контексту данной концептуальной основы, уверенность рассматривается как выражение аудиторского мнения в отношении достоверности утверждений, представляемых одной стороной и предназначенных для использования другой стороной. Указывается, что аудит финансовой отчетности призван дать аудиторской организации и индивидуальному аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах, в соответствии с установленными основами финансовой отчетности. Отмечено, что мнение аудитора должно основываться на собранных им в ходе аудита достаточных и уместных аудиторских доказательствах. Подчеркивается, что до казательства, собранные в ходе обзора финансовой отчетности, не являются такими же полными, как доказательства при проведении аудита. Поэтому уровень уверенности, отражаемый в отчете об обзоре, ниже уровня, отражаемого в аудиторском заключении. Рассматривается вопрос о причастности аудитора к финансовой информации в том случае, если к ней прилагается его отчет или если им выражается согласие на использование его имени в связи с профессиональной деятельностью. Указывается, что аудитор должен потребовать от руководства данного субъекта прекращения неправомерных действий, если ему становятся известны факты ненадлежащего использования субъектом имени аудитора в связи с финансовой информацией. Отмечено, что аудитор может также проинформировать любые известные третьи стороны о том, что его имя использовалось ненадлежащим образом в связи с указанной информацией. В соответствующей рубрике говорится, что в конце каждого международного стандарта приводится раздел «Основы аудита государственного сектора», в котором раскрываются характерные случаи, требующие пояснения или дополнения. Международный стандарт, в котором такой раздел отсутствует, применяется к аудиту финансовой отчетности в государственном секторе во всех существенных аспектах.
Исходя из общих тенденций развития учета и аудита на мировом уровне международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита приняты за основу реформирования российского учета и аудита, поскольку они, отражая особенности рыночной экономики, имеют международное признание, менее сложны и открыты для последующих изменений.
Международные стандарты применяются в любых случаях проведения независимого аудита транснациональных компаний. В некоторых странах (Австралия, Бразилия, Голландия) международные стандарты используются в качестве базы для разработки собственного подобного документа, а в странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Шри-Ланка), международные стандарты могут рассматриваться в качестве национальных.
7.3. Российские аудиторские стандарты
Правила (стандарты) аудиторской деятельности — это нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также требования к оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Целью стандартизации аудиторской деятельности является проведение успешной интеграции российского аудита в систему международных экономических отношений, обеспечение признаваемости российского аудиторского заключения зарубежными пользователями информации.
Ссылки на аудиторские стандарты могут использоваться при рассмотрении судебных исков к аудиторским фирмам за неквалифицированное проведение аудиторских проверок.
В настоящее
время в Российской Федерации
действуют следующие
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» определяет целевую установку аудита и принципы его организации.
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита» устанавливает требования к документированию.
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита» определяет необходимость предварительного ознакомления с деятельностью клиента, составления плана
и программы.
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 4 «Существенность в аудите» дает методические подходы к определению уровня допустимой ошибки.
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 5 «Аудиторские доказательства» определяет вид и состав аудиторских доказательств, используемых в ходе аудиторской проверки.
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 6 «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» устанавливает виды аудиторских заключений в зависимости от выражаемого мнения о достоверности отчетности.
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» устанавливает принципы и конкретные процедуры осуществления внутреннего контроля качества аудита, которые должны быть реализованы как в рамках всей деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора), так и в ходе проведения каждой аудиторской проверки, кроме того, могут быть применены при оказании сопутствующих аудиту услуг.
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» устанавливает необходимость оценки аудиторского риска и разработки аудиторских процедур для снижения данного риска до приемлемого низкого уровня.
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 9 «Связанные стороны» устанавливает единые требования в отношении выявления и изучения в процессе осуществления аудиторской деятельности хозяйственных операций с хозяйствующими субъектами, являющимися связанными сторонами аудируемого лица.
Аудитор
должен выполнять аудиторские
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 10 «События после отчетной даты» устанавливает, что аудитор должен выявить события, имевшие место до даты подписания аудиторского заключения, которые могут потребовать внесения корректировок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность или раскрытия в ней информации.
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» устанавливает требование по определению аудитором в ходе проверки способности аудируемого лица продолжать свою деятельность.