Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Жизнь абсолютного большинства людей сопряжена с многообразными потребностями, характеризуемыми учеными как состояние ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными. Не только специалисту, но и обычному человеку приходится размышлять об их «истинности», «ложности» и относительности.

Работа содержит 1 файл

эконом теория.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

2.Изменение  числа покупателей, т.е снижение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары и т.д.

3.Изменение  доходов потребителей. В отношении большинства товаров рост реальных доходов означает увеличение спроса и наоборот. В то же время при достижении определенного уровня доходов люди могут сокращать потребление некоторых товаров, заменяя их другими. Скажем проезды на городском транспорте заменяются поездками на собственном автомобиле. Таким образом, спрос на подобные заменяемые товары (товары низшей категории) изменяется в противоположном направлении: с ростом доходов он сокращается, с их уменьшением растет.

Кроме того, у  фактора доходов есть и еще  одна тонкость. Дело в том, что реальные доходы могут увеличиваться не только за счет роста денежных доходов. Они увеличиваются и тогда, когда снижается ценно какого-либо продукта. Такое увеличение реального дохода и спроса потребителей за счет снижения товарных цен называется эффектом дохода.

4.Степень удовлетворения потребностей населения в данном товаре : чем она выше, тем, очевидно, ниже спрос. В связи с этим ряд экономистов полагают, что потребление подчиняется так называемому закону убывающей предельной полезности. Полезность вещи- это ее способность удовлетворять ту или иную потребность людей. Предельная полезность- это удовлетворение, которое получает потребитель, покупая каждую новую единицу данного товара. Закон убывающей предельной полезности означает, что полезность каждой следующей единицы того или иного продукта уменьшается 

1.3. Варианты эластичности спроса. 

В практике могут  иметь место, по меньшей мере, пять различных вариантов ценовой  эластичности спроса:

1. спрос эластичный, когда при незначительных повышениях  цены объем продаж существенно  возрастает;

2. спрос имеет  единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение продаж товаров;

3. спрос неэластичен,  если при весьма существенных  снижениях цены объем продаж  изменяется неэластично;

4. спрос бесконечно  эластичен, когда имеет только  одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);

5. спрос совершенно  неэластичен, когда потребители  приобретают фиксированное количество  товаров, независимо от его  цены. 

Каждый вариант имеет свой коэффициент эластичности:

- коэффициент не эластичности спроса меньше единицы;

- при эластичном  спросе, когда 1% снижения цены  вызывает увеличение продаж более  чем на 1%, коэффициент эластичности  больше единицы;

- наконец, при  единичной эластичности коэффициент  равен единице. 

Например, если увеличение цены товара на 100% приводит к сокращению продаж на 50%, то эластичность спроса равна 50%, поделив которые на 100%, получаем коэффициент 0,5.

В строгом математическом смысле этот коэффициент со знаком «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении (обратная зависимость переменных). Но для простоты анализа коэффициентов эластичности рассматривается как положительная величина, тем более что реальную значимость эта величина приобретает в показателе объема выручки от продаж товаров, т.е. денежной торговой выручки.

Следовательно, когда процент снижения цены вызывает такое увеличение процента продаж, что общая торговая выручка (произведение цены на количество проданного товара) возрастает, то эластичность спроса приобретает практический смысл положительного коэффициента.

При единичной  эластичности, когда коэффициент  равен единице, снижение в точности компенсируется таким объемом продаж, который не меняет торговую выручку.

В случае неэластичного  спроса снижение цены вызывает настолько незначительное увеличение продаж товара, что общая торговая выручка снижается.

                             2. Закон предложения. 

Предложением  называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать  по определенной цене за определенный период.

Если спрос  является качественной характеристикой  потребления, то предложение—категория, с помощью которой можно ответить на вопрос: что же определяет количество любого товара, которое будет произведено  фирмами и предложено ими на продажу?

Закон предложения  гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости  от изменения цены. Рассмотрим эту  зависимость, покажем, какие факторы  на нее влияют.

Количество товара , которое производители хотели бы выпустить и продать называется количеством предложенного товара может отличаться от количества товара , реально проданного потребителям.

Изменения спроса на товары вызывает адекватную реакцию  со стороны рыночного предложения  этих товаров.

Предложение какого-либо товара или услуги – это готовность производителей продать определенное количество этого товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Иначе, предложение -это  желание и способность продавцов  поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

Объем предложения  – то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного  периода времени.

Цена предложения  – минимальная цена, по которой  продавцы согласны продать определенное количество  товара или услуги.

Зависимость между  объемом и ценой предложения  выражается в законе предложения.

Закон предложения: чем выше цена товара, тем больше величина его предложения; чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения.

Закон предложения  показывает, что существует прямая зависимость между ценой и  объемом предложения. Тот факт, что  объем предлагаемых товаров увеличивается  с ростом цены на него, объясняется  стремлением производителей увеличить  свою прибыль. Чем выше цена, тем больше у них стимулов для производства и продажи своего товара.

Основным, ведущим  фактором в законе предложения выступает  цена. Для продавца цена - побудительный  мотив и стимул к тому, чтобы  производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены - сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

 По каждому  из великого множества товаров  цена свидетельствует о необходимости  либо сокращения его выпуска,  если спрос снизился, либо наращивания его производства, если спрос стабилен или повышается. От уровня цен предлагаемых товаров выручка, доход, прибыль. Чем они выше, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле предложение товаров на рынке – это сложный процесс, требующий соответствующего вознаграждения организации, собственно выпуска или, при необходимости, переориентации производства товаров в соответствии с потребностями. Рыночное предложение товаров имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены.

При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по переориентации ресурсов, изменению технологий, объемов выпуска и продажи товаров.

Согласно закону предложения - при прочих равных условиях, чем выше цена товаров, тем большее их количество может быть произведено и представлено к продаже на рынках. 

 Количество  и объем товаров изменяются  в соответствии с изменением  их цены, не смещая кривую предложения  товаров. Понятие «изменяющееся предложение товаров» подразумевает смещение кривой в ту или иную сторону. Смещение кривых , означающее изменение предложения товаров на рынках, происходит под воздействием следующих условий: 

- изменение цен  на факторы производства;  

- технический прогресс; 

- сезонные изменения; 

- налоги и  субсидии; 

- увеличение  спроса на другие товары; 

- цены на товары,  

- которые производятся  совместно с рассматриваемым  товаром; 

- ожидания производителей; 

- реклама, маркетинг 

Все перечисленные  факторы влияют на издержки производства данного товара, что оказывает решающее влияние на изменения в предложении этого товара на рынке. 
 
 
 

                2.1. Эластичность предложения 

Применимы ли понятия  «эластичность» и «коэффициент эластичности»  к предложению товаров? Да, применимы.

Понятие эластичности предложения товаров характеризует  относительные изменения цен  товаров и их количества, предлагаемого  к продаже. Интенсивность этих изменений  также различна, и на практике могут  иметь место следующие ситуации: 

- эластичного  предложения; 

- предложения  единичной эластичности; 

- неэластичного  предложения. 

Ценовая эластичности предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цены и вызываемое им то или иное процентное изменение объема предлагаемых к продаже товаров.

При единичной  эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения для продажи на рынке. В этом случае имеет место  равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

В случае эластичного  предложения, 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемых к продаже товаров, значительно  превышающее 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При эластичном предложении увеличение цены не оказывает  какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже  товаров. 

Теоретически  можно предусмотреть и другой крайний случай: бесконечное эластичное предложение, которое на графике имеет вид абсолютно горизонтальной линии. Бесконечно эластичное предложение – это увеличение  поставок  товаров на рынок при крайне незначительном увеличении цен на эти товары.

Показатели эластичности предложения подтверждают весьма важную закономерность: в течение длительного периода времени, когда спрос уже приспособился к возросшей цене, эластичность предложения способствует установлению так называемой нормальной цены равновесия (в отличие от цен мгновенного и краткосрочного равновесия). 
 
 
 
 
 

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

Спрос – это  количество товара, которое покупатели готовы приобрести по различным альтернативным ценам.

Закон спроса: между  ценой и количеством товара существует обратная зависимость. Это означает, что чем выше цена товара, тем меньший спрос на него предъявляет потребитель.

Предложение –  это количество товара, которое продавцы предлагают по различным альтернативным ценам.

Закон предложения: между ценой и количеством  продаваемого товара существует прямая зависимость, т. е. чем выше цена блага, тем выше, соответственно, его предложение. Это связано с тем, что для производителя важно получение высокой экономической прибыли, поэтому он всегда старается продать товар по наибольшей цене.

На рынке товаров  и услуг спрос и предложение взаимодействуют друг с другом. Если интересы потребителей и продавцов совпадают, устанавливается цена равновесия. В этом случае количество товара, которое потребители намерены приобрести, соответствует количеству товара, в пределах которого производители готовы продолжать свою деятельность.

Существует несколько  ситуаций, отражающих взаимосвязь спроса и предложения на рынке благ:

1) при достаточно  высокой цене товара, установленной  производителем, и сравнительно  низкой желаемой цене потребителя  наблюдается лишь возможность продаж (покупатели вынуждены придержать свои расходы);

Информация о работе Спрос и предложение