Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Жизнь абсолютного большинства людей сопряжена с многообразными потребностями, характеризуемыми учеными как состояние ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными. Не только специалисту, но и обычному человеку приходится размышлять об их «истинности», «ложности» и относительности.

Работа содержит 1 файл

эконом теория.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

2) если потребительские  цены низки, а производительные, наоборот, завышены, в экономике  назревает кризис (отсутствует интерес  как покупателя, так и продавца, рыночная структура не имеет смысла, а экономические законы перестают действовать);

3) ситуация, когда  возможны лишь покупки, возникает  при отсутствии интереса производителя,  когда цены на рынке устанавливаются  по желанию потребителя;

4) при наличии  согласованности в интересах действующих субъектов рыночной системы возникает рыночное равновесие, экономическая ситуация в стране стабильна. Заметим, что первая и третья ситуации встречаются на практике довольно редко, вторая ситуация не приемлема для страны с высоким уровнем рыночного развития. Поэтому единственным условием экономического благо-со-стояния является равновесие в интересах прав потребителей и производителей.

Следует заметить, что если предложение на рынке  товаров и услуг намного превышает  спрос, то в экономике страны возникает кризис перепроизводства. Примером может служить неограниченный уровень эмиссии денежной массы. Этот процесс неизбежно ведет к инфляции и экономическому спаду. Если же рыночный спрос превышает рыночное предложение, то это ведет к массовому дефициту товаров и услуг.  

3. Рыночное равновесие  цен спроса и  предложения 

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют сопоставлению цен спроса и цен  предложения, что приводит к равенству  объемов спроса предложения. Рано или поздно потребители и продавцы в условиях рыночной экономики «договариваются» об определенной цене продажи-покупки. И устанавливается удовлетворяющая обе стороны - рыночная или равновесная цена. До следующего изменения условий, влияющих на спрос или предложение, или на оба явления вместе.

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения  может значительно превышать  цену спроса, а объем предложения  не соответствовать объему спроса:

                                  

В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям не выгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.

    Согласие  продавцов и покупателей на  рынке о покупке-продаже определенного  количества     товара за  определенную цену будет определять  равновесие на рынке. Однако  может быть никогда не достигнуто, если цена предложения существенно превышает возможные цены спроса, или объем спроса существенно ниже объема производства.

Рыночным процессом  ценообразования управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций и специфических особенностей как спроса, так и предложения. 

Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения. 

Различают частичное  и общее равновесие.

Частичное равновесие – равновесие  на отдельно взятом рынке товаров и услуг факторов производства.

Общим экономическим  равновесием называется такое состояние  национальной экономики, при котором  на всех рынках одновременно обеспечивается равенство спроса и предложения, и ни один из этих экономических агентов не заинтересован в изменении объема своих закупок и продаж.

Понятие общего равновесия разработано Вальрасом. В его трактовке, это состояние, при котором эффективное предложения  и эффективный спрос уравнивается на рынке услуг.  

Равновесие всей экономической системы в целом  называется экономическим равновесием  и проявляется в виде пропорциональности: 

- между производством  продукции и его потреблением; 

- между вовлеченным  в оборот ресурсами и их  использованием; 

- между предложением товара и их спросом; 

- между материально-вещественными  и финансовыми потоками. 

Согласованность данных пропорциональностей общественного  производства приводит к сбалансированному  развитию экономической системы  в целом. Однако каждая производственная единица обладает известной автономностью, поэтому пропорциональность в национальном хозяйстве прокладывает себе дорогу как тенденцию и предполагает отклонение от равновесия, которое по-разному тактируется в разных экономических школах. 

Новейшие исследования в области равновесия позволяют сделать ряд существенных дополнений к работам Вальраса. Экономическая теория имеет дело не со стабильным равновесием, а с постоянным его нарушением, что образно названо «равновесие – неравновесие». Из этого следует 3 существенных вывода: 

1.            Равновесие следует рассматривать  как абстрактный модельный идеал.  Его никогда не было и не  может быть, но с него нужно  всегда начинать исследование. 

2.            Равновесие – динамическое, оптимальное  неравновесие, т. е. оно представляет собой отклонение цен от стоимости, результатов от затрат. 

3.            Равновесие как неравновесие  играет разрушительную роль, понуждая  экономических агентов действовать  как вопреки их глубинным интересам,  так и интересам общества в  целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В своей курсовой работе я постаралась раскрыть понятия  спроса, предложения, равновесие спроса и предложения, равновесной цены, , а также показала какое влияние  тех или иных факторов оказывает  на спрос и предложение при рыночной экономике. Действительно, любому акту купли-продажи предшествуют два феномена – «спрос» и «предложение», величины которых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сделок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (дохода потребителей) и величину предложения (прибыль производителей). В данной работе я также выделила функции и проблемы отечественного рынка. 

Итак, в результате взаимодействия рыночного спроса с рыночным предложением устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж на данном рынке. Только рыночная цена приводит к тому, что на рынке нет ни излишка продукта, ни его нехватки. Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить большее количество продукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное предложение, превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровня равновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта. На рынке возникает неудовлетворенный спрос, превышающий предложение. А он в свою очередь ведет к повышению цен, которое будет продолжаться, пока спрос не станет равным предложению. 

Цены будут  расти или падать, пока продавцам  и покупателям не удастся прояснить  ситуацию на рынке, т.е. достичь уровня цены, при котором объемы спроса и предложения на продукт точно совпадают. При осуществлении сделок по равновесной цене сумма излишков потребителей и производителей достигает максимума. Установившееся рыночное равновесие нарушается при изменении спроса или предложения, и начинается процесс приспособления к новому равновесию. В зависимости от того, что быстрее реагирует на диспропорцию между объемом спроса и объемом предложения – цена или количество, – различают механизм приспособления по Вальрасу и по Маршаллу.  

 Рыночное  равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д.  

В конкурентной системе равенство спроса и предложения  приводит к равновесию на всех рынках. И все же равновесная цена может  изменяться (точка равновесия смещается  в ту или иную сторону). Некоторые  воздействия на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов спроса и предложения. К числу последних воздействий относится, например, налогообложение. Через систему налогообложения и дотаций государство воздействует на процесс рыночного ценообразования и значение равновесной цены. Введение акциза повышает цену равновесия и уменьшает равновесное количество, а установление дотации на единицу проданной продукции снижает равновесную цену и увеличивает равновесный объем продаж. Однако в том и другом случае возникают чистые потери общества, так как при введении налога сокращение суммарного излишка потребителей и производителей превышает сумму налоговых поступлений, а при введении дотаций сумма последних превышает приращение суммарных излишков участников рыночных сделок. 
 

Итак, функции  свободного рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем  общества, в которых  рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны, фундаментальные научные исследования и т.д.), но и следить за работой рыночного механизма. 

Государство при  чрезмерном вторжении в экономику  может деформировать действие рыночного  механизма и лишить производство стимулов к совершенствованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

    Автономов В. С. Введение в экономику. – М., 2002. 

    Курс экономики. / Под ред. Райзберга Б. А. – М. 2000. 

    Мамедов О. Современная  экономика. Общедоступный курс. –  Ростов-на-Дону, 1996. 

    Рябикина А. А., Быкова Т. В. Основы микроэкономики. Спрос и предложение.– СПб,1997. 

     Экономическая теория. / Под ред. Николаевой И. П. – М., 2000. 

    Шишкин А. Экономическая  теория, учебник для студентов 

Информация о работе Спрос и предложение