Спорт как объект спонсорской деятельности на примере видов спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 11:33, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Функционирование и дальнейшее развитие профессиональных спортивных организаций в условиях современных социально-экономических преобразований предполагает постоянный поиск дополнительных источников финансирования, инновационных инструментов ведения конкурентной борьбы, осуществления рыночной коммуникации и т.д. Одним из таких комплексных средств является PR-деятельность, которая включает большое количество направлений, одним из которых является поиск и работа со спонсорам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Спонсорство в спорте, как элемент PR...........................................7
1.1 Спортивное спонсорство, как ведущая отрасль спонсорства………….....7
1.2 Цели и задачи спонсорства в сфере спорта……………………………….16
1.3 Анализ развития спонсорства в сфере спорта в РФ………………………20
1.4 Спонсорство Олимпийских игр. Программа ТОР (The Olympic Partners) взаимовыгодное сотрудничество между брендами и МОК……………..28
1.5 Выгодное вложение средств в спортивные мероприятия, как способ повышения продаж и создания благоприятного имиджа на примере мировых брендов (Coca-Cola, Samsung, Visa)……………………………30
Глава II. Роль PR в развитии маркетинга в спорте……………………...38
2.1 Спортивный маркетинг. Роль PR в развитии маркетинга в спорте…….38
2.2 Спонсорская деятельность коммерческих компаний в профессиональном спорте…………………………………………………………………………...41
2.3 Телевидение и СМИ……………………………………………………….45
Глава III. Специфика взаимодействия со спонсорами в игровых видах спорта по средствам PR-технологий………………………………………49
3.1. Анализ текущего состояния спонсорства в игровых видах спорта(футбол, хоккей, баскетбол)…………………………………………………………….49
3.2 Моделирование обобщенной программы по использованию
маркетинговых и PR-технологий для привлечения спонсоров в игровые виды спорта(футбол, хоккей, баскетбол)…………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...67
Список литературы………………………………………………………….71

Работа содержит 1 файл

Спорт как объект спонсорской деятельности на примере видов спорта.doc

— 376.50 Кб (Скачать)

Как элемент рыночных отношений спонсорство спорта по сравнению с другими сферами жизнедеятельности общества осуществляется в зарубежных странах относительно недавно, с середины XIX века. В различных странах мира - США, Великобритании, Германии, Франции, Японии и др. - накоплен значительный практический опыт спортивного спонсорства, получивший свою научную интерпретацию.

По имеющимся в нашем распоряжении данным, спонсорство спорта в России едва ли перешагнуло свой четвертьвековой рубеж. Интерес отечественных специалистов к теоретическим и практическим проблемам развития спортивного спонсорства в России начал проявляться только в самые последние годы.

В специальной литературе используется значительное количество понятий, близких на первый взгляд по смыслу, но, по существу, заметно отличающихся от спонсорства, а именно: поддержка, помощь, содействие, благотворительность, патронаж, покровительство, пожертвование, меценатство и др. Результаты теоретического анализа свидетельствуют, что специалисты различных стран мира по-разному трактуют феномен спонсорства спорта, высказывая при этом некоторую неудовлетворенность содержанием формулируемых ими определений (Waite N., 1988). Поэтому одной из важнейших первоочередных исследовательских задач является уточнение понятия "спонсорство" в области спорта.

Закон Российской Федерации («О рекламе»95 г.) трактует спонсорство как "... осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу... Спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого". Примечательно, что один из авторов цитированного выше закона, А. Самохвалов, считает, что редакцию определения нельзя признать удачной.

Детальный анализ дефиниций понятия "спонсорство" в интерпретации ученых различных стран мира, в том числе и отечественных специалистов, дал возможность установить, что спонсорство спорта это:

- один из возможных видов поддержки различных сфер общественной жизни, в том числе спорта;

- вид материальной поддержки спорта, а также других сфер общественной жизни, которая может осуществляться в различных формах;

- такой вид материальной поддержки сфер общественной жизни, включая сферу спорта, который в обязательном порядке предусматривает встречную услугу, что отличает его от патронажа, благотворительности, покровительства и меценатства;

- деятельность, как правило, юридических, а не физических лиц;

- деятельность, которая ставит спонсируемого в определенную зависимость от требований спонсора;

- неотъемлемая составная часть маркетинговой стратегии организаций, имеющих, как правило, достаточно высокий уровень развития;

- деятельность инновационная по своей сущности;

- такая деятельность, которая должна иметь более существенные экономические преференции со стороны государства и т.д.

Таблица 1. Основные российские субъекты спортивного спонсорства (количество выявленных организаций; % к общему количеству спонсоров)

Основные субъекты спонсорства спорта

Периоды мониторинка

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Фирмы, компании, концерны различного профиля

39 (47,0%)

32 (29,1%)

45 (37,2%)

39 (52,7%)

Промышленные предприятия различного профиля

14 (16,9%)

59 (53,6%)

26 (29,5%)

21 (28,4%)

Банки, финансовые и трестовые компании

6 (7,2%)

9 (8,2%)

12 (9,9%)

4 (5,4%)

Страховые общества

5 (6,0%)

3 (2,7%)

3 (2,5%)

-

Спортивные организации

13 (15,7%)

3 (2,7%)

25 (20,7%)

6 (8,1%)

Средства массовой информации

1 (1,2%)

2 (1,8%)

1 (0,8%)

3 (4,1%)

Фонды

4 (4,8%)

1 (0,9%)

8 (6,6%)

1 (1,4%)

Сельскохозяйственные предприятия

1 (1,2%)

1 (0,9%)

1 (0,8%)

-

С учетом выявленных специфических особенностей и сформулированных в специальной литературе методологических требований к выработке научных определений нами предлагается следующая развернутая дефиниция понятия "спонсорство" в сфере спорта:

Спонсорская деятельность в сфере спорта - это взаимодействие спонсора и спонсируемого с возможным участием различных посредников, в процессе которого спортивные организации и устроители мероприятий, спортсмены и специалисты получают разнообразную материальную поддержку (финансовые средства, товары, услуги и т.п.) в ответ на их участие в реализации маркетинговых функций (выпуск, продвижение, сбыт продукции и т.п.) изготовителей средств производства и потребления, а также фирм сферы обслуживания. Взаимодействие субъекта спонсорской деятельности является результатом осознания социальной ответственности, как правило законодательно стимулируемым и нормативно закрепляемым, и имеет такие характеристики, как целенаправленность, взаимовыгодность, долгосрочность и инновационность.

1.3. Анализ развития спонсорства в сфере спорта в РФ

Изучение проблем спонсорства российского спорта только начинается, в связи с чем на данном этапе наиболее доступным и целесообразным, с точки зрения общего исследовательского принципа, представляется подход описательно-ориентировочного типа. Реализация такого подхода возможна с использованием различных теоретических и эмпирических методов, одним из которых является качественно-количественный анализ документов, или контент-анализ. Этот метод довольно редко используется в практике исследований в области спорта, хотя при правильном применении дает научно обоснованные, объективные результаты.

Сущностью контент-анализа как исследовательского метода является перевод в количественные показатели массовой информации с ее последующей статистической обработкой и анализом. Контент-анализ основывается на принципе частотности, повторяемости различных смысловых элементов в определенного рода документах, в том числе в публикациях периодической печати. Поскольку метод сочетает в себе качественную и количественную характеристики, объем текстовой информации должен быть значительным.

Таблица 2. Основные объекты спонсорства в сфере спорта (количество упоминаний; % к общему количеству)

Основные объекты спонсорства

Периоды мониторинга

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Спортивные соревнования

31 (50,0%)

46 (38,7%)

39 (41,9%)

23 (30,0%)

Спортивные команды

10 (16,1%)

21 (17,6%)

22 (23,7%)

11 (14,3%)

Спортивные клубы

11 (17,7%)

18 (15,1%)

4

(4,3%)

15 (19,5%)

Спортсмены

3

(4,8%)

3

(2,5%)

12 (12,9%)

11 (14,3%)

НОК

2 (3,2%)

3 (2,5%)

-

2 (2,6%)

Федерации по видам спорта

1 (1,6%)

3 (2,5%)

4 (4,3%)

7 (9,1%)

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, праздники

3 (4,8%)

4 (3,4%)

8 (8,6%)

1 (1,3%)

Спортивные школы

1 (1,6%)

-

-

1 (1,3%)

Города-претенденты на проведение Олимпийских игр

-

1 (0,8%)

1 (1,1%)

4 (5,2%)

Организационно метод контент-анализа наиболее целесообразно применять в форме социального мониторинга, что обеспечивает постоянное получение информации о состоянии и развитии спонсорства спорта. Технология социального мониторинга сходна с так называемыми "панельными" исследованиями и по сути своей представляет повторные, систематически проводимые замеры, что позволяет накапливать и анализировать информацию в динамике. Специфической отличительной чертой социального мониторинга является сравнение получаемых данных с некими базовыми нормативными показателями. В качестве таковых в моем исследовании выступали:

- наличие/отсутствие в материалах периодической печати терминов "спонсорство", "меценатство", "благотворительность" и др.;

- использование/неиспользование потенциально возможного спектра форм предоставления информации о спортивном спонсорстве (краткие информации, статьи, интервью и т.п.);

- наличие/отсутствие знака информации о спонсорстве спорта;

- наличие/отсутствие сведений о конкретных субъектах и объектах спонсорства в спорте;

- наличие/отсутствие сведений о посредниках спортивного спонсорства;

- наличие/отсутствие информации о количестве спонсируемых видов спорта, о наиболее привлекательных для спонсоров видов спорта и т.п.;

- наличие/отсутствие на страницах периодической печати спонсорской рекламы организаций, продукция которых не только несовместима со спортом, но и просто противозаконна и др.

В качестве изучаемых документов выступали материалы газеты "Советский спорт" за январь-март 1993-1996 годов. Результаты контент-анализа, проведенного в форме мониторинга, позволяют охарактеризовать основные черты и особенности развития спонсорства российского спорта.

В России применяются различные формы поддержки спорта - спонсорство, меценатство, благотворительность и т.д., о чем свидетельствует использование в публикациях разнообразных терминов (колич. раз):

 

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

- "спонсорство"

-"меценатство",          "благотворительность"

83

11

145

13

111

9

97

2

Материалы о спортивном спонсорстве публикуются в различных формах - в виде кратких заметок (информаций), статей, интервью, спонсорской рекламы и т.д. В разные периоды времени приоритетом пользуются различные формы предоставления информации (см. табл. 3). Все чаще приоритет отдается такой форме публикаций, как статья, что свидетельствует, на наш взгляд, о более серьезном внимании, уделяемом проблемам спонсорства в ходе проведения социально-экономических реформ в российском спорте.

Таблица 3. Виды спорта - комплексные объекты спонсорской поддержки (количество упоминаний)

Виды спорта

Периоды мониторинга

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

АВТОМОТОСПОРТ

1

2

5

3

Альпинизм

-

-

-

1

Армрестлинг

-

1

-

1

БАСКЕТБОЛ

2

2

5

2

Бейсбол

-

1

-

-

Биатлон

1

1

2

3

Бобслей

-

1

-

-

Бодибилдинг

3

1

2

1

БОКС И КИКБОКСИНГ

7

10

5

1

Борьба вольная

2

1

2

3

Борьба греко-римская

-

2

-

1

Велоспорт

-

1

1

2

Виндсерфинг

-

-

1

-

Водное поло

1

1

-

-

Волейбол

3

2

-

-

Гандбол

-

2

-

1

Гимнастика спортивная

-

2

-

1

Гимнастика художественная

-

1

-

-

Горнолыжный спорт

-

1

2

1

Городошный спорт

-

1

-

-

Гребля

-

-

1

-

Дартс

1

2

-

-

Дзюдо

2

-

1

-

Карате

3

1

2

-

Конькобежный спорт

-

7

2

1

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

3

2

7

5

ЛЫЖНЫЙ СПОРТ

7

5

6

1

Парусный спорт

-

-

-

1

Плавание

-

-

1

1

Прыжки в воду

-

3

1

-

Прыжки на батуте

-

1

-

-

Прыжки на лыжах с трамплина

1

-

-

-

Регби

2

1

-

-

Самбо

1

2

-

-

Санный спорт

-

-

-

1

Спортивные танцы

-

-

1

-

ТЕННИС

1

4

6

6

Триатлон

1

-

-

-

Тяжела атлетика

-

1

-

-

Фехтование

1

-

1

1

Фигурное катание

-

2

2

1

Фристайл

-

-

-

1

ФУТБОЛ

10

11

16

10

ХОККЕЙ С ШАЙБОЙ

6

7

10

12

Хоккей с мячом

-

1

2

1

Шахматы

-

1

1

5

Шорт-трек

-

1

-

-

Итого

21

35

25

27

Информация о работе Спорт как объект спонсорской деятельности на примере видов спорта