Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:13, курсовая работа
Цель данного исследования является изучение и анализ современного состояния финансового рынка Казахстана, определение значимости его для экономики государства и выявление основных проблем и перспектив развития.
Для достижения цели дипломной работы были решены следующие задачи:
- рассмотрение структуры и функций финансового рынка;
выявление основных направлений совершенствования финансового сектора докризисный период;
выявление основных направлений совершенствования развития финансового рынка на современном этапе;
выявление основных проблем финансового сектора Казахстана и определение путей их решения;
рассмотрение новых видов финансовых инструментов на финансовом рынке; финансовый рынок казахстан экономический кризис
- стабилизация финансового рынка в условиях экономического кризиса.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО СТРУКТУРА
1.1 Экономическая сущность и функции финансового рынка
1.2 Структура финансовых рынков
1.3 Особенности финансового рынка Казахстана
. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА КАЗАХСТАНА
2.1 Оценка финансовых операций отдельных сегментов финансового рынка и пути их решения
.2 Обращение новых видов финансовых инструментов
2.3 Основные направления совершенствования финансового сектора в докризисный период
. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
3.1 Состояние финансового рынка Казахстана в предкризисный период
3.2 Стабилизация финансового рынка в условиях экономического кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Системные риски имеют макроэкономическую природу, т.е. уровень системных рисков во многом определяется макроэкономическими факторами.
Уровень системного риска
не может определяться управленческой
политикой отдельных
Субъектом управления системными рисками является государство и его специализированные структуры (в Казахстане это НБ РК, АФН, Министерство финансовой др.), поэтому уровень системного риска в экономике в значительной мере определяется государственной экономической и финансовой политикой.
По нашему мнению, факторы, влияющие на уровень системного риска в стране, можно условно разделить на следующие три основных группы:
факторы внешнеэкономической конъюнктуры (цены на экспортируемые и импортируемые ресурсы, ставки по займам, страновой рейтинг и прочее);
бизнес-культура в стране (так называемая "культура принятия рисков", профессионализм менеджмента и система рекрутирования управленческой элиты в крупных компаниях, а также подверженность этих компаний конфликту интересов собственников и наемных менеджеров высшего звена);
факторы государственного регулирования
экономики (государственная
Понятно, что системные
риски не являются однородным явлением,
и их разновидности зависят от
конкретной системы, которой они
присущи. Попытаемся классифицировать
системные риски экономики
По секторальному критерию мы можем разделить системные риски на риски реального сектора и риски финансового сектора. К рискам реального сектора следует отнести, в первую очередь, отраслевые риски, а также рыночные риски, связанные с волатильностью на основные статьи экспорта и импорта. Эти два больших класса системных рисков взаимосвязаны через экономическую конъюнктуру: в случае ухудшения последней снижаются качество кредитного рынка и платежеспособность заемщиков, уменьшается количество транзакций и, как следствие, доходы банков, увеличивается плата за риск при привлечении ссудного капитала, ухудшаются показатели фондового рынка. Следует отметить также инфляционный риск - вероятность снижения реального дохода вследствие увеличения уровня инфляции. Природа этого типа риска имеет смешанный характер: область его зарождения находится как в реальном, так и в финансовом секторах.
И, наконец, мы подходим к тому классу системных рисков, который имеет непосредственное отношение к предмету данной работы - системным рискам финансового сектора. В упрощенном виде их классификация и место среди системных рисков экономики Казахстана представлены на рисунке 1.
Стоит отметить, что в
рамках данной работы мы несколько
отошли от традиционной классификации
рисков, которая опирается
Риски фондирования в сложившейся в республике ситуации имеют преимущественно внешний по отношению к экономике характер, так как банки в значительной степени финансируются путем привлечения заемных средств из зарубежных источников. Здесь особо следует выделить процентный и валютный типы рисков, которые могут реализоваться при выплате займов.
Смешанный характер имеет риск ликвидности, так как он возникает при дефиците ликвидных средств у финансовых институтов вследствие несоответствия сумм выплат за период по обязательствам организаций суммам выплат по обязательствам перед ними. Можно утверждать, что риск ликвидности является одним из ключевых в обозначенной структуре системных финансовых рисков, так как любые другие риски так или иначе влияют на уровень ликвидности банков. Наглядным доказательством этому послужила ситуация в казахстанской банковской системе, когда повышение ставок на международном рынке капитала вследствие ипотечного кризиса в США (реализация процентного риска) привело к проблемам с ликвидностью у казахстанских банков и, как следствие, сомнениям в их платежеспособности.
Некоторые исследователи при рассмотрении банковских рисков вводят понятие так называемого комплексного риска, который представляет из себя комбинацию риска ликвидности, кредитного риска, процентного риска, валютного риска и рыночного риска.3 С нашей позиции, использование подобного подхода оправдано и при анализе системных рисков институтов финансового посредничества. В частности, уровень комплексного риска можно оценить с помощью расширенного гэп-анализа, который проводится как один из элементов комплексного стресс-тестирования. При использовании этого подхода в ходе проведения стресс-тестирования гэпы последовательно корректируются на величину возможных потерь от реализации кредитного, процентного, валютного и рыночного риска (рис. 3).
Предлагаемая нами методика предполагает гэп-анализ послойного агрегированного баланса банковской системы (анализ рисков ликвидности) с последующим корректированием с учетом других видов рисков. В качестве исходных данных предполагается использовать агрегированный баланс банковской системы в послойном представлении (в виде лестницы сроков). Предполагается, что используемый в исследовании баланс будет разбит следующим образом:
По срокам до погашения. Оптимальным нам представляется выделение групп активов и пассивов сроком до погашения 1 мес, 2 мес, 3 мес, 6 мес, 9 мес, 1 год и далее с интервалом б мес. до пятилетнего срока, а также активы и пассивы сроком до погашения свыше пяти лет.
По валютам. Предполагается
выделение активов и
По контрпартнерам в разбивке:
а) на юридические и физические лица, разделяемые в свою очередь на две группы по профилю деятельности: финансовые или нефинансовые;
б) на резидентов и нерезидентов (в отношении юридических лиц).
Впрочем, разбивка по контрпартнерам может приобрести другой вид в зависимости от поставленных целей.
Для подготовки возможных сценариев стресс-тестирования используются методы фундаментального анализа и математическое моделирование. Вероятные потери банков в случае реализации разработанных сценариев предполагается определять по алгоритму, представленному на рисунке 3, в ходе последовательной коррекции на сценарные показатели.
Основным отличием предложенной методики от методики стресс-тестирования, применяемой в настоящее время АФН, является возможность оценки прямых убытков банков вследствие реализации рисков. АФН при проведении стресс-тестирования, напротив, проводит анализ исключительно поведения пруденциальных нормативов в зависимости от реализации того или иного сценария. В ряде случаев это не позволяет выявить потери банковской системы в случае реализации рисков. Кроме того, явным преимуществом данной методики является возможность определения сроков потенциальных кризисов, что даст возможность государственным структурам более эффективно предупреждать, кризисы на стадии зарождения.
Определяя роль центрального банка в функционировании финансовой системы, исследователь Тони Лэттер считает, что центральные банки могут быть заинтересованы в структурном развитии банковского сектора по четырем направлениям:
Центральный банк занимается
стабильностью финансового
Центральный банк обычно заботится
об эффективности финансового
Возможность банков создавать
денежные и кредитные ресурсы
в ходе своей нормальной деятельности
обусловливает интерес
Одной из задач регулирующих органов является защита депонентов от потерь; в этой связи важным представляются полномочия не допускать несанкционированного привлечения депозитов.
При этом, раскрывая последний пункт, исследователь считает, что усилия, направленные на защиту потребителей, считаются оправданными: а) потому что отношения между банкиром и депонентом основаны на доверии (деньги депонируются без какого-либо обмена стоимостью или залога), и б) потому что существует асимметрия информации (средний депонент не может надеяться на то, что сможет точно оценить платежеспособность банка).
Таким образом, НБ РК и АФН
имеют абсолютное моральное право
вмешательства в деятельность финансового
сектора в случае, если сложившаяся
ситуация угрожает финансовой стабильности,
благополучию граждан Казахстана. Далеко
не все в финансовой системе Казахстана
является в настоящее время
В плане гармонизации финансовых
отношений в настоящее время,
на взгляд автора, основными проблемами
являются проблема внешнего долга банковского
сектора и связанный с ним
риск ликвидности банковского