Современное состояние финансового рынка в Республике Казахстан и пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования является изучение и анализ современного состояния финансового рынка Казахстана, определение значимости его для экономики государства и выявление основных проблем и перспектив развития.
Для достижения цели дипломной работы были решены следующие задачи:
- рассмотрение структуры и функций финансового рынка;
выявление основных направлений совершенствования финансового сектора докризисный период;
выявление основных направлений совершенствования развития финансового рынка на современном этапе;
выявление основных проблем финансового сектора Казахстана и определение путей их решения;
рассмотрение новых видов финансовых инструментов на финансовом рынке; финансовый рынок казахстан экономический кризис
- стабилизация финансового рынка в условиях экономического кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО СТРУКТУРА
1.1 Экономическая сущность и функции финансового рынка
1.2 Структура финансовых рынков
1.3 Особенности финансового рынка Казахстана
. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА КАЗАХСТАНА
2.1 Оценка финансовых операций отдельных сегментов финансового рынка и пути их решения
.2 Обращение новых видов финансовых инструментов
2.3 Основные направления совершенствования финансового сектора в докризисный период
. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
3.1 Состояние финансового рынка Казахстана в предкризисный период
3.2 Стабилизация финансового рынка в условиях экономического кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

фин рынок.docx

— 789.55 Кб (Скачать)

Одной из основных задач  казахстанского рынка ценных бумаг  является расширение спектра предлагаемых финансовых инструментов в целях  увеличения возможностей для инвестирования. Приоритетными направлениями для  решения данного вопроса будут:

дальнейшее развитие рынка  государственных ценных бумаг, в  том числе рассмотрение возможности  осуществления правительственного заимствования на стабильном уровне для установления соответствующего ориентира на фондовом рынке, а также  построение реалистичной кривой доходности по всему спектру финансовых инструментов на внутреннем финансовом рынке республики;

совершенствование законодательства о выпуске и обращении ценных бумаг под государственные гарантии и поручительства государства в  части реализации механизмов использования  указанных поручительств и гарантий;

развитие механизмов государственно-частного партнёрства путём выпуска облигаций  с гарантией государства;

принятие эффективных  мер по развитию рынка производных  финансовых инструментов, планируется  дальнейшее совершенствование законодательства и устранение законодательных норм, препятствующих развитию рынка деривативов. Важным звеном создания активного рынка деривативов является формирование в Казахстане ликвидного рынка долгосрочных и краткосрочных государственных ценных бумаг.

С развитием рынка ценных бумаг всё большую значимость приобретает наличие развитой инфраструктуры. В связи с чем необходимо проводить работу по дальнейшему совершенствованию инфраструктуры рынка ценных бумаг. Особое внимание должно быть уделено совершенствованию технической инфраструктуры, в частности в связи с функционированием Регионального финансового центра города Алматы необходима организация специальной торговой площадкой финансового центра на торговой площадке фондовой биржи, функционирующей на территории города Алматы. В связи с чем необходимо проводить работу по адаптации торговой системы казахстанской фондовой бирже в соответствии со спецификой деятельности регионального финансового центра, а именно: обращение ценных бумаг иностранных эмитентов, а также допуск к торгам иностранных брокеров-дилеров потребует рассмотреть возможность заключения сделок в торговой системе с использованием клиринговых систем. В деятельности центрального депозитария также необходимо проводить работу по приведению его программного обеспечения в соответствии с возможностями торговой системы Казахстанской фондовой биржи.

Важным вопросом в развитии инфраструктуры рынка ценных бумаг  также будет являться создание единой базы учёта прав по ценным бумаги, а  также учёта перехода прав собственности  по ним, реализация которой благоприятно отразиться на снижении рисков, возникающих  в процессе регистрации прав на ценные бумаги, и способствовать повышению  уровня прозрачности структуры собственников  ценных бумаг, защита прав инвесторов.

В целях совершенствования  вопросов управления рисками на РЦБ  предполагается совершенствование  пруденциального регулирования деятельности профессиональных участников РЦБ в соответствии с международными стандартами пруденциального регулирования, ориентированными на надзор за риском и внедрение у них системы управления рисками. Основной целью системы управления рисками должно являться определение возможности принятия тех или иных рисков и установлении подходов для их измерения и управления.

Ещё одним направлением в  развитии фондового рынка является развитие производных ценных бумаг. Как показывает международный опыт, уровень развития финансового сектора  адекватен степени ликвидности  фондового рынка и развития рынка  производных финансовых инструментов. Построение реалистичной кривой доходности на ГЦБ должно стать основой развития рынка производных финансовых инструментов. Необходимо отметить, что на текущий  момент задача по определению понятия  производных финансовых инструментов, порядка их обращения и налогообложения, поставленная действующей Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан, не решена. Возможно, этот факт, а также отсутствие маркетмейкеров, готовых поддерживать большие объёмы сделок, во многом объясняют неразвитость рынка производных финансовых инструментов. Первым шагом по развитию рынка производных финансовых инструментов станет выступление Национального Банка в качестве основного маркетмейкера на межбанковском валютном рынке, что должно стимулировать других участников рынка и способствовать возникновению более сложных производных инструментов (опционов). Необходимыми мерами будут являться:

определение понятия производных  финансовых инструментов, порядка их обращения и налогообложения  путём внесения изменений и дополнений в законодательство Республики Казахстан (Гражданский кодекс, налоговый кодекс, Закон о рынке ценных бумаг);

построение кривой доходности по государственным ценным бумагам  до 1 года;

осуществление на межбанковском  валютном рынке котирования срочных контрактов сроком на 1 месяц с перспективой их котирования в дальнейшем по всей кривой доходности сроком до одного года.

Осуществление необходимых  мероприятий в обозначенных выше направлениях Концепции позволит значительно  повысить уровень развития отечественного финансового сектора и его  конкурентоспособность, что в свою очередь позитивно скажется на развитии экономики республики в целом. Основой  эффективного развития финансового  рынка является качественное государственное  регулирование, обеспечивающее функционирование финансовых организаций по разумным правилам в условиях экономического роста.

 

 

3. СОВРЕМЕННЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО  РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В  УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО  КРИЗИСА

 

.1 Состояние финансового  рынка Казахстана в предкризисный  период

 

Состояние казахстанской  экономики на вид ничуть не претерпело изменении. Вместе с тем влияние мирового финансового кризиса на Казахстан ощущают практически все субъекты бизнеса, не говоря уже о коммерческих банках и отечественных строительных компаниях. Надо отдать должное, государство сейчас дозированию занимается рефинансированием экономики, заменив на время функции банков, кредитующих казахстанские предприятия. О том, какие меры предпринимает правительство в стабилизации финансовой системы, рассказывает вице министр финансов РК Даулет Ергожин.

В мировой практике активацию  государства в прямом финансировании экономики за счет госрезервов принято считать как один из стабилизационных инструментов. Оказавшись на передней линии фронта, именуемой мировой финансовый кризис, казахстанские банки в условиях закрытия традиционных рынков капитала вынуждены были резко снизить свою кредитную деятельность, сконцентрироваться на обязательствах перед иностранными заемщиками. Банки, будучи лидерами роста, стали не просто слабым звеном в возникшей ситуации, а ключевым звеном, потеря которого приводит к стагнации большей части экономики.

Кто-то должен быть играть роль кредиторов. Альтернативные финансовые институты, ориентированные на внутренние источники инвестиции, едва начали развиваться. Однозначно, функции финансового  стимулятора отечественного производства должно было исполнять государство, и оно это сделало.

Нельзя было позволить  оставаться банкам один на один с их проблемами, которые, по сути, являются и общими проблемами. Поэтому оперативным  решением правительства было поддержать наши банки и в целом банковскую систему. - говорит Даулет Ергожин - Мы сделали порядка шести макросценариев развития экономики в зависимости от ситуации на внешнем и внутреннем рынках. По нашим расчетам вышло, что для обеспечения роста экономики как минимум на уровне 5-7% нужно об свою банковскую систему от кризисных явлений и новых потрясений. Поэтому решением этой проблемы Постановление Правительства, принятое в декабре -года "О плане первичных действий по обеспечению экономической стабильности в стране". В следствии с ним, было предусмотрено порядка S2 млрд., та часть которых была отдана ФУР "Казына" и часть - Казахстанской ипотечной компании и кредитов. - объясняет вице министр финансов.

Схема была простая: государством выделялись деньги госхолдингу "Казына", который в свою очередь размешал их на депозитах коммерческих банков. Финансирование? незавершенных строительных объектов также разделяют Строительные компании (около 5%). коммерческие банки (15%) и "Казына" через размещение средств на депозитах.

Сейчас правительство  пытается стимулировать розничное  кредитование. Механизм, возможно, будет  тот же. однако особенностью вливания государственных денег в Розницу станет фиксированная ставка вознаграждения кредита - в пределах 15%. что в нынешнем ситуации достаточно приемлемо.

В первом полугодии банки  уже выплатили $3,8 млрд. своих долгов. Осталось порядка $9 млрд. Понятно, что  главное давление на банки будет  осенью. Но по той информации, которую  мы получаем от финансовых регуляторов, необходимые денежные активы есть у  всех банков, и каких-либо стрессовых ситуаций мы не ожидаем, - считает Даулет Ергожин. - Будет наблюдаться дальнейшее ужесточение условий кредитов. Банки будут и дальше выдавать кредиты, просто их объем не будет таким, который был год назад.

То есть оценка ситуации в кредитной политике банков, по мнению вице-министра финансов, - это корреляция темпов роста, объема и условий кредитования.

Если у нас рост кредитов в экономике из года в год составлял 35-40%, то этого роста в этом году, однозначно, не будет. И это в какой-то мере тоже хорошо. Мы наблюдаем "сдувание пузыря", который благодаря обстоятельствам  не надулся до катастрофических размеров. Кризис произошел, когда перегрев экономики только начался. А если бы кризисная ситуация в мире случилась на несколько лет позже, то экономика Казахстана переживала бы ее намного сложнее. Не исключено, что тогда нам бы пришлось использовать средства Национального фонда, - говорит вице-министр финансов.

Итак, сегодня основной источник кредитных ресурсов - государство. При  этом такая форма вливания денег  в экономику подразумевает прямой возврат денег, не через какие-либо экономические и социальные эффекты, а возврат средств обратно  в государственную казну.

Увеличение расходов бюджета  этого года, безусловно, ориентировано  на текущую ситуацию необходимости  рефинансирования экономики. Мы увеличили  бюджет, кроме бюджетного дефицита, прогнозируемым поступлением от таможенных пошлин. Кроме этого, по поручению  Президента РК были сокращены все  программы, которые не носят инвестиционный характер и не несут прямую социальную нагрузку. Оставили только те программы, которые направлены на развитие дальнейшей экономики, -отмечает Даулет Ергожин.

Через бюджет государство  оказывает поддержку также малому и среднему бизнесу.

Средства выделены Фонду "Даму", который напрямую кредитует  субъектов малого предпринимательства. Согласен, есть вопросы по ставкам  кредитов, эта тема недавно обсуждалась, и вопрос снижения ставки необходимо решать. Будет оптимально, если удерживать ставку на уровне 14-17%, - считает чиновник из Минфина.

Между тем в первом квартале года правительству удалось сдержать инфляцию в пределах 2,5%, и это  на фоне мировой инфляции. С другой стороны, как и предполагали эксперты, снижение деловой активности, покупательского  спроса обусловят и снижение импорта. А если ЩШВЩ что в последнее  время ключевым фактором роста цен  был импорт инфляции, то сложившиеся  обстоятельства уменьшат инфляционное давление в стране.

Инфляцию в Казахстане сегодня спецуег рассматривать как следствие мировой инфляции. В Литве, к примеру, она составила 18%, в стабильной Германии - 8%, в Испании - уже 11%. Это мировая тенденция. И инфляция будет, - аргументирует свою позицию Даулет Ергожин. -Все это происходит на фоне ослабевания американского доллара. В Еврозоне инфляция еще держится на относи¬тельно низком уровне, поэтому следует очень серьезно относиться к усиливающимся дискуссиям в восточной Азии и в арабских странах о создании собственной единой валюты расчета.

По мнению вице-министра, внутренний монетарный фактор инфляции также имеет большое значение. Цена будет расти и дальше, если бы будем безалаберно относиться к вопросу качества инвестиций. Внутренние инвестиции будут порождать внутренний спрос. Если этот спрос не обеспечен достаточным предложением, то рынок реагирует ростом цен. Также одно дело, когда спрос стимулирует рост внутреннего производства, и другое - импорт, влияющий на платежный баланс страны. Соответственно, если в мире повышаются цены, то с импортом товаров в Казахстан приходит и импорт инфляции.

В целом, отмечает вице-министр финансов, правительство предприняло адекватные меры по стабилизации экономики страны, при этом действуя не методом затыкания дыр, а мерами перспективного характера. К ним, в частности, он отнес новую налоговую политику, которую осенью в виде законопроекта Правительство планирует внести в Парламент. Идеология этого документа: снижение налогового и административного бремени для малого бизнеса и перерабатывающего сектора, пересмотр в сторону увеличения налоговой политики правительства в отношении недропользования.

Улучшение ситуации в экономике  может произойти в середине следующего года, что будет характеризоваться  открытием для Казахстана мирового рынка капитала, восстановлением  станового рейтинга. В то же время "демпинговых" условий заимствования  вряд ли следует ожидать. Стоимости  заемных денег под 2-3% уже не будет, если будет 6% - это уже позитивно.

По официальным данным Агентства Республики Казахстан  по статистке инфляция в январе 2009 года составила 1,4% (в январе 2009 года -0,3%), что является максимальным уровнем  с января 2008 года. Цены на продовольственные  товары выросли на 1,1%, (на 0,2), на непродовольственные  товары - на 0,3% ( снижение на 0,4 %) и на платные услуги - на 2,8% (на 1,2%).

Информация о работе Современное состояние финансового рынка в Республике Казахстан и пути совершенствования