Современное состояние финансового рынка в Республике Казахстан и пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования является изучение и анализ современного состояния финансового рынка Казахстана, определение значимости его для экономики государства и выявление основных проблем и перспектив развития.
Для достижения цели дипломной работы были решены следующие задачи:
- рассмотрение структуры и функций финансового рынка;
выявление основных направлений совершенствования финансового сектора докризисный период;
выявление основных направлений совершенствования развития финансового рынка на современном этапе;
выявление основных проблем финансового сектора Казахстана и определение путей их решения;
рассмотрение новых видов финансовых инструментов на финансовом рынке; финансовый рынок казахстан экономический кризис
- стабилизация финансового рынка в условиях экономического кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ЕГО СТРУКТУРА
1.1 Экономическая сущность и функции финансового рынка
1.2 Структура финансовых рынков
1.3 Особенности финансового рынка Казахстана
. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА КАЗАХСТАНА
2.1 Оценка финансовых операций отдельных сегментов финансового рынка и пути их решения
.2 Обращение новых видов финансовых инструментов
2.3 Основные направления совершенствования финансового сектора в докризисный период
. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
3.1 Состояние финансового рынка Казахстана в предкризисный период
3.2 Стабилизация финансового рынка в условиях экономического кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

фин рынок.docx

— 789.55 Кб (Скачать)

На рынке продовольственных  товаров в прошедшем месяце в  наибольшей степени подорожали табачные изделия - на 4,7%, фрукты и овощи - на 2,9%, сахар - на 1,9%, молочные продукты и яйца - по 1,7%, масла и жиры - на 1,2%, мясо и мясопродукты - на 1,1%. Мука пшеничная стала дешевле на 2,5%.

В группе непродовольственных  товаров цены на медикаменты выросли 1,0%, на твердое топливо - 0,5% и на дизельное  топливо - на 0,3%. Бензин подешевел на 2,0%.

В структуре платных услуг  оплата за услуги жилищно-коммунальной сферы подорожала на 3,4%, в том  числе холодная вода - на 9,7%, электроэнергия - на 9,0%, канализация - на 5,8%. Услуги связи  стали дороже на 8,3%, в том числе  услуги телефонной и факсимильной связи - 11,1%, правовые услуги - на 6,0%.

Инфляция в январе была, в большей степени, обусловлена  удорожанием платных услуг населению. Так, по оценке Национального Банка, инфляция без учета роста тарифов  на платные услуги населению составила 0,7%. При этом без учета удорожания тарифов на холодное водоснабжение, электроэнергию, канализацию, услуги связи  инфляция в январе 2010 года оценивается  в 0,9%.

В январе 2010 года инфляция в  годовом выражении составила 7,3% (в декабре 2009 года - 6,2%). Продовольственные  товары стали дороже на 3,9% (3,0%), непродовольственные  товары - на 9,4% (8,6%), платные услуги - на 10,1% (8,4%).

По итогам января 2010 года инфляция в среднем за год составила 7,2 % (в декабре 2009 года - 7,3%).

В январе 2010 года курс к доллару  США изменялся в диапозоне 147,88-148,40 тенге за 1 доллар США. За январь 2010 года тенге укрепился на 0,2% и на конец месяца биржевой курс тенге составил 148,21 тенге за доллар США.

Объем биржевых операций на Казахстанской Фондовой Бирже с  учетом сделок на дополнительных торгах увеличился по сравнению с декабрем 2009 года на 14,1% и составил 2,6 млрд.долл. США.

В январе 2010 года состоялось 4 аукциона по размещению государственных  ценных бумаг Министерства Финансов. На них были размещены 12-месячные МЕККАМ (11,7 млрд. тенге), 4-годичные МЕОКАМ (12млрд. тенге), 6-летие МЕУКАМ (17,2 млрд. тенге), 13-летние МЕУЖКАМ (13млрд. тенге).

Эффективная доходность по размещенным ценным бумагам составила  по 12-месячным МЕККАМ 3,02%, по 4-годичные МЕОКАМ - 5,06%, по 6- летним МЕУКАМ -6,00%, по 13-летним МЕУЖКАМ -0,01% над уровнем  инфляции.

Объем ценных бумаг министерства финансов в обращении на конец  января 2010 года составил 1321,6 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с предыдущим месяцем на 2,6%.

Объем эмиссии нот Национального  банка за январь 2010 года по сравнению  с декабрем 2009 года увеличился на 43,3% и составил 240 млрд. тенге.

Доходность краткосрочных  нот понизилась с 2,23% в декабре 2009 года до 1,96% в январе 2010года.

Объем нот в обращении  на конец января 2010 года по сравнению  с декабрем 2009 года увеличился на 43,9% и составил 681 млрд.тенге.

В 2009 году общий объем  размещенных межбанковских депозитов  по сравнению с 2008 годом уменьшился на 52,3% и составил в эквиваленте 41,4 трлн.тенге.

Объем размещенных межбанковских  тенговых депозитов вырос на 97,5%, достигнув 16,7 трлн. Тенге (40,4% от общего объема размещенных депозитов в 2009 году). При этом средневзвешенная ставка вознаграждения по размещенным межбанковским тенговым депозитам в декабре 2009 года составила 0,64% (в декабре 2008 года -6,81%).

Объем привлеченных национальным Банком депозитов от банков второго  уровня в 2009 году вырос в 2,6 раза и  составил 16,2 трлн. тенге.

В 2009 году объем долларовых депозитов составил 113,0 млрд. долл. США, уменьшившись за год в 4,2 раза (39,6% от общего объема размещенных депозитов  в 2009 году). Средневзвешенная ставка вознаграждения по размещенным долларовым депозитам  в декабре 2009 года составила 0,31%, тогда  как в декабре 2008 года составляла 0,53%.

Объем размещенных депозитов  в евро по сравнению с 2008 годом  снизился в 2,9 раза и составил 40,5 млрд. евро (19,4% от общего объма размещенных депозитов в 2009 году). Средневзвешенная ставка вознаграждения по размещенным евро депозитам понизилась с 2,20% в декабре 2008 года до 0,28% в декабре 2009 года.

Объемы размещения в рублевые депозиты остаются незначительными - менее 1% от общего объема размещенных депозитов.

В целом доля межбанковских  депозитов в иностранной валюте продолжает оставаться высокой - 59,6% от общего объма размещенных депозитов, при этом основная часть депозитов в иностранной валюте (58,8%) размещена в банках-нерезидентах.

Общий объем депозитов  резидентов в банковской системе  за 2009 год вырос на 19,7%, составив 6473,0 млрд. тенге. Депозиты юридических лиц  увеличились на 16,3% до 4579,9 млрд. тенге, вклады физических лиц - на 28,5% до 1893,1 млрд. тенге.

За 2009 год объем депозитов  в иностранной валюте увеличился на 47,6% до 2828,3 млрд. тенге. Удельный вес  депозитов в тенге в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года снизился с 64,6 до 56,3%.

Вклады населения в  банках (с учетом нерезидентов) выросли  за 2009 год на 29,1% до 1936,3 млрд. тенге. В  структуре вкладов населения  депозиты в тенге снизились на 3,5%, составив 841,0 млрд. тенге, депозиты в иностранной - выросли на 74,4% до 1095,3 млрд. тенге. В результате, удельный вес тенговых депозитов понизился с 58,1% до 43,4%.

В декабре 2009 года средневзвешенная ставка вознаграждения по привлеченным тенговым срочным депозитам небанковских юридических лиц снизилась с 5,7% (декабрь 2008 года) до 4,5%, а по вкладам физических лиц - с 11,3% до 10,0%.

Указом президента Республики Казахстан №923 от 1 февраля 2010 года утверждена Концепция развития финансового  сектора Республики Казахстан (далее - Концепция ). Документ призван определить основные направления дальнейшего развития финансового сектора в посткризисный период. Ключевыми вопросами, рассматриваемыми в рамках Концепции, являются: использование института государственно-частного партнерства в качестве основного механизма финансирования развития экономики страны; применение принципа контрцикличности регулирования и надзор в период экономического роста будут ужесточаться, а в период спада - смягчаться. Также предполагается внедрение системы макропруденциального регулирования, в соответствии с которой будет усилена роль Национального Банка, как государственного органа, ответственного за обеспечение финансовой стабильности. Кроме того, предполагается пересмотреть законодательство, регулирующее отношения в финансовом секторе, исходя из уроков глобального финансового кризиса.

 

.2 Стабилизация финансового  рынка в условиях экономического  кризиса

 

Процессы глобализации мировой  экономики и интенсификация экономической  жизни в значительной мере изменили условия функционирования экономик отдельно взятых стран. Увеличивается  роль финансовых институтов в экономической  жизни общества, финансовый сектор становится ключевым звеном экономики. Понятно, что без развитых финансовых институтов невозможно адекватное развитие экономики страны, отсутствие эффективной  системы финансирования в экономике  вполне может привести к замедлению экономического роста или стагнации.

Однако ускоренное развитие финансовой сферы и "чрезмерное" насыщение экономики финансовыми  ресурсами без наличия адекватного  базиса в виде развитого реального  сектора экономики чревато увеличением  уровня системного риска в финансовой сфере, который, в случае своей реализации, может стать причиной кризиса. С  другой стороны, процессы международной  экономической интеграции и глобализации делают открытые экономики в высшей степени уязвимыми к возможности "заражения" кризисом извне: увеличивается  уровень так называемых внешних  макроэкономических рисков.

Подвергнувшись воздействию  финансового кризиса, экономика  государства может существенно  замедлить свой рост или даже испытать регресс. В связи с этим возрастает важность исследования системных рисков экономики и макроэкономических факторов, которые могут стать  причиной зарождения кризиса. Особенно важным в этом свете нам представляется исследование системных рисков финансового сектора, так как фактически все произошедшие в последнее время экономические кризисы имели значительную финансовую составляющую.

Будучи государством с  открытой экономикой, Казахстан в  полной мере может столкнуться со всеми угрозами "заражения" наравне  с другими странами. При этом перед  государственными органами встает задача готовности к вызовам реалий сегодняшнего дня. Не случайно в своем послании народу президент республики акцентирует  на этом свое внимание: "Надо усвоить  уроки, преподанные ипотечным кризисом в США, оказавшим серьезное влияние  на наши банки.

АФН должно более внимательно  отслеживать ситуацию в каждом банке  и в случае необходимости принимать  превентивные и действенные меры.

Государственная поддержка  не может быть односторонней, и банки  должны взять на себя свою часть  рисков. Если акционеры банков не желают или неспособны привлекать дополнительные ресурсы для своего развития, то государство должно быть готово предпринять необходимые меры.

При этом процесс регулятивного  вмешательства должен быть предельно  прозрачен и предсказуем для  всего банковского сектора".

В свете проблем с ликвидностью банковского сектора в августе-сентябре прошлого года, которые могли бы привести к финансовому кризису  общегосударственного масштаба в случае несвоевременного вмешательства НБ РК и АФН, перед государственными исполнительными и аналитическими структурами остро встала задача анализа системных рисков финансового  сектора и разработки мер по управлению ими. В частности, подобную задачу возлагает  на государственные органы президент  Казахстана: "Мы должны развивать управление системными рисками, как в частном, так и в государственном секторах. Правительство, АФН и Нацбанк должны выстроить гибкую и надежную систему управления рисками.

Предстоит также разработать  систему мер быстрого реагирования для непредвиденных ситуаций.

Степень доверия населения  и бизнеса, в том числе зарубежного, должна стать основным критерием  эффективности финансовых органов  страны".

Таким образом, особо актуальной для исследований ученых-экономистов  в Казахстане становится тематика системных  рисков и системы "общенационального  риск-менеджмента", т.е. разработка комплекса мер по снижению угроз возникновения финансовых кризисов в Казахстане.

Современные экономические  и финансовые концепции представляют достаточно большое количество подходов к определению системного риска  как явления объективной экономической  реальности. Сущность системных рисков определяется в различных кругах (ученые-экономисты, финансовые аналитики, служащие государственных структур и проч.) многообразно: целый ряд  определений носит абстрактный  характер, иные же более конкретны.

При написании данной работы автору встретилось четыре группы определений  понятия "системный риск", суть которых в обобщенном виде сводится к следующему:

. системный риск - это риск сбоев в информационных системах организаций;

. системный риск - это риск, связанный с тем, что невыполнение обязательств одного из участников платежной системы вызовет невыполнение своих обязательств другими участниками;

. системный риск - это риск фондового рынка, связанный с падением индексов и т.д., то есть этот риск имеет общеэкономический характер;

. системный риск, присущий финансовой системе в целом (т.е. риск, которому подвержены все элементы данной системы, в первую очередь, в силу структуры системы и специфики отношений в ней. Подобное определение системного риска тесно связывает его с кризисными явлениями в финансовом секторе. В рамках данной статьи мы склоняемся именно к этому типу определения системного риска.

Следует оговориться, что  одно и то же экономическое явление  зачастую может определяться различными терминами в разных источниках. Так, понятия "системные риски" и "макроэкономические риски" в значительной мере синонимичны  и отражают фактически идентичные по сути экономические явления. С другой стороны, очень близки термины "системные риски" и "страновые риски": в обоих случаях подразумеваются риски, связанные с функционированием экономики отдельного государства. Однако страновой риск рассматривается потенциальными иностранными инвесторами с позиции вероятности убытков при вложении денежных средств на экономической территории определенного государства либо в ЦБ этого государства, а системные риски - это прерогатива в первую очередь государственных органов. Таким образом, понятия системных и страновых рисков отличаются преимущественно по критерию субъекта оценки риска и управления им.

Можно выделить следующие  основные характеристики, присущие системным  рискам:

. Системные риски - это  риски, присущие большинству элементов  данной системы. В случае их  реализации негативное воздействие  испытывают не только отдельные  институты, но и вся система  в целом. Любой индивидуальный риск экономического субъекта (финансового института) перерастает в системный, если ему подвержены большинство элементов (финансовых институтов) системы, либо ее ключевые элементы. Так, индивидуальный кредитный риск банка определяется качеством кредитного портфеля этого банка, а качество агрегированного кредитного портфеля большинства банков данной экономики определяет уже системный риск банковской системы. В то же время риски одного из ведущих банков (в Казахстане такими являются три-пять крупнейших банков) в случае реализации могут повлечь за собой кризис всей банковской системы вследствие реализации "эффекта домино", что придает им черты системных.

Информация о работе Современное состояние финансового рынка в Республике Казахстан и пути совершенствования