Совершенствования организации учета затрат на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование организации учета затрат на предприятии РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» и разработка предложений по ее совершенствованию.
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
1. Рассмотреть экономическую сущность затрат и их классификацию;
2. Изучить общую схему планирования и учета затрат;
3. Исследовать управление затратами на предприятии и методы их учета;
4. Провести анализ управления затратами на предприятии РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр»;
5. Разработать пути повышения эффективности организации учета и управления затратами в РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………...
6
1.1 Экономическая сущность затрат и их классификация……................... 6
1.2 Общая схема планирования и учета затрат……………………………. 12
1.3 Управление затратами на предприятии и методы их учета…………... 24
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр»……………………………………….

34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……… 34
2.2 Организация учета затрат на предприятии…………………………….. 39
2.3 Анализ управления затратами на предприятии………………………... 46
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………..
56
3.1 Совершенствование учета затрат на предприятии…………………….. 56
3.2 Пути повышения эффективности организации управления затратами……………………………………………………………………...
62
4 ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………. 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………... 88
……………

Работа содержит 1 файл

анализ хоз деятельности.doc

— 554.00 Кб (Скачать)

     1) расчет планируемой суммы экономии (удорожания) затрат по технико-экономическим  факторам, определение величин и  уровня затрат на производство  в плановом периоде на основе  планируемой суммы экономии (удорожания) затрат, расчет плановой себестоимости всей произведенной продукции;

     2) составление баланса распределения  продукции и услуг вспомогательных  цехов по потребителям;

     3) составление смет затрат и  калькулирования себестоимости  продукции и услуг вспомогательных производств;

     4) разработка смет расходов на  подготовку и освоение производства  новых видов продукции, новых  технологических процессов и  смет пусковых расходов;

     5) составление смет общепроизводственных  расходов по цехам основного  производства и суммирование их по предприятию в целом, а услуги вспомогательных цехов включаются в сводные сметы по плановой себе – стоимости;

     6) составление смет транспортно-заготовительных  расходов, общехозяйственных и коммерческих  расходов;

     7) калькулирование себестоимости единицы продукции по видам и расчет себестоимости всего производства продукции;

     8) составление сметы и свода  затрат на производство. [22, c. 189].

     При исчислении полной себестоимости всего  объема производства продукции следует  помнить что она исчисляется исходя из общей суммы затрат на производство и что она должна быть равна плановой себестоимости продукции в сводном расчете по технико-экономическим факторам. Кроме того, она должна быть равна себестоимости рассчитанной по плановым калькуляциям единицы отдельного вида продукции и их планируемого выпуска.

     Расчет  себестоимости продукции с учетом влияния технико-экономических факторов осуществляется при определении  перечня этих факторов, которые в  свою очередь определяются на основе постоянно действующих причин изменении себестоимости продукции.

       Группы технико-экономических факторов:

     1) повышение технического уровня  производства;

     2) совершенствование управления и  организации производства, совершенствование  труда;

     3) изменение объема и структуры продукции или структуры производства;

     4) изменение условий хозяйствования.

     Расчет  изменения себестоимости продукции  в плановом периоде за счет этих факторов производится в разрезе  элементов затрат. При составлении  сметы затрат на производство и реализацию продукции в ней отражаются затраты предприятия, обусловленные его производственно-хозяйственной деятельностью. Смета затрат составляется по экономическим элементам. Различают сводную смету затрат на производство и полную себестоимость продукции.

     В настоящее время предприятия самостоятельно выбирают плановые периоды, методы и формы планирования затрат.

     Планирование  и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и статьям  калькулирования.

Таблица 1.2 – Деление затрат по статьям калькуляции и элементам затрат

Статьи  калькуляции – cырье и материалы (возвратные отходы вычитаются);

– покупные изделия  и полуфабрикаты;

– топливо и  энергия на технологические цели;

– основная и  дополнительная заработная плата производственных рабочих;

– отчисления на социальное и медицинское страхование;

– расходы на подготовку и освоение производства;

– расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

– общепроизводственные расходы;

– общехозяйственные  расходы;

– потери от брака;

– прочие производственные расходы;

– коммерческие расходы.

Экономические элементы – материальные затраты (сырье, материалы, покупные комплектующие  изделия и полуфабрикаты и  т.д.);

– затраты на оплату труда:

– отчисления на социальные нужды;

– амортизация  основных средств;

– прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банков, налоги, включаемые в себестоимость, отчисления во внебюджетные фонды и т.д.).

 

     Совокупность  статей калькуляции составляют полную себестоимость товарной продукции.

     Деление затрат по назначению, т.е. по статьям  калькуляции, указывает, куда, на какие  цели, и в каких размерах израсходованы  ресурсы. Такое деление необходимо для исчисления стоимости отдельных  видов изделий в многономенклатурном  производстве для установления центров образования затрат и поиска резервов их сокращения.

     Анализ  затрат в разрезе экономических  элементов дает возможность оценить  изменения в организации производства, установить влияние технического прогресса  на структуру затрат, а также рассчитать и проанализировать такие важные показатели как материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость. 

     1.3 Управление затратами  на предприятии  и методы их  учета 

     Под управлением затратами понимается комплексный процесс, охватывающий операции нормирования и планирования, учета и анализа производственных расходов, контроль за процессом их формирования.

     Управление  затратами предприятия является сложным процессом. Оно означает по своей сущности управление всей деятельностью предприятия, так как охватывает все стороны происходящих производственных процессов.

     При управлении затратами используют два  подхода в контроле затрат: сметный (бюджетный) метод контроля:

     – нормативный учет затрат.

     Система контроля – это коммуникационная сеть, при которой управляют производственной деятельностью в целом и затратами в частности. Она обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства.

     Система контроля функционирует следующим  образом: осуществляется мониторинг процесса, если результат отклоняется от заданного уровня, ввод автоматически корректируется.

     Элементы  механического контроля также применимы  в системе сметного контроля. Запланированные вводы отражаются в сметах и могут быть сопоставимы с фактическими результатами (т.е. речь идет о выходе), а отклонения от требуемых вводов распознаны.

     В конце года фактические результаты должны сопоставляться с показателями долгосрочного плана. По данным такого сравнения проводят анализ долгосрочного плана и оценивают тот прогресс, который был достигнут на пути решения задач, стоящих перед фирмой (организацией). Кроме того, сопоставление позволяет руководителю пересмотреть долгосрочные планы в свете новых обстоятельств, которые свидетельствуют о нереальности этих целей. Контроль осуществляется высшим руководством обычно по годовым данным.

     Ежедневные  операции контролирует руководитель низшего  звена. Для контроля краткосрочных  операций необходимо, чтобы руководители низшего звена постоянно получали детализированные данные сопоставлений фактических результатов со сметными показателями. Это, конечно, не позволит исправить то, что уже произошло, но выявление прошлых недостатков и их причин даст возможность руководителям принять соответствующие меры и исключить тем самым повторение подобных ошибок в будущем.

     Система, где предусматривается составление  отчетов по данным сравнения сметных  и фактических показателей, называется учетом по центрам ответственности.

     Процесс сметного контроля называется управлением  с обратной связью. Управление с обратной связью включает в себя контроль выпуска продукции, достигнутого по сравнению с необходимым, а также осуществление любых корректирующих действий в случае отклонения, если это необходимо.

     Составление сметы – это процесс управления с прямой связью. Когда результаты далеки от требуемых, рассматриваются варианты действий до тех пор пока смета не будет составлена так чтобы можно было достичь требуемых результатов. Сопоставление фактических показателей со сметными для выявления отклонений и осуществления корректирующих действий с целью согласовать будущие штаты со сметными показателями – пример системы управления с обратной связью. Элементами системы бухгалтерского контроля являются как управление с обратной связью, так и управление с прямой связью.

     Некоторые организации используют непрерывный  план в качестве механизма контроля с прямой связью. Например, каждый квартал  составляются непрерывные трехмесячные планы и сопоставляются с годовым  планом на следующие три месяца.

     Компании, использующие этот подход, постоянно составляют прогнозы деятельности. Контроль осуществляется посредством сосредоточения внимания на возможных отклонениях начального и непрерывного планов на следующие три месяца и заблаговременном принятии мер для обеспечения соответствия фактических результатов запланированным.

     Кроме того, фактические результаты сопоставляются с непрерывным планом по месяцам. По свидетельству компаний, использующих этот метод управления, разница между  фактическими результатами и непрерывными планами невелика.

     Нормативный метод учета затрат и калькулирования  себестоимости продукции предполагает обязательное предварительное составление  по каждому виду продукции нормативных  калькуляций, которые рассчитываются на базе действующих на начало отчетного периода норм затрат.

     По  мере внедрения организационных  и научно-технических мероприятий, обновления норм и нормативов, нормативные  калькуляции также обновляются.

     При нормативном методе учет затрат ведется  в пределах установленных норм и  по отклонениям от них. Информация об имеющихся отклонениях имеет огромное значение для принятия управленческих решений с целью оперативного воздействия на процесс формирования себестоимости продукции.

     При этом методе фактическая себестоимость  продукции определяется путем прибавления (вычитания) к нормативной себестоимости доли отклонений от норм по каждой статье.

     Для успешного применения нормативного метода необходимы следующие условия:

     – строгое нормирование расхода всех видов ресурсов:

     – предварительное составление нормативных калькуляций;

     – разработка первичной документации, позволяющей фиксировать затраты по формированию продукции как в пределах норм, так и по отклонениям от них в разрезе мест, причин и виновников их возникновения:

     – организация работ по подведению итогов и принятию оперативных управленческих решений по результатам контроля за формированием себестоимости продукции по каждому структурному подразделению и организации в целом. [26, c. 32].

     Нормативный метод требует также разработки номенклатуры формируемой продукции, качественного оформления первичной документации и других организационно-технических мероприятий.

     Нормативный метод в целом по сравнению  с методом учета и калькулирования  фактической себестоимости более  эффективно решает задачу управления затратами.

Таблица 1.3 – Достоинства  и недостатки нормативного метода

Достоинства Недостатки
– возможность контроля над затратами  путем составления нормативных  калькуляций:

– возможность  контроля затрат путем сопоставления  фактических значений с нормативными: возможность выявления и анализа мест, причин и виновников возникших отклонений фактических затрат от нормативных:

– возможность  оперативного принятия мер в ходе производственного процесса, а не только в конце отчетного периода.

– увеличение трудоемкости учетно-вычислительных работ и необходимость организации учета как в пределах норм затрат, так и по отклонениям от них.

Информация о работе Совершенствования организации учета затрат на предприятии