Совершенствования организации учета затрат на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование организации учета затрат на предприятии РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» и разработка предложений по ее совершенствованию.
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
1. Рассмотреть экономическую сущность затрат и их классификацию;
2. Изучить общую схему планирования и учета затрат;
3. Исследовать управление затратами на предприятии и методы их учета;
4. Провести анализ управления затратами на предприятии РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр»;
5. Разработать пути повышения эффективности организации учета и управления затратами в РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………...
6
1.1 Экономическая сущность затрат и их классификация……................... 6
1.2 Общая схема планирования и учета затрат……………………………. 12
1.3 Управление затратами на предприятии и методы их учета…………... 24
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр»……………………………………….

34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……… 34
2.2 Организация учета затрат на предприятии…………………………….. 39
2.3 Анализ управления затратами на предприятии………………………... 46
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………..
56
3.1 Совершенствование учета затрат на предприятии…………………….. 56
3.2 Пути повышения эффективности организации управления затратами……………………………………………………………………...
62
4 ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………. 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………... 88
……………

Работа содержит 1 файл

анализ хоз деятельности.doc

— 554.00 Кб (Скачать)

     По  дебету отражаются затраты отчетного  периода, связанные с изготовлением  продукции и потери от брака; по кредиту – списание затрат на выпуск готовой продукции и затрат на окончательный брак. Все затраты на данных счетах отражаются в фактическом размере и образуют фактическую производственную себестоимость продукции. Аналитический учет по счетам 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» может организовываться либо по каждому заказу, либо по виду выполняемых работ, либо по виду продукции в отдельности, а так же в разрезе статей калькуляции или мест выполнения работ.

     Для этого предусмотрены карточки (ведомости) аналитического учета производства. При нормативном методе учета затрат вышеуказанные показатели расшифровываются по нормам, отклонениям от норм и изменениям норм.

     Счет 28 «Брак в производстве» является калькуляционным, выявляет фактическую себестоимость брака продукции, но сальдо не имеет и ежемесячно закрывается. По дебету этого счета отражаются затраты на окончательный брак продукции, по кредиту – доходы от брака, то есть лом, отходы и т.п.

     На  счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» отражаются затраты связанные с выпуском продукции или выполнением каких-либо работ и услуг обслуживающими производствами и хозяйствами. Учет на этом счете ведется аналогично учету по счетам 20 и 23.

     Согласно  Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов и относятся на издержки производства в течение срока, к которому они относятся.

     Для этих целей предназначена вторая группа счетов, отчетно-распределительные счета 96 и 97. Расходы будущих периодов учитываются на активном балансовом счете 97 «Расходы будущих периодов», дебетовое сальдо которого показывает сумму произведенных расходов, кредитовое – их списание в расходы отчетного периода.

     К расходам будущих периодов могут  относиться расходы, связанные с  горно-подготовительными работами, с подготовительными работами, связанными с сезонным характером работы предприятия, с освоением новых производств  и оборудования, с рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий, с ремонтом основных средств и другие расходы.

     Для равномерного включения предстоящих  расходов в издержки производства отчетного  периода предприятие может создавать  резервы, которые учитываются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Счет 96 балансовый, пассивный.

     Оборот  по дебету – сумма, использованная в отчетном периоде по целевому назначению, оборот по кредиту – создание резерва  за счет включения в себестоимость  продукции (работ, услуг). Любое предприятие или организация может создавать резервы на предстоящую оплату отпусков работников, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, расходов на ремонт основных средств, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и на другие цели.

     Аналитический учет по счетам 97 «Расходы будущих периодов» и 96 «Резервы предстоящих расходов» должен вестись как по типовым статьям затрат, так и по дополнительным, отвечающим требованиям специфики организации.

     И последняя группа счетов – собирательно-распределительные счета. В эту группу относятся балансовые, активные счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», не имеющие сальдо на отчетную дату.

     Учет  расходов по обслуживанию и управлению цехами ведется на счете 25, а учет расходов по обслуживанию и управлению организации в целом на счете 26.

     Оборот  по дебету показывает затраты отчетного  периода. В конце каждого месяца затраты отраженные по дебету собирательно-распределительных  счетов 25 и 26 списываются с кредита этих счетов в дебет калькуляционных счетов 20, 23, 28. К счету 25 «Общепроизводственные расходы» могут открываться два субсчета: первый – «Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования» и второй – «Общецеховые расходы».

     Аналитический учет по счету 25 «Общепроизводственные расходы» ведется по статьям затрат в соответствии с установленной номенклатурой по каждому цеху в отдельности. Аналогично организуется аналитический учет по счету 26 «Общехозяйственные расходы», но в целом по организации.

     Аналитический учет расходов на содержание и эксплуатацию производственного оборудования ведут  по следующей типовой номенклатуре статей:

     –  «Амортизация оборудования и транспортных средств»;

     –  «Эксплуатация оборудования»;

     –  «Текущий ремонт оборудования и транспортных средств»;

     –  «Внутризаводское перемещение грузов»;

     –  «Прочие расходы». [16, c. 73].

     По  статье «Эксплуатация оборудования»  отражается стоимость смазочных, обтирочных и прочих вспомогательных материалов, заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, отчисления на социальные нужды, стоимость потребленного топлива и всех видов энергии, услуги вспомогательных производств и другие затраты.

     Аналитический учет второй части общепроизводственных расходов ведут по следующей типовой номенклатуре статей:

     – «Содержание аппарата управления цеха»;

     – «Содержание прочего цехового персонала»;

     – «Амортизация зданий, сооружений и инвентаря»;

     – «Содержание зданий, сооружений и инвентаря»;

     –  «Текущий ремонт зданий и сооружений»;

     – «Испытания, опыты, исследования, рационализация и изобретательство»;

     – «Охрана труда»;

     – «Прочие расходы»;

     Непроизводительные  расходы:

     – «Потери от простоев»;

     – «Потери от порчи материальных ценностей при хранении в цехах»;

     – «Недостача материальных ценностей и незавершенного производства» (за вычетом излишков);

     – «Прочие непроизводительные расходы».

     В небольших организациях разрешается  отказаться от раздельного учета  расходов по содержанию и эксплуатации оборудования и других общепроизводственных расходов. В таком случае организация самостоятельно разрабатывает номенклатуру статей общепроизводственных расходов с выделением наиболее существенных.

     Аналитический учет по счету 26 «Общехозяйственные расходы» ведут по отдельным статьям, сгруппированным  в четыре раздела: Расходы на управление организацией:

     – «Заработная плата аппарата управления организацией»;

     – «Командировки и перемещения»;

     – «Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны»;

     – «Прочие расходы» (канцелярские, почтовые и другие);

     – «Отчисления на содержание вышестоящих организаций»;

     Общехозяйственные расходы:

     – «Содержание прочего общезаводского (не административно-управленческого) персонала»;

     – «Амортизация основных средств»;

     – «Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского характера»;

     – «Производство испытаний, опытов, исследований, содержание общезаводских лабораторий, расходы на изобретательство и технические усовершенствования»;

     – «Охрана труда» (расходы по технике безопасности, производственной санитарии и т.п.);

     – «Подготовка кадров»;

     – «Организованный набор рабочей силы»;

     – «Прочие расходы»

     Сборы и отчисления:

     –Налоги, сборы и прочие обязательные отчисления и расходы»;

     Общезаводские непроизводительные расходы:

     – «Потери от простоев»

     – «Потери от порчи материальных ценностей и продукции при хранении на заводских складах»

     – «Недостача материалов и продукции на заводских складах (за вычетом излишков)»;

     – «Надбавка за вычетом скидок по косинусу «ФИ» (уплаченные предприятием надбавки к тарифу за электроэнергию за низкий коэффициент использования мощности электроустановок);

     –  «Прочие непроизводительные расходы».

     Размер  многих общехозяйственных расходов регламентируется государством, путем  установления определенного лимита расходов относимых на себестоимость  продукции, остальная часть произведенных расходов в целях налогообложения относится на финансовый результат организации.

     Общехозяйственные и общепроизводственные расходы  в учете носят еще название косвенных и накладных расходов, то есть расходов относимых на себестоимость  продукции согласно выбранной базе их распределения. Базой распределения этих расходов может служить основная заработная плата, сметные (нормативные) ставки на содержание и эксплуатацию оборудования, масса и объем продукции, количество отработанных человеко-часов, количество машин и оборудования и другие объекты. Способ распределения косвенных расходов предприятие выбирает, учитывая специфику своей работы, уровень механизации и автоматизации, уровень квалификации счетных работников и другие факторы.

     Нормативными документами предоставлено право организациям списывать общехозяйственные расходы непосредственно на счет 90 «Реализация», но на практике это редко используется, так как усложняется расчет полной производственной себестоимости продукции, которая служит основой ценообразования и планирования прибыли предприятия.

     Вообще, синтетический учет производственных затрат в целом по организации  призван обеспечить получение информации по издержкам производства, затратам по экономическим элементам и  себестоимости товарной продукции. Параллельно учету затрат на многих предприятиях ведется планирование затрат. Процесс планирования затрат на производство осуществляется для определения общей величины затрат по предприятию, а так же расчета себестоимости продукции.

     Перед планированием себестоимости продукции проводится анализ сложившегося уровня затрат. Анализ необходим для выявления возможных отклонений в результате производственного процесса с целью выявления резервов производства. Для разработки плана себестоимости продукции используются следующие данные:

     – планируемые объемы производства продукции;

     – нормы расхода материальных и  трудовых ресурсов;

     – договора на поставку материальных ресурсов и сбыт выпускаемой продукции;

     – экономические нормативы;

     – содержание мероприятий плана развития предприятия и другие.

     Планирование  себестоимости продукции в зависимости  от целей планирования, этапов и  стадий разработки плана может определяться двумя способами: при помощи укрупненных  расчетов и детальных сметно-нормативных  расчетов.

     Укрупненные расчеты применяются при разработке перспективных планов, а так же при составлении проекта годового плана. Планирование себестоимости  производится путем расчета влияния  на себестоимость важных технико-экономических  факторов.

     При детальных расчетах, то есть при текущем планировании проводится пофакторный расчет себестоимости продукции в сочетании со сметно-нормативным методом расчета себестоимости продукции. При этом разрабатывается сводные сметы затрат на производство и другие сметы обеспечивающие эти расчеты.

     При планировании себестоимости рассчитываются следующие основные показатели:

     – изменение себестоимости сравниваемой продукции;

     – затраты на 1 тыс. рублей произведенной  продукции. В методических рекомендациях  Министерства промышленности предусмотрен следующий порядок этапов планирования себестоимости:

Информация о работе Совершенствования организации учета затрат на предприятии