Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 22:41, лекция
Социально-экономический анализ – это научный способ познания сущности социально-экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их зависимостей и взаимосвязей.
Структурная мобильность — изменение в структуре народного хозяйства. Она происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов.
Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).
Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.
Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).
Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.
Дистанция мобильности – число страт, которые преодолены за определенный промежуток времени
Объем мобильности – число индивидов, сменивших социальные позиции за за определенный промежуток времени.
Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами:
1) диапазоном мобиль
Диапазон мобильности, характеризующий данное общество, зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой.
В традиционном обществе число высокостатусных позиций оставалось приблизительно постоянным, поэтому наблюдалась умеренная нисходящая мобильность отпрысков из высокостатусных семей. Для феодального общества характерно очень малое количество вакансий на высокие должности для тех, кто обладал низким статусом. Некоторые социологи считают, что, вероятнее всего, здесь не было восходящей мобильности.
Индустриальное общество расширило диапазон мобильности. Для него характерно гораздо большее количество различных статусов.
Основная
тенденция развития индустриального
общества заключается в том, что
в нем одновременно увеличиваются
богатства и число
2) условиями, которы
Если большинство статусов в обществе являются приписываемыми, или предписанными, то диапазон мобильности в нем намного ниже, чем в обществе, строящемся на индивидуальном достижении. В доиндустриальном обществе восходящая мобильность была невелика, так как юридические законы и традиции практически закрывали крестьянам доступ в сословие землевладельцев. Известна средневековая поговорка: «Однажды крестьянин — навсегда крестьянин».
В индустриальном обществе, которое социологи относят к типу открытых обществ, прежде всего, ценятся индивидуальные достоинства и достигаемый статус. В таком обществе уровень социальной мобильности довольно высок.
23. Анализ особенностей трудового поведения молодежи
В
рамках законодательно установленных
возрастных границ молодежи наблюдается
сильная дифференциация ее групп
практически по всем социальным показателям.
Для выявления особенностей трудового
поведения представляется целесообразным
дополнительно выделить группы: 14-15
лет, 16-17 лет, 18-20 лет, 21-24 года, 25-29 лет. В
рамках каждой из выделенных групп
существуют свои специфические проблемы
социальной и трудовой адаптации. Необходимо
подчеркнуть, что в современных
российских условиях происходит сокращение
численности и доли молодежи, выходящей
на рынок труда с уже имеющейся
профессией (специальностью), и одновременно
растет численность и доля тех, кто
ищет работу, не имея не только профессионального,
но и законченного общего среднего
образования. Это подтверждается и
тенденциями социально-
Участие
в труде 14-15-летних подростков является
результатом снижения уровня жизни
населения. Чем ниже семейный доход,
тем в большей степени семья
заинтересована в трудовой деятельности
подростка. Именно семья в данном
случае может стимулировать
Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16-17-летних молодых людей. Это связано с расширением объема их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению к данной группе молодежи выходят работа по профессиональной ориентации и консультированию, а результатом становится выбор профессии.
Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18-20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21-24-летних. В этих рамках большинство молодежи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а кпостоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста.
Именно в возрасте 21-24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый "шок от реальности", связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте. Специальные адаптационные молодежные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять существующее в социально-трудовой сфере положение вещей. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.
Стремление личности заявить о себе, достичь успеха, завоевать признание в организации характеризуют работника 25-29 лет. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идет формирование квалифицированного специалиста или руководителя; среди моральных ценностей на первый план выходит потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях. Успех устремлений зависит от того, насколько удачным было прохождение первой стадии карьеры, проявил ли работник компетентность. Если это условие соблюдено, то он имеет возможность стать независимым "генератором идей" в своей области и как можно меньше полагаться на других. Это состояние независимости может привести к определенным проблемам, так как сильно отличается от состояния зависимости на первой стадии.
Для
того, чтобы молодые специалисты
не испытывали проблем, связанных с
их первым назначением, организация, по
нашему мнению, может предпринять
следующие действия: предоставлять
претендентам еще на стадии найма
максимально реалистическую информацию
о будущих условиях труда; поддерживать
первоначальную инициативу новичков,
давая им возможность проявить свои
профессиональные способности в
полном объеме; обеспечить выбор руководителей-
В период 21 -29 лет большинство молодых людей вступают в брак, в семьях рождаются первые дети. Снижение жизненного уровня населения способствует повышению возраста вступления в брак у большинства молодых людей. Однако все большая доля молодых людей, даже не состоящих в браке, нуждается в достаточно высоком индивидуальном трудовом доходе в связи с низким уровнем жизни семьи. Это оказывает большое влияние и на трудовое поведение молодежи. Именно в этом возрасте начинают проявляться и гендерные (половые) различия в положении работника на рынке труда. Рождение и воспитание детей вынуждает женщин откладывать свои профессиональные устремления, что приводит к их отставанию в карьерном росте от ровесников-мужчин. В системе трудовой мотивации на первый план возвращаются материальные стимулы, что связано с необходимостью содержания семьи.
К
29 годам процесс социализации молодежи
завершается, и общество вправе ожидать
от полноценной сформировавшейся личности
самостоятельного и ответственного
поведения в сфере социально-
25. Анализ гендерной специфики рынка труда
В наши дни женщины формально получили равные с мужчинами права. Общество юридически оформило и узаконило это равенство. Однако, структура современного общества до сих пор весьма патриархальна. В обыденном сознании существуют довольно устойчивые представления о разделении профессиональных занятий по признаку пола, которые переносятся на сферу занятости.
С
целью анализа проблемных ситуаций
гендерной сегрегации рынка труда
был проведен контент-анализ научных
публикаций по данной проблематике. С
помощью выбранного метода были выделены
3 основные сюжетные линии:
1. гендерное неравенство на рынке труда;
2. мотивационные
компоненты в гендерных
3. гендерные
особенности проблемы
Кратко остановимся на них.
Как
отмечают многие социологи, формирование
гендерной структуры рынка
Не только государство, устанавливая неадекватную
политику заработной платы, фактически
воспроизводит и закрепляет социальные
предрассудки о дешевизне женского труда,
но и сами женщины.
Информация о работе Социально-экономический анализ рынка труда