Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 13:07, курсовая работа
Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.
Введение…………………………………………………………………………...2
I Социальное неравенство и неравномерность доходов…………………. …...4
Социальное неравенство и формы его проявления………………………...4
Дифференциация доходов и механизмы измерения.
Дифференциация в оплате. Индексация доходов………………………….5
Причины неравенства и социально-экономические последствия……….14
II Социальная политика и ее осуществление на современном этапе………..32
2.1 Типы социальной политики государства, методы борьбы с бедностью..32
2.2 Социальная политика государства и механизмы социальной защиты населения, подходы к сглаживанию неравенства……………………………..38
2.3 «Средний класс» как основа общества……………………………………48
2.4 Решение социальных проблем в развитых странах……………………..59
Заключение……………………………………………………………………….66
Список используемой литературы……………………………………………...69
В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.
Вторая группа — институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал–демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.
Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства. Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.
Естественно, что практика гораздо разнообразнее любой типологии. Например, в Бельгии очень высок уровень социальных расходов государства, однако социальная политика преимущественно пассивная, компенсационная. Скандинавские страны преимущественно социал-демократические, но их социальная сфера отнюдь не свободна от либеральных элементов. Также нет и либеральных режимов чистого типа. Все европейские государства с социальной рыночной экономикой развивались под влиянием и либеральных, и социал-демократических импульсов. В последние годы происходит дальнейшее сближение основных характеристик различных типов государственной социальной политики, особенно это относится к идеологии перспектив ее развития.
Из социальной практики стран с развитой рыночной экономикой можно сделать следующие выводы:
1. Степень социальной поддержки населения, в первую очередь это касается бесплатного или льготного предоставления социально значимых благ и услуг (образование, здравоохранение, культура), не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя, естественно, зависит от него.
2. Существует
прямая зависимость между уровнем многих
социальных индикаторов развития нации
и масштабами перераспределительной деятельности
государства — это, в частности, подтверждается
многочисленными в последние годы исследованиями
международных организаций (например,
расчеты индекса развитая человеческого
потенциала).
3. Общество всегда стоит перед выбором — рост личных доходов (низкий уровень налогов и других изъятий из личных доходов) или повышение уровня удовлетворения на льготных условиях социально значимых потребностей всего общества (или его значительной части).
4. Идеология
государственной политики в социальной
сфере по отношению к центральному вопросу—степени
вмешательства государства в социальную
сферу – претерпевает циклические изменения
не только в зависимости от экономических
возможностей общества, но и в соответствии
с реакцией массового избирателя на изменения
в политике, затрагивающие его интересы.
2.2 Социальная политика государства и механизмы социальной защиты населения, подходы к сглаживанию неравенства.
Независимо от различного
Согласно стандартам Всемирного банка, Россия по показателю ВВП относится к среднеразвитым странам, а по показателю бедности – к развивающимся странам.
Главное направление
Первым шагом политики в
Необходима
обязательная проверка
1) совокупные
доходы семьи находятся ниже
официально установленной
2) стоимость
личного имущества находится
ниже некоторого официально
Если задача совокупных
Обеспечение большей
При выборе среди социально
уязвимых групп населения
Особого внимания заслуживает
изучение проблемы детской
Важной задачей социальной
Действующая система выявления
и социальной поддержки бедных
семей и населения в виде
многочисленных пособий, льгот,
На основе этого, необходимо рассмотреть какие существуют подходы к сглаживанию неравенства.
Имеется два подхода к
Если полагать все остальные факторы, влияющие на предельные полезности товаров и услуг, неизменными, то можно считать, что условием максимизации общей полезности от потребления товаров покупателями A и B явится условие:
где MUa
– предельная полезность товаров
и услуг для покупателя A, Ya –
его доход, а MUb и Yb – соответствующие
показатели для покупателя B. Поскольку
по принятым начальным условиям, MUa
и MUb зависят только от дохода, то вышестоящее
равенство удовлетворится лишь в
том случае, когда Ya = Yb. Действительно,
пусть доход А превысит доход
В, то есть Ya > Yb. Но в этом случае предельная
полезность MUa товаров и услуг
в расчете на последний рубль
дохода А понизится, а MUb увеличится.
Иными словами, в нашем равенстве
числители и знаменатели
Итак, согласно этому подходу,
максимальная полезность
Сторонники второй точки
Как показывают оценки
Все человеческие особенности
(сильный и слабый, ловкий и
неуклюжий, талантливый и
С точки зрения экономистов,
это неравенство возможностей
проявляется на
Все убежденные «уравнители»
всегда стремились уничтожить
двойной стандарт современного
общества, сделать людей равными
не только как граждан, но
и как покупателей. Так,
Информация о работе Социальная политика и ее осуществление на современном этапе