Социальная политика и ее осуществление на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2


I Социальное неравенство и неравномерность доходов…………………. …...4

Социальное неравенство и формы его проявления………………………...4
Дифференциация доходов и механизмы измерения.
Дифференциация в оплате. Индексация доходов………………………….5

Причины неравенства и социально-экономические последствия……….14


II Социальная политика и ее осуществление на современном этапе………..32

2.1 Типы социальной политики государства, методы борьбы с бедностью..32

2.2 Социальная политика государства и механизмы социальной защиты населения, подходы к сглаживанию неравенства……………………………..38

2.3 «Средний класс» как основа общества……………………………………48

2.4 Решение социальных проблем в развитых странах……………………..59


Заключение……………………………………………………………………….66


Список используемой литературы……………………………………………...69

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 246.41 Кб (Скачать)

   Одна из основных проблем социальной  защиты Италии - исторически сложившееся  различие в доходах населения  северных и южных регионов, что  отражается в статистике по  безработице. Так уровень безработицы  на Севере составляет приблизительно 7,5%, а на Юге – более 20%. Также  важной проблемой является неудовлетворительная  защита от рисков людей, которые  по различным причинам лишились  каких либо доходов.

   Следующей по значению проблемой  является ассиметричная структура  социальных расходов. Это выражается  в том, что наиболее крупную  часть социальных расходов составляет  пенсионное обеспечение – 15,4% ВВП (при среднеевропейском уровне 11,9%), тогда как на поддержку  материнства, семьи, образования  и занятости затрачиваются значительно  небольшие средства (около 0,8%).Средний  размер пенсий в Италии в  середине 90-х годов XX в. был  самым высоким в Европе (после  Франции и Нидерландов). Именно  поэтому Италию иногда называют  страной пенсионеров. 

   Наконец, характерным для Италии  и самым большим в Западной  Европе до сих пор остается  теневой сектор экономики. Около  30% ВВП составляет незарегистрированная  хозяйственная деятельность, где  занято почти 25% трудящихся, в  то время как в официальном  секторе занятость продолжает  сокращаться. Это, безусловно, сказывается  на объемах инвестирования в  социальную сферу.

   В целом можно обозначить три  приоритетные цели, которые лежали  в основе реформ, начатых в  90-е годы. Во-первых, стремление наряду  с финансовой консолидацией социального  бюджета к созданию более равновесной  и справедливой системы социальной  защиты с одновременным повышением  ее эффективности. Во-вторых, унификация  предпосылок ля расчета пенсий  в разных отраслях. И, в-третьих,  переход к активной политике  занятости и более диалогу  между правительством, профсоюзами  и союзами работодателей для  повышения эффективности воздействия  на рынок труда. 

   Наиболее лучшим образцом социальной  политики в наше время является так называемая «Шведская модель государства благосостояния». Эта модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальные услуги определяются в ней как гражданские права, а все граждане имеют права на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Иначе говоря, социальная защита понимается не как милость государства, а как законное право гражданина. Исключением является страхование по безработице, выделенное из системы государственной социальной защиты и основывающееся на принципе добровольности.

  Отличительная  черта скандинавской модели - широкий  охват различных социальных рисков  и жизненных ситуаций, которые  требуют поддержки общества. Социальные  услуги, как правило, гарантируются  всем жителям страны и не  обусловливаются занятостью и  уплатой страховых взносов. В  целом предлагаемый уровень социальной  защищенности довольно высок.

  Основополагающий  принцип шведской модели –  ее универсальность, то есть  охват всех слоев населения.  Вторым по важности принципом,  характерным для многих европейских  социальных экономик, но в наибольшей  степени реализованным в Швеции, является принцип солидарности. Его суть заключается в том,  что все граждане равным образом  и вне зависимости от социального  статуса участвуют в финансировании  системы социальной защиты, внося  соразмерный с доходами вклад.

   Наконец, необходимым элементом  в такой системе выступает  государство, берущее на себя  функции перераспределения социальных  благ обеспеченных к наиболее  уязвимым категориям населения.  Дороговизна подобной системы  (уровень налогообложения в Швеции  один из самых высоких в  мире) в полной мере компенсируется  высокой степенью социальной  защищенностью населения, отсутствием  шокирующих контрастов между  богатством и бедностью и, соответственно, высокой политической и социальной  стабильностью. 

   Приоритетной целью экономической  политики Швеции является полная  занятость. В общей численности  занятых работающие по найму  составляют 92%. Это максимальный  показатель среди всех развитых  стран. 

   Из вышесказанного можно сделать  вывод, что у каждой социальной  системы в Европе есть три  главные цели – это страхование  от общественных рисков, помощь  неимущим и перераспределение  доходов.

   Модель США имеет немного другую  структуру.  В силу различных причин во второй половине XX в. значительная постоянно растущая часть ответственности за обеспечение достойного уровня жизни людей перешла к государству.

  Начиная  с «нового курса» Ф. Рузвельта  в Америке государство играет  возрастающую роль в социальной  сфере. Сейчас на здравоохранение  американцы тратят 14% ВВП, на образование  7,6, на науку 2,6 ВВП. Активная  социальная политика американского  государства обеспечила высокую  квалификацию рабочей силы. 90% американцев,  занятых в экономике, имеют  среднее и высшее (включая незаконченное)  образование. Средний уровень  образования в США – 13 лет,  вероятно, это один из самых  высоких в мире показателей.  В 90-х гг. администрация Клинтона  провозгласила повышение уровня  образования постоянной функцией  на протяжении жизни человека. Это необходимо в условиях  непрерывной технологической революции.  Не случайно США остается лидером  в самых перспективных технологиях,  опережая по производительности  труда ближайших конкурентов  на 15-35%. В свою очередь, экономический  рост расширял возможности для  социальной защиты граждан. Свыше  80 миллионов американцев регулярно  получают пособия по программам  государственного социального страхования  и вспомоществования, объем которых  превысил 1 триллион долларов.

  Социальное  обеспечение в США признано  важнейшим приоритетом общества. Здесь считается, что ответственность  за социальное обеспечение должна  быть разделена между частными  компаниями и государством. Частные  компании должны заботиться о  своих работниках, а государство  поддерживать нуждающихся в целом.  Государство отвечает за предоставление  минимального уровня помощи, а  также за его широкую доступность.  Бизнес предоставляет социальные  услуги (пенсии, пособия) в более  высоком объеме и лучшего качества.

  Государственное  социальное обеспечение в США  включает две сферы – социальное  страхование и социальное вспомоществование.  Социальное страхование предусматривает  пенсии по старости, пособия по  безработице, медицинскую помощь  престарелым и другие статьи. Эта сфера забирает львиную  долю социальных расходов государства.  Программы социального страхования  охватывают основную часть американцев.

  Вторая  сфера государственного социального  обеспечения – социальное вспомоществование.  Это выплаты тем, кто по причине бедности освобожден от налогов («пасынки бюджета»). Программы социального вспомоществования предусматривают материальную помощь матерям-одиночкам, медицинскую помощь бедным, выдачу продовольственных талонов, жилищные пособия, бесплатное отопление, установку кондиционера, завтраки для детей в школах и т.д. Всего существует 180 подобных программ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Бедность значительной части  населения на протяжении ряда  лет продолжает оставаться одной  из главных социальных угроз  успешного развития общества. Экономические  реформы, происходящие в нашей  стране в течение последних  лет, серьезно изменили социальную  структуру общества. Произошло стремительное  социальное расслоение, появились  слои очень богатых и крайне  бедных граждан. Подавляющее большинство  людей лишились социальной защиты  государства, и оказались перед  необходимостью приспосабливаться  к жизни в условиях рыночной  нестабильности. В этих условиях  появление большого количества  бедных людей оказалось неизбежным.

   Неудовлетворение минимальных потребностей  человека (семьи) считается бедностью.  Неудовлетворение потребности может  вести либо к изменению нормальной  жизнедеятельности человека, либо  к его гибели.

    В основе официально принятого  в России метода измерения  бедности лежит концепция абсолютной  бедности, когда определяются минимальные  потребности (нужды) и круг  товаров и услуг, удовлетворяющих  эти потребности (состав так  называемой минимальной потребительской  корзины).

    В октябре 1997г. был принят  Федеральный Закон «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации». Согласно этому закону была  утверждена новая концепция разработки  прожиточного минимума с использованием  нормативного метода расчета  минимальной потребительской корзины.

  Данный  закон сам по себе не вводит  каких-либо новых социальных прав. Однако в нем закрепляется  имеющий исключительно важное  значение принцип взаимосвязи  между размером минимальной заработной  платой (а, следовательно, и пенсий  по старости, стипендий, пособий  и других социальных выплат) и  величиной прожиточного минимума. Последняя является той основой,  исходя из которой, устанавливается  не только минимальная заработная плата, но и все социальные выплаты (п. 1 ст. 5). Принятие в 1999 – 2000 гг. на правительственном уровне ряда нормативных актов, среди которых – «Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации», утвержденная постановлением Минтруда России и Госкомстата России в апреле 2000г., означает практическую реализацию Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Применительно к методам измерения бедности в России это означает переход на новую методику исчисления данного социального норматива (в основе которой лежит нормативный метод) с получением новой, более высокой величины прожиточного минимума.

   Таким образом, 2000г. оказался переломным  с точки зрения применяемых  подходов к количественному измерению  бедности в рамках её абсолютной  концепции.

   Наиболее уязвимыми остаются  молодежь, женщины, лица пенсионного  возраста, малоквалифицированные рабочие.  Наряду с бедностью и нищетой  (иногда именуемой глубокой бедностью)  выделяют обездоленность.  Обычно  ими являются дети, инвалиды, безработные,  пенсионеры, представители другой  расы или нации, а также хронически  бедные. Сегодня угроза обнищания  нависла над вполне состоятельными  социально-профессиональными слоями  населения. Социальное дно, к  которым относятся – нищие,  бомжи, беспризорные дети, уличные  проститутки, готово поглотить  и уже поглощает крестьян, низкоквалифицированных  рабочих, инженерно-технических  работников, учителей, творческую интеллигенцию,  ученых. Процесс массовой пауперизации  мало зависит от воли людей.  В обществе действует эффективный  механизм всасывания человека  на дно. Главными элементами  этого механизма являются экономические  реформы, криминальный мир и  неспособное защитить своих граждан  государство. Поэтому можно считать,  что бедность – это не только  минимальный доход, но особый образ жизни, передающиеся из  поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии.

   Сложившаяся в стране модель  бедности – это, прежде всего,  результат низкого уровня доходов  от занятости и, как следствие,  через их налогообложение –  низкого уровня социальных трансфертов.  В этой связи феномен российской  бедности можно определить, прежде  всего, в терминах категорий  «рыночной бедности» - бедности, связанной с местом (экономически  активного) населения на рынке  труда. 

   В обществе может быть ликвидирована  абсолютная бедность, но всегда  сохранится относительная. Ведь  неравенство – неизменный спутник  сложных обществ. Таким образом,  относительная бедность сохраняется  даже тогда, когда жизненные  стандарты всех слоев общества  повысились.

    Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов.

     До недавнего времени Правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с принятием “Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 г.”, в которой упор делается на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости. 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

1) Концепция  долгосрочного социально-экономического  развития Российской Федерации  / Проект МЭРТ РФ, 2007.

2) М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2003.

3) Белоусова  Л.А., «Экономическая теория», Полизнак, Москва, 2000 г.

4) Экономика:  Учебник /Под ред. Булатова  А.С., 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: изд-во БЕК, 2006.

5) Борисов Е.Ф., «Экономическая теория», Москва, 2005 г.

6) Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и  управление.-М., 2005

7) Социологический  энциклопедический словарь, под.  Ред. Г.В. Осипова.- М.-1998.

8) Словарь гендерных  терминов (Интернет-версия под ред.  В.И. Калабихиной).

Информация о работе Социальная политика и ее осуществление на современном этапе