Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 13:07, курсовая работа
Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.
Введение…………………………………………………………………………...2
I Социальное неравенство и неравномерность доходов…………………. …...4
Социальное неравенство и формы его проявления………………………...4
Дифференциация доходов и механизмы измерения.
Дифференциация в оплате. Индексация доходов………………………….5
Причины неравенства и социально-экономические последствия……….14
II Социальная политика и ее осуществление на современном этапе………..32
2.1 Типы социальной политики государства, методы борьбы с бедностью..32
2.2 Социальная политика государства и механизмы социальной защиты населения, подходы к сглаживанию неравенства……………………………..38
2.3 «Средний класс» как основа общества……………………………………48
2.4 Решение социальных проблем в развитых странах……………………..59
Заключение……………………………………………………………………….66
Список используемой литературы……………………………………………...69
Нормативно-правовой базой для определения бедности является в России Федеральные законы “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, «О государственной социальной помощи», «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
На
резкое снижение реальных доходов население
и рост бедности в начальный период реформ
оказали значительное влияние факторы:
Региональный аспект доходов и бедности обусловлен целым рядом причин и факторов, среди которых, различный экономический потенциал регионов, преобладание в регионе нерентабельных предприятий депрессивных секторов экономики, низкая способность населения адаптироваться к новому типу экономических отношений, неудовлетворительная структура занятости, неэффективность действующей системы социальной защиты населения.
Борьба с бедностью для одних стран, профилактика ее для других - крупнейшая стратегическая задача любой социально ориентированной политики. Для этого мировая практика выработала два главных способа.
Первый используется в развитых странах с высоким уровнем жизни и социальных гарантий, обеспечивающих основные минимальные доходы (заработную плату и пенсии), достаточные для действующих в обществе стандартов потребления.
И второй - система адресной социальной помощи тем, кто находится в худшем, относительно других, положении. Последняя применяется в развитых странах как дополнительная, исключительно для узкого круга лиц, попадающих в экстремальную жизненную ситуацию.
Для развивающихся стран, где доходы основной массы людей крайне низки, распределение социальной помощи, в том числе продовольственной, лекарственной, коммунально-бытовой, образовательной и т.п., является по сути основным методом поддержки миллионов бедствующих.
Пример первой модели. Во Франции, где
высока роль государства и значимы социальные
завоевания трудящихся, в основе системы
профилактики бедности лежит установление
обязательной для всех работодателей
минимальной ставки заработной платы,
достаточной для удовлетворения основных
потребностей работающего, которая систематически
индексируется. Кроме того, здесь действует
мощнейшее обязательное социальное страхование,
включающее достойные трудовые пенсии,
качественное медицинское обслуживание,
пособия по безработице. Велика роль французской
системы пособий и льгот на детей. С конца
80-х годов была введена система минимально
гарантированного дохода (МГД), которая
в противоположность адресному социальному
пособию доступен всем, но при усилиях
по возвращению на рынок труда.
Важную роль во Франции играют социальные службы при муниципалитетах. Так, если у человека нет страхового стажа (молодежь, женщины с детьми), или по иным жизненным обстоятельствам (потеря кормильца, одиночество, недееспособность) и он не имеет возможности удовлетворять свои наиболее необходимые потребности, то после рассмотрения в муниципалитете заявления нуждающегося, проверки доходов и состава семьи он получает направление в соответствующую государственную или негосударственную организацию, включенную в систему социального обслуживания, которая окажет необходимую помощь - денежную, натуральную, консультационную, психологическую, правозащитную и пр.
В США действуют мощные программы борьбы с бедностью, охватывающие не менее 15% населения. Помощь предоставляется по двум критериям: надо быть бедным и надо принадлежать к одной из субсидируемых категорий. В их числе: семьи с маленькими детьми, особенно с одиноким родителем или безработным кормильцем, нуждающиеся люди старше 65 лет, инвалиды, слепые, ветераны войны и их семьи, работающие бедные (через налоговые льготы), наконец, все граждане, чей доход ниже определенных требований. Формы помощи, федеральные и на уровне штатов, могут быть не только денежные, но и натуральные: талоны на питание, медицинское обслуживание пожилых, дешевое жилье, уход за малолетними и другие социальные услуги. Ориентировочная стоимость только пособий нуждающимся, включая талоны на питание, составляли в 2007 году 94 млрд. рублей.
Кроме того в развитых странах получение социальной помощи, предоставляемой в относительно значимых для семьи размерах (в Канаде, к примеру, для неполных семей с одним ребенком по провинциям от 11,7 до 13,7тыс. канадских долл. в год на семью), как правило, обуславливается требованиями определенных трудовых усилий, в частности, участием в низкооплачиваемых общественных работах независимо от квалификации, профессиональной подготовке с последующим трудоустройством (программа “Онтарио трудится”). Отсюда, пособие получает не более 40% бедных, и тенденция здесь отрицательная. При росте доли бедных уменьшаются число бенефициантов.
В постсоциалистических странах гарантированный доход, равный прожиточному минимуму (с выплатой пособия в случае его отсутствия), удалось установить только в Чехии - на уровне минимальной пенсии. В остальных странах социальная поддержка не имеет в виду полное возмещение недостающего дохода, ее размеры невелики, не позволяют выйти из состояния бедности. При этом после предоставления помощи социальный работник периодически посещает клиента. Общее число отказов в помощи, как правило, является небольшим.
Несмотря на общее признание особой значимости социальной помощи в странах с переходной экономикой, увязки ее с доходами или доходами и активами (имуществом) семей (так называемая “адресность”), роль ее в доходах населения невелика. По данным Мирового Банка, в 1993-1995 годах ежемесячные социальные пособия на домохозяйство составили: в Польше - 54 долл., в Болгарии - 10 долл., что позволяет сделать вывод о ее неэффективности41. Более существенным нередко бывают здесь жилищные субсидии (льготные тарифы) для малоимущих, детские пособия, помощь инвалидам, различные натуральные льготы (транспорт, протезы, лекарства, курортное лечение), бесплатные услуги специализированных социальных учреждений для проблемных детей, лиц, нуждающихся в постороннем уходе, различные программы для групп со специфическими потребностями, находящимися в зоне риска бедности (бездомные, алкоголики, наркоманы и пр.
На современном этапе развития России помимо традиционной социальной бедности (многодетные семьи, неполные семьи с детьми и т.д.) существует и экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния.
При этом факторы, генерирующие экономическую
бедность, таковы, что само по себе получение
работы трудоактивным населением не может
служить источником благосостояния по
следующим причинам:
Хронические очаги бедности сформировались и в ряде отраслей внебюджетного сектора экономики, в том числе в текстильной промышленности, обувной, швейной, деревообрабатывающей. Более высокие показатели бедности на селе. Такое положение объясняется крайне низким уровнем оплаты труда в сельском хозяйстве.
Следует отметить, что в категорию "работающие бедные" могут попасть работники предприятий с большой долей "серой" заработной платы, хотя их реальный заработок ваше величины прожиточного минимума.
Для преодоления экономической бедности принимаются меры общеэкономического характера: содействие занятости, повышение оплаты труда, совершенствование налоговой политики, выравнивание уровня социально-экономического развития регионов и многие другие. Что же касается мер по борьбе с социальной бедностью, то они заключаются непосредственно в области перераспределения доходов в рамках социальной защиты населения.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), в 2005 году реальные доходы населения увеличатся на 24-28 % по сравнению с прошлым годом. При этом реальная заработная плата возрастет на 30-34% за счет повышения производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Ускоренное развитие сферы социальных услуг и адресная социальная защита позволит обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления. Более быстрыми темпами будут расти доходы малообеспеченных социальных групп. Новые механизмы финансирования пенсий и формирования пенсионных обязательств будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы и повышению уровня жизни пенсионеров.
Выделяются следующие ключевые факторы, стимулировавшие расширение масштабов бедности за годы реформ: рост численности незанятого населения в трудоспособном возрасте; увеличение численности работников с заработной платы ниже прожиточного минимума; ограничение доступа бедных к социальным трансфертам и бесплатным социальным услугам.
В увеличении масштабов распространения бедности особую роль определяет безработица. Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, за период с 1992 г. по 2000 г. возросла почти втрое, составив в 2000 г. 8,5 млн. человек; уровень безработицы увеличился за тот же период с 5,2 до 11,7% от экономически активного населения.
Смягчить падение уровня жизни трудоспособного, потерявшего работу, было призвано пособие по безработице. Система выплаты пособий по безработице имела свои издержки становления и развития, балансируя между поддержкой безработных и искоренением иждивенческих настроений среди неработающего населения. Анализ функционирования данной системы, проведенный экспертами МОТ42, свидетельствует о том, что наиболее последовательно проводилась борьба с иждивенческими настроениями, а поддержка безработных рассматривалась как задача далеко не первой важности.
Несмотря на то, что вторичная занятость за последние 10 лет стала наиболее распространенной адаптационной моделью к новым экономическим условиям, она продолжает регулироваться нормами законодательства советского периода.
Анализ причин и факторов бедности позволяет сделать вывод о том, что стратегия содействия сокращению бедности будет эффективна только в том случае, если ее основу составят следующие три направления:
Для
предотвращения дальнейшего
Информация о работе Социальная политика и ее осуществление на современном этапе