Социальная политика и ее осуществление на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2


I Социальное неравенство и неравномерность доходов…………………. …...4

Социальное неравенство и формы его проявления………………………...4
Дифференциация доходов и механизмы измерения.
Дифференциация в оплате. Индексация доходов………………………….5

Причины неравенства и социально-экономические последствия……….14


II Социальная политика и ее осуществление на современном этапе………..32

2.1 Типы социальной политики государства, методы борьбы с бедностью..32

2.2 Социальная политика государства и механизмы социальной защиты населения, подходы к сглаживанию неравенства……………………………..38

2.3 «Средний класс» как основа общества……………………………………48

2.4 Решение социальных проблем в развитых странах……………………..59


Заключение……………………………………………………………………….66


Список используемой литературы……………………………………………...69

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 246.41 Кб (Скачать)

   Средний класс - самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес. Как правило, в средний класс входят те, кто обладает экономической независимостью, т.е. владеет предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, мелкая буржуазия. Они - социальный хребет общества.

   Наличие в обществе среднего слоя и его значительный количественный вес стабилизируют социально-политическую обстановку, создают гарантии демократического пути развития общества.

   Исторически термин "средний класс", или "средний слой", возник в XIX в. Им обозначали совокупность социальных групп, занимающих, как уже говорилось, промежуточное положение между крайними полюсами общественной шкалы - бедными и богатыми. Так, К, Маркс писал о среднем классе как о "многочисленном классе крестьян и ремесленников, которые почти в равной мере зависят от своей собственности и от своего труда" . В IV томе "Капитала" Маркс признавал, что с развитием капиталистического производства происходит "постоянное увеличение средних классов, стоящих между рабочими, с одной стороны, капиталистами и земельными собственниками, с другой" .

   Хотя у Маркса и существуют некоторые ссылки на средний класс, развернутой теории среднего класса он не создал. Поэтому большинство критиков Маркса указывали на отсутствие среднего класса как на серьезный недостаток его учения. В "Манифесте Коммунистической партии" Маркс говорит о средних сословиях, к которым относит мелких промышленников, мелких торговцев, ремесленников и крестьян. Однако едва ли такое выражение можно трактовать как специальный термин, сознательно введенный ученым в свою теорию классов. Подобное выражение носило скорее политико-экономический характер и было признано показать незавидную участь средних слоев в капиталистическом обществе. По мысли Маркса, их либо готова немедленно поглотить буржуазия, либо, если они обеднеют, пролетариат. У них нет будущего.

   Логически средние классы действительно не предусмотрены в двухполюсной классовой модели общества. Если главных класса всего два, то непонятно, откуда может появиться средний класс. Как указано выше, Маркс ввел промежуточные образования, однако ни признание классовых "фрагментов", ни признание классовых остатков не способны объяснить зарождение и интенсивный рост по мере развития капитализма мощного среднего класса. У Маркса нет категории среднего класса, указывал С.Солнцев, глубоко симпатизировавший марксизму, она служит только собирательным обозначением промежуточных слоев внутри одного (буржуазия) или другого (пролетариат) класса.

   Маркс пытался обойти проблему, придумав такую широкую категорию буржуазии, куда, по его мнению, можно включить средний класс. Не увенчалась успехом и более поздняя попытка неомарксистов придумать для среднего класса специальное имя - "новая мелкая буржуазия", поскольку главным осталось деление общества на собственников и несобственников.

   Непризнание среднего класса у Маркса и его последователей носило принципиальный характер. Попытка встроить в первоначальную схему третий элемент - средний класс - сделала бы марксову теорию непоследовательной. Во-первых, в зрелом обществе должны существовать только два антагонистических класса - капиталисты и пролетариат. Труд и капитал не могут ужиться вместе, но они не могут жить и врозь. Средний класс, если бы Маркс придал ему, как и положено, статус самостоятельного класса, должен был бы заглушить антагонизм и смягчить классовую борьбу, что никак не согласовалось с духом марксизма. Во-вторых, если даже его включить в схему, то средний класс должен не увеличиваться, как о том свидетельствует статистика, а, наоборот, сокращаться, поскольку, согласно прогнозу Маркса, с развитием капитализма разрыв и антагонизм между собственниками и несобственниками должен возрастать, а классовая борьба обостряться. Жизнь опровергла предсказания Маркса: границы между буржуазией и пролетариатом стали все больше размываться, уровень жизни в развитых странах повышаться, а ряды среднего класса расширяться.

   У М.Вебера между двумя социальными полюсами общества - "позитивно привилегированным классом" собственников и "негативно привилегированным классом" люмпен-пролетариев - находится многочисленная прослойка, которая именуется им "средними классами", которые состоят как из мелких собственников, так и из людей, способных предложить на рынке свои навыки и умения (чиновники, ремесленники, крестьяне). Конкретно Вебер указывает, что независимых крестьян и ремесленников следует отнести к "средним классам". Эта категория обычно включает чиновников, занятых в общественном и частном секторе, лиц свободных профессий, а также рабочих, занимающих исключительно монопольную позицию". К высшему классу относятся те, кто живет на проценты с собственности и обладает хорошим образованием, а к низшему - те, у кого нет ни собственности, приносящей годовой доход, ни хорошего образования, позволяющего надеяться на высокие заработки. Логически рассуждая, к средним классам надо относить тех, кто сочетает оба признака и занимает противоречивые позиции. Иными словами, к среднему классу надо относить: а) тех, кто владеет небольшой собственностью и имеет невысокий уровень образовании ("мелкая буржуазия" - лавочники и розничные торговцы, мелкие предприниматели); б) тех, кто не имеет никакой собственности, но обладает высокой квалификацией и возможностью получать высокие оклады ("интеллигенция и специалисты"). Именно вторая страта должна расти наиболее интенсивно.

   Вебер нигде не раскрывает внутреннюю структуру среднего класса, например, не говорит о том, что он состоит из двух или трех страт. Однако указание на то, что такие слои все-таки существуют, у него есть. Так, Вебер использует термин "Kleinburgertum", имеющий, по Мнению комментирующего этот отрывок Т. Парсонса, более специфическое значение, чем английское выражение "нижний средний класс". Он стоит ближе к французскому термину "мелкая буржуазия" и характеризует экономически независимых субъектов, не занятых в крупных организациях. Типичный пример - мелкие лавочники и владельцы механических мастерских.

   Введение в стратификационную модель понятия средних классов сделало ее многомерной. Благодаря многомерному пониманию классовой стратификации Вебер добился того, считает П.Саундерс, чего не смог сделать Маркс, а именно объяснил сущность среднего класса. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4  Решение социальных проблем в развитых странах: 

  Социальная  политика в развитых странах  реализуется через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг.  Рассмотрим, как проводится социальная  политика в странах ЕС и  в США.

  Если  следовать определению Европейской  социальной модели (ЕСМ), которое  было дано на сессии Европейского  совета в Барселоне в 2002 г., то она подразумевает высокий  уровень социальной защиты, заботу  о качественном образовании и  поддержание социального диалога  – то есть ключевые черты,  присущие социальной политике  государств, участвующих в ЕС.

  Наличие  развитых систем социальной защиты  представляет собой фундаментальный  компонент и отличительную особенность  европейской модели рыночного  хозяйства. Под моделью социальной  защиты понимаются сложившиеся  принципы организации и функционирования  программ социального обеспечения.  Согласно отчету Европейской  комиссии, представленному в 1995 г., в странах ЕС доминируют четыре  основные модели: континентальная,  англосаксонская, скандинавская  и южно-европейская.  Рассмотрим  их подробнее.

   Континентальная модель Германии устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных. В Германии существуют три «отрасли» социального страхования: страхование по старости и инвалидности, по болезни и от несчастных случаев на производстве. Основные принципы данной модели присущи также Австрии, Франции, странам Бенилюкса.

   Развитая система социальной  помощи - одна из черт «социального  рыночного хозяйства" в Германии. Эта система основана на постулате,  что общество в лице своего  полномочного представителя –  «социального государства» - ответственно  за каждого гражданина независимо  от того, по каким причинам  тот оказался в беде. Другими  словами, любому легально проживающему  в Германии человеку, если он  оказался в нужде, социаламт  обязан, так или иначе, помочь.

   В модели социальной защиты  ФРГ центральное место занимает  социальное страхование. В большинстве  западноевропейских странах система  социального страхования подразделяется  на подсистемы обязательного  и частного. Они, в свою очередь,  охватывают следующие направления:  медицинское и пенсионное, страхование  по инвалидности, по безработице,  от несчастных случаев. 

   Имеются также большие недостатки. Так, расходы на социальную  помощь – одна из самых крупных  статей германского бюджета (они  сопоставимы с расходами на  оборону). Чтобы покрывать гигантские  траты, приходится постоянно увеличивать  налоги, взимаемые с работающих, - они поглощают уже до 40% заработка  и более. Высокие же налоги  подрывают стимулы к труду  - после всех положенных вычетов  рядовой рабочий или служащий  получают в месяц почти столько  же, сколько неработающий «социальщик». А ведь получатели социальной  помощи нередко еще и подрабатывают,  но, как здесь говорят, "по-черному", то есть нелегально Особенно  часто - женщины, которые заняты  в каком-либо частном домашнем  хозяйстве или в сфере услуг.  Политики и общественность ищут  пути выхода из сложившейся  ситуации.

   Англосаксонская модель социальной защиты, используемая Великобританией и Ирландией, радикально отличается от немецкой. В ее основе лежит доклад английского экономиста У. Бевериджа, представленный правительству в 1942 г. Беверидж предложил организовать систему социальной защиты, во-первых, на принципе всеобщности (универсальности), то есть распространить ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан, и, во-вторых, на принципе единообразия и унификации социальных услуг, что выражается в едином размере пособий, а так же условий их выдачи. Условие "равные пособия за равные взносы" Беверидж считал социально справедливым, а потому в большинстве случаев соблюдался принцип равенства пенсий и пособий независимо от размера утраченного дохода. В основе этой модели лежала идея о том, что любой человек независимо от его принадлежности к активному населению имеет неотъемлемое право на минимальную социальную заботу.

  Финансирование подобных систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из общего налогообложения. Так, семейные пособия и здравоохранение финансируются из госбюджета, а прочие социальные пособия - за счет страховых взносов наемных работников и работодателей. Характерным моментом является также широкое применение проверки доходов, обязательной для получения пособия.

   Следует отметить, что внутри  англосаксонской модели существуют  некоторые различия. Так, в Англии  бесплатные медицинские услуги  оказываются всем гражданам независимо  от уровня их дохода, а в  Ирландии – только низкооплачиваемым.

   Обращают на себя внимание  две специфические особенности  британской системы социальной  защиты. Во-первых, отсутствие в ее  рамках социальных, организационно  оформленных институтов, занимающихся  страхованием конкретных видов  социальных рисков, - старость, болезнь,  безработица, несчастные случаи  на производстве и др. Все программы  социального страхования образуют  единую систему. Во-вторых, это  большая роль в обеспечении  социальными услугами государственных  учреждений, а также – в силу  исторического развития их тесная  связь с частными страховыми  программами. Существует единый  фонд, который формируется из  отчислений работников, работодателей  и дотаций. За счет средств  этого фонда формируется пенсионное  и медицинское страхование, пособия  по болезни и пенсии по инвалидности.

   В системе социального страхования  застрахованные делятся на четыре  класса в зависимости от уровня  доходов. Первый класс - наемные  работники и предприниматели.  Второй класс - самозанятые граждане. Взносы второго класса дают  право на получение пособий  по болезни, беременности и  родам, пенсия по старости (но  не пособия по безработице). Третий  класс - лица, не работающие или  не имеющие достаточного страхового  стажа для получения права  на соответствующее социальное  обеспечение по первым двум  категориям. Четвертый класс - самозанятые  лица (актеры, музыканты и пр.), а  также руководители предприятий  и административно-управленческий  персонал, с доходами выше уровня, необходимого для страхования  по первому и второму классу.

  Южно-европейская  модель:   Испания, Греция и Португалия представляют, так называемую, южно-европейскую модель социальной защиты. Данную модель можно интерпретировать скорее как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Именно поэтому «рудиментарность» модели отмечается основной ее особенностью. Как правило, уровень социального обеспечения данной модели относительно низок, а социальная защита относится к сфере заботы родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль.

Информация о работе Социальная политика и ее осуществление на современном этапе