Очевидно, что при равном распределении
доходов, какими бы благими
намерениями оно не оправдывалось,
в обществе не будут производиться
так называемые предметы «роскоши»,
так как их некому будет
купить. Сошлемся на высказывание
экономиста И. Бентама: «При
подведении всех частных богатств
под один уровень общество
должно лишиться всех тех предметов
потребления, которые иначе не
могут существовать, как образуя
ценность, превышающую установленный
уровень». С другой стороны, столь
же очевидно, что в обществе
с неравным распределением доходов
выпускаемая продукция и оказываемые
услуги будут значительно разнообразнее,
а структура потребления разных
доходных групп будет существенно
различаться. И то, что для одних будет
предметом первой необходимости, для других
может оказаться предметом роскоши.
Тогда
какова же социальная роль государства?
Для всех стран «золотым периодом»
в развитии социальной деятельности
государства были 60—70-е годы. В
эти годы наиболее благоприятного
развития доля расходов на
социальные цели в валовом
национальном продукте в США
и развитых странах Европы
удвоилась и достигла в начале
80-х годов: 21%—в США; 24%—в Англии;
30%—во Франции; 31,5%—в Германии; более
трети—в Швеции и Дании. В
80-е годы маятник качнулся в
другую сторону.
Россия традиционно относится
к типу государств с сильной
ролью государства в социальной
сфере. Если не говорить о
более низком материальном и
институциональном уровнях, то
система социальных гарантий
и социальной защиты населения,
сложившаяся в России к началу
экономических преобразований, в
целом соответствовала принципам
социального рыночного хозяйства.
Но с точки зрения критериев
рыночной экономики социальная
роль государства была чрезмерно
патерналистской, хотя и обеспечивающей
удовлетворение широкого круга
всесторонне регламентированных
потребностей, но сковывающей личную
инициативу и подавляющей стремление
граждан самостоятельно решать
проблемы собственного благосостояния.
Под уровнем жизни населения
понимается уровень потребления
материальных благ (обеспеченность
населения промышленными потребительскими
товарами, продуктами питания, жилищем
и т. д.). Для оценки уровня
жизни используется такие показатели,
как потребление основных продуктов
на душу населения, обеспеченность
этими продуктами в расчете
на семью (обычно используется
показатель обеспеченность в
расчете на 100 семей). Немаловажное
значение для оценки уровня
жизни имеют показатели структуры
потребления (например, какова доля
в структуре потребления продуктов
питания наиболее биологически
ценных продуктов).
Для получения реальной картины
уровня жизни необходимо иметь
точку отсчета. Таковой является
“потребительская корзина”, включающая
набор благ и услуг, обеспечивающий
определённый уровень потребления.
В этой связи выделяют “минимальный
уровень потребления” и “рациональный
уровень потребления”. Под первым
понимают такой потребительский
набор, уменьшение которого ставит
потребителя за грань обеспечения
нормальных условий его существования.
Именно здесь проходит так
называемая “черта бедности”.
При этом не следует путать
“минимальный уровень потребления”
с “физическим уровнем потребления”,
ниже которого человек просто
не может существовать физически. Доля
населения, находящегося за “чертой бедности”,
является одним из важнейших показателей,
характеризующих уровень жизни в данной
стране.
“Рациональный
уровень потребления” отражает количество
и структуру потребления, наиболее
благоприятную для индивида. Соответственное
значение для оценки уровня жизни
имеет статистика, приближенная к
такому потребителю.
Значительно более сложным для оценки
является показатель качества жизни населения.
Речь идёт о таких сложных для количественных
оценок показателей, как условия и безопасность
труда, состояние
Необходимо также отметить, что
оценки уровня и качества жизни
изменяются во времени и пространстве.
То, что 20-30 лет назад рассматривалось
как высокий жизненный уровень,
сегодня может лишь слегка
превышать “черту бедности”.
То, что для европейца выглядит
как нищета, для коренных жителей
Африки или Заполярья может
явиться наиболее рациональным
образом жизни. Это подтверждает
печальный опыт “внедрения”
европейской или американской
цивилизации в быт и культуру
малых народов Севера.
В этом плане заметим, что
Россия еще, по крайней мере,
десятилетие будет находиться
в достаточно сложном положении,
когда социальные ожидания населения
существенно завышены по сравнению
с экономическими возможностями
общества. Отсюда велика опасность
острых социальных конфликтов. Поэтому
выбор направлений и механизмов
реализации социальной политики
для России имеет сейчас особо
важное значение.
Из этих
направлений социальная политика имеет
огромное значение.
Понятие "социальная защита"
впервые использовали американские
законодатели в тексте закона,
принятого в 1935 г. В нем давалось
правовое обоснование нового
для США института обязательного
страхования на случай старости,
смерти, инвалидности и безработицы.
Широкое
применение международным сообществом
категории "социальная защита"
во многом обусловлено кардинальными
изменениями, произошедшими в
социальной политике западных
стран в 30-50-х годах.
У нас термин "социальная защита"
стал употребляться относительно
недавно, с началом рыночной
трансформации: потребность в
его использовании возникла, когда
появилась настоятельная необходимость
помощи гражданам, не способным
материально себя обеспечить.
Так, по мнению Б. Ракитского,
социальная защищенность в широком
смысле представляет собой такой
общественный порядок, в рамках
которого объекты могут отстаивать
свои интересы.
К важнейшим характеристикам
термина "социальная защита"
относят: виды и организационно-правовые
формы социальной защиты, категории
граждан, которым оказывается
социальная помощь или которые
охвачены социальным страхованием.
Данный методологический подход
опирается на позиции МОТ, рассматривающие
национальные системы социальной
защиты как комбинацию различных
институтов социального страхования
и социальной помощи.
Методологически вопрос о формах
и механизмах социальной защиты
достаточно детально проработан
западными учеными. Так, к формам
социальной защиты относят: личные
виды социального страхования
(пенсионное, медицинское, от несчастных
случаев на производстве, от безработицы);
социальную помощь в виде различных
видов вспомоществования; национальные
системы охраны труда; помощь
государства в получении образования;
системы социальной защиты на
уровне предприятий.
Обобщив трактовки категории
"социальная защита", можно
дать следующее определение данного
понятия: социальная защита охватывает
комплекс отношений, сущностных
связей и интересов социальных
субъектов (работников и работодателей),
общественных организаций и государства,
связанных с минимизацией влияния
факторов, снижающих качество жизни
(в том числе и трудовой).
Социальная
защита работников включает в себя
следующие направления:
- создание
условий для занятости населения
трудовой деятельностью, позволяющей
работникам зарабатывать средства
для жизни в объемах, достаточных
для достойного существования;
- обеспечение
безопасных условий труда для
работников и доступа граждан
к национальным системам здравоохранения,
реабилитации и профессионального
образования;
- обеспечение
работников и членов их семей
прожиточным минимумом материальных
средств в случаях безработицы,
потери или резкого сокращения
дохода из-за болезни, рождения
ребенка, несчастного случая в
быту, производственной травмы или
профессионального заболевания,
инвалидности, старости, утраты кормильца.
Теоретико-методологическое обоснование
доктрины социальной защиты и
ее законодательное выражение
зависят от трех групп факторов
- политических, экономических и
социальных, формирующих пространство
жизнедеятельности людей. Политические
факторы охватывают идеологию,
законодательство, институциональную
структуру государства и общества.
Экономические (материально-вещественные)
факторы определяют уровень материального
благосостояния страны и ее
населения. Социальные факторы
(социально-психологические, морально-этические,
религиозные компоненты жизнедеятельности)
- степень гармонизации отношений
между государством, обществом и
индивидом.
В
Конституции Российской Федерации
сформулированы основные положения
в области социальной защиты
граждан,
В
частности, в ст.7 сказано: "В
Российской федерации охраняется
труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер
оплаты труда, обеспечивается
государственная поддержка семьи,
материнства, отцовства и детства,
инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных
служб, устанавливаются государственные
пенсии, пособия и иные гарантии
социальной защиты".
Таким образом, конституционное,
трудовое и социальное право
представляют собой, по существу,
национальную доктрину социальной
защиты.
Подобной
точки зрения придерживается
и Ю.Хабермас, который считает.
что: "развитая система социальной
защиты становится политическим
содержанием массовой демократии.
Политическая система не в
состоянии добиться беспредельной
лояльности масс и поэтому
для придания легитимности своим
действиям должна предлагать
государственные и социальные
программы, выполнение которых
подлежит контролю".
Анализ базовых положений международных
документов, отечественной законодательной
базы в рассматриваемой области
позволяет выделить важнейшие
принципы социальной защиты работников:
- социальная
ответственность общества и государства
за бережное отношение к личности,
реализацию его прав на свободный
труд, выбор профессии, места работы
и обучения;
- обеспечение
приемлемых условий труда, защиту
здоровья и жизни, компенсацию
утраты трудоспособности;
- социальная
справедливость в области трудовых
отношений - равное вознаграждение
за равный труд, право на безопасность
и гигиену труда, сохранение
здоровья, трудоспособности граждан,
на социальные пособия в случае
болезни, на высокий уровень
компенсации постоянной утраты
трудоспособности, обеспечение медицинской,
социальной и профессиональной
реабилитации пострадавших на
производстве;
- всеобщий
и обязательный характер защиты
работников от социальных и
профессиональных рисков, обеспечение
права на социальную защиту
как главного ориентира социально-экономического
развития общества;
- минимально
возможный уровень социальных
и профессиональных рисков, доступность
и открытость соответствующей
информации, примат безопасности
и достижение социального согласия
в обществе по поводу установления
уровней профессиональных и социальных
рисков, социальных гарантий по
их минимизации и компенсации;
- государственные
гарантии, связанные с социальной
защитой при одновременной самостоятельности
и самоуправляемости негосударственных
систем и программ защиты.
2.3 «Средний
класс» как основа общества:
Наличие, рост среднего класса
в любой стране рассматриваются
как свидетельство эффективности
проводимых преобразований, как
критерий того, что реформы идут
в правильном направлении и
приобретают необратимый характер.
Большой удельный вес среднего
класса в системе социальной
стратификации является одним
из существенных признаков общества,
определяемого как «развитое», «цивилизованное».
В то же время отсутствие
среднего класса после десяти
лет реформ служит аргументом
для тех, кто настаивает на
радикальном изменении политического
курса. Эти обстоятельства часто
придают идеологическую окраску дискуссиям
о среднем классе. Так, нередко звучит
мысль о том, что в дореформенном, постсоветском
обществе средний класс фактически существовал,
но был «размыт», погублен курсом реформ,
а его место заняли полукриминальные «элементы”.
Согласно противоположной точке зрения,
средний класс неизбежно должен сложиться
в результате стабильного функционирования
рыночной экономики. При этом сторонники
обеих точек зрения, как правило, ограничиваются
указанием на наличие некоторых известных
критериев отнесения к среднему классу
(уровень образования, социально-профессиональный
статус).