Социальная политика и ее осуществление на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2


I Социальное неравенство и неравномерность доходов…………………. …...4

Социальное неравенство и формы его проявления………………………...4
Дифференциация доходов и механизмы измерения.
Дифференциация в оплате. Индексация доходов………………………….5

Причины неравенства и социально-экономические последствия……….14


II Социальная политика и ее осуществление на современном этапе………..32

2.1 Типы социальной политики государства, методы борьбы с бедностью..32

2.2 Социальная политика государства и механизмы социальной защиты населения, подходы к сглаживанию неравенства……………………………..38

2.3 «Средний класс» как основа общества……………………………………48

2.4 Решение социальных проблем в развитых странах……………………..59


Заключение……………………………………………………………………….66


Список используемой литературы……………………………………………...69

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 246.41 Кб (Скачать)
 
  • До тех  пор, пока положительная динамика уровня жизни не приведет к существенному  сокращению масштабов бедности, следует  воздержаться от принятия новых методологических принципов определения и измерения  бедности, следствием которых является рост численности бедных. В условиях, когда такие шаги не подкреплены  адекватными мерами социальной поддержки, существенно затрудняется доступ к  социальной помощи самых уязвимых категорий  граждан.
 

    Создание условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения. В сфере доступа бедных к ресурсам, позволяющим им самостоятельно выйти из бедности, ключевые проблемы сконцентрировались в четырех направлениях: институциональное регулирование рынка труда; оплата труда; содействие занятости; помощь безработным. 

   Меры институционального регулирования занятости в настоящее время предполагают: 

  1. Детальную проработку механизмов практической реализации правовых норм о труде, которые бы включали создание предпосылок, стимулов и методов контроля с целью  их более эффективного действия. Необходимо повысить ответственность не только работодателей за нарушение трудовых прав работников, но также и государственных  правоохранительных и судебных органов  за некачественное и несвоевременное  реагирование на нарушение этих прав.
 
  1. Либерализацию отношений найма и увольнения работников. Следует изменить концепцию  социальной поддержки безработных  и повысить качество надзора за исполнением  трудового законодательства работодателями. В противном случае, для того чтобы  не допустить роста численности  трудоспособных бедных, целесообразно  остаться в рамках старых правовых норм.
 

    Сокращение численности низкооплачиваемых работников является главным приоритетом в содействии сокращению бедности в сфере оплаты труда. Для увеличения объема средств, направляемых на рост заработной платы низкооплачиваемым работникам, ресурсы могут быть получены как за счет экономического роста, так и за счет совершенствования распределительных отношений.

   Следует более четко разграничить два направления активной социальной политики: общественные работы и создание временных рабочих мест, которые должны быть ориентированы на разные категории безработных. Как показывает опыт многих стран, общественные работы организуются на достаточно продолжительный период времени и участвовать в них предлагают преимущественно длительно безработным, в значительной мере утратившим квалификацию и навыки регулярной трудовой деятельности. Доля трудоустраивающихся по окончании общественных работ невелика в силу специфики контингента. Временные рабочие места организуются для лиц, недавно лишившихся работы, и для молодежи, впервые выходящей на рынок труда. Как показывает практика, они являются достаточно эффективным "мостом" к последующей постоянной занятости.

    Содержание и направленность программ борьбы с бедностью во многом будет зависеть от принципиально выбранной стратегии, которая имеет две альтернативы. 

   Первая состоит в том, что эффективная борьба с бедностью, исходя из мирового опыта, возможна только в условиях оживления национального производства и роста источников самообеспечения: труда и предпринимательства. Все экономические, финансовые и иные инструменты макроэкономической и региональной политики должны быть направлены на это оживление. Однако, стоит подчеркнуть, что нет автоматической связи между экономическим и социальным прогрессом, важна политическая идеология, - либо опора национального роста и развития на дифференциацию и конкуренцию в обществе и на активность частного капитала , либо - на социальное рыночное хозяйство, государство благосостояния, социальное государство с высокой долей социальных вложений в человеческий капитал.

     Другая альтернатива борьбы с бедностью - введение пособий по нуждаемости для всех, не имеющих прожиточного минимума.

     Предлагаемый комплекс мер, с одной стороны, предполагает дальнейшее проведение реформ, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, с другой - нацелен на смещение приоритетов социальной политики в сторону тех, кто не способен самостоятельно обеспечить приемлемый уровень жизни. Центральным звеном приоритетов являются процессы на рынке труда: как в сфере занятости, так и оплаты труда. Расширение для трудоспособных бедных возможностей получения доходов - это ключевое звено. Отправной точкой в реализации данного приоритета является легализация неформальных моделей поведения как работников, так и работодателей. Позитивные перемены в сфере занятости в любом случае приведут к увеличению официального фонда оплаты труда. Это в свою очередь не только сократит потенциальную нагрузку на программы социальной поддержки уязвимых групп населения, но и увеличит социальные отчисления, что будет способствовать укреплению финансовой базы социальных трансфертов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

II  Социальная  политика и ее осуществление  на современном этапе.

 

2.1 Типы социальной политики государства, методы борьбы с бедностью:

  

   Впервые термин «социальное обеспечение» появился в «Акте о социальном обеспечении» в США в 1935г. и в «Акте о социальном обеспечении» в Новой Зеландии в 1938г.

    В определении социального обеспечения,  ключевым моментом стал доклад  У. Бевериджа в Великобритании  в 1942г. В этом докладе он  определил социальное обеспечение  следующим образом: «социальное  обеспечение означает обеспечение  минимального дохода от безработицы,  болезни, аварии, увольнения по  старости и предотвратить убытки  от иждивенчества других людей,  а также решить проблему исключительных  расходов, возникающих в случае  рождения, смерти, брака».

     П. Ларок утверждает, что социальное  обеспечение непрерывно определяет  уровень жизни для трудящихся  масс, и во всех случаях обеспечение  соответствующего минимального  уровня жизни посредством перераспределения  доходов, основываясь на принципе  солидарности, гарантирует такой  уровень жизни».

     Можно сказать, что определения  даваемые учеными понятию социального  обеспечения весьма разнообразны. Однако основное значение и  цель социального обеспечения  они видят в обеспечении права  на достойное существование через  обеспечение минимального уровня  жизни. Таким образом, они включают  в данное понятие социальную  и экономическую функции государства. Юристы и правоведы считают, что цель социального обеспечения заключается в охране права на жизнь. Политики часто используют социальное обеспечение в качестве политического лозунга. Экономисты понимают социальное обеспечение, как перераспределение доходов.

     Принимая во внимание эти тенденции,  можно определить понятие социального  обеспечения следующим образом:  Социальное обеспечение в узком  смысле означает, что государство,  имеющее целью социальной политики  обеспечение минимального уровня  жизни общества, гарантирует каждую  личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к  существованию - таких как болезнь,  несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица,  бедность; в широком смысле социальное  обеспечение означает систему,  которая через государство и  общественные организации предоставляет  ресурсы на проживание и сервис  нуждающимся, для того чтобы  человек жил по-человечески, и  через перераспределение дохода  стремится к социальному равенству  и полному равновесному развитию. Международная Ассоциация Социального Обеспечения классифицирует различные формы системы социального обеспечения следующим образом: социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание.

   Можно считать, что основой системы социального обеспечения является, прежде всего, социальное страхование. Базу социального страхования обычно составляют следующие элементы:

а) пенсионное страхование:

б) медицинское страхование:

в) страхование несчастных случаев на производстве:

г) страхование  по безработице. 
 

Социальная  помощь подразделяется следующим образом:

а) охрана жизни:

б)медицинская  помощь:

в)поддержка  военным инвалидам.

г)спасение от стихийных бедствий.

   Особенностью социальной помощи  является то, что для получения  пособия должна подтверждаться  ее необходимость. Это является  главным отличием социальной  помощи от социального страхования.

   Таким образом, все условия  связанные с жизнью населения  как-то: обеспечение дохода, медицина, здравоохранение, образование, наем, жилье - являются объектами социального  сервиса.

    Самой важной функцией системы  социального обеспечения является, безусловно, обеспечение приемлемого  уровня жизни населения. Структура  такой системы такова: нетрудоспособным  оказывается социальная помощь; трудоспособным предоставляется  возможность социального страхования,  нуждающимся в социальной поддержке  оказывается поддержка социальным  обслуживанием.

     Второй важнейшей функцией можно  назвать функцию перераспределения  доходов. Типичным примером перераспределения  дохода в социальном обеспечении  является социальная помощь, которая,  можно сказать, осуществляет "вертикальное  перераспределение доходов". Еще  одним структурным направлением, которое выполняет функцию "вертикального  перераспределения", является социальное  обслуживание. Функции "горизонтального  распределения" выполняет социальное  страхование.

    Третьей основной функцией социального  обеспечения, является функция  экономической стабилизации.

    В Федеральном законе "О государственной  социальной помощи" четко сформулированы  цели предоставления государственной  социальной помощи: это "поддержание  уровня жизни малоимущих семей,  а также малоимущих одиноко  проживающих граждан, среднедушевой  доход которых ниже величины  прожиточного минимума", а также  "адресное и рациональное использование  бюджетных средств" (ст. 3).

     Подчеркивается, что получателями  государственной социальной помощи  могут быть только те малоимущие, чьи среднедушевые доходы не  достигают прожиточного уровня  по не зависящим от них причинам (ч. 2 ст. 6). В ст. 5 также определены  источники оказания государственной  социальной помощи. При этом отмечается, что "в случае недостаточности  средств субъектов Российской  Федерации и средств местных  бюджетов на оказание государственной  социальной помощи такие средства  выделяются субъектам Российской  Федерации и органам местного  самоуправления за счет средств  бюджета вышестоящего уровня  бюджетной системы" (ч. 2 ст. 5). Важным представляется положение, в соответствии с которым государственная социальная помощь оказывается лишь временно (ч. 1 ст. 6).

   Другой существенной новацией  является то, что Закон предусматривает  возможность проведения органами  социальной защиты дополнительной  проверки (комиссионного обследования), направленной на подтверждение  сведений, которые представлены  в заявлении о предоставлении  государственной социальной помощи (п. 2 ст. 8). Здесь же регламентируются  порядок и сроки принятия решения  по таким заявлениям (п. 3 ст. 8). Закон  весьма подробно указывает причины  отказа в государственной социальной  помощи (ч. 1 ст. 9), а также основания  для прекращения таковой (п. 1 ст. 10). При этом Закон устанавливает  обязанности не только государственных  органов, оказывающих социальную  помощь от имени государства  (как это обычно делается в  социальных законах), но и обязанности  получателей социальной помощи.

   Таким образом, последние социальные  законы свидетельствуют о желании  законодателя избавиться от патерналистского  подхода к предоставлению государственной социальной помощи и преодолеть свойственное такому подходу иждивенчество.

   Поэтому государство помогает  различными социальными программами населению, которое нуждается в помощи, разрабатывая социальную политику.                         

  Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной.

Информация о работе Социальная политика и ее осуществление на современном этапе