Социальная политика и ее осуществление на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2


I Социальное неравенство и неравномерность доходов…………………. …...4

Социальное неравенство и формы его проявления………………………...4
Дифференциация доходов и механизмы измерения.
Дифференциация в оплате. Индексация доходов………………………….5

Причины неравенства и социально-экономические последствия……….14


II Социальная политика и ее осуществление на современном этапе………..32

2.1 Типы социальной политики государства, методы борьбы с бедностью..32

2.2 Социальная политика государства и механизмы социальной защиты населения, подходы к сглаживанию неравенства……………………………..38

2.3 «Средний класс» как основа общества……………………………………48

2.4 Решение социальных проблем в развитых странах……………………..59


Заключение……………………………………………………………………….66


Список используемой литературы……………………………………………...69

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 246.41 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...2 

I Социальное неравенство и неравномерность доходов…………………. …...4

    1. Социальное неравенство и формы его проявления………………………...4
    2. Дифференциация доходов и механизмы измерения.

     Дифференциация в оплате. Индексация доходов………………………….5

    1. Причины неравенства и социально-экономические последствия……….14
 

II  Социальная  политика и ее осуществление  на современном этапе………..32

  2.1 Типы социальной политики государства, методы борьбы с бедностью..32

  2.2 Социальная  политика  государства и механизмы  социальной защиты населения, подходы к сглаживанию неравенства……………………………..38

  2.3 «Средний  класс» как основа общества……………………………………48

  2.4 Решение социальных проблем в развитых странах……………………..59 

Заключение……………………………………………………………………….66 

Список используемой литературы……………………………………………...69 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Проблема  бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа  значительной части населения нашей  страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования  и здравоохранения, возможности  успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с  чрезмерной поляризацией доходов обусловливают  социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и  обществе.

  Интерес к бедности вполне объясним - она считается одной из самых глубоких социальных проблем и  имеет двухсотлетнюю историю. Проблемой бедности интересовались многие видные ученые - А. Смит, Т. Мальтус, Д. Рикардо, Г. Спенсер, Ж. Прудон, Э.Реклю, К. Маркс, Ф. Энгельс. С восемнадцатого века до первой половины двадцатого столетия за рубежом господствовали два основных подхода в изучении бедности: первый представлен социал-дарвинистской концепцией бедности. Бедность рассматривалась как неизбежное следствие борьбы за выживание, бедные считались лично ответственными за свои материальные трудности. В основе второго подхода - эгалитаристского лежал принцип уравнительности, бедность рассматривалась как форма и мера эксплуатации трудящихся, было выделено два типа бедности: абсолютная и относительная.

     Англичане Ч. Бут и С. Раунтри,  исследовавшие бедность в конце  XIX века, за точку отсчета в  определении бедности брали возможность  индивида удовлетворить свои  основные потребности в еде,  одежде и жилище.

     Ч. Бут пытался установить реальные  критерии определения бедности, как-то: уровень доходов и удовлетворение  основных потребностей; нормы и  стандарты, необходимые для поддержания определенного уровня работоспособности и здоровья. Ч. Бут заложил основную теорию бедности: нищету можно предупредить.

       Анализ бедности в середине двадцатого века показал неоднозначность и сложность данной проблематики. Признание многомерности явления предопределило системный подход к изучению бедности.

     В начале 90-х годов к научному  поиску в данной области подключились  отечественные социологи. За короткий  промежуток времени были проведены  эмпирические исследования и  сделаны попытки теоретического  осмысления данной проблем, и  все же систематического подхода  к изучению бедности отечественная  социология не имеет. Как полагает B.C. Сычева, причиной этому служит  многолетнее отставание в ее  изучении и неожиданный прорыв, явно заставший исследователей  врасплох.

 

 

I  Социальное неравенство и неравномерность доходов. 

    1. Социальное  неравенство и  формы его проявления:

   Социальное неравенство существовало  на протяжении практически всей  разумной истории человечества.  Не смотря на то что во  все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критики  и никогда не вызывало симпатий  у членов общества, люди в ходе  исторической практики с поразительным  упорством сопротивлялись созданию  «совершенных» обществ, основанных  на социальном равенстве и  отсутствии угнетения и принуждения  одних социальных групп другими. 

   Истоки  социального неравенства  многие современные ученые видят  в природных различиях людей  по физическим данным, личностным  качествам, внутренней энергии,  а также по силе мотивации,  направленной на удовлетворение  наиболее значимых, насущных потребностей. Первоначально возникающее неравенство  обычно крайне неустойчиво и  не приводит к закреплению  социальных статусов.

   Относительно примитивная культура  не создает социальных норм  относительно жесткого закрепления  отношений неравенства. Развитие  социальных отношений, появление  сложных обществ и системы  социальных институтов предполагает  наличие более сложной сети  взаимно пересекающихся обменов  социальными ценностями, в ходе  которых происходит постоянное  перераспределение этих ценностей.  Изначальные различия людей по  физическим данным и личностным  качествам приводит к тому, что  наиболее сильные, энергичные, целеустремленные  и высокомотивированные личности  получат преимущества входе обмена  социальными ценностями. Эти преимущества  дают возможность таким личностям  совершать асимметричные, неравные  обмены. В ходе постоянно совершающихся  взаимопересекающихся асимметричных  обменов начинается формирование нормативной основы неравенства. Нормативная основа представляет собой совокупность специфических норм, закрепляющих поведение индивидов в соответствии с их рангом. Начинается закрепление и создание законодательной базы для возвышения отдельных социальных групп.

   Следующим формирования отношений  неравенства является закрепление  существующего положения, которое  складывается в некоторый момент  в ходе обмена. Это закрепление  осуществляется путем создания  нормативной базы, которая устанавливает  ранговое место (или статус) каждого  индивида или социальной группы  в социальной структуре при  условии наличия в его распоряжении  необходимого количества ценностей.  Характер имеющихся ценностей  формирует вид структуры, относительно  которой определяется статус  индивида или группы. 
 

1.2  Дифференциация доходов и механизмы измерения. Дифференциация в оплате. Индексация доходов:

    Один из источников социальной  напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния  граждан, уровне их богатства.  Уровень богатства определяется  двумя факторами:

1) величиной  имущества всех видов, находящегося  в собственности отдельных граждан;

2) величиной  текущих доходов граждан.

    Люди получают доходы в результате  того, что создают собственный  бизнес (становятся предпринимателями)  или предоставляют находящиеся  в их собственности факторы  производства (свой труд, капитал  или землю) в пользование другим  людям или фирмам, а те используют  эту собственность для производства необходимых благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:

1) разная  ценность принадлежащих людям  факторов производства (капитал  в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход,  чем в форме лопаты);

2) разная  успешность использования факторов  производства (например, работник в  фирме, производящей дефицитный  товар, может получать более  высокий заработок, чем его  коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары  которой продаются с трудом);

3) разный  объем принадлежащих людям факторов  производства (владелец двух нефтяных  скважин получает при прочих  равных условиях больший доход,  чем владелец одной скважины).

    Все люди рождаются разными  и наделены разными способностями,  некоторые из которых встречаются  реже других. Так, в любой стране  всегда крайне мало людей, способных  достичь вершин математики, стать  выдающимися футболистами или  создать процветающее предприятие.  Поэтому на общенациональном  рынке труда спрос на такие  способности намного превышает  предложение. А это ведет к  росту цены трудовых способностей  таких людей, то есть их доходов.

    Ни одной экономической системе  не удалось ликвидировать неравенства  доходов и богатства семей.  Даже в условиях командной  системы СССР государство вынуждено  было отказаться от принципов  полной уравнительности (их пытались  реализовать только в период  «военного коммунизма») и перейти  к формированию доходов по  принципу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Но  поскольку способности у людей  различны, то труд их имеет  разную ценность и это влечет  за собой неодинаковое вознаграждение  за труд, то есть различие в  доходах.

    Конечно, в СССР для подавляющей  массы населения различия в  уровнях доходов были куда  меньше, чем сейчас в Российской  Федерации, но, тем не менее,  они существовали. Кто-то покупал  «Жигули» в экспортном исполнении  или «Волги», в то же время  во всех школах родительские  комитеты вынуждены были заниматься  сбором денег для покупки школьной  формы детям из нищих семей.  Неравенство доходов и богатства  может достигать огромных масштабов  и тогда оно создает угрозу  для политической и экономической  стабильности в стране. Поэтому  практически все развитые страны  мира постоянно реализуют меры  по сокращению такого неравенства.

    Но сначала попробуем разобраться  в том, почему нежелательно  и абсолютное равенство в доходах.

    Дело в том, что уравнительная  организация экономической жизни  убивает у людей стимулы к  производительному труду. Ведь  все мы рождаемся разными и  наделены разными способностями,  некоторые из которых встречаются  реже других. Поэтому на общенациональном  рынке труда спрос на более  редкие способности намного превышает  предложение. А это ведет к  росту цены трудовых способностей  таких людей, то есть их доходов.  Впрочем, люди с одинаковым  типом способностей выполняют  одни и те же обязанности  тоже по-разному, с разной производительностью  труда и качеством продукции.  Как оплачивать эти различные  результаты труда? Что важнее - факт труда или его результат?

     Если оплачивать одинаково –  «по факту труда», то обидятся  люди, работающие с большей производительностью  и наделенные полезными обществу  талантами. Многие из них перестанут  работать в полную силу (зачем  напрягаться, если всем платят  одинаково?). А значит, результативность  их труда опустится до уровня  наименее одаренных и трудолюбивых  членов общества. Итогом этого  станет уменьшение возможностей  экономического прогресса страны  и замедление темпов роста  благосостояния всех ее граждан.  Поэтому оплачивать деятельность  людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов. В силу этого определенное неравенство доходов следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей.

      Поэтому в экономической теории распределение общественного дохода рассматривается как с точки зрения функционального распределения, так и исходя из персонального распределения, с помощью кривой Лоренца. Функциональное распределение дохода показывает, какая часть национального дохода приходится на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Основная масса людей подавляющую часть своих доходов получает в форме заработной платы (в развитых странах этот показатель составляет 75%). На долю ренты, как платы за землю (сюда не включается экономическая рента, полученная на рынке труда) приходится 0,4% национального дохода, на долю процентных платежей – 9% общего дохода, на прибыль соответственно – 15,6%. Персональное распределение дохода показывает, как распределяется доход между различными группами населения. Ни для кого не секрет, что доход этот распределяется неравномерно. Для наглядного изображения степени неравенства в распределении дохода среди групп населения в мировой практике используется кривая Лоренца (рис. 1). 

Информация о работе Социальная политика и ее осуществление на современном этапе