Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение системы стимулирования эффективности и качества труда работников на предприятии РУП ГФХИ «Любна» и разработка направлений ее совершенствованию.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
осветить место и роль системы стимулирования труда работников предприятия: сущность, задачи, функции, принципы и методические подходы к оценке эффективности и качества труда;
Введение…………………………………………………………………....
3
1 Место и роль системы стимулирования труда работников
предприятия………………………………………………………………..
4
1.1 Система стимулирования труда работников: сущность, задачи, функции, принципы…………………………………………………….....
4
1.2 Виды и формы стимулирования труда…………………………….....
7
1.3 Методические подходы к оценке эффективности и качества труда работников предприятия…………………………………………….........
11
2 Анализ системы стимулирования эффективности и качества труда работников на РУП ГФХИ «Любна»……………………………………..
15
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности
предприятия………………………………………………………………...
15
2.2 Анализ действующей системы стимулирования труда работников на РУП ГФХИ «Любна»…………………………………………………..
18
2.3 Оценка эффективности и качества труда работников
предприятия………………………………………………………………...
25
3 Направления совершенствования системы стимулирования труда на РУП ГФХИ «Любна»……………………………………………………...
31
Заключение………………………………………………………………....
39
Список использованных источников…………………
Материально-денежное стимулирование – это поощрение работников денежными выплатами по результатам трудовой деятельности.
Основными формами материально-денежного стимулирования являются заработная плата, доплаты, надбавки, компенсации, участие в прибыли, собственности предприятия, бонусы и другие единовременные вознаграждения.
В системе стимулирования труда заработная плата занимает ведущее место. Она является основной частью дохода работника, по своей структуре неоднородна и состоит из двух частей: постоянной и переменной. На нее влияют: совершенствование нормирования труда, внедрение научной организации, модернизация рабочих мест, перегруппировка рабочей силы, сокращение излишнего персонала, усиление заинтересованности в более сложном и квалифицированном труде [9, c. 73].
Доплата является формой вознаграждения за дополнительные результаты труда, за эффект, полученный на конкретном участке. Доплаты получают лишь те, кто участвует в достижении дополнительных результатов труда, дополнительного экономического эффекта. В отличие от тарифа доплаты не являются обязательным и постоянным элементом заработной платы. Увеличение размера доплат зависит, главным образом, от роста индивидуальной эффективности труда конкретного работника и его вклада в коллективные результаты. При снижении показателей работы доплаты могут быть не только уменьшены в размере, но и полностью отменены.
Надбавки к заработной плате – денежные выплаты сверх зарплаты, которые стимулируют работника к повышению квалификации, профессионального мастерства и длительному выполнению совмещения трудовых обязанностей [10, c. 35].
Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.
Участие в распределении прибыли является сегодня широко распространенной системой вознаграждения, используется как средство, способствующее сохранению социального мира внутри предприятия, и как фактор повышения заинтересованности в его экономическом успехе. По своей сути система участия в прибылях является элементом оперативного управления предприятием, направленной на обеспечение получения прибыли. Работник разделяет наравне с собственником риск кратковременного снижения дохода, чтобы в будущем достигнуть более высоких результатов и компенсировать потери сегодняшнего дня.
Специфической формой участия в прибылях предприятия является бонус. Бонус – это денежное вознаграждение, выплачиваемое работнику сверх зарплаты и обычно связанное с его продуктивностью в определенном временном интервале. Преимущества бонусов в том, что их выплата побуждает к высокопроизводительному труду даже отстающих работников, так как при расчете учитываются реально достигнутые результаты конкретного работника. Система выплаты бонусов достаточно гибка, их размеры колеблются в зависимости от количества персонала, на который они распространяются [11, c. 156].
Важнейшим направлением материально-денежного стимулирования является премирование. Цель премирования – материальное поощрение работников за высокие результаты труда и их дальнейшее стимулирование. Показатели и условия премирования должны соответствовать задачам предприятия или его подразделений и реально зависеть от трудовых усилий коллектива. К основным показателям и условиям премирования относятся рост производительности труда; повышение качества продукции, работ и услуг; снижение затрат на производство; экономия материальных ресурсов; степень использования производственных мощностей, основных фондов, трудовых, финансовых и материальных ресурсов; рост прибыли, дохода и др.
Выбор круга премируемых работников обеспечивает связь показателей и условий премирования с конкретными задачами производства и содержанием трудовой деятельности работников, что оказывает на последних прямое воздействие.
Материально-неденежное стимулирование управляет объектом посредством материальных благ, которые по каким-либо причинам затруднены для приобретения за деньги (жилье, путевки), то есть предмет потребности – набор жизненно важных для объекта материальных благ [12, c. 77].
Вторым немаловажным видом стимулирования является моральное, которое основывается на специфических духовных ценностях человека и выражается в признательности руководства, оценке заслуг работника, общественном признании.
Существует два вида морального стимулирования – морально-социальное и морально-психологическое.
Морально-социальное стимулирование включает в себя следующие стимулы:
Морально-психологическое
Для эффективного применения моральных стимулов необходимо:
В практике в чистом виде ни один вид стимулирования не применяется. Их использование обычно носит комплексный характер, то есть при стимулировании поведения различных объектов управления и направлений их деятельности происходит сложное переплетение различных видов стимулирования [15, c. 34].
Важное значение в управлении поведением социальных объектов в сфере труда имеют формы стимулирования труда.
Под формой стимулирования труда понимается способ взаимосвязи результатов деятельности и стимулов. Эти формы могут быть выделены по различным признакам.
По степени информированности объекта управления о взаимосвязи результатов деятельности и стимулов формы стимулирования делятся на:
В опережающей объект стимулирования еще до начала деятельности информируется о том, какие необходимо достичь результаты и что можно за
них получить. Ему сообщают, как будет измеряться его труд, каким образом он будет оцениваться и какова будет функция стимулирования. При подкрепляющей, объект стимулирования узнает о том, что оказался ценным, признанным и поощренным в его труде только после завершения деятельности.
По учету результатов деятельности при определении стимула формы стимулирования делятся на:
Достоинством индивидуальной формы стимулирования является то, что четко прослеживается связь между эффективностью деятельности конкретного исполнителя и ее поощрениями. Недостатками являются значительные сложности в установлении показателей для оценки результата работы отдельного исполнителя, происходит концентрация их внимания только на выполненных конкретных производственных операциях в отрыве от целей коллектива. Такая ситуация будет сказываться на психологическом климате и на экономических результатах деятельности предприятия.
Стимулирование по результатам деятельности коллектива в целом позволяет каждому работнику ощутить себя частичкой единого целеустремленного коллектива, ответственным за судьбу своего предприятия. Главные трудности коллективной формы стимулирования заключаются в определении вклада конкретного исполнителя в конечные результаты деятельности трудового коллектива и соответственно их доли в общем объеме полученных в зависимости от эффективности этой деятельности материальных и духовных благ [17, c. 98].
По учету отклонения результата деятельности от нормы формы стимулирования делятся на:
Достижение и превышение
нормативных показателей
Позитивное стимулирование способствует повышению престижности, авторитетности человека в глазах окружающих. Негативное стимулирование направлено на ущемление определенных потребностей работы, что ведет к снижению его престижа и авторитета [18, c. 241].
Таким образом, использование различных видов, форм и методов стимулирования труда позволит сформировать руководству предприятия действенную мотивацию работников к эффективной деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать не только функционированию, но и развитию предприятия. Для этого необходимо утверждение таких условий хозяйствования, при которых работники получают реальную возможность проявить свою инициативу и чтобы эти условия пробудили у них интерес к трудовой деятельности. Нельзя экономить на заработной плате хорошим работникам. Одной преданности предприятию недостаточно для продолжительной работы в ней. Низшие потребности также обязательно должны быть удовлетворены, особенно, когда они связаны с такими высшими потребностями, как уважение и признание, которые в настоящее время базируются на размере оклада.
труда работников предприятия
Оценка эффективности труда – это важная составляющая здорового функционирования предприятия, целью которой является достижение высоких конечных результатов деятельности на основе повышения эффективности труда работников.
Оценка качества труда − процесс субъективный, но он позволяет дать вполне объективную оценку личностным и деловым качествам работников.
Существует достаточно много методик оценки эффективности и качества труда работников, в каждой из них есть свои плюсы и минусы. Так, например, оценку труда можно проводить посредством электронной программы, которая сама «ставит галочки» в графе «задача выполнена», или с помощью системы оценочных листов, в соответствии с которой информация собирается из разных источников (это и финансовые показатели, и показатели фактической деятельности работника) [19, c. 136].
Но есть обязательные условия, при которых возможна объективная оценка эффективности и качества труда работников:
Для того чтобы оценить эффективность и качество труда работников РУП ГФХИ «Любна» воспользуемся методикой, которая действует на данном предприятии в рамках комплексной системы управления эффективностью и качеством работы и на основе которой будет осуществляться оценка труда работников в пункте 3.3.
Данная методика основана на определении коэффициентов эффективности и качества труда рабочих и служащих. Так, для определения коэффициента эффективности труда служащих (руководителей и специалистов) используется таблица 1.3.1.
Таблица 1.3.1 – Показатели, характеризующие эффективность труда служащих
Показатель коэффициента |
Оценка показателя |
Балл показателя |
Объем производства продукции в текущих ценах, млн. руб. |
А − менее 70,0 % |
0 |
В − от 70,0 % до 100,0 % |
0,1-0,2 | |
С − выполнение плана 100,0 % |
0,35 | |
Д − перевыполнение плана за счет внеплановых заказов |
0,4 | |
Объем реализации продукции (работ, услуг), млн. руб. |
А − менее 70,0 % |
0 |
В − от 70,0 % до 100,0% |
0,1-0,2 | |
С − выполнение плана 100,0 % |
0,3 | |
Д − перевыполнение плана свыше 100,0 % до 105,0 % |
0,35 | |
Е − перевыполнение плана свыше 105,0 % |
0,4 | |
Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб.
|
А − выполнен, более 10,0 % |
0 |
В − выполнен, менее 10,0 % |
0,1 | |
С − в пределах плана |
0,25 | |
Д − снижение фактических затрат до 3,0 % |
0,3 | |
Е − снижение фактических затрат свыше 3,0 % |
0,35 | |
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, руб. |
А − выполнен, более 10,0 % |
0 |
В − выполнен, менее 10,0 % |
0,1 | |
С − в пределах плана |
0,25 | |
Д − снижение фактических затрат до 3,0 % |
0,3 | |
Е − снижение фактических затрат свыше 3,0 % |
0,35 |
Информация о работе Система стимулирования труда и направления ее совершенствования