Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

экономика вопросы 30 in ДВАГС

Работа содержит 1 файл

зкономический блок.doc

— 693.50 Кб (Скачать)

ТЕМА 23 Налоговая система государства

Осн. принципы построения налог. Системы РФ. Структура  и характеристика налогового кодекса.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1990 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей. Он определяет плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.  Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщиков осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

Можно выделить следующие черты налоговой системы России:

1. Правовые  основы налоговой системы определены конституционными нормами и основанными на них иными нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях.

2. Все  налоги и сборы разделены по  уровням государственной власти  на федеральные, региональные  и местные налоги и сборы.

3. Налоговые  системы всех уровней построены  по единым принципам.

4. Единый  механизм взимания налогов действует  на всех уровнях.

5. Налоговые  полномочия разделены по уровням  власти.

6. Налоговые  поступления в бюджеты разных  уровней дифференцированы на закрепленные, т.е. налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами (ст.47 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998г.) и регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги, по которым установлены нормативы отчислений в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (ст.48 Бюджетного кодекса).

Экономисты  и занимающиеся налоговой реформой специалисты считают, что состояние  бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

Результатом первого этапа налоговой реформы  явилось принятие Налогового Кодекса  Российской Федерации, первая часть  которого  вступила в силу с 1 января 1999 года.

Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) – основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения. Часть первая налогового кодекса устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

- определяет  виды налогов и сборов;

- устанавливает  порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

- определяет  основные начала установления  налогов и сборов субъектов  РФ и местных налогов и сборов;

- устанавливает  права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других  участников отношений;

- определяет формы и методы налогового контроля;

- устанавливает  ответственность за совершение  налоговых правонарушений; 
         -  устанавливает порядок обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц.

Часть вторая Налогового кодекса (принята  гос. Думой 19 июля 2000г.), введена в действие с 1 января 2001г. Она включает в себя четыре главы:

- глава  21 – «Налог на добавленную  стоимость»;

- глава  22 – «Акцизы»;

- глава  23 – «Налог на доходы с физических  лиц»;

- глава  24 – «Единый социальный налог  (взнос)».

В новом  НК РФ, разграничились понятия налог  и сбор, что немаловажно. Под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор отличается от налога тем, что уплачивается за совершение в пользу плательщика определенных юридически значимых действий.

НК РФ определяет общие принципы и понятия  налогообложения, права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых агентов  и налоговых органов, состав налоговых  правонарушений, процедуры рассмотрения дел по ним и порядок взыскания  сумм штрафов, пеней и недоимок.

Для более  детального рассмотрения проблем налоговой  системы России необходимо также рассмотреть понятие “налоговое бремя”.

Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика.

В НК РФ провозглашен ряд вполне разумных постулатов, например следующие:

  • законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения исходя из принципов справедливости;
  • налоги не могут иметь дискриминационный характер;
  • налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
  • не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство России, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение товаров, работ, услуг или денежных средств  в пределах территории РФ;
  • законодательные акты о налогах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить;
  • все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов толкуются в пользу налогоплательщика.

К положительным  результатам первого этапа налоговой  реформы можно отнести формирование разветвленной сети государственных  органов, обеспечивающих организацию  сбора налогов; внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабил

Тема 29 Фискальная политика и механизм ее воздействия на реальные и номинальные показатели

Фискальная  политика — воздействие государства на экономику посредством изменения величины государственных закупок, объема трансфертных выплат и системы налогообложения с целью влияния на уровень занятости, реальный объем национального производства или темп инфляции.

Виды  фискальной политики: автоматическая политика основана на действии встроенных стабилизаторов, предопределяющих естественные приспособления экономики к изменениям деловой конъюнктуры (прогрессивная система налогообложения, система социальных выплат) и не предполагающих специального вмешательства государства; дискреционная политика сознательного вмешательства государства в налоговую систему и изменения объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу, инфляцию; экспансионистская (стимулирующая) политика, которая связана с ростом государственных закупок и сокрением государственных налогов; рестрикционная (сдерживающая) политика, оказывающая влияние на совокупный спрос в сторону понижения путем сокращения государственных расходов и увеличения налогов.

Цели  фискальной политики (достижение полной занятости, стабилизация уровня цен, экономический рост, равновесие платежного баланса) находятся в сложных взаимоотношениях. Они могут быть взаимодополняемыми, например поддержание полной занятости и обеспечение экономического роста; взаимоисключаемыми, например инфляция и безработица; и взаимозаменяемыми, например уровень цен и платежный баланс.

Важным  показателем, характеризующим воздействие  фискальных решений на изменение  объема национального производства, является мультипликатор фискальной политики. Налоговый мультипликатор показывает, насколько изменится объем реального национального дохода при изменении налоговой ставки, обеспечивающей прирост налога на одну единицу. Полное мультипликативное воздействие на динамику объема производства фискальная политика может оказывать при условиях стабильности цен на всех рынках и производственных функциях, обеспечивающих предельную производительность капитала. В противном случае эффект мультипликативного воздействия может быть погашен изменениями процентной ставки и уровня цен.

Механизм  воздействия фискальной политики на совокупный спрос

Согласно классической концепции инструменты фискального воздействия приводят к перераспределению средств от частного сектора к государственному и не влияют на значение реальных переменных (национального дохода и занятости) в экономике. В силу абсолютной гибкости цен и нейтральности денег действует эффект вытеснения

1. Спрос  на деньги не зависит от  ставки процента — вертикальный  вид кривой LМ.

2. Полная  занятость и полная загрузка производственных мощностей объясняет вертикальный вид кривой АS.

3. Рост  государственных закупок за счет  увеличения дефицита бюджета сдвинет кривые 1S и АD вправо.

4. Рост  процентных ставок (i0 ==> i1) вызовет снижение запланированных частных инвестиций в размере равном первоначальному DG, т. е. Имеет место простое перераспределение средств от частного сектора к государственному.

5. Предложение благ жестко фиксировано,  предприниматели на рост совокупного  спроса повысят цены (Р0 => Р1).

6. Величина реального национального дохода не изменится  у = у*.

В кейнсианской концепции фискальная политика есть основной инструмент макроэкономического регулирования, поскольку в связи с ростом государственных расходов растет совокупный спрос и национальный доход. Прирост последнего обеспечивает увеличение сбережений, которые являются источником финансирования государственных расходов. Эта политика наиболее эффективна в период спада

1. Государство  для преодоления экономического  спада увеличивает государственные расходы. Кривая IS=> IS1 , при этом отмечается нарушение равновесия на рынке денег.

2. Эффективный  спрос и процентная ставка  растут y 0==> у1 , r 0 => r 1 , АD=>АD1.

3. На  рынке благ отмечается товарный  дефицит у2 > у0

4. Под  воздействием товарного дефицита растут цены, что вызывает два эффекта: а) со стороны спроса: 1) в ответ на повышение цен сокращается объем покупок; 2) под воздействием уровня цен происходит сдвиг кривой LМ =•>1 при этом растет процентная ставка; б) под воздействием роста цен при фиксированной номинальной заработной плате происходит падение реальной заработной платы, однако, работники в условиях денежных иллюзий не реагируют на изменение заработной платы, и кривая предложения труда остается без изменений.

5. Уменьшение  реальной заработной платы изменяет ценность предельного продукта труда, предприниматели повышают спрос на труд. Так как предложение труда не меняется, то занятость возрастает.

Таким образом, в результате фискальных мероприятий  в экономике наблюдается оживление  экономической активности при некотором уровне цен. Однако это равновесие устойчиво только в коротком периоде. В долгосрочном периоде фискальная политика не приводит к расширению активности, и все результаты нейтрализуются ростом цен и ростом процентной ставки 

Бюджетно- налог. политика

В Рос.эк-ке расход-е гос.ср-тв происходит по напр-ям:

1.Оказание  соц.помощи членам общ-ва, котор.  не могут самостоят.себя обеспечить (пенсии,пособия)

2.Обесп-е  обязат.страх-ния на случай болезни,  безраб-цы

3.Пр-во  и приобр-е тов.и усл., отв-сть за удовлет-ние спроса на которые берет на себя гос-во (оборонные закупки, фед.резервы, медикаменты)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"