Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:45, шпаргалка
экономика вопросы 30 in ДВАГС
ТЕМА 23 Налоговая система государства
Осн. принципы построения налог. Системы РФ. Структура и характеристика налогового кодекса.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1990 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей. Он определяет плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщиков осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.
Можно выделить следующие черты налоговой системы России:
1. Правовые основы налоговой системы определены конституционными нормами и основанными на них иными нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях.
2. Все
налоги и сборы разделены по
уровням государственной
3. Налоговые
системы всех уровней
4. Единый
механизм взимания налогов
5. Налоговые
полномочия разделены по
6. Налоговые поступления в бюджеты разных уровней дифференцированы на закрепленные, т.е. налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами (ст.47 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998г.) и регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги, по которым установлены нормативы отчислений в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (ст.48 Бюджетного кодекса).
Экономисты и занимающиеся налоговой реформой специалисты считают, что состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.
Результатом
первого этапа налоговой
Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) – основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения. Часть первая налогового кодекса устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:
- определяет виды налогов и сборов;
- устанавливает порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
- устанавливает
права и обязанности
- определяет формы и методы налогового контроля;
- устанавливает
ответственность за совершение
налоговых правонарушений;
- устанавливает
порядок обжалования действий налоговых
органов и их должностных лиц.
Часть вторая Налогового кодекса (принята гос. Думой 19 июля 2000г.), введена в действие с 1 января 2001г. Она включает в себя четыре главы:
- глава 21 – «Налог на добавленную стоимость»;
- глава 22 – «Акцизы»;
- глава
23 – «Налог на доходы с
- глава 24 – «Единый социальный налог (взнос)».
В новом НК РФ, разграничились понятия налог и сбор, что немаловажно. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор отличается от налога тем, что уплачивается за совершение в пользу плательщика определенных юридически значимых действий.
НК РФ определяет общие принципы и понятия налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов, состав налоговых правонарушений, процедуры рассмотрения дел по ним и порядок взыскания сумм штрафов, пеней и недоимок.
Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие “налоговое бремя”.
Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика.
В НК РФ провозглашен ряд вполне разумных постулатов, например следующие:
К положительным
результатам первого этапа
Тема 29 Фискальная политика и механизм ее воздействия на реальные и номинальные показатели
Фискальная политика — воздействие государства на экономику посредством изменения величины государственных закупок, объема трансфертных выплат и системы налогообложения с целью влияния на уровень занятости, реальный объем национального производства или темп инфляции.
Виды фискальной политики: автоматическая политика основана на действии встроенных стабилизаторов, предопределяющих естественные приспособления экономики к изменениям деловой конъюнктуры (прогрессивная система налогообложения, система социальных выплат) и не предполагающих специального вмешательства государства; дискреционная политика сознательного вмешательства государства в налоговую систему и изменения объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу, инфляцию; экспансионистская (стимулирующая) политика, которая связана с ростом государственных закупок и сокрением государственных налогов; рестрикционная (сдерживающая) политика, оказывающая влияние на совокупный спрос в сторону понижения путем сокращения государственных расходов и увеличения налогов.
Цели фискальной политики (достижение полной занятости, стабилизация уровня цен, экономический рост, равновесие платежного баланса) находятся в сложных взаимоотношениях. Они могут быть взаимодополняемыми, например поддержание полной занятости и обеспечение экономического роста; взаимоисключаемыми, например инфляция и безработица; и взаимозаменяемыми, например уровень цен и платежный баланс.
Важным показателем, характеризующим воздействие фискальных решений на изменение объема национального производства, является мультипликатор фискальной политики. Налоговый мультипликатор показывает, насколько изменится объем реального национального дохода при изменении налоговой ставки, обеспечивающей прирост налога на одну единицу. Полное мультипликативное воздействие на динамику объема производства фискальная политика может оказывать при условиях стабильности цен на всех рынках и производственных функциях, обеспечивающих предельную производительность капитала. В противном случае эффект мультипликативного воздействия может быть погашен изменениями процентной ставки и уровня цен.
Механизм воздействия фискальной политики на совокупный спрос
Согласно классической концепции инструменты фискального воздействия приводят к перераспределению средств от частного сектора к государственному и не влияют на значение реальных переменных (национального дохода и занятости) в экономике. В силу абсолютной гибкости цен и нейтральности денег действует эффект вытеснения
1. Спрос
на деньги не зависит от
ставки процента —
2. Полная занятость и полная загрузка производственных мощностей объясняет вертикальный вид кривой АS.
3. Рост
государственных закупок за
4. Рост процентных ставок (i0 ==> i1) вызовет снижение запланированных частных инвестиций в размере равном первоначальному DG, т. е. Имеет место простое перераспределение средств от частного сектора к государственному.
5. Предложение благ жестко
6. Величина реального национального дохода не изменится у = у*.
В кейнсианской концепции фискальная политика есть основной инструмент макроэкономического регулирования, поскольку в связи с ростом государственных расходов растет совокупный спрос и национальный доход. Прирост последнего обеспечивает увеличение сбережений, которые являются источником финансирования государственных расходов. Эта политика наиболее эффективна в период спада
1. Государство
для преодоления
2. Эффективный спрос и процентная ставка растут y 0==> у1 , r 0 => r 1 , АD=>АD1.
3. На
рынке благ отмечается
4. Под
воздействием товарного
5. Уменьшение реальной заработной платы изменяет ценность предельного продукта труда, предприниматели повышают спрос на труд. Так как предложение труда не меняется, то занятость возрастает.
Таким
образом, в результате фискальных мероприятий
в экономике наблюдается
Бюджетно- налог. политика
В Рос.эк-ке расход-е гос.ср-тв происходит по напр-ям:
1.Оказание
соц.помощи членам общ-ва, котор.
не могут самостоят.себя
2.Обесп-е
обязат.страх-ния на случай
3.Пр-во и приобр-е тов.и усл., отв-сть за удовлет-ние спроса на которые берет на себя гос-во (оборонные закупки, фед.резервы, медикаменты)