Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

экономика вопросы 30 in ДВАГС

Работа содержит 1 файл

зкономический блок.doc

— 693.50 Кб (Скачать)

оборудование  – машины (кроме транспортных средств), механизмы, приборы, аппаратура, устройства, предназначенные для использования  на территории СЭЗ. 

Статья 5. Создание специальных экономических  зон курортно-рекреационного типа 

Решение о создании СЭЗ на территории  субъекта Российской Федерации  принимается  Правительством Российской Федерации  по представлению органов государственной  власти субъекта Российской Федерации  и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации. Порядок оформления и подачи заявки, перечень документов, содержащихся в заявке на создание СЭЗ, определяются Правительством Российской Федерации.

Границы СЭЗ определяются законом субъекта Российской Федерации, на территории которого создается СЭЗ. Карта территорий СЭЗ является неотъемлемой частью указанного закона.

Специальный режим ведения предпринимательской  и инвестиционной деятельности вводится на территориях СЭЗ на срок 20 лет, распространяется исключительно на резидентов СЭЗ.

Государство гарантирует стабильность установленного настоящим Федеральным законом  специального режима ведения предпринимательской  и инвестиционной деятельности на территории СЭЗ на весь срок функционирования СЭЗ.

Досрочное прекращение СЭЗ  допускается только в случаях, когда это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности страны. Решение о досрочном  прекращении существования СЭЗ принимается  Правительством Российской Федерации.

Тема 18 Финанс-кредит.сист.гос-ва

Понятие финансово-кредитной системы, ее сферы и звенья : Это совокупность сфер и звеньев фин.отношений, каждое из которых харак-ся особенностями формирования и использ. денеж. ср-в и различной ролью в обществен. воспроизводстве. Сферы: 1-централизованные финансы (гос. и муниц.) 2- децентрал. (финан. организаций, финан. домаш.хоз-в) Звенья: централиз.финан- а)бюджет.система (фед.бюджет и бюджеты гос.внебюдж.фондов; бюджеты субъек. РФ и бюджеты террит.в\бюдж.фонд; мест.финан.б) гос. и мун.кредит); децентр.фин.- а) финан. организ. производ.сферы б) фин.непроизв.сферы в) фин.орган.фин.посредников (банк, страх.орг, брокеры) Экон. содержание государственных и муниципальных  финансов их  функц. и роль в развитии общ-ва.Финансы – экон. отношения, связанные с формир-м, распред-м и исполь-м централиз-х и децентрал-х фондов денеж. ср-в в целях выполнения функ. и задач гос-ва и обеспечения усл. расширенного воспроизв-ва. Осн. функции гос-х  и  муниц-х финансов: Распределительная функция (Перераспред-я функция проявляется при распред-и -го дохода, когда происходит создание осн. или первичных доходов. Их сумма = нац. доходу. Осн. доходы форм-ся при распред-и нац. дохода среди участников матер-го произв-ва. Они делятся на 2 группы: 1) з\пл рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере матер. произв-ва; 2) доходы предприятий в сфере матер. произв-ва. Однако первичные доходы еще не образуют общ-х денеж. фондов, достаточных для разв-я приоритетных отраслей н\х, обеспечения обороноспособ. страны, удовлетворения матер. и культ. ценностей страны. Необходимо дальнейшее перераспред-е национального дохода, связанное: -с межотрасл. и территор. перераспред-м в интересах наиболее эффек-го и рациональ. использования доходов и накоплений предприятий и организаций; -наличием наряду с производ-й и непроизвод-й сферы; -перераспред-м доходов между различ. соц. группами.) Регулирующая функция: проявляется в установ.общих правил организации внутрихоз-х фин.отношений. Контрольная функция Одна из важных задач - проверка соблюдения закон-ва по финан. вопросам, своеврем. и полноты выполнения финан. обязательств перед бюджет. системой, налог. службой, банками, взаимных обязательств предпр. и организ. по расчетам и платежам. Контр. функция финансов прояв-ся через деят-ть финан. органов. Состав гос-х и муниц-х финансов: 1.Бюдж. система (Бюджет. система — это совокупность бюджетов гос-ва, админ.-террит-х образований, самостоятельных в бюджжет. отношении гос-х учрежд. и фондов,основанная на экон. отношениях, гос. устройстве и правовых нормах. Бюджетная система — гл. звено финан. системы гос-ва), 2.внебюдж.(спец-е) фонды (денеж.с-ва гос-ва, имеющие целевое назначение и не включенные в госбюджет; это целевые налоги, субсидии и займы), 3. гос-й и мун. кредит: это отнош, возникающ.с одной стороны между г.власти и м.с\у, и с др. стороны юр. и фин.лицами по привлечению врем.своб.ден.ср-в на услов.возвратности, платности, срочности. Экон. сущность бюджета гос-ва, его функции. Это денеж. отношения, возникающие в процессе перераспред-я нац.дохода в связи с формированием централизов. фонда  и его использования на финан. обществ.потребностей. Функции: распределительная (распред. и перераспределение нац. дохода); контрольная. Специфика бюдж. отношений: бюдж.отнош –это фин.отнош, возник. у гос-ва с предпр.(учреж) и населен. Регулир-ся Бюдж.Кодекс.Специф: 1.они возник. в распредел.процессе, где обяз.участник – гос-во (органы вл) 2. связан. с формиров. и использов. централизов. фонда денеж.ср-в – для удовл.общегос-х потребностей, их место и роль в системе фин. отношений: бюдж.отнош.-это часть фин.отнош. и экон.структ.общ-ва.Роль: они охватыв. все уров.хозяйст-я и различ.сектора экон.и общ.жизни, они необх. для конценирации опред.доли нац.дохода и для решен.гос.задач и функц-я гос-ва.Бюджет как правовая категория. Бюджет —это номативно-правовой акт, в котором утверждаются доходы и расходы гос-ва, региона и муниц. образ. на 1 финан. год. Доходы бюджета, хар-ка осн. источников доходов бюджета.  Доходы бюджета — это денеж. ср-ва, поступающие в безвозмездном и безвоз-вратном порядке в соответствии с законод-м РФ в распоряжение органов гос-й власти РФ, органов гос-й власти субъектов РФ и органов мест. с\у. Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др.3 группы доход: налоговые, неналоговые доходы, безвозвратные и безвозмездные перечисления. Источники: налоги и сборы, пошлины госорганов, торговля оружием, драгметаллами и камнями, отвод земель, лесов, недр; продажа и аренда госимущества; выпуск ценных бумаг; % по ценным бумагам.Налог. доходы бюджета, Осн. источником налог. доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления. неналог. доходы бюджета образуют-ся  в результате либо  экон. деят-ти самого гос-ва, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджет. системы. Это плата за услуги бюдж. учреждений, от продажи гос. и муниц. имущества, админ. штрафы, доходы от конфискаций и др. Для гос.бюдж. – доходы от внешнеэкон. деят-ти (тамож.пошлины), прибыль ц\банка. Безвозмезд. и  безвозвратные перечисления. От организаций, граждан, от правительств иностран.гос-в, от бюдж. др. уровней бюдж. системы, финан. помощь: дотации ( денеж. ср-ва, поступающие в безвозврат. И безвозмезд. порядке в бюдж. др. уровня бюдж. системы РФ на текущие расходы (покрытие дефицита); субвенции (денеж.ср-ва предоставляемые на безвозмезд. и безвозвратн. основах в бюдж. др. уровня или юрид. лицу на финан. целевых расходов); субсидии (денеж.ср-ва предоставляемые на безвозмезд. и безвозврат. основах бюджету др. уровня  или физ.лицу на условиях долевого финан-я целевых расходов). Расходы бюджета, их класс-я по функц-му, экон-му и ведомственному признакам. Расходы бюджета — денеж. ср-ва, направляемые на финан. обеспечение задач и функций гос-ва и мест. с\у. В бюдж. только опред-ся размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. За счет расходов бюдж. происходит перераспр-е бюджет. ср-в по уровням бюджет. системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджет. ссуды. Расходы бюдж. носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Классиф-я расходов: по экон.признаку – 1) текущие (80-90%); 2) капитальные или инвестиционные; по ведомст. признаку (явл. группировкой расходов, отражающей распределение бюджет. ср-в по гл. распорядителям ср-в фед. бюджета) – по гл. распорядителям ср-в бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функц. классификации расходов бюджетов РФ. Формы бюдж. расходов: ассигнования на содержание бюджет учреждений; ср-в на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физич. и юрид. лицами по гос.или муниц. контрактам; трансферты населению; ассигнования на реализацию органами мест. с\у обязат. выплат насел-ю, установленных законод-м РФ, законм субъектов РФ, прав.актами представительных органов мест. с\у; ассигнования на осуществление отд. гос. полномочий, передаваемых на др. ур. власти; ассигнования на компенсацию доп. расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос. власти, приводящих к увел. бюджет. расходов или уменьшению бюджет. доходов; бюджет. кредиты юрид. лицам (в т. ч. налог. кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и др. обязательств); субвенции и субсидии физ. и юрид. лицам; инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юрид. лиц; межбюджетные трансферты; кредиты и займы внутри страны за счет гос. внешних заимствований; кредиты иностр. гос-м; ср-ва на обслуживание долговых обязательств, в т. ч. гос. или муниц. гарантий. Дефицит и профицит бюджета. дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами; профицит - превышение доходов бюджета над его расходами; Размер дефицита фед. бюджета не может превышать суммарный объем бюджет. инвестиций и расходов на обслуживание гос. долга РФ в соответ. финан. году.  Виды бюдж. дефицита: структурный ( представл.собой разницу между величинами расход. и доход. бюдж., которые поступили бы в него в усл.полной занятости ресурсов при существующей сист. нал\обл.), реальный (это разность между величинами расход. и доход. бюдж., факт. полученных в условиях существующих экон.ситуации и системы нал\обл.), циклический (это разница между реальн. и структур.дефицитами). Причины образования бюдж. дефицита: сокращ. делов.активности при экон.спаде; при неэффек. фин., фискальной политике гос-ва, увелич.расход.бюдж. при уменьш.доход., кризис в экон.), источники его покрытия: 1) внутренние: кредиты, полученные РФ от кредит. организаций в валюте РФ; гос.займы, осуществляемые путем выпуска цен. бумаг от имени РФ; бюджет. кредиты, полученные от бюджетов др. ур. бюджет. системы РФ;  поступления от продажи имущества, находящегося в гос. собственности; сумма превышения доходов над расходами по гос. запасам и резервам; налоги; прибыль гос.предп.; 2) внешние: гос. займы, осуществляемые в иност. валюте путем выпуска цен. бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностр. гос-в, банков и фирм, междун. финан. организаций, предоставленные в иностр. валюте, привлеченные Рос.Федерацией.

Тема 19  Финансовая  политика гос-ва

Содерж., значение, цели и  задачи фин. политики гос-ва: Ф. полит. -это совокуп.гос.мероприятий, направ. на орг-ю и использ. фин.отнош.для осущ-я функ. и задач гос-ва. Цель – увелич.объема фин.ресурс., наращ.гос.фин.для полного удовлет.потреб.общ-ва. Задачи: разраб.методов оптим.распред-я гос.фин и эф.целев.использ.,разраб.фин.баланса, обеспеч.условий для формиров.макс.возможных фин.ресурс., выраб.фин.механизма,создан.эф.системы упр-я фин-ми. Условия эф-ти финан. политики гос-ва: разработка эф.системы организации фин.отношений, механизма фин.регулир; при планир. доход. и расх. бюдж. и в\бюдж.фондов- реально оценивать фин.возможности; избегать «политизированных» оценок динамики ВВП и гл.бюдж.показателей, взаимосвязь финан. политики и экономики тесная, т.к. осуществление фин.политики и основ.функции по наиболее полному удовлет.потреб. общ-ва необх.финан.ресурсы; фин.политика зависит от состояния экономики. Науч. подход к выработке финан. политики гос-ва. 3 типа ф.политики: классич-я ( А.Смит, Д.Рикардо – невмешат-во гос-ва в экономику, своб.конкурен, рыноч.мех-зм ф.отнош); регулирующая (Дж.М.Кейнс – вмешательс. И регулирование цикличес. развития экономики); планово-директивная ( основана на гос.собственности на ср-ва произ-ва, т.е. руков-во всеми сферами экон. и соц.жизни) Финан. стратегия (определяет долгосроч. и среднесрочн.перспективу исполь-я фин.и предусматрив.решение гл.задач, вытекающ.из особенностей функц-я экономики и соц.сферы. финан. тактика- это выбор текущ.целей и задач использ.фин.отнош.: осн.проблемы в области мобилизац. и эф.использ.фин.ресур., регул-я эк. и соц.процессов, стимул-е иннов.технол.произ-ва. Составные части финан. политики гос-ва (бюдж. политика -это определ. целей и задач в области финансов, разраб. механизма мобилизации ден. ср-в в бюджет, выбор направлений использ. бюдж. ср-в, управ. финан. и бюдж.    системой, организация с помощью фин.- бюдж. инструментов регул-я экон. и соц. процессов., налог. полит: направлена на формиров. гос.бюдж. и манипулирование гос.расх. и нал\облаж-м, инвест-я полит направлена на привлечение фин.ресурсов в осн. и оборот. капитал с целью расширения или совершен. произв-ва, междунар. (внешнеэк.)- это комплекс мер, использ.гос-м во внешнеэк.деят. для решения комплекса соц-эк. проблем ) Институты гос.власти, осущест-е разработку и реализ-ю фин.политики. Полномочия органов гос-й власти: 1.Высшие законод-е органы вл. – это Фед. собрание и 2 его палаты – ГДума и Совет Федерац. Полном: 1)рассм-е и утв-е фед. бюдж.РФ и утвер-е отчета о его испол-и. 2) рассм-ет законы о налогах и сборах. 3) устан-ет предельный размер гос. внутр. и внеш. долга. 2. Высш.испол.органы: Счет.палата: контрольно-ревизион.; экспертно-аналит.; инфорн. деят-ть. Мин-во фин. РФ: подгот. предлож. и реализует меры по совершен-ю бюдж. системы РФ, разв-ю бюдж.   федерализма и механизма межбюдж. отнош. с субъектами РФ; участвует в разработке прогнозов соц.-экон.  развития РФ; участвует в разработке и осущ-и мер по фин. оздоров. и структурной перестройке экономики; участвует в подготовке предлож. по осн. направ-ям кредитно-денеж. политики РФ; разраб. меры, направлен. на формир. и реализ. активной инвестиц. политики; разраб-ет проекты фед. бюдж и прогноза консолидированного бюдж. РФ; исполняет фед-й бюджет; Сост-ет отчет о его исполнении; осущ-ет контроль за целев. исполь-ем ср-в фед. бюдж. 3. Высш. контрол. органы: Фед.Казначейство: исполнение фед., регион., мест. бюдж.; Мин-во РФ налогам и сборам, налог. инспекции: контроль за прав. исчислением, полнотой и своеврем.  взносов в бюдж. всех обяз-х платежей; Гос. тамож.комитет – контроль за соблюден. налог.зак-ва при пересечен.товарами границы РФ, контроль за прав. исчислен. и уплатой налогов, взимание недоимок. штрафов и т.д. Фин. механизм как ср-во реализации фин. политики гос-ва: Это ср-во воздейст.субъекта упр-я фин-ми на объект для достиж.результата.Понятие и структура фин. механизма. Фин.механизм -это совок-ть орган-х форм фин. отнош. в н\хоз-ве, порядок исполь-я центр-х и децентр-х фондов денеж. ср-в, через методы фин. планир-я, формы упр-я финансами и фин. системой, фин. законод-во. Это система управ-я фин. отношениям через фин. рычаги (прибыль, доход, дивидент, %, зарплата...) с помощью фин. методов. Структура: формы фин.ресурс., методы их формир-я, система закон.норм, организ.бюдж.системы и фин.предприятий. Фин. закон-во, фин. методы (это  фин. учет,  фин.анализ, фин. планир-е, фин. регул-е, фин. контроль), рычаги ( налоги, ставки за кредит, …) и инструменты (стимулы и санкции – льготы, штрафы, пени)

Тема 20. Управление финансами

Общее понятие об управ-и  финан: это совокупн. приемов и методов целенаправл. воздействия на объект для достиж. опред. результата.Субъекты управ-я фин. (управляющая подсистема орг. структуры, котор. осущ.упр-е: гос.орг.-счет.палата, Минфин РФ, казнач-во; хоз.организ- руковод, гл.бухг., фин.менеджер) и объекты (разл.виды фин. отнош – гос., мун. финансы, фин.насел. и предпр.), условия эфф. процесса упр-я. Органы упр-я гос. и мун. финан. в РФ (законод. органы, органы исполн. власти, органы гос. фин. контроля 1.Высшие законод-е органы вл. – это Фед. собрание и 2 его палаты – ГДума и Совет Федерац. Полном: 1)рассм-е и утв-е фед. бюдж.РФ и утвер-е отчета о его испол-и. 2) рассм-ет законы о налогах и сборах. 3) устан-ет предельный размер гос. внутр. и внеш. долга. 2. Высш.испол.органы: Счет.палата: контрольно-ревизион.; экспертно-аналит.; инфорн. деят-ть. Мин-во фин. РФ: подгот. предлож. и реализует меры по совершен-ю бюдж. системы РФ, разв-ю бюдж.   федерализма и механизма межбюдж. отнош. с субъектами РФ; участвует в разработке прогнозов соц.-экон.  развития РФ; участвует в разработке и осущ-и мер по фин. оздоров. и структурной перестройке экономики; участвует в подготовке предлож. по осн. направ-ям кредитно-денеж. политики РФ; разраб. меры, направлен. на формир. и реализ. активной инвестиц. политики; разраб-ет проекты фед. бюдж и прогноза консолидированного бюдж. РФ; исполняет фед-й бюджет; Сост-ет отчет о его исполнении; осущ-ет контроль за целев. исполь-ем ср-в фед. бюдж. 3. Высш. контрол. органы: Фед.Казначейство: исполнение фед., регион., мест. бюдж.; Мин-во РФ налогам и сборам, налог. инспекции: контроль за прав. исчислением, полнотой и своеврем.  взносов в бюдж. всех обяз-х платежей; Гос. тамож.комитет – контроль за соблюден. налог.зак-ва при пересечен.товарами границы РФ, контроль за прав. исчислен. и уплатой налогов, взимание недоимок. штрафов и т.д. Функц. элементы процесса управ-я финан.: фин. прогноз-е и планир-е (субъект управ.оценивает состояние фин.ресур., принимает решен. о возможных направлениях их использ.), операт. управ-е ( комплекс мероприятий, направлен. на реализ. и исполнен.фин.планов), фин. контроль ( проводится в процессе и планиров. и исполнен. планов; поддержив.фин.дисциплину и соблюд.фин.зак-ва). Методы фин. планир-я (расчетно-аналит., нормативный, программно-целевой, метод экон.-матем. моделир-я), их харак-ка. Виды фин. планов: 1-Перспект.фин.план. 2-Сводные фин.балансы.3-Адрес.финплан – бюджет.Содержание и значение фин. контроля: контроль –это элемент управлен.финансами; Это проверка фин.деят-ти хоз.субъектов и субъект. отрасл. (ведомст) и террит. управ. Он охватывает правильн. формир.стоимост.показателей и фин.результ.деят-ти хозяйствующих субъектов; составление и исполнение бюдж. и в\бюдж.фондов, расходов.смет некоммерч. организациями, целевое использ. бюдж. ср-в, налог.платежи. Объекты (распределительные отношения на стадии образов. и в процессе использ. фин. ресурс., ценрализ. и децентрал. ден. фондов. Проверке подвергаются стоимост.показатели.) и область применения  фин. контроля.  Виды  фин.   контроля: 1.по субъектам (гос, внутрихозяйст, обществен, независимый (аудитор.)2. по объектам (валют, бюдж, налог, ценовой, в сфере страхов.) 3. по регламенту (обязательный (внеш), инициативный (внут)) 4 по формам проведения (предварит; текущий; последующ) 5.по методам проведен.(проверка, обследование, надзор, анализ, ревизия) (госуд. включает общегос.контроль(осуществ.соотв.орган.гос. и исполн.власти в любой сфере экон. и управ.) и ведомственный (проводиться Мин-ми в отношении подведомст.предприят), внутрихоз-й ( осущ-ся фин.службой предприят, в некот – ревизион.комиссией), аудиторский ( выполняется аудит.фирмы по договорам за опред.вознагражд. Проверяется фин.отчетность и достоверн.информ. Заключение публикуется), его формы (предварит; текущий; последующ) и методы .(проверка, обследование, надзор, анализ, ревизия).

Тема 21 Бюджетная система РФ и принципы её построения

Правов. основа организации  и функц-я бюдж. системы РФ. Бюджет. система — это совокупность бюджетов гос-ва, админист.-территориальных обра-зований, самостоятельных в бюджетном отношении гос-х учреждений и фондов, основанная на экон. отношениях, гос-м устройстве и правовых нормах. Бюджет. система — глав. звено финан. системы гос-ва. Основы бюджет. устр-ва опред-тся формой гос-го устройства, действующими в стране осн.  законод-ми актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и соц. процессах. Фед. бюджет и бюджеты гос. внебюдж. фондов разрабат-ся и утвержд. в форме фед. законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты террит. гос. внебюдж. фондов разрабат-ся и утвержд. в форме законов субъектов РФ, мест. бюджеты разрабат-ся и утвержд. в форме правовых актов представительных органов местн. с\у либо в порядке, установленном уставами муниц. образований. Бюджетный кодекс РФ. от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ Принят ГД  17 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г. Действует на сегодняшний день в ред. 25 Фед.законов с изм. В 8 Фед.законах. Имеет 5 частей -307 статей Бюджет.кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджет закон-ва РФ, организации и функц-я бюджет системы РФ, правовое положение субъектов бюджет. правоотношений, определяет основы бюджет. процесса и межбюджет. отношений в РФ, порядок исполнения судеб. актов по обращению взыскания на ср-ва бюджетов бюджет. системы РФ, основания и виды ответ-ти за нарушение бюджет. закон-ва РФ.Понятие бюдж. устройства, его содержание и взаимосвязь с гос. устройством. Бюджет. устр-во определяет организацию гос. бюджета и бюджет. системы страны, взаимоотношений между ее отдельными звеньями, правовые основы функц-я бюджетов, входящих в бюджет. систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формир-я и использования бюджет. ср-в и др.Составляющей частью бюджет. устр-ва явл-ся бюджет. система. От формы гос. и админ-го устр-ва  страны зависит также построение бюджет. системы. Модели построения бюдж. системы. По степени распределения власти между центром и админ.-террит-ми образованиями все гос-ва подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Бюдж. системы унитарных и федеративных государств. Бюджет. система унитарного гос-ва состоит из 2 звеньев — гос-го и местных бюджетов. Бюджет. система федеративного гос-ва 3 звенна и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и  местных бюджетов. Принципы построения бюдж. системы РФ, их хар-ка: единства бюджет. системы РФ; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет.системы РФ; самостоятельности бюджетов; равенства бюджет. прав субъектов РФ, муниц.образов.; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов гос. внебюдж. фондов; сбалансированности бюджета; эффект. и экономности исполь-я бюджет. ср-в; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого хар-ра бюджет. ср-в. Единство бюджет. системы означает единство бюджет. закон-ва РФ, принципов организации и функц-я бюджет. системы РФ, форм бюджет. докумен. и отчетности, бюджет.классификации бюджет. системы, санкций за нарушение бюджет. закон-ва РФ, единый порядок установления и исполнения расход. обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджет. учета и отчетности бюджетов, единство порядка исполнения суд. актов по обращению взыскания на ср-ва бюджетов бюджет. системы РФ., самостоятельность бюджетов означает право и обязанность органов гос. власти и органов мест. с\у самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответ. бюджетов и эф-ть исполь-я бюджет. ср-в; право и обязанность органов гос. власти и органов мест. с\у на соответ. уровне бюджет. системы РФ самостоятельно осущ-ть бюджет. процесс, за исключением случаев, предусмотренных бюдж. Кодексом; право органов гос. власти и органов мест. с\у устанав. в соотв. с закон-м РФ о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответ. ур. бюджет. системы РФ; право органов гос. власти и органов мест. с\у в соответ. с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования ср-в бюджетов (за исключением расходов, финан. обеспечение которых осущ-ся за счет субсидий и субвенций из бюджетов др. уровней); недопустимость установления расход. обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет ср-в бюджетов 2 и более ур.бюджет. системы РФ, или за счет ср-в консолид. бюджетов, или без определения бюджета, за счет ср-в которого должно осуществляться исполнение соответ. расход.обязательств; недопустимость непосредственного исполнения расход. обязательств органов гос. власти и органов мест. с\у за счет ср-в бюджетов др.уровней; недопустимость введения в действие в течение финан. года органами гос. власти и органами мест. с\у решений и изменений бюджет. закон-ва и (или) закон-ва о налогах и сборах, приводящих к увел. расходов и (или) снижению доходов бюджетов др. уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответст. бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов; недопустимость изъятия в течение финан. года дополн. доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффек. исполнения бюджетов, сбалансир-ть бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соотв-ть суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финан-я его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполном. органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление в соотв. с закон-м РФ доходов и расходов за бюджетами бюджет. системы РФ, а также определение полномочий органов гос. власти (органов мест. с\у) по формир-ю доходов, устан-ю и исполнению расход. обязательств. Хар-ка уровней бюдж.системы. состоит из бюджетов следующих уровней: 1 ур. – фед. бюджет и бюджеты гос. внебюдж. фондов; 2 ур.-бюджеты субъектов РФ и бюджеты террит. гос. внебюдж. фондов; 3 ур.-мест. бюджеты, в т. ч.: бюджеты муниц. районов, бюджеты город. округов, бюджеты внутригород. муниц. образований, городов фед. значения Москвы и С.-Петербурга; бюджеты город. и сельских поселений. Федер. бюджет:республиканские, окружные, краевые, областные бюджеты, бюджеты городов федер. подчинения; бюджеты муниц-х образований. Для выполнения осн. функций управления гос-м, для финан. обеспечения общегос. мероприятий формир-ся централиз. финан. фонд — федеральный бюджет - форма образования и расх-я денеж. ср-в в расчете на фин. год, предназначенных для исполнения расход. обязательств РФ. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет- центральное звено террит-х бюджетов ) - форма образования и расходования денеж ср-в в расчете на финан год, предназначенных для исполнения расход. обязательств соответств. субъекта РФ.Бюджет муниц. образования (местный бюджет один из главн. каналов доведения до населения конечных результатов произв-ва. Через них обществ. фонды потребления распред-ся между отд. групп. населения.) - форма образования и расходования денеж. ср-в в расчете на финан. год, предназнач. для исполнения расход. обязательств соответств. муниц. образования. Консолидированный бюджет. Консолидир. бюджет РФ — это свод бюджетов всех уровней бюджет. системы РФ. Консолид. бюджет РФ включает федер бюджет и консолидир. бюджеты субъектов РФ. В свою очередь консолид. бюджет субъекта РФ включает регион. бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и мест. бюджеты. Консолид. бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматр-ся и не утверждаются законод-ми (представительными) орг. власти всех ур. В консолид.бюдж. НЕ включаются бюдж. внебюдж. фондов.

Тема 22 Организация бюджетного процесса в РФ

Понятие бюджет. процесса, его  стадии. Бюдж. процесс – это деят-ть органов гос.власти, мест.с\у по: составлению проектов бюджетов, их рассмотрение и (или) утвержд.; по исполнению бюдж.; по контролю за исполнением. Этапы: 1 – составление проекта; 2- рассмотрение, утверждение; 3- исполнение бюджета; 4- контроль за исполнением (составлен, рассмотрен. Утвержд. отчета об исполнении бюдж.).  с 1 по 4 этап – 2,5\3 года – это бюдж.цикл. Принципы организации бюджет. процесса в РФ: единство и полнота охвата всех дох. и расх.; реальность планир-х бюдж.дох; гласн. и публичность; соблюд.бюдж.классиф.; период.бюджетов; отражение в бюдж. соц-эк.политики гос-ва. Принцип гласности (на всех стад. бюдж.процесса проектные показатели подвергаются всестор.обсужд.), принцип разграничении полномочий между законод-ми и исполн-ми органами, принцип специализац бюдж.показателей.  Участники бюджет. процесса, обладающие бюдж. полномочиями: Президент РФ; органы закон. (представит.) власти; органы исполн. власти (высш. должн. лица субъектов РФ, главы мест. с\у, финан органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, др. уполном. органы); органы денежно-кредит. регулирования; органы гос. и муниц. финан. контроля (казначейство, банк РФ); гос. внебюд. фонды; гл. распорядители и распорядители бюджетных ср-в; иные органы, на которые законод-ом РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия, а также бюджет. учреждения, гос. и муниц. унитарные предприятия, др. получатели бюджет. ср-в, а также кредит. организации, осуществляющие отд. операции со ср-вами бюджетов (ГДума РФ; Совет Федерации Фед РФ; Прав-во РФ; Мин-во финансов РФ; Фед. казначейство; Банк России; Счет. палата РФ; Фед. служба финан-бюджет. надзора;) Составление проектов бюджетов – исключ. прерогатива Правит-ва РФ, соответст. органов исполнит. власти субъектов РФ и органов мест. с\у. Непосредственное составление проектов бюджетов осущ-ют Мин-во финансов РФ ( за 10 мес. До начала очеред. финан.года), финан. органы субъектов РФ и муниц. образований. Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов соц.-экон. развития РФ, субъектов и муниципальных образований; методы, используемые при составлении проектов бюджетов. Органы власти, осущест-е бюджет. планирование: Исполнительные органы власти осуществляют сводное финан. планирование. Рассмотрение и утверждение проектов бюджетов законод-ми органами, механизм принятия бюджета Бюджет. послание Президента РФ направляется Фед. Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очеред. финан. году - определяется бюджет. политика РФ на очеред. финан. год. Затем передается  на рассмотр.Правит-ву РФ (с 15.07 по 15.08) Далее в ГД (назначаются профильные комитеты для проверки) и Счет.палату. Затем на рассмотрение в 4 чтениях. 1е чтение: 30 дн. со дня внесения в ГД РФ( предмет: осн. направл. бюдж-налог. политики, утвержд. общ. объем доходов и расход.) При отклонении – 3 варианта: 1- созд. согласительной комиссии (для дораб. уточнен.) 2- возвращ. на доработ. в Прав-во РФ; 3- ставится вопрос о доверии Прав-ву РФ. 2е чтение: 15 дн. со дня принятия в 1м чтении (предмет: расходы по разделам функцион. Классификации; размер фонда финан.поддержки регионов) При отклонении: создание согласительной комиссии. 3е чтение: 25 дн. со дня принят. во 2 чтен.(предмет: расходы по всем уров.классификации показатели гос.оборон.заказа; программы госзаимствований; расперед. Ср-в регионам в форме финан.помощи – трансферты; 4е чтение: 15 дн. со дня принят. в 3м чтен. (предмет: бюджет в целом; по-квартальное распределение доходов и расход. После принятия в 4м чтении приобретает статус закона и передается в Совет Фед. Он должен в течение 14 дн. рассмотреть. Если одобрен – Президенту для подписания и обнарод.(5 дн.) Если отклонен – созд-ся комиссия для преодоления разногласий (туда входят члены Прав-ва и ГД). Исполнение бюджета. Исполнение фед. бюджета, бюджета гос. внебюдж. фонда, бюджета субъекта РФ, бюджета террит-го гос. внебюдж. фонда, мест. бюджета обеспечивается соответ. Прав-ом РФ, высш. исполнит. органом гос. власти субъекта РФ, мест. админист. Организация исполнения бюджета возлагается на соответ.финан. орган. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Системы исполнения бюджета: казначейская (При казначейском исполнении бюджета – учитывает доходы и финансирует расходы, контроль за движением бюдж.ср-в), банковская (Банк РФ обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по гос. цен. бумагам РФ). Полномочия Федерального казначейства в процессе исполнения бюджетов: Фед. казнач-во осуществляет контроль за: непревышением лимитов бюджет. обяз-в, распределенных гл. распорядителями ср-в фед. бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями ср-в фед. бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств; непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями ср-в фед. бюджета, над доведенными им лимитами бюджет. обяз-в; соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Фед. казначейство получателем ср-в фед. бюджета; наличием у получателя ср-в фед. бюджета док-в, подтверждающих возникновение у него денеж. обяз-в. Контроль за исполнением бюджетов включает в себя составление и принятие отчета об исполнении бюдж. Составление, составляет отчет Минфин. Не позднее 1 июня текущего года Прав-во РФ представляет в ГД и Счет. палату отчет об исполнении фед. бюджета за отчет. финан. год в форме фед. закона, а также вносятся отчеты об исполнении бюджетов фед. целевых бюджет. фондов. Передается  в Счет.палату и ГД (1,5 мес. для проверки. Счет. Палата готовит заключение и анализ статей. Если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете Дума имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета, тогда - проверка обстоятельств нарушения бюджет. закон-ва и привлечения к ответ-ти виновных должн. лиц, а также вправе возбудить процедуру выражения недоверия соответ. органу исполнит. власти и его должн. лицам, отзыва выборных должн. лиц субъектов РФ, органов мест. с\у). рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов. (При рассмотрении отчета об исполнении бюджета ГД заслушивает: доклад министра финан. об исполнении бюджета; доклад Ген. прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджет. закон-ва; заключение Председателя Счет. палаты. Далее выносится решение: утверд. или не утверд.)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"