Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

экономика вопросы 30 in ДВАГС

Работа содержит 1 файл

зкономический блок.doc

— 693.50 Кб (Скачать)

рациональное  социально-экономическое  районирование  страны, которое может служить  основой административно-территориального деления и  инструментом региональной политики. Несоответствие административно-территориального деления объективным границам социально-экономических районов при несовершенстве федеративных отношений ведет к экономическим, политическим, межнациональным коллизиям и государственным потрясениям.

  Для улучшения взаимодействия  федеральных, региональных и местных  органов  власти необходимо  укрепить  нормативно-правовую базу; провести изменение бюджетно-налоговой  системы путем разделения  источников  налоговых поступлений между федеральным, региональным и муниципальным уровнями; корректировку статуса территорий, осуществляемую на основе  рационального районирования страны, как функции Федерации, призванной способствовать совершенствованию организации народного хозяйства. Главная цель региональной политики в социальной области состоит в существенном  улучшении качества и уровня жизни граждан России.

  Региональная политика призвана  способствовать развитию интеграции субъектов Федерации в едином   экономическом пространстве при их хозяйственной самостоятельности,  выравниванию их развития. Необходима поддержка недостаточно развитых регионов, использование фонда  регионального развития, сочетания имущественных интересов Федерации и регионов.

  В конечном итоге направление социально-экономической политики должно быть подчинено повышению благосостояния  населения, которое возможно на основе устойчивого экономического развития  страны при объединении усилий всех регионов.

Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития

  Государственное регулирование   регионального развития - главное  средство  реализации региональной  политики.  Государство в лице  органов власти Федерации и  ее субъектов, используя свои  конструкционные полномочия, действуя в пределах законодательных норм и принимая законы, а также иные нормативные акты, обязано    устанавливать степень территориальной децентрализации во всех сферах  жизнедеятельности общества и вводить механизмы ее реализации в интересах   целостности государства и самостоятельного развития регионов.

   Эта абстрактная, на первый  взгляд,  формула на самом деле  отражает истинный смысл и  содержание  государственного регулирования   регионального развития. Федеративное  государство  призвано  не управлять   регионами,  а осуществлять  регулирующее воздействие: определять   общие условия их самостоятельной  деятельности, согласование   пропорции   федерального и регионального, общенациональные  интересы  приоритеты  развития  территорий.

Основное  содержание такого   регулирования составляет  упорядочение территориальной организации отношений  по  поводу  собственности,  природных ресурсов и финансов, причем регулирование отношений  по  поводу  каждого  из них отличается и процедурно, и сущностно.

   В структуре государственного  регулирования  развития  можно  выделить несколько качественно различных отношений. Во-первых, это  общеполитическое регулирование,  находящееся в русле государственной   региональной и национальной политики. Оно определяет  сферы самостоятельных  и  совместных действий, полномочия  и  ответственность органов власти   Федерации, ее субъектов и административно-территориальных  образований по всем аспектам развития регионов. Во-вторых, - общее экономико-правовое регулирование, осуществляемое через установление общефедеральных правил, процедур и конкретных норм   федерально-регионального разделения    собственности, природных ресурсов,  финансов (в т.ч. налогов) как базового   условия формирования собственных источников регионального развития и   единых федеральных источников для  частичного межрегионального  распределения. В- третьих, -   государственная селективная    (избирательная) поддержка регионального развития, реализуемая по каналам  формульного распределения соответствующих статей федерального  бюджета между нуждающимися в такой поддержке регионами, а также   посредством финансирования   федеральных программ, путем принятия  федеральных нормативных актов о  дополнительных мерах оказания государственной помощи тому или иному  региону. В-четвертых, - косвенная государственная поддержка регионального развития, оказываемая в связи с федеральной поддержкой отдельных отраслей и т.п.

  Государственная финансовая  поддержка   регионов  относится к числу  наименее  формализованных  и   наиболее  гибких  направлений государственной региональной политики. Именно здесь сталкиваются явные и скрытые интересы государства и регионов, тут наиболее  заметны субъективизм, связанность политической конъюнктурой и региональное лоббирование принимаемых решений.

      Государство делится с  регионами   не  только  путем  прямых  бюджетных инъекций через федерально-отраслевые  или федерально-региональные  финансовые  каналы. Надо иметь в виду и   государственные решения  об  установлении все более регионально  ориентированных пропорций   распределения федеральных налогов, о различных налоговых, тарифных, лицензионных льготах, о выделении средств  на разовые акции финансовой  поддержки  отдельных регионов, о разработке и реализации региональных программ и т.д.

  В этой связи целесообразно считать реальной государственной финансовой поддержкой регионов все виды передаваемых на региональный уровень бюджетных и внебюджетных средств, а также все происходящие  но  федеральном уровне перераспределения финансовых  средств и установления льготных   режимов хозяйствования в пользу отдельных территорий, по каким бы  каналам  они  ни осуществлялись.

Региональная  экологическая политика        Сама постановка о региональной  экологической политике, которая не только осуществляется, но и вырабатывается не ''сверху'' - из  пресловутого центра, а именно местными, региональными органами власти, такая  постановка вопроса об экологической  политике в нашей стране о ее   объективной необходимости все еще нова - она еще не овладела по-настоящему ни сознанием масс, ни сознанием политических сил и субъектов власти на всех уровнях.

   По старой традиции, все еще  делаются   попытки осуществлять  экологическую политика на общероссийском  уровне - из центра. Очевидно, что,  сильно ограничив  такой подход  необходимо  сохранить для решения особо масштабных проблем - таких, которые по самому своему  существу заслуживают названия государственных или даже межгосударственных (например, сохранение популяции уссурийского тигра,  спасение Байкала). Очевидно, в таких программах речь должна идти о государственной экологической политике,  и соответствующие общегосударственные органы  управления  должны  располагать необходимыми правами, полномочиями и ресурсами.

   Попытки же региональных органов  власти  выработать на своем уровне экологическую политику характеризуются  обычно сохранением многочисленных недостатков, сложившихся еще в  предыдущие годы. Это прежде всего еще недостаточные  правомочия  региональных  органов в решении экологических проблем - эти правомочия ''центр'' отдает  все  еще  очень  неохотно, да и собственно  региональные проблемы в области  финансирования, управления, деятельности природоохранных  органов  и  т.д.   В силу   этого попытки региональных  органов  власти выработать на своем уровне   экологическую политику обычно  характеризуются ессистемностью,  чрезмерным  почтением  к ведомственным приоритетам и декларативностью ''экологических'' принципов.

   Формирование обоснованной, согласованной с соседями, финансово- обеспеченной и встроенной в механизм управления  региональная экологическая политика - это процесс, который на  территории РФ  будет  происходить не только неравномерно, но и со всевозможными искривлениями и даже  уродствами. В современных условиях для надлежащей постановки  такой политики  необходим учет  социально-экономической,  технико-технологической и   экологической обстановки на местах, учет интересов местного населения,  которое и должно стать одним из основных субъектов региональной экологической политики, а  не ее  пассивным  объектом.  Видимо,  базой   для   формирования региональной экологической политики должно четкое   понимание той экологической обстановки, которая объективно существует  на  данный  момент  в конкретном регионе, и инерционных тенденций ее развития. Прежде всего требует анализа структура  экономики  региона -  в  ходе  такого   анализа   выявляются   и ранжируются основные причины неблагополучия в экологии региона,  степень  их распространенности,  становятся  более  очевидными   пути   устранения   или нейтрализации этих причин.

      Однако,  чтобы  региональная   экологическая   политика   была   верно ориентированной,  достаточно  системной   и   последовательной,   необходимо  разработать концепцию, систему  стратегических  целей,  задач,  принципов  и механизмов природопользования в регионе.

Программные методы регулирования территориального развития

  Предлагая ту или иную региональную  проблему в качестве объекта  целевой программы, следует четко охарактеризовать ее предвидимый результат и честно назвать его цену. Региональная проблематика  в связи со  своей социально- экономической направленностью имеет определенную  специфику,  учет  которой приводит к целесообразности раздельно осуществлять  оценку  эффективности  и оценку результативности программ. Речь идет о том, чтобы выявлять,  с  одной стороны меру оправданности затрат, а с другой, -  то,  насколько  реализация программных   мероприятий   будет    обеспечивать    достижение    ожидаемых результатов.  Под  эффективностью,  в   свою   очередь,   логично   понимать экономическую   выгодность,   эффективность   предложенных    в    программе специальных механизмов (стимулов,  льгот),  экономию  затрат  в  программном варианте по сравнению с периодом, когда подобная программа не применялась.

      Используемые методы  государственного  регулирования  территориального  развития  и  селективной   поддержки  регионов  исходят   не   из   системного представления  о  критических  региональных  ситуациях,  а исключительно из бюджетной обеспеченности отдельных субъектов Федерации, из  их  квалификации в качестве ''нуждающихся'' или ''особо нуждающихся''. Целевые же  программы как механизм быстрого и эффективного решения острой  региональной  проблемы (а не как способ безвозвратного финансирования из федерального  бюджета),  к сожалению, применяется  очень  редко.  Поэтому  было  бы  полезно  составить перечень  потенциальных  зон  программного   регулирования,   включив   сюда ограниченное число локальных территорий. Такие зоны следовало бы  объявить сферами приоритетного   программного финансирования с   предоставлением гарантий государственного участия и с  приданием  соответствующим расходам статуса защищенных статей бюджетов всех уровней.

      При этом имеющееся правообеспечивающие разработки федеральных программ как формы удовлетворения  государственных нужд  необходимо  дополнить   и переориентировать на  решение приоритетных,  преимущественно социальных  и экологических задач территориального развития.

      Главная задача региональной  политики - сохранении страны  как   единого федеративного государства,  что достигается разными  путями  (экономическими, социальными и политическими). Экономическая сторона  региональной  политики, в  основном,  сводятся  к   необходимости   государственного   регулирования размещения инвестиций ради более  полного  использования  ресурсов  (рабочей силы, природных ресурсов, неосвоенных земель  и  т.п.).  Социальная  сторона региональной  политики,  непосредственно  выражается   в   таких   принципах демократического  общества  как  социальная  справедливость  и   равноправие граждан. С этой точки зрения, сбалансированное региональное развитие  должно

гарантировать, что качество жизни не зависит  от  региона,  в  котором  людям довелось жить  и  работать.  Таким  образом,  характерная  для  региональной политики "дискриминация" регионов, с социальной  точки  зрения,  может  быть оправдана   необходимостью   избежать   дискриминации    граждан    по    их местожительству  (или,  по  крайней  мере,  сократить  ее).  Соответственно, региональная   политика   должна    быть    направлена    на    выравнивание межрегиональных  различий   в   доходах   населения,   уровне   безработицы, социальной  инфраструктуре,  транспортной  сети,  коммуникациях,   состоянии окружающей среды и т.п.

      Политическая сторона региональной  политики отражает  естественное  для каждого  государства   желание  обеспечить  свою   внешнюю   безопасность   и  территориальную целостность. Последнее особенно важно для многонациональных государств, в которых напряженность в отношениях  между регионами и между центром и регионами может привести к росту регионального сепаратизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Региональная  политика - очень важная  составляющая  практически  любой политики как на федеральном, так и  на  субфедеральном  и  местном  уровнях.

Хотя  говорить о региональной политике только как о части  какой-либо  другой политики неверно. Региональная  политика  -  самостоятельная  и  необходимая  часть политической и правовой основы общества и всего государства.

      Будущее России во многом определяется  именно проводимой сейчас в  нашей стране региональной политикой.  Только при разумной, целостной  и  учитывающей интересы государства,  регионов  и  населения  региональной  политике  можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей  страны.  К сожалению, современная  региональная  политика  Российской  Федерации  редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"