Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

экономика вопросы 30 in ДВАГС

Работа содержит 1 файл

зкономический блок.doc

— 693.50 Кб (Скачать)

Индикаторы  соц-экономического развития регионов: - общий уровень развития региона; - состояние важнейших отраслей производства; - финансовое полож. р-на; - инвестиционная активность; - доходы населения; - занятость и рынок труда; - состояние социальной сферы; - экологическая ситуация; - международная экономическая активность; - продолжительность жизни.

Эконом  блок Тема 12. Закономерности, принципы и факторы  размещения производительных сил

Государственное регулирование развития регионов основывается на специальных закономерностях  развития и размещения производственных сил. Сущность этих закономерностей: Комплексное развитие хозяйства экономических районов предполагает сочетание отраслей рыночной специализации, имеющих общероссийское значение, отраслей, дополняющих территориальный комплекс, и инфраструктуры. Выравнивание уровней социального и экономического развития регионов представляет собой постоянную и перспективную задачу государственного регулирования территориального развития. Сегодня можно выделить следующие основные типы регионов России: Трудоизбыточные (Сев. Кавказ), промышленные районы (Москва, С-Петербург, Нижегородская область), регионы со значительной долей частной собственности (агропромышленные регионы черноземной зоны, южной части Сибири и ДВ), регионы депрессивные (районы Кр.Севера, Сибири). Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территории является необходимым условием территориального развития в условиях рыночной экономики. Каждый регион должен иметь свой региональный рынок и в то же время выходить с продукцией ведущих отраслей на общероссийский и мировой рынки. Одним из главных условий стабилизации российской экономики в переходный период является сглаживание региональных диспропорций, и главную роль в этом играет гос.регулирование.

Гос.регулирование  крупномасштабных региональных программ предусматривает создание специальных  фондов регионального развития, стимулирование привлечения частных отечественных и иностранных инвесторов, предоставление налоговых скидок на истощение недр в связи с грозящим истощением запасов природных ресурсов, установление льгот по арендной плате при изъятии земельных площадей под строительство новых предприятий, введение поощрительных цен за экологически чистую продукцию и т.п. Гос.регулирование должно тесно увязываться с планированием и прогнозированием территориального развития.

Основные  задачи регион. политики России состоят  в обеспечении достойного уровня благосостояния населения в каждом регионе, в постепенном выравнивании уровня жизни, преодолении чрезмерных контрастов в социальных условиях. Рычагами регулирования территориального развития являются бюджетное и внебюджетное преимущественное финансирование тех или иных регионов страны, государственные, частные, иностранные инвестиции, система региональных льгот и дотаций.

Современное экономическое районирование РФ включает три основных звена: высшее звено районирования – федеральные  округа; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, как городские, так и сельские. На территории фед. округов идет процесс формирования таких эффективных форм территориальной организации хозяйства как программно-целевые территориально-производственные комплексы – ТПК, представляющие собой совокупность экономически и технологически связанных предприятий, расположенных на компактной территории и имеющих свою рыночную специализацию. ТПК формируются на базе уникальных природных богатств или на базе крупнейших промышленных объектов, имеющих районообразующее значение (мощные электростанции).  Программы развития программно-целевых ТПК составляются и принимаются на гос. уровне и финансируются из фед. бюджета. Они – перспективная основа формирования новых экономических районов. Наряду с программами важным направлением государственного регулирования региональным развитием являются комплексные прогнозы развития и размещения производительных сил России на краткосрочную и долгосрочную перспективу, которые должны тесно увязываться с генеральной схемой расселения населения.

Главные составляющие гос. регулирования  регионального развития: 1) Административное и правовое регулирование, направленное на решение проблем текущей сбалансированности, стабилизации экономики, преодоление спада производства, финансового оздоровления экономики. 2) Экономическое регулирование, в первую очередь производительных сил и регионального развития. Эконом. регуляторы должны отвечать 4 принципам: 1-ый заключается в том, что система регуляторов не должна распространяться на все субъекты хозяйственной деятельности на данной территории, необходимо лишь обеспечить особые условия нескольким важнейшим объектам, которые повлияют на развитие остальных; 2-ой заключается в том, чтобы система экономических регуляторов носила стимулирующий характер; 3-ий состоит в том, система регулирования регионального развития была строго ограничена временными рамками, особенно в плане предоставления дотаций и льгот; 4-ый состоит в необходимости учета региональной специфики.

В России приняты много программ (по Сибири, ДВ, Кр. Северу, малочисленным народам  Севера и т.д.), однако они не выполняются. Факторы, негативно влияющие на ход  выполнения программ: - отсутствие системы отбора целевых гос-х и регион-х  программ, недостаточная аргументированность их осуществления и порядка очередности; - слабая проработка регионального аспекта в отраслевых государственных программах; - отсутствие мониторинга регионального аспекта отраслевых программ; - большое число второстепенных программ, не требующих срочной реализации, входящих в перечень федеральных целевых программ; - слабо проработанный механизм реализации как федеральных, так и региональных программ; недостаточный контроль за выполнением программ.

Создание  эффективной системы государственного регулирования регионального развития возможно лишь на базе проведения глубоких научных исследований проблем региональной экономики и управления.

Эконом  блок тема 13. Методы анализа и оценка территориальной организации хоз-ва

Народно-хоз  комплекс включает:территориальную  и отраслевую структуру. Отраслевая структура отражает соотношение, связи и пропорции между крупными группами отраслей. Весь нар.-хоз комплекс делят на группы: 1) отрасли матер пр-ва – пром, строит, с/х, отрасли снабжения продукцией 2) отрасли непроизводственнолй сферы – ЖКХ, транспорт 3)соц обслуживание населения. Отраслевая классификация: добывающая; обрабатывающая; транспорт, торговля, обслуж населения; управление, наука. Важную роль в обеспечении комплексности н/х имеет производственная и социальная инфраструктура. Система территориальной организации- разделенте системы народного хоз-ва по территориальным ячейкам. Ее структуру меняет освоение новых территорий с природными богатствами. Формы территориальной организации – крупные экономические зоны, промышленные районы, промышленные агломерации, пром узлы, пром центры. Пром эконом зоны- крупные территориальные образования с характерными природными и эконом условиями развития производ сил – их две Европейская, включая Урал и Восточная, включая Сибирь и ДВ. В состав зон входят районы – территории с однородными природными ресурсами, условиями, характерной направленностью развития производительных сил, сложившейся материальной базой, инфраструктурой.  Под промышленными агломерациями понимают террит образхования, отличающиеся высоким уровнем концентрации предприятий рахличных отраслей, научных объектов и высокой плотностью населения. Промышленный узел – группа производств, размещенных на небольшой территории. Новые формы – холдинг (группа технически связанных предприятий), финансово-промышленные группы  (объединяют производство и банки). Показатели уровня развития территорий. Для оценки места региона среди всех используется коэффециент локализации – служит для сопостовления доли региона (в %) в какой-либо отдельной отраслихоз-ва с его долейв каком либо укрупненном базисном показателе. При расчете может быть ипользован любой базисный показатель, который отвечает базисной проблеме. Приимущество его состоитв простоте и возможности опираться на доступные статестичесие данные. Аналитические возможности показателя не велики.

Для сравнительного анализа региона используются различные  стат показатели, характеризующие отклонение региона от национ уровня, отклонение регио показателей от дркгих регионов. Наиболее распространен коэффициент вариации – размер колебаний регион значения покозателя относительно среднего значения. Для оценки межрегиональной дифференциации используется коэффициент Джини.

Метод структурных сдвигов – для анализа региональных данных, касающихся выпуска, занятости и др. Использование метода позволяет опред влияние национ и регион. факторов на рост регион показателей. Суть –оценка регион показателей от национальных., т.е. оценивается разница между действит региональным ростом и потенциальным ростом, кот имеет место в регионе, если бы он имел структуру идентичную национальной. 1) Общий сдвиг – разница между действит регион изменением и тем изменением, который произошел бы, если бы регион развивался средненацион темпами. Он состоит из 2 частей: пропорцион сдвиг и дифференциальный.

Пропорц сдвиг – измеряет влияние нацин-произ  структуры которая возникает  потому-что некоторые отрасли  на национ уровне растут быстрее чем  другие. Так регион специализирующийся на медленно растущих отраслях будет показ пропорцион сдвиг книзу. А регион с высокой долей быстрорастущих секторов – пропорцион сдвиг к верху.

Дифференцир. сдвиг – измеряет влияние региональных структурных особенностей. Он происходит так, как в регионе имеются отрасли, кот растут более высолкими темпами чем национальные. Регион, характеризующийся чистым дифференцированным сдвигом вверх является регионом, где есть местные преимущества некоторых видов активности.

Экономическая оценка природных ресурсов включает учет множества факторов (эконом, соц, технич, эколого-географ.), которые обуславливают пространственные различия и значимость природ ресурсов для жизни и деятельности человека. При эконом оценке используются след параметры: масшта местрождений, определяемый его суммарными запасами; качество полезного ископаемого, его состав и свойства; условия эксплуатации; мощность пластов и условия залегания; хоз значение; годовой объем добычи. Экономическая оценка прир. ресурсов-это установление возможности и целесообразности их вовлечения в производство при современном уровне развития науки и техники. Три оценки:

1) оценка  по затаратам на вовлечение  в использование осуществляющаяся  на базе учета прямых издержек  на разведку, освоение, улучшение  данного источника.

2) оценка  по затратам на использование  операющихся на теорию дефференциальной  ренты и выявление экономического  эффекта, котор возникает при  эксплуатации данного месторождения,  участка земли, лесмассива.

3) оценка  по затратам на восстановление  или компенсацию дает оценку будущим затратам, котор обществу предстоит осуществить, если данный источник выйдет из использования в резерв истощения или дегродации.

Решающей  задачей охраны окр среды и  обеспечения экологически устойчивого  развития осуществляется путем совершенствования действующей разработки и внедрения новых механизмов экологической политики (включ нормативно-правовую базу, эконом и финанс, методы гос экологического мониторинга и контроля, экологич экспертизы), а также проведение научных исследований в целях более глубокого понимания экологич проблем и поиска путей их решения, формирование общественного экологического сознания.

Принципы  размещения произв сил: приближение производства к источникам сырья, равномерное размещение производства по территории страны, специализация хоз-ва отдельных регионов с целью максим использования эффекта территор разделения труда, комплексное развитие хоз-ва регионов, укрепление обороны страны и т.д. Эти принципы- набор требований, кот необходимо учитывать при планировании размещения предприятия, развития региона, разработке общей схемы производит сил.

Факторы размещения производительных сил: эклномическо-географ положение, население и трудов ресурсы, созданный производственный апапрат, инфраструктуру, локализированные природные ресурсы, формы территориальной организации хоз-ва, качество управления, соц климат и т.д.

Методы  анализа состояния  социально-экономического развития регионов

Региональная (социально-экономическая) политика государства – сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

Подходы  к анализу регионов:

- экономический;

-политико-экономический (преобладают политэкономические аспекты анализа).

Экономический – работы, связанные с количественным анализом пространственных аспектов экономики, выявлением закономерностей в развитии регионов или их систем и выработкой на этой основе региональной политики. К этому подходу относятся все работы, основанные на использовании экономико-математического и экономико-статистического аппарата, в которых анализируются и прогнозируются параметры регионального развития и межрегиональных взаимодействий.

Политико-экономический – базируется преимущественно на качественном анализе региональных социально-экономических процессов, исследуя их как процесс формирования и взаимодействия определенных групп людей в рамках одного региона, межрегиональных взаимодействий центра и регионов. К этому подходу относятся работы, выполненные в рамках этого направления, являются исследования экономического и социально-экономического характера, посвященные идентификации интересов различных социальных групп в регионах, их согласованию.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"