Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:31, шпаргалка
1. Теория конкуренции и антимонопольного регулирования. Виды монополий и специфика их проявления на агропродовольственном рынке. Законодательное обеспечение.
2. Формы платы за землю. Порядок отчисления земельного налога на сельскохозяйственного назначения. Налогооблагаемая база.
Венгрия. Институт регулирования сельского хозяйства, вступивший в действие с 1 марта 1990 г., сделал предсказуемыми шансы сельхозпроизводителей в рыночной экономике, а в дальнейшем был дополнен необходимыми юридическими органами. Основной целью нормотворчества было − создать юридические нормы, ввод которых позволит Венгрии присоединиться к европейским институтам.Можно выделить три уровня регулирования аграрного производства.Первый из них − Министерство земледелия. Оно принимает необходимые решения самостоятельно или в случае необходимости совместно с Министерством финансов и Министерством торговли.Второй уровень − Межведомственный комитет, в работе которого участвуют представители трех вышеназванных министерств, а также тех органов, которые прежде всего заинтересованы в регулировании аграрного сектора.Третий уровень − советы по продукции.В конечном счете окончательное решение остается за министром земледелия. Межправительственный комитет − это орган, который лишь готовит решения. Закон по регулированию государством аграрного сектора касается трех видов продукции. Некоторые − крупный рогатый скот, свиньи, кукуруза и пшеница − не подлежит непосредственному регулированию.Инструментом непосредственного регулирования являются гарантированные цены и квоты.Гарантированная цена − это такая цена, по которой государство обязано закупать часть производственной агропродукции (КРС, свиней, молоко, кукурузу и пшеницу) в том случае, если рыночная цена упадет ниже этой гарантированной цены. С этими ценами всегда связана определенная квота, которая устанавливается Министерством земледелия на основании решения Межведомственной комиссии. Гарантированные цены и квоты за 3 месяца до начала календарного года должны быть доведены до сельхозпроизводителей.Другие средства регулирования − интервенционное вмешательство, различного вида субсидии, экспортные дотации и т.п.Регулирующая деятельность государственных органов осуществляется на основе договоров с советами по продукции. Основные льготы, предусмотренные правилами регулирования, могут быть получены только через советы по продукции. Основным финансовым источником регулирования является бюджет, предусматривающий и рамки экспортных дотаций, и интервенционные рамки.Важнейшее значение для подлинного регулирования рыночных отношений в аграрном секторе имеет информационная система как составная часть рыночной инфраструктуры. Но в этом Венгрия не достигла успехов. Пожалуй, единственной организацией, которая в состоянии дать всеобъемлющую информацию о конкретном продукте, являются советы по продукции. Каждый совет формируется по вертикали и состоит из производителей, переработчиков и торговцев. Советы по продукции − это профессиональный орган по согласованию и осуществлению интересов и в то же время − функционирующая информационная система. Советам министерство передает часть средств, выделенных бюджетом на регулирование аграрного сектора. Советы ведут наблюдение за конкретным рынком той или иной продукции. По тем видам продукции, по которым применяются гарантированные цены, они участвуют в установлении квот. Однако можно констатировать, что, на наш взгляд, система управления сельским хозяйством Венгрии развита слабо. Великобритания. В Великобритании преимущественное распространение получили средние хозяйства с площадью используемых сельхозугодий около 70 га. При этом из общего числа фермерских хозяйств около 40% обладают земельными участками, не превышающими 100 га. Чаще всего британская ферма − это чисто семейный бизнес, где число работников составляет всего 1-5 человек. Несмотря на наличие развитого производства растениеводческой или животноводческой продукции по основному для данного хозяйства направлению, британский фермер всегда стремится к ведению многопланового хозяйства или сочетанию нескольких видов бизнеса. Это вызвано необходимостью достижения финансовой стабильности, равномерного обращения капитала и уменьшения риска от возможных неудач при монопроизводстве. Сельское хозяйство в Англии и Шотландии характеризуется высочайшей культурой земледелия, на большинстве площадей преобладает мостовая технология, позволяющая обеспечить высокую механизацию всех процессов при минимальном числе агрегатов и минимальном расходе топлива.В большинстве случаев фермеры − собственники своих земельных участков, причем они одновременно являются менеджерами своего бизнеса. Однако фермер не обходится без услуг огромного числа сервисных, маркетинговых и консультационных компаний и организаций. Из всего множества таких услуг необходимо выделить внешний менеджмент, осуществляемый управляющей компанией через своих менеджеров.Такой способ управления получает все большее распространение, так как управляющая компания позволяет фермеру достигать более высоких и устойчивых результатов, чем он мог бы получить самостоятельно, хотя фермер за эту услугу должен платить до 30% своей прибыли. Кроме чистого менеджмента управляющая компания может использовать свой собственный оборотный капитал. В этом случае фермер чаще всего получает оговоренный контрактом фиксированный доход. Но даже и в этом случае фермер получает большую прибыль, чем при самостоятельном менеджменте и использовании только собственных ресурсов. Успешная деятельность управляющих компаний позволяет им развивать и свое собственное производство, наращивая капитал, и в результате проводить свою инновационную политику, опытную работу, а самое главное, централизованно готовить квалифицированных менеджеров. Особенностью внутренней организации и управления крупными многоотраслевыми фермерскими хозяйствами (этим занимаются, как правило, большие перерабатывающие компании или землевладельцы) является строгая специализация менеджмента. Здесь привычны такие определения, как «менеджер по зерну», «менеджер по овцеводству» и т.д. Территориальные образования, объединяющие в себе отраслевые структуры подразделения, возглавляет главный директор. Такая организация обусловлена тем, что никакой набор сервисных и консультационных услуг не способен решить многие проблемы проникновения на рынок сельхозпродукции и эффективного снабжения хозяйств топливом, удобрениями и т. д.Эти проблемы решают различные организации фермеров, чаще всего по своей форме являющиеся кооперативами (по законодательству Великобритании). Они не обладают ни большими уставными фондами, ни оборотными капиталами, а получаемая прибыль полностью распределяется между учредителями-фермерами. Каждый из фермеров здесь обладает акцией в один фунт стерлингов, а кооператив управляется советом директоров и исполнительным директором, назначаемым советом. В настоящее время кооперативы построены по узкоспециализированному принципу − маркетинговые, снабженческие и машинные кружки. Однако жесткая конкуренция за привлечение новых участников заставляет кооперативы расширять сферу своей деятельности, выходя за рамки обычной специализации.В Великобритании все более заметной стала тенденция к ужесточению конкуренции между крупными банками за финансовый рынок в аграрном секторе страны. Банки резко изменили свою политику и методы работы, что видно на примере одного из пяти самых крупных банков страны − Мидлендбанка. В результате исследования финансового рынка фермерских хозяйств было установлено следующее: в стране мало банков, полностью владеющих информацией о том, что происходит в аграрном секторе и каковы тенденции его изменения; отсутствует концепция управления финансами фермерских хозяйств; нет ясности, кто должен работать с фермерами во время оборота денег; фермерство является надежным видом бизнеса с малой степенью риска.По материалам исследований банк ввел в свою структуру новый отдел финансового менеджмента по сельскому хозяйству. Здесь каждый менеджер напрямую работает с клиентом − фермером, самостоятельно оценивает его кредитную историю, его уровень менеджмента на собственной ферме. Кроме того, финансовый менеджмент банка имеет возможность изучать все показатели движения финансовых средств и аудита, что дает ему возможность оценить истинную потребность клиента в финансовых средствах. Мидлендбанк предоставляет фермерам широкий набор банковских услуг, в том числе: краткосрочные займы (до 5 лет); долгосрочные инвестиционные кредиты для строительства зданий общего назначения (до 10 лет) и специального назначения (до 7 лет).Для приобретения земельных участков фермер может получить долгосрочный инвестиционный кредит на 25 лет. Банк большое внимание уделяет подготовке новых финансовых менеджеров, используя практические задания и стажировки при разработке бизнес-планов и планировании бюджетов конкретных фермерских хозяйств. Наибольший интерес для специалистов органов управления АПК представляет вопрос, какими должны быть функции министерства в условиях господства рыночных отношений. Британское сельскохозяйственное ведомство несет ответственность перед обществом за следующее:• охрана здоровья людей и общества в целом от некачественной сельхозпродукции;• продовольственная безопасность государства;• экологическая безопасность сельскохозяйственного производства;• использование земли как средства производства; • экономический анализ отрасли и тенденций изменений в ней;
• реализация общеевропейского законодательства по сельскому хозяйству;• сотрудничество со странами ЕС и защита интересов британских фермеров;• охрана сельскохозяйственных животных;• использование внутренних ресурсов отрасли.Министерство по всем перечисленным направлениям решает только общегосударственные проблемы, не вмешиваясь в дела фермерских хозяйств. Все сотрудники министерства являются государственными служащими, при этом в самом министерстве работают только 8,5 тыс. человек, а остальные в различных агентствах. В лондонском офисе министерства работают только 500 человек, а остальные в региональных центрах по всей Великобритании. Министерство не представляет своим фермерам финансовой помощи, за исключением тех случаев, когда фермер принимает участие в какой-либо государственной программе (например, элитное животноводство или сохранение горных пастбищ). Основной источник субсидий для британских фермеров − ЕС, регулирующий европейский рынок сельхозпродуктов.
16. теория национ-го счетоводства. Система счетов национ-го дохода: основ показ-ли и их взаимосвязь. Использ-ие сист счетов нац дохода д\анализа функц-ия с\х хоз-ва
Необходимость в системе макроэкономических показателей была осознана еще английским экономистом Уильямом Петти, который впервые в мире осуществил оценку национального дохода своей страны. Первую макроэкономическую модель национальной экономики создал француз Франсуа Кэне, глава школы физиократов. Однако особенно сильно потребность в системе макроэкономических показателей проявилась в 20-30-х гг. ХХ в.
В СССР была создана система показателей и таблиц, называемая балансом народного хозяйства, которая использовалась уже при составлении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1928-1932 гг.). На Западе разработка подобной системы началась после Великой депрессии 1929-1933 гг.
Ряд важных принципов этой системы был сформулирован еще А. Маршаллом, затем Дж.М. Кейнсом; большой вклад внесли английские экономисты Р. Стоун, К. Кларк, Дж. Хикс и американские экономисты С. Кузнец, М. Джилберт, В. Леонтьев и др. После Второй мировой войны к разработке системы макроэкономических показателей подключились международные экономические организации, и в 1953 г. в ООН был опубликован документ под названием «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», который можно рассматривать как первый международно признанный вариант системы макроэкономических показателей. Эта система пересматривалась, и ныне действует вариант 1993 г. С конца 80-х гг. на нее начала переходить и Россия.
Система национальных счетов (СНС) (ее полное название Система счетов национального продукта и дохода – System of National Product and Income Accounts) - это система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов. Она дает сведения о всех стадиях экономического кругооборота - производстве и обмене, первичном и вторичном распределении (перераспределении), потреблении и сбережении (накоплении).
СНС была разработана в конце 20-х годов группой американских ученых, сотрудников Национального Бюро Экономических Исследований (National Bureau of Economic Research), под руководством будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца (Simon Kuznets)
Система национальных счетов может быть определена и как система взаимосвязанных статистических показателей и классификаций, представленная в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты макроэкономической деятельности.
Базирующаяся на национальном счетоводстве, СНС охватывает деятельность всех институциональных единиц и хозяйствующих субъектов всех форм собственности; учитывает все операции с произведенными и непроизведенными, финансовыми и нефинансовыми, материальными и нематериальными активами.
В основе СНС лежит система обобщающих макроэкономических показателей функционирования экономики на различных стадиях воспроизводственного процесса: производства продуктов и услуг; образования, распределения, перераспределения и конечного использования доходов (в счетах потоков); использования валового сбережения на накопление различных активов (в счетах накопления); внешнеэкономических связей (в счетах остального мира) и на других стадиях экономической деятельности.
На основе системы показателей СНС характеризует экономические процессы и их результаты, отражает взаимосвязи между этими процессами. Таким образом, СНС своеобразная модель экономики, используемая для комплексного исследования экономической деятельности страны, ее регионов и секторов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.
Представляя собой статистическую модель рыночной экономики, СНС с успехом используется для выработки экономической политики, анализа результатов ее реализации и оценки эффективности, а также для моделирования, прогнозирования и управления экономикой в 155 странах мира.
Суть схемы СНС сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства (стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.
Система национальных счетов дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов — резидентов от момента Производства до момента конечного потребления или создания разных видов накопления.
Счет представляет собой таблицу, включающую две совокупности показателей, характеризующих:
а) ресурсы б) их использование.
В каждом счете соблюдается, равенство (равновесие) между объемом ресурсов и их использованием, которое, как правило, достигается с помощью, балансирующей статьи.
ВВ — Валовый выпуск = ВВ продукции + ВВ услуги
ПП — Промежуточное потребление
ВДС — Валовая добавленная стоимость = ВВ — ПП + НДС + ЧНИ
ВВП — Валовый внутренний продукт = ∑ВДС = ∑ВВ — ∑ПП + ∑НДС + ∑ЧНИ = ∑ВДС отраслей = ∑ВДС секторов
НДС — Налог на добавленную стоимость
ЧНИ — Чистый налог на импорт
ЧНП — Чистый налог на продукт
ЧВП — Чистый внутренний продукт = ВВП — ПОК
НД — Национальный доход = ВВП — ПОК
ПОК — Потребление основного капитала
ВПЭ — Валовая прибыль экономики = ВПЭ отраслей + ВПЭ секторов
ЧПЭ — Чистая прибыль экономики = ВПЭ — ПОК = (ВВ — ПП) — (ОТ + ЧН + ПОК)
РНД — Располагаемый национальный доход = ЧНД + ЧТТ
ВРНД — Валовый располагаемый национальный доход =∑ВРНД секторов = ВНС + КП
ЧНРД — Чистый национальный располагаемый доход = ВРНД — ПОК
КП — Конечное потребление
ВНС — Валовое национальное сбережение = ВРНД — КП
Сб — Сбережение = Дт — Рт
Дт — Доходы текущие
Рт — Расходы текущие
ЧТТ — Чистые текущие трансферты из-за границы
ЧНС — Чистое национальное сбережение = ВНС — ПОК
П — Продукты
У — Услуги
ОТ — Оплата труда
18. Научные основы управления в организациях.
19. Агропромышленная интеграция
АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — усиление взаимосвязей и органическое соединение сельского хозяйства и смежных отраслей, которые обслуживают сельское хозяйство, поставляют ему ресурсы и доводят его продукцию до потребителя.
Основой агропромышленной интеграции является развитие производительных сил, углубление общественного разделения труда, специализации и кооперирования производства.
В результате от сельского хозяйства отделяется ряд функций (производственно-техническое, агрохимическое обслуживание, мелиоративные работы и др.). Материально-технические ресурсы сельского хозяйства в преобладающей части (примерно на 90 %) производятся в промышленности.
Связи сельского хозяйства с другими отраслями становятся все более сложными и разнообразными, от их организации и надежности все более зависит эффективность производства.
Агропромышленная интеграция развивается в разных формах. Они зависят от того, на каком уровне рассматривается этот процесс (в масштабе всей страны, в рамках области, региона или на уровне предприятия).
Большое влияние оказывают также особенности отдельных отраслей, специфика получаемой продукции и технологии ее потребления.
В масштабе всей страны, республик, областей и районов агропромышленная интеграция выражается в усилении межотраслевых связей сельского хозяйства, в формировании и развитии народнохозяйственного, продуктовых (отраслевых) и региональных агропромышленных комплексов.
На уровне предприятий агропромышленная интеграция проявляется в образовании различных агропромышленных формирований — агропромышленных предприятий, объединений и комбинатов.
Кроме того, процесс агропромышленной интеграции выражается в установлении устойчивых прямых связей колхозов и совхозов с предприятиями и организациями смежных отраслей (по заготовке, хранению, переработке и реализации продукции,
24. Теория деловых циклов и кризисов. Виды циклов и кризисов в с\х
27. Особенности приватизации земель с\х назначения. Понятие земельной доли и ее правовой статус. Особенности реализации право собственности на земельны доли.
Говоря о приватизации земли сельскохозяйственного назначения, необходимо определиться с тем, что следует считать объектом приватизации.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса, объектом являются земли, находящиеся за чертой сельских и городских селений, используемые для потребностей сельского хозяйства и соответствующие этим целям.
Сельскохозяйственного земли делятся на два вида угодий:
- сельскохозяйственные: пашня, виноградники и другие многолетние насаждения, сенокосы, залежь;
- не сельскохозяйственные: земли под сельскохозяйственными постройками, лесополосы, леса, не состоящие в лесном фонде, дороги, солончаки, овраги и прочее.
Приватизация земельных участков - это передача участков земли в собственность пользователю, что влечет возникновение частной собственности на землю у граждан.
Процесс приватизации земельных участков регламентируется действующим законодательством.
Прежде всего, право собственности на землю закреплено в Конституции РФ, где в статье 9 говорится о частной, муниципальной, государственной и других формах собственности на землю. Государство выступает гарантом неприкосновенности и защиты прав частной собственности на землю, защиты прав владельца при совершении сделок с землей.
24 июля 2002 г. был принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который вступил в силу через 6 месяцев после его опубликования. В законе определены условия приватизации, на которых предоставляются участки земли из сельскохозяйственных земель, являющихся государственной или муниципальной собственностью.
В ст.1 Закона говорится о порядке приватизации земельных участков, регулируемом Законом, земельным кодексом РФ и другими законами.
В ст.10 Закона оговорены условия, на основании которых граждане и юридические лица могут получить в собственность или аренду земельные участки. Получить земельный участок можно при участии в торгах. Организацию торгов регламентирует ст.38 Земельного кодекса РФ
Ст.10, п. 4 закрепляет правило, в соответствии с которым арендуемый гражданином или юридическим лицом земельный участок может быть выкуплен по истечении трех лет со времени заключения арендного договора, при условии соответствующего использования. Решение принимается в течение 2 недель со дня оформления заявления в органы государственной власти.