Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:31, шпаргалка
1. Теория конкуренции и антимонопольного регулирования. Виды монополий и специфика их проявления на агропродовольственном рынке. Законодательное обеспечение.
2. Формы платы за землю. Порядок отчисления земельного налога на сельскохозяйственного назначения. Налогооблагаемая база.
Становление информационно - консультационной службы сельских товаропроизводителей началось с реализации проекта АРИС (ARIS - Agriculture Reform Implementation Support) - проекта поддержки сельскохозяйственных реформ. Создание и развитие системы информационно - консультационного обеспечения АПК обусловлено изменением роли государства по отношению к хозяйствующим субъектам, во внутреннюю деятельность которых никто не вправе вмешиваться. Опыт многих зарубежных стран показывает, что из-за несвоевременного получения информации или ее недостатка ежегодно фермеры теряют до 40% собственных средств.
Задачей информационно - консультационного обеспечения АПК является информирование товаропроизводителей об изменениях в различных областях экономики, науки, государственной политики, предоставление им помощи в ведении производственной деятельности. При этом созданные структуры в рамках этой системы не должны принимать решения за товаропроизводителей и обязаны функционировать в их интересах.
Информационно консультационный процесс состоит из двух групп обеспечения:
Информационное;
Консультационное.
Информационное обеспечение – доведение до с\х-ных товаропроизводителей интересующих их знаний по аграрному производству, менеджменту, маркетингу, правовой и коммерческой информации для осуществления производственно – хозяйственной деятельности. Оно включает:
-Создание базы данных товаропроизводителей АПК региона и/или района;
-Выявление информационных потребностей товаропроизводителей АПК и различных целевых групп сельского населения;
-Интеграция знаний из различных источников для выработки практических рекомендаций для решения проблем товаропроизводителей;
-Организация информационного обеспечения районных информационно – консультационных центров (далее ИКЦ);
-Организация доступа в Internet для структур региональных и районных ИКЦ;
-Формирование региональной сети сбора и анализа рыночной информации;
-Организация сбора, обработки и распространения информации о рынке.
Средства информационного обслуживания пользователей можно разделить на следующие группы: Обзорная информация (собирается институтами информации – каталоги, справочники); Экспресс – информация (оформляется в виде реферативных сборников и содержит информацию и различных достижениях науки и техники); Издания по пропаганде передового опыта; Учебные пособия и справочники издаваемые институтами.
Консультационное обеспечение - оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в подготовке, принятии и реализации решений.Консультационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей службой ИКС производится по следующим направлениям их деятельности: Консультирование с выездом к товаропроизводителям;
Подготовка запросов в федеральный центр на обеспечение регионального ИКЦ соответствующими информационными ресурсами;
Содействие в реструктуризации и оздоровление экономики неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий;
Выполнение платных услуг.
Деятельность сельскохозяйственных информационно-консультационных служб направлена, прежде всего, на развитие людских ресурсов и передачу достижений НТП товаропроизводителям. Одна из важнейших функций ИКС - научить сельских товаропроизводителей формировать свое мнение относительно возникающих или существующих проблем и принимать оптимальные решения по их преодолению.
Для успешной реализации своих функций работники ИКС должны хорошо владеть методами работы службы. Обладая знаниями об использовании в своей деятельности методов, работник информационно-консультационной службы сможет выбирать те из них, которые будут наиболее приемлемы с точки зрения решения стоящих перед товаропроизводителями задач и условий, в которых они работают. Методы работы ИКС подразделяются на массовые, групповые и индивидуальные.
Методы работы ИКС используются в сочетании и взаимодополняют друг друга. При этом каждый из методов имеет специфику и цели.
Основу метода составляет использование средств массовой информации (ТВ, радио), Интернет, аудио- и видеотехники, средств наглядной агитации, использование ПК и др.
Конкретные формы работы:
- передача информационных сообщение через СМИ, Интернет;
-изготовление и распространение аудио-, видео- и печатной продукции;
- изготовление и распространение средств наглядной агитации и организация выставок.
Цели использования массовых методов:
1)Распространение информации об ИКС и предоставляемых ею услугах, с целью привлечения новых клиентов и поддержки связи с имеющимися клиентами, увеличение влияния службы на своих реальных и потенциальных клиентов;
2) Распространение технических инноваций и повышение интереса товаропроизводителей к ним;
3) Обмен опытом между товаропроизводителями;
4) Повторение информации, заинтересовавшей товаропроизводителей или являющейся интересной, по мнению сотрудников ИКС или СМИ;
5) Оказание консультаций по вопросам, интересующим широкий круг клиентов ИКС, дополнение к оказанным раннее консультациям или выпуск «наживки» с целью увеличения интереса к поставленной проблеме;
Теория инфляции. Понятие показатели, виды. Кейсинская и монетаристская трактовка причин инфляции. Экономические последствия инфляции д\с\х.
Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости.
Процессом, противоположным инфляции, явля
• умеренную инфляцию, которая измеряется процентами в год и уровень которой составляет до 10% в год. Темпинфляции на уровне 3—4% в год считается нормальным явлением для современной экономики;
• галопирующую инфляцию, также измеряемую процентами в год, но темп которой выражается двузначными числами и которая считается серьезной экономической проблемой для развитых стран;
• высокую инфляцию, которая измеряется процентами в месяц, может составить 200—300% в год и более (заметим, что при подсчете инфляции за год используется формула сложного процента) и наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой;
• гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40—50% в месяц или более 1000% в год.
Основные показатели, измеряющие инфляцию:
Индекс потребительских цен (consumer price index, CPI);
Индекс производственных цен (producer price index, PPI).
Эти показатели дают возможность рассмотреть инфляцию с двух сторон – со стороны производства и потребления. Чтобы измерить CPI, вводят такое понятие, как фискальная потребительская корзина. Эта корзина включает и товары, и услуги, на которые существует постоянный спрос. Сюда входят топливо, продукты питания, одежда, транспорт и т.д. Кроме этого CPI включает налоги и импортные товары и услуги.
Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор).
Типы инфляции:
Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства(дефицит товара).
Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.
Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на эти товары.
Экономисты из инвесткорпорации Goldman Sachs для обозначения резкого роста цен на аграрную продукцию придумали новый термин: «Агфляция»[3] (
Марксистская теория
Так, в традиционной марксистской экономике инфляция (от лат. inflatio - вздутие) понималась как нарушение в процессе общественного производства в докапиталистических формациях и в условиях капитализма, проявляющаяся в переполнении сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей хозяйства и их обесценении. Инфляция, по марксистской школе, органически связана с особенностями воспроизводительного цикла, государственно-
Монетаристская теория инфляции
Проблема инфляции занимает одно из центральных мест и в монетаристской литературе, где причинная зависимость между изменением количества денег и уровня цен рассматривается как основная экономическая закономерности. Монетаристы важнейшей и практически единственной причиной инфляционного процесса считают более быстрый рост национальной денежной массы по сравнению с ростом продукта. Следуя их теории, в долговременной перспективе деньги полностью нейтральны и эффект денежных импульсов (ускорения или замедления темпов роста денег) отражается лишь на динамике общего уровня цен, не оказывая ощутимого воздействия на объем производства, инвестиций, занятости рабочей силы и т.д. Однако в течение более кратких периодов (один экономический цикл) изменение денежной массы могут оказать некоторое влияние на состояние производства и занятости, но эффект будет недолгим: через определенное время темп роста реальных показателей производства вернется к исходному уровню. Тем самым отвергается кейнсианская идея о возможности постоянно поддерживать темпы экономического роста, жертвуя определенным повышением темпов инфляции. Важная роль в монетаристской модели принадлежит и инфляционным ожиданиям, которые формируются с учетом ошибок в прошлых предсказаниях цен.
Кейнсианская теория инфляции
Кривая Филипса
Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956 гг., английский экономист А. Филипс предложил в 1958 году кривую, отражающую обратную зависимость между уровнем ставок заработной платы и уровнем безработицы. При этом было установлено, что увеличение безработицы в Англии свыше 2,5 - 3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Отсюда следовал вывод, что уменьшение сопровождается повышением цен и заработной платы. Таким образом, уровень безработицы может быть снижен за счет ускорения темпов инфляции.
Теоретическую базу под расчеты Филипса подвел экономист Р. Липси. В дальнейшем американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу модифицировали кривую Филипса, заменив ставки заработной платы темпами роста товарных цен. В таком виде кривую стали использовать для экономической политики, прежде всего для определения уровней, при которых возможны высокий уровень занятости и производства и определенная стабильность цен.
На оси абсцисс показан уровень безработицы, на оси ординат - темпы роста товарных цен.
Если правительство рассматривает уровень безработицы u1как излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия, стимулирующие спрос, что ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест. Уровень безработицы снижается до величины u2, но одновременно возрастает темп инфляции до Р2. Возникшие условия могут вызвать кризисные явления, что вынудит правительство принять меры для снижения темпов роста цен до уровня Р3, а безработица увеличится до уровня u3.
Практика показывает, что кривая Филипса применима для экономической ситуации в краткосрочный период, так как в долгосрочном плане, несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств.
Среди этих обстоятельств важно выделить политику стимулирования спроса. Стремление правительства снизить уровень безработицы ценой увеличения инфляции успешно только тогда, когда у населения удается создать так называемые “ложные ожидания”. К примеру, работающие по найму, наблюдая рост ставок зарплаты, увеличивают предложения труда. И тогда, как и предполагалось в концепции кривой Филипса, наблюдается рост инфляции и связанной с ней номинальной заработной платы.
Однако как только люди начинают замечать, что реальная заработная плата все уменьшается (в отличие от номинальной) то никто больше не будет увеличивать предложения труда.