Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:31, шпаргалка

Описание работы

1. Теория конкуренции и антимонопольного регулирования. Виды монополий и специфика их проявления на агропродовольственном рынке. Законодательное обеспечение.
2. Формы платы за землю. Порядок отчисления земельного налога на сельскохозяйственного назначения. Налогооблагаемая база.

Работа содержит 1 файл

Экзамен по экономике.doc

— 709.50 Кб (Скачать)

          повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет расширения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам и повышения удельного веса застрахованных посевных площадей;

          совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в условиях сглаживания сезонных колебаний цен, повышения доли российских продовольственных товаров в розничной торговле этими товарами.

Формы государственной поддержки агропромышленного комплекса

В рамках реализации Государственной программы государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по следующим направлениям: на поддержку племенного животноводства, на приобретение средств химизации, на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства, на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитам (займам), на развитие отраслей растениеводства, в том числе элитного семеноводства, а также на реализацию экономически значимых региональных программ субъектов Российской Федерации.

Полномочия по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям переданы субъектам Российской Федерации.

При финансовой поддержке из федерального бюджета в субъектах Российской Федерации созданы Фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса (гарантийные фонды) для обеспечения доступности кредитных ресурсов. Их работа заключается в предоставлении поручительства по кредитам, получаемым в коммерческих банках субъектами малого и среднего предпринимательства, при недостаточном объеме залогового обеспечения.

Алгоритм получения государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей

Направления государственной поддержки агропромышленного комплекса

Из федерального бюджета в 2011 году бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации Государственной программы выделяются средства на условиях софинансирования на реализацию следующих мероприятий государственной поддержки сельскохозяйственного производства:

1.         Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 90 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах»;

2.         Субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1199 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений»;

3.         Субсидии на поддержку племенного животноводства регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. № 79 «Об утверждении правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства»;

4.         Субсидии на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 1069 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства»;

5.         Субсидии на возмещение части затрат на закупку кормов регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 179 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота»

6.         Субсидии на поддержку отраслей растениеводства регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 1174 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации на поддержку отдельных отраслей растениеводства»;

7.         Субсидии на поддержку экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1042 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации»;

8.         Субсидии в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года»;

9.         Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99 «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года».

Ресурсное обеспечение мероприятий государственной поддержки сельскохозяйственного производства

Общий объем бюджетных ассигнований, направленных на развитие сельского хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 №357-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году составляет 149,7 млрд. рублей.

В том числе объем финансового обеспечения мероприятий Государственной программы 118,0 млрд. рублей.

По поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина в 2011 году Минсельхозу России в рамках реализации Государственной программы дополнительно выделено 7,0 млрд. рублей.

Общий объем финансового обеспечения мероприятий Государственной программы в 2011 году составляет 125,0 млрд. рублей, что соответствует ресурсному обеспечению Госпрограммы, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 №446. Из них:

          на реализацию Федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 – 2010 годы и на период до 2013 года» запланирован в объеме более 11,0 млрд. рублей;

          на реализацию Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 г.» - 7,7 млрд. рублей;

          на поддержку отраслей животноводства – 10,7 млрд. рублей, в том числе 5 млрд. рублей дополнительно выделенных средств на содержание маточного поголовья КРС;

          на поддержку отраслей растениеводства – 4,8 млрд. рублей, из которых, по поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина, 1 млрд. рублей дополнительно выделен на поддержку элитного семеноводства и 1 млрд. рублей на приобретение средств химизации (минеральные удобрения);

          на регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия – 6,1 млрд. рублей;

          на страхование рисков – 5,0 млрд. рублей;

          на поддержку экономически значимых региональных программ – 1,0 млрд. рублей;

          на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным сельскохозяйственными товаропроизводителями – 80,3 млрд. рублей.

          из них на возмещение процентных ставок:

          по инвестиционным кредитам (займам) – 59 371 млн. рублей;

          по краткосрочным кредитам (займам) – 14 645 млн. рублей;

          по кредитам (займам) на поддержку малых форм хозяйствования – 6 300 млн. рублей.

          Как особый инструмент государственного регулирования аграрный протекционизм (т.е. поддержка, покровительство, защита) представляет собой совокупность научно обоснованных правовых, социально-экономических и организационных мер государства, направленных на активное содействие прогрессу в развитии отечественного сельского хозяйства, целевые функции этих мер базируются на объективно обусловленных спецификой воспроизводственного процесса в отрасли методологических принципах. На практике эти принципы часто искусственно деформируются или заведомо извращаются, что обусловливается влиянием как «воплощенных» в жизнь абстрактных теоретических представлений, так и волевых, непрофессиональных практических решений соответствующих «директивных» органов и институтов государства, что неизбежно ведет к негативным или заведомо разрушительным социально-экономическим последствиям. На протяжении многих веков такие последствия неоднократно испытывали на себе сельское хозяйство, крестьянство России, а, следовательно, российское общество в целом.

          В рыночной экономике основная целевая функция политики аграрного протекционизма по существу в основном сводится к поддержанию необходимой доходности товаропроизводителей. По умозрительной конструкции физиократов и их вольных или невольных последователей в практике, особенно советской, предполагалось, что прибавочная стоимость, благодаря даровым силам природы, создается только в сельском хозяйстве, а потому «логично», вместо государственной поддержки доходов этой отрасли, наоборот, «справедливо» изымать из нее прибавочную стоимость (практически прибыль), а то и часть средств, объективно необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы. Обложение, как выражение получения с земледельца якобы закономерной «дани», большевики сначала распространили на трудолюбивых, рачительных хозяев (обозвав их кулаками), а потом, особенно после коллективизации, на все крестьянство, которое в силу этого и несло на себе основные тяготы «социалистического» государственного крепостного права.

          С середины 50-х годов XX в. некоторые признаки аграрного протекционизма начали возрождаться, но реализовывались они в заведомо ресурсорасточительных формах, с приоритетом поддержки так называемых отстающих, слабых, т.е. той же бедноты, только «коллективной», а не «культурных хозяев», эффективных сельских товаропроизводителей. В лучшем случае действовал принцип: «всем сестрам по серьгам». Помимо этого огромные средства государства шли на сооружение гигантских, экологически вредных животноводческих комплексов, создание показательных колхозов-«маяков» и т.д. Миллиарды народных средств в «плановом порядке» закапывали в землю мелиораторы. С началом нынешних реформ аграрный протекционизм в общих декларациях государства получил свое признание, но ни масштабы, ни механизмы его осуществления совершенно не отвечают потребностям развития эффективного, конкурентоспособного, социально защищенного сельского хозяйства.

          Обобщая различные, противоречивые или прямо противоположные научные и практические государственные подходы к проблеме, можно утверждать, что во многом, если не в основном, волевые решения в протекционистской политике по отношению к сельскому хозяйству связаны с отсутствием всесторонне обоснованной и «узаконенной» научной концепции этой политики, равно как и общей концепции государственного регулирования АПК и адекватных механизмов ее реализации, рационального сочетания прямых и косвенных форм поддержки или защиты отечественных производителей, в том числе от внешней экспансии на национальном агропродовольственном рынке. Имеющиеся, в том числе взаимоисключающие взгляды на вопросы оказания и размеры прямой бюджетной поддержки субъектов этого рынка, прежде всего сельских товаропроизводителей являются прямым следствием недооценки или прямого игнорирования объективной общественно-политической необходимости аграрного протекционизма и отставанием в разработке самой его концепции, адекватной современным переходным условиям.

          Между тем эта необходимость совершенно очевидна, безальтернативна и обусловлена, по меньшей мере, двумя базовыми предпосылками. Во-первых, речь идет о производстве пищевых средств, этого по определению классика «самого первого условия существования непосредственных производителей и всякого производства вообще», к которому Ф.Энгельс сделал существенное «житейское» добавление: «когда заговорит желудок – всякие аргументы теряют силу». Во-вторых, аграрное производство вследствие действия стихийных сил природы сопряжено с особым риском, снижающим инвестиционную привлекательность владельцев частного капитала. В этих условиях именно государство, чтобы содействовать нормальному динамичному развитию агропродовольственной системы и обеспечить продовольственную независимость страны объективно вынуждено взять на себя функции формирования и целенаправленного осуществления политики аграрного протекционизма. Неспособность реализовать эти функции – прямое свидетельство экономической и политической ущербности правительства и власти вообще.

          Соблюдение отмеченных основополагающих предпосылок объективной общественной необходимости аграрного протекционизма позволяет реализовать его определяющую социально-экономическую функцию, т.е. обеспечение нормально функционирующим хозяйственным субъектам сельского хозяйства и всей агропродовольственной системы уровень доходности, необходимый для социального прогресса и поддержания производства в объемах, адекватных общественному спросу, реальной емкости агропродовольственного рынка. При этом под “нормальностью” такого функционирования понимается «качество» хозяйствования, по меньшей мере, соответствующее среднеотраслевым достижениям степени и эффективности используемых ресурсов и обеспечивающее достаточный для осуществления необходимых темпов расширенного воспроизводства уровень рентабельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"