Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:31, шпаргалка
1. Теория конкуренции и антимонопольного регулирования. Виды монополий и специфика их проявления на агропродовольственном рынке. Законодательное обеспечение.
2. Формы платы за землю. Порядок отчисления земельного налога на сельскохозяйственного назначения. Налогооблагаемая база.
Земля как фактор производства. С экономической точки зрения земля как фактор производства — это те производительные блага, которые не являются результатом человеческого труда и даны самой природой. К ним относятся земельные площади, лесные массивы, водные ресурсы, полезные ископаемые в недрах земли, воздушный бассейн, животный и растительный мир.
Важнейшей характеристикой земли является ее ограниченность и невозобновляемость (за исключением живой природы). Конечно, земля — это не только фактор производства, но и жизненное пространство, в котором осуществляется деятельность людей.
Будучи объектом хозяйствования, земля в условиях рыночной экономики включается в сферу товарного оборота, она продается и покупается. По поводу ее использования складываются земельные или аграрные отношения. Они характеризуются прежде всего землевладением, основу которого составляет собственность на землю, и землепользованием, которое определяет субъектов хозяйственной деятельности на данной земле. Землевладение и землепользование, как правило, не совпадают. Несовпадение землевладения и землепользования является одним из условий возникновения земельной ренты. Другим условием ее возникновения следует назвать ограниченность земли как фактора производства. А в этой связи предложение земли на рынках факторов производства неэластично.
Рента. Как и любой фактор земля в соединении с другими факторами производства приносит доход. Этот доход принято называть рентой. В свою очередь, отношения, связанные с ценообра-зованием и распределением доходов от использования земли как фактора производства, называются рентными. Рентными называются также отношения, обусловленные использованием полезных ископаемых, а иногда и недвижимости.
Земельную ренту необходимо рассматривать как доход, связанный с использованием земли. Ее предложение ограничено и не может изменяться под воздействием рыночных цен. Общий уровень ренты устанавливается в точке равновесия предложения и спроса на землю, как показано на рис. 5.3. В случае отклонения от точки равновесия рента может превышать ее первоначальный уровень (точка А2) или же, напротив, быть ниже этого уровня (точка А1). В первом случае спрос на землю сокращается, а во втором возрастает; если спрос на землю формируется кривой D3, то земельная рента равна нулю. Земля в таком случае выступает как бесплатный дар природы, что может иметь место в условиях свободных земельных участков.
Равновесие между спросом и предложением земли определяет равновесный уровень земельной ренты (точка A).
В экономическом плане рента — это цена земли и других природных ресурсов, которая уплачивается собственникам этих ресурсов. Иначе говоря, внешне рента выступает как плата пользователей земли ее собственнику. Она присваивается землевладельцем в виде остаточного дохода. По своей сущности он представляет собой часть прибыли, создаваемой в сельскохозяйственном производстве, в добыче ископаемых и распределяемой в пользу собственников земельных участков, месторождений полезных ископаемых. Она включается в арендную плату, которая взимается собственниками этих ресурсов.
Величина земельной ренты определяется плодородием сельскохозяйственных угодий. Более плодородные и более выгодно расположенные земельные участки или же участки с более интенсивным ведением сельскохозяйственного производства приносят избыточный дополнительный доход в виде дифференциальнойрен-
ты, которая выше среднего уровня, соответствующего точке равновесия между спросом и предложением земли.
Дифференциальная рента возникает во всех случаях, когда предложение того или иного фактора неэластично, например в добывающих отраслях промышленности. Если предложение того или иного фактора длительное время ограничено и, следовательно, является абсолютно неэластичным, то возникает доход в форме квазиренты — мнимой ренты. Она носит временный характер, пока предложение данного фактора не достигнет достаточно высокого уровня.
Цена земли. Земля как объект купли-продажи имеет определенную цену. Цена земли равна отношению земельной ренты к годовой ставке ссудного процента.
По своей сущности цена земли — это капитализированная рента. Собственник, продав земельный участок и положив деньги в банк, должен получать доход, равный величине земельной ренты.
В реальной действительности цены на земельные участки определяются многими факторами, в том числе законом убывающей отдачи земли. Особенно высокими они являются в крупных городах.
Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.[1]
В широком смысле рынок труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.[1]
Отношения на рынке труда регулируются общественными и государственными институтами[
Эти отношения противоречивы в силу действия законов спроса и предложения. В процессе обмена устанавливается состояние их временного равновесия, которое выражается определенным уровнем занятости и оплатой труда. [1]
Спрос на рабочую силу в условиях свободной конкуренции формируе
Рынок труда зачастую является самым точным детектором социального положения населения той или иной страны. Возникновение рынка труда связано со становлением рыночных отношений и развитием капитализма. Именно свободный труд, когда работник может уволиться в любой момент, и не «привязан» к предприятию как крестьянин вфеодальную эпоху характеризует процесс уничтожения феодализма и рождения капитализма.
В настоящее время мобильность трудовых ресурсов — один из важнейших параметров, при которых возможен экономический рост в экономике вообще. Мобильность трудовых ресурсов характеризуется реальными возможностями работников и их семей переехать в другие местности для выбора места проживания, где они могут иметь более выгодные предложения по найму. Таким образом, мобильность трудовых ресурсов способствует более высокой эффективности и производительности в экономике.
14. Формы и метода государственного регулирования АПК. Формы гос поддержки с\х. Государст-й протекционизм. Госуд регулир с\х в зарубеж странах..
Под методами государственного регулирования понимается совокупность определенных способов воздействия на всех участников аграрных правоотношений со стороны органов государственной власти в процессе реализации этими органами возложенных на участников аграрных правоотношений задач и функций.
В сложившейся ситуации очень важна необходимость системного, комплексного анализа деятельности государственных органов именно в этой сфере управления экономикой.
Поэтому формы и методы имеют очень важное значение для исследования регулятивной деятельности. Выделяют несколько методов государственного регулирования сельского хозяйства. Основными являются экономические и админ
Использование административных методов воздействия связано с осуществлением контроля за соблюдением сельскими товаропроизводителями законодательства, необходимостью обеспечения рационального использования земли, других природных ресурсов, качества с/х сырья и продовольствия и т. п. Административные методы представлены методом прямых предписаний и запретов со стороны государства по отношению к участникам аграрных правоотношений.
Вместе с тем актуальной остается проблема осуществления государственного регулирования преимущественно экономическими методами, посредством использования механизмов финансирования, налогообложения, кредитования, ценообразования и страхования, что позволяет воздействовать на экономический интерес участников аграрных отношений.
Административный и экономический методы – основные методы в деятельности государственных органов по регулированию сельского хозяйства.
Они взаимодополняют друг друга, поэтому противопоставить их никак нельзя. Наиболее оптимальное осуществление деятельности в сфере регулирования сельского хозяйства может быть достигнуто только при единстве данных методов.
Важное значение имеют и другие методы государственного регулирования сельского хозяйства: убеждения, дозволения, метод прямых предписаний, рекомендательный. Наиболее распространенным является метод убеждений. Этот метод влияния на общественные отношения представляет собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных действий, которые осуществляются с целью обеспечения высокой организованности и дисциплины.
Данный метод выступает как постоянная разъяснительная, воспитательная работа, оказывающая содействие приобретению и углублению работниками собственного опыта, распространению достижений науки и техники, повышению правовой культуры, моральному и материальному поощрению работников. На практике все чаще применяется метод дозволения.
Основа этого метода заключается совершенствовании самостоятельности в деятельности хозяйств, значительном росте квалифицированных кадров, повышении активности сельскохозяйственных производителей в управлении производством.
При использовании данного метода государственные органы предоставляют право самим сельскохозяйственным предприятиям решать тот или иной вопрос. К ним относятся акты, в которых указывается конкретное поведение, не допускающее каких-либо отклонений, и которыми руководствуется субъект в хозяйственно-производственной деятельности.
Они применяются при активном участии управленческого персонала предприятий, специалистов, работников сельского хозяйства и имеет императивный характер. При государственном регулировании сельского хозяйства применяется также рекомендательный метод. Государственные органы предлагают тот или иной вариант решения, а хозяйства сами определяют чем им руководствоваться.
Особенность рекомендательной нормы состоит в том, что она не несет в себе обязательного характера. Рекомендации, обычно, содержат положения, выполнение которых юридическими санкциями не обеспечивается. Поэтому их нельзя считать правовыми установлениями, так как они лишены свойства обязательности исполнения. Рекомендательные нормы указывают направления решения того или иного вопроса, и если норма будет принята, то она приобретает черты внутрихозяйственной нормы и становится регулирующей для данного хозяйства.
Формы непосредственно выражают действия государственных органов по регулированию сельскохозяйственными предприятиями, структуру их деятельности и основы ее реализации. К основным формам деятельности государства относят правотворческую, правоприменительную, правоохранительную, организационную деятельность.
Все формы деятельности органов государственного регулирования в области сельского хозяйства взаимозависимы, только их комплексное использование позволяет оптимально решать задачи, которые возникают перед сельскохозяйственным товаропроизводителем, рационально использовать имеющиеся юридические способы.
Правотворческая деятельность – это деятельность уполномоченных органов государства, законодательной и исполнительной власти по изданию соответствующих правовых актов относительно сельскохозяйственной деятельности.
Правоприменительная деятельность. Ее сущность сводится к тому, чтобы реализовывать в конкретных жизненных обстоятельствах аграрную политику государства, правовые нормы с помощью различных способов. Она является оперативно-творческой, требует инициативы, активности, целеустремленности при решении задач, учета всех обстоятельств, которые имеют место в конкретной отрасли, в каждом хозяйстве.
Организационная деятельность. Цель организационных действий состоит в обеспечении четкой, максимально эффективной деятельности сельского хозяйства и тесно связанных с ним отраслей агропромышленного комплекса.
Государственная поддержка агропромышленного комплекса в Российской Федерации осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 (далее – Государственная программа).
Государственная программа разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (от 29.12.2006 №264-ФЗ) и определяет цели, основные направления развития отрасли и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на среднесрочный период, ресурсное обеспечение и механизмы реализации предусмотренных в ней мероприятий, целевые индикаторы и прогноз развития сельского хозяйства.
Государственная программа призвана создать необходимые условия для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в сельском хозяйстве и на сельских территориях, а также содействовать реализации всего комплекса целей социально-экономического развития страны в период до 2012 года. Она предусматривает следующие главные цели на 5-летний период:
устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе обеспечения финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития его приоритетных подотраслей;
сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
В соответствии с целями в Государственной программе определены ее основные задачи, в том числе:
создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и улучшения жилищных условий, повышение обеспечения сельского населения питьевой водой и природным газом;
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства на основе сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы информационного обеспечения, участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики;
обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства;